Научная статья на тему 'Формирование культурно-гуманитарной подготовки студентов-первокурсников: гендерный аспект'

Формирование культурно-гуманитарной подготовки студентов-первокурсников: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
GENDER SPECIFICITY / CULTURAL AND HUMANITARIAN TRAINING / SOCIALIZATION / FIRST-YEAR STUDENTS / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА / КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнова Ольга Игоревна, Магранов Алексей Сергеевич

В данной статье анализируется гендерный аспект культурно-гуманитарной подготовки выпускников школ, поступающих в вузы Ростовской области. Выявлены тематические предпочтения в изучении различных исторических периодов у юношей и девушек. Авторы, опираясь на результаты прикладного социологического исследования, дают оценку пробелам в культурной картине мира в зависимости от пола обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гусейнова Ольга Игоревна, Магранов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURAL AND HUMANITARIAN TRAINING OF FIRST-YEAR STUDENTS: GENDER ASPECT

This article analyzes gender aspect of cultural and humanitarian training of school-leavers entering universities of the Rostov region. Thematic preferences in studying of various historical periods at young men and girls are revealed. Authors, relying on results of applied sociological research, give an assessment to “gaps” in a cultural outlook depending on a gender of the trained.

Текст научной работы на тему «Формирование культурно-гуманитарной подготовки студентов-первокурсников: гендерный аспект»

МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБ УРОВНЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» _

УДК 316.614 ББК 60.5

Гусейнова Ольга Игоревна Huseynova Olga Igorevna

аспирант Южного федерального университета.

Postgraduate Student, Southern Federal University. Тел.: 8(961) 401-13-51.

Магранов Алексей Сергеевич Magranov Alexey Sergeevich

старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований Южного федерального университета кандидат социологических наук.

Senior Researcher, Center for Social and Political Studies, Southern Federal University, PhD in Sociology. Тел.: 8(950) 858-58-02.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ: ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Formation of cultural and humanitarian training of first-year students:

gender aspect

В данной статье анализируется гендерный аспект культурно-гуманитарной подготовки выпускников школ, поступающих в вузы Ростовской области. Выявлены тематические предпочтения в изучении различных исторических периодов у юношей и девушек. Авторы, опираясь на результаты прикладного социологического исследования, дают оценку пробелам в культурной картине мира в зависимости от пола обучающихся.

Ключевые слова: гендерная специфика, культурно-гуманитарная подготовка, социализация, студенты-первокурсники, социологическое исследование.

Важнейшую роль в процессе воспитания подрастающего поколения играет формирование базы культурно-гуманитарных знаний у молодежи. Обладание знаниями общекультурной направленности является одним из главных условий развития чувства патриотизма и нравственности у молодых людей. Процесс культурно-гуманитарной подготовки молодежи начинается в период обучения в школе, где закладываются основы литературной и исторической грамотности. Однако в последние годы уровень культурно-гуманитарной подготовки стал заметно снижаться. Безусловно, данная тенденция обусловливает появление трудностей в последующем изучении блока социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в высшем учебном заведении: недостаточность гуманитарной базы способствует

This article analyzes gender aspect of cultural and humanitarian training of school-leavers entering universities of the Rostov region. Thematic preferences in studying of various historical periods at young men and girls are revealed. Authors, relying on results of applied sociological research, give an assessment to "gaps" in a cultural outlook depending on a gender of the trained.

Keywords: gender specificity, cultural and humanitarian training, socialization, first-year students, sociological research.

формированию у молодых людей мнения о ненужности предметов данного блока. В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость восполнения пробелов в базовых знаниях гуманитарной направленности в рамках образовательного процесса в стенах вуза. Однако для достижения наибольшей эффективности необходимо учитывать тендерный аспект. Существование гендерных особенностей формирования культурно-гуманитарной подготовки первокурсников вузов во многом обусловливается различным уровнем интереса, проявляемым юношами и девушками к учебе. Этот факт находит свое подтверждение и в результатах социологических исследований. Так, например, согласно данным, полученным в ходе реализации исследовательского проекта «Социализация и воспитание

студенческой молодежи вузов Ростовской области» (исследование проведено Социологическим центром мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития ЮФУ в апреле 2011 года), 33 % девушек ответственно подходят к учебе, тогда как среди юношей данный показатель составил 22 % [3, с. 86]. Кроме того, тендерный аспект присутствует и в проявлении интереса к отдельным тематическим блокам, входящим в структуру гуманитарных дисциплин.

В июле-сентябре 2014 года Центром социально-политических исследований ЮФУ было проведено социологическое исследование «Об уровне культурно-гуманитарной подготовки абитуриентов вузов Ростовской области». В ходе данного исследовательского проекта было опрошено более 750 абитуриентов и студентов-первокурсников вузов Ростовской области, представляющих основные направления подготовки и специализации: естественно-научные, социально-гуманитарные, экономические, инженерно-технологические, архитектура и дизайн, психолого-педагогическое. Особое внимание в процессе анализа полученных данных было уделено гендерной специфике ответов респондентов.

В ходе проведенного исследования удалось соблюсти пропорцию респондентов по гендер-ному признаку, соответствующую реальному соотношению юношей и девушек в вузах. Всего среди опрошенных оказалось 63,6 % лиц женского пола и 36,4 % - мужского [2, с. 11]. Эта пропорция практически в равной степени поддерживается во всех вузах, охваченных опросом. В ЮФУ гендерное соотношение выглядит следующим образом: 33,9 % юношей против 66,1 % девушек, в РостГМУ - 32,7 и 67,3 %, в РГЭУ (РИНХ) - 25,8 и 74,2 %, в ЮРГПУ (НПИ) - 59,8 и 40,2 % соответственно.

В блоке вопросов, посвященных истории, были затронуты важные события и значимые персоналии времен Древней Руси, царской России и Советского Союза. Как показал гендерный анализ, юноши и девушки проявляют неравнозначный интерес к разным периодам истории Отечества. Древняя Русь, видимо, в силу большей своей эпичности и романтичности девушкам знакома чуть лучше. Год Крещения Руси знают практически все представители обоих полов, хотя здесь и наблюдается небольшой перевес в сторону пред-

ставительниц прекрасного пола: 97,3 против 95,9 % среди парней. В вопросе о первых русских святых преимущество девушек составило 1 %: князей Бориса и Глеба назвали 39,5 % первокурсниц и 38,5 % первокурсников. Однако в вопросе о дате Куликовской битвы представительницы прекрасного пола показывали уже более заметную компетентность в сравнении с юношами - 79,3 против 70,4 % у парней. Наиболее отчетливо данная тенденция прослеживается в ответах первокурсниц РГЭУ (РИНХ): первых русских святых вспомнили 12,5 % юношей и 23,9 % девушек; год, когда произошло сражение на Куликовом поле, правильно указали 82,9 % первокурсниц и только 40 % первокурсников. В остальных вузах наблюдается в целом схожая тенденция, однако разрыв не столь велик.

Одно из важнейших событий в истории России - отмена крепостного права - было затронуто в двух вопросах: «Когда было отменено крепостное право?» и «Кого из императоров России назвали "Освободителем"?» В целом в своих ответах на данные вопросы представительницы прекрасного пола продемонстрировали большую осведомленность, нежели юноши (см. табл. 1 ). Наибольшая разница по процентам правильных ответов (почти в два раза) наблюдается у респондентов РостГМУ: год отмены крепостного права помнят 45,7 % студенток против 23,5 % студентов. А вот количество правильных ответов об императоре-освободителе у представительниц данного вуза составило 46,7 %, что на 20 % меньше, чем у юношей.

Как показали полученные данные, советский период истории нашей страны вызывает у юношей значительный интерес. Так, А. Ф. Керенского, стоявшего во главе Временного правительства в 1917 году, вспомнил 61,4 % парней и 56 % девушек. В ответах на вопрос о стране, первой запустившей космический спутник, позиции юношей вполне ожидаемо оказались лидирующими: 80,5 % первокурсников знают, что «Спутник-1» в 1957 году запустили в СССР (против 74,3 % первокурсниц).

Также юноши оказались более компетентны в вопросах, посвященных Великой Отечественной войне. Прежде всего, парни с легкостью смогли указать 4 страны - участницы антигитлеровской коалиции: 71,4 % против 50,8 % у девушек. Действительно, военная те-

МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБ УРОВНЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» -

Таблица 1

Тендерное распределение правильных ответов на вопросы об отмене крепостного права (в % к числу опрошенных)

№ п/п Вузы Ростовской области Знают, что крепостное право было отменено в 1861 году Знают, что императора Александра II назвали «Освободителем»

Мужской Женский Мужской Женский

1 Всего 63,4 72,8 71,5 76,5

2 РГЭУ (РИНХ) 43,8 58,7 64,3 68,3

3 РостГМУ 23,5 45,7 66,7 46,7

4 ЮРГПУ (НПИ) 72,7 75,7 71,7% 83,3

5 ЮФУ 65,9 76,9 72,5 79,6

матика всегда была более интересна юношам, чем представительницам прекрасного пола. К тому же основную связку стран, которые упоминались чаще всего (СССР, США, Великобритания), парни могут знать еще и по многочисленным компьютерным играм о Второй мировой войне. Подобные игры ввиду своей жанровой принадлежности представляют интерес именно для мужской аудитории. Юношам оказалось проще ответить на вопрос о роли генерала А. А. Власова (засчитывались указания как его вклада в победу под Москвой, так и создание РОА после немецкого плена; оба варианта указывались примерно с равной частотой): 20,5 % против 14 % среди представительниц прекрасного пола. В любом случае такое распределение ответов говорит о весьма плохом знании роли данной личности в истории нашей страны. Однако «маршала Победы» в равной степени отлично помнят как первокурсники, так и первокурсницы: 95,8 и 95,3 %. Действительно, роль Г. К. Жукова в исходе многих решающих сражений невозможно переоценить, и он продолжает прочно ассоциироваться с Победой в Великой Отечественной войне в сознании россиян, в том числе и у представителей молодого поколения. В ответах на вопрос о дате освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков представители мужской половины немного уступили женской части респондентов: 44,4 % против 42,9 % у парней. Тем не менее подобные значения ответов, безусловно, неприемлемы для жителей города воинской славы - абсолютное большинство опрошенных живут в Ростове-на-Дону или Ростовской области.

Полноценный реванш в данном блоке девушки взяли только в вопросе о Зое Космодемьянской - 62,1 % против 49,5 % среди юношей. Действительно, ее фамилия стала нарицательным именем женского героизма - З. Космодемьянская - это первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. Девушки чаще давали верные ответы о юной партизанке во всех вузах, участвующих в опросе.

В анкете исследования был представлен ряд вопросов о знаковых деятелях культуры, ставших гордостью нашей страны. Как оказалось, идентификация известных личностей, связанных со сферой культуры, для респондентов представляется довольно сложной задачей. Так, режиссера А. Тарковского смогли правильно определить практически равное количество юношей и девушек - 28,6 и 30,5 %. Исключение составили лишь представительницы ЮРГПУ (НПИ): 43,2 % против 20 % у юношей. А вот великую советскую балерину Галину Уланову заметно чаще отмечали девушки: 32 % против 21,6 % у парней. Вполне вероятно, это связано с тем, что девушки больше интересуются балетом, нежели юноши. Высокую культурную компетентность в данном вопросе продемонстрировали представительницы ЮРГПУ (НПИ) (см. рис. 1).

Интересным представляется и гендерный анализ ответов респондентов на вопрос о режиссерах таких известных советских комедий, как «Гараж» (Э. Рязанов), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (Э. Рязанов), «Иван Васильевич меняет профессию» (Л. Гайдай), «Кин-дза-дза» (Г. Данелия) и «Бриллиантовая рука» (Л. Гайдай). Как показали данные, полученные в ходе исследования, у представительниц пре-

32,8

23,5 20 22,2 25,5

1 1

о 43

РГЭУ (Р1ШХ)

РостГМУ

ЮФУ

ЮРГПУ (НШ1)

¡Мужской

Женский

Рис. 1. Гендерное распределение правильных ответов на вопрос: «Кто такая Галина Уланова?» (балерина) в зависимости от вуза (в % к числу опрошенных)

красного пола намного чаще получалось верно соотносить советские фильмы с их создателями. Обозначенная тенденция наблюдалась в отношении всех указанных в анкете фильмов. Легче всего девушкам удалось идентифицировать Э. Рязанова как режиссера «Иронии судьбы» (40,4 % против 28,2 % среди парней) и Л. Гайдая как создателя «Бриллиантовой руки» (32,4 % против 23,4 % у юношей).

Слабую музыкальную образованность респондентов подтвердили ответы на вопрос о представителях «Могучей кучки». Несмотря на тот факт, что творчество М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Рим-ского-Корсакова и Ц. А. Кюи позволило утвердиться русскому стилю в музыке, их имена известны только 16,1 % девушек и 9,2 % юношей. Подобное распределение ответов можно объяснить тем, что девушки проявляют больше интереса к сфере классической музыки, нежели парни.

Ответы на вопрос об иконописце Андрее Рублеве и его произведении «Троица» показали несколько более позитивные результаты. В целом в области живописи девушки оказались более знающими: 70,1 % против 64,8 % у парней. Данная тенденция оказалась характерна для всех вузов, за исключением РостГМУ. Среди будущих медиков первенство в культурных вопросах в основном удерживают юноши. Так, на вопрос об авторе иконы «Троица» верно ответили 70,6 % первокурсников и 57,1 % первокурсниц данного вуза.

Также интересные данные были получены в ответах на вопросы, касающиеся русской и древнегреческой мифологии. Как показали результаты исследования, учащиеся вузов Ростовской области намного лучше знакомы с героями мифов Древней Греции, нежели представители русского народного эпоса. Всего 25,6 % юношей и 26,6 % девушек смогли назвать хотя бы 3 русские народные былины. Несмотря на то, что для этого, по сути, достаточно было просто вспомнить имена трех богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Приятным исключением здесь стали лишь студентки ЮРГПУ (НПИ): процент верных ответов у них составил 62,2 % против 23,6 % среди парней. А вот с древнегреческой мифологией наблюдается абсолютно другая ситуация. В целом с мифами Древней Греции знакомы и девушки, и юноши. Однако лидерство парней в ответах на вопросы данной тематики является вполне уверенным. О том, что Минотавра убил Тесей знают 64,4 % парней против 51,9 % у девушек, а древнегреческого бога войны Ареса узнали 58,6 % юношей против 46,6 % первокурсниц. Действительно, подвиги героев древнегреческих мифов более интересны юношам, нежели девушкам.

Сравнительно высокий, хотя и неидеальный, уровень осведомленности юноши и девушки продемонстрировали, отвечая на вопрос: «Можно ли А. С. Пушкина и М. Ю. Лер-

МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБ УРОВНЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» _

монтова отнести к представителям Серебряного века русской культуры?». Можно отметить, что ответы первокурсников и первокурсниц распределились практически поровну -62,6 и 62,3 %.

Ответы юношей и девушек на вопросы о местоположении всемирно известных музеев распределились практически одинаково с небольшим перевесом в сторону девушек. О том, что Эрмитаж находится не в Москве, знают 85,4 % первокурсниц и 82,1 % первокурсников. Для вопроса о местонахождении Лувра эти показатели составили 83,9 и 83,5 % соответственно. Исключение составил лишь РостГМУ, где юноши продемонстрировали заметное преимущество перед девушками - отрыв там составил более 20 % по каждому из вопросов (табл. 2).

Подводя итоги результатов исследования, можно выделить гендерную специфику ответов на вопросы для каждого вуза в отдельности. Согласно полученным данным, в ЮФУ не выявлено резких диспропорций в уровне подготовки девушек и юношей, различия коснулись лишь разделов, которые традиционно вызывают больший интерес у представителей определенного пола. РГЭУ (РИНХ) показал один из самых низких результатов с тенденцией несколько большего количества верных ответов у девушек. Среди респондентов РостГМУ первенство по всем разделам исследования остается за представителями мужской половины. При этом стоит отметить, что ЮРГПУ (НПИ), несмотря на свою явно негуманитарную направленность, показал лучшие результаты. Именно девушки ЮРГПУ (НПИ) продемон-

стрировали образцовый багаж знаний в культурно-гуманитарной сфере.

Еще одним важным моментом, выявленным в ходе исследования, выступает явная гендерная диспропорция, наблюдающаяся практически во всех вузах. Количество девушек в студенческом контингенте значительно выше, что, безусловно, во многом объясняется сложившейся демографической ситуацией. Даже в политехническом университете количество девушек приближается к половине. Кроме того, в общей массе юноши показывают более низкий уровень социально-гуманитарной подготовки, нежели девушки. Как следствие, парни проявляют заметно меньший интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин в вузе, чем представительницы прекрасного пола.

Согласно данным исследования 2011 года, 47,4 % девушек изучают данный блок предметов с интересом, тогда как среди юношей этот показатель составил 37,2 % (а 14,9 % парней и вовсе считают их ненужными) [1, с. 185].

Тем не менее юноши смогли сохранить преимущество в ответах на вопросы, тематика которых оказалась им близкой. Так, они показали более высокий уровень осведомленности в сфере истории России XX века (прежде всего, периода Великой Отечественной войны), а также древнегреческой мифологии. Девушки же лучше разбираются в вопросах, касающихся советского кинематографа, искусства (музыка, балет и живопись), а также истории России до начала XX века. Необходимо учитывать гендерные особенности усвоения знаний культурно-гуманитарной направленности при разработке мероприятий в рамках вне-

Таблица 2

Гендерное распределение верных ответов респондентов о местоположении известных

музеев мира (в % к числу опрошенных)

№ п/п Вузы Ростовской области Знают, что музей «Лувр» находится не в Риме Знают, что Государственный музей «Эрмитаж» находится не в Москве

Мужской Женский Мужской Женский

1 Всего 83,5 83,9 82,1 85,4

2 РГЭУ (РИНХ) 68,8 71,1 68,8 78,3

3 РостГМУ 94,1 74,3 100 77,1

4 ЮФУ 84,3 86,4 80,5 86,9

5 ЮРГПУ (НПИ) 81,8 83,8 85,5 86,5

учебной деятельности в вузе. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий (как факультетского, так и вузовского масштаба), а также создание студенческих дискуссионных кружков различной тематики позволят

Литература

1. Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография / под общ. ред. В. И. Филоненко; научный ред. И. А. Гуськов. М., 2014.

2. Уровень культурной компетентности первокурсников вузов Ростовской области (результаты социологического исследования): монография / под общ. ред. В. И. Филоненко. Ростов н/Д, 2014.

3. Филоненко В. И., Филоненко Ю. В. Социологический мониторинг гендерной социализации студенческой молодежи вузов: динамика и специфика: сборник материалов IX Международных гендерных чтений «Гендерный калейдоскоп в социальных науках» (Ростов-на-Дону, 16-19 марта 2012 года) / под научн. ред. Л. А. Савченко. Ростов н/Д, 2012.

юношам и девушкам, обучающимся на первом курсе, не только восполнить пробелы в гуманитарной базе, но и развить интерес к самостоятельному изучению истории, литературы и мировой художественной культуры.

Bibliography

1. Socialization and education of student's youth of higher education institutions of the Rostov region (comparative analysis of results of researches 2006, 2011 and 2013 of years): the scientific and methodical monograph / under the general ed. of V. I. Filonenko; scientific ed. I. A. Gusk-ov. Moscow, 2014.

2. Level of cultural competence of first-year students of higher education institutions of the Rostov region (results of sociological research): monograph / under the general ed. V. I. Filonen-ko. Rostov-on-Don, 2014.

3. Filonenko V. I., Filonenko Yu. V. Sociological monitoring of gender socialization of student's youth of higher education institutions: dynamics and specifics: collection of materials of the IX International gender readings «A gender kaleidoscope in social sciences» (Rostov-on-Don, on March 1619, 2012) / under scien. ed. L. A. Savchenko. Rostov-on-Don, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.