Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ культурно-гуманитарной компетентности выпускников школ (по результатам социологических исследований)'

Ретроспективный анализ культурно-гуманитарной компетентности выпускников школ (по результатам социологических исследований) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
FIRST-YEAR STUDENTS / UNIVERSITY ENTRANTS / CULTURAL AND HUMANITARIAN TRAINING / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PATRIOTISM / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / АБИТУРИЕНТЫ / КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович, Никулина Марина Алексеевна

В статье дан ретроспективный анализ уровня культурно-гуманитарной подготовки выпускников школ. Выявлены проблемы передачи исторических и культурных достижений старшими поколениями младшим. Рассмотрены основные направления повышения культурно-гуманитарного уровня школьников и студентов. Статья основана на результатах прикладных социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович, Никулина Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF CULTURAL AND HUMANITARIAN COMPETENCE SCHOOL GRADUATORS (BY RESYLTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

In article the retrospective analysis of level of cultural and humanitarian training of graduates of schools is given. Problems of transfer of historical values and cultural achievements by the senior generations the younger are revealed. The main directions of increase of cultural humanitarian level of school students and students are considered. Article is based on results of applied sociological researches.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ культурно-гуманитарной компетентности выпускников школ (по результатам социологических исследований)»

УДК 316.614 ББК 60.54

Филоненко Виктор Иванович Filonenko Victor Ivanovich

директор Центра социально-политических исследований Южного федерального университета доктор социологических наук, профессор.

Director, Center of Social and Political Studies, Southern Federal University, Doctor of Sociology, Professor. Тел.: 8(918) 500-96-04.

Никулина Марина Алексеевна Nikulina Marina Alexeyevna

ведущий научный сотрудник Центра социально-политических исследований Южного федерального университета кандидат философских наук, доцент.

Senior Researcher, Center for Social and Political Studies, Southern Federal University, PhD in Philosophy,

Associate Professor.

E-mail: nikulina_marina@mail.ru

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Retrospective analysis of cultural and humanitarian competence school graduators (by resylts of sociological research)

В статье дан ретроспективный анализ уровня культурно-гуманитарной подготовки выпускников школ. Выявлены проблемы передачи исторических и культурных достижений старшими поколениями младшим. Рассмотрены основные направления повышения культурно-гуманитарного уровня школьников и студентов. Статья основана на результатах прикладных социологических исследований.

Ключевые слова: студенты-первокурсники, абитуриенты, культурно-гуманитарная подготовка, социологическое исследование, патриотизм.

Важнейшим условием общественного развития и социального прогресса выступает воспитание подрастающего поколения. Для успешной интеграции представителей молодого поколения в процесс общественного воспроизводства необходимо развитие у них в ходе воспитания «таких личностных качеств, как гражданская зрелость, патриотизм, готовность к самопожертвованию, чувство ответственности, инициативность, лидерские качества, общая культура...» [6]. Достижение этой цели обусловливает необходимость трансляции молодым людям знаний, имеющих культурно-гуманитарную и социальную направленность. «Базовый» набор гуманитарных знаний у молодежи формируется во время учебы в общеобразовательных организациях различного

In article the retrospective analysis of level of cultural and humanitarian training of graduates of schools is given. Problems of transfer of historical values and cultural achievements by the senior generations the younger are revealed. The main directions of increase of cultural humanitarian level of school students and students are considered. Article is based on results of applied sociological researches.

Keywords: first-year students, university entrants, cultural and humanitarian training, sociological research, patriotism.

типа. Именно в процессе получения школьного образования закладываются базисные основы исторической и литературной грамотности, являющиеся неотъемлемым элементом общекультурного развития представителей молодого поколения.

На определение степени обладания абитуриентами и первокурсниками вузов набором базовых знаний в области социально-гуманитарных дисциплин нацелено социологическое исследование «Об уровне культурно-гуманитарной подготовки абитуриентов вузов Ростовской области» (научный руководитель проекта доктор социологических наук В. И. Филоненко), проведенное в июле-сентябре 2014 года Центром социально-политических исследований (далее - ЦСПИ) ЮФУ.

МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБ УРОВНЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» _

В рамках данного изыскания анкетированием были охвачены абитуриенты и студенты-первокурсники Южного федерального университета (ЮФУ), Южно-Российского государственного политехнического университета (ЮР-ГПУ (НПИ), Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ (РИНХ), Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ). Общий объем выборочной совокупности составил 751 чел. Опрошенные представляли основные направления подготовки и специализации: естественно-научные, социально-гуманитарные, экономические, инженерно-технологические, архитектура и дизайн, психолого-педагогические. Инструментарий исследования содержал вопросы из области отечественной и мировой истории, литературы, музыки и искусства, необходимость владения ответами на которые обусловлена школьной программой, а также их соответствием категории базовых знаний. При подготовке и обработке данных исследования были выявлены весьма интересные факты, которые позволили провести настоящий ретроспективный анализ.

На фоне социально-экономических преобразований в нашем обществе все более остро стало обнажаться противоречие между традиционной оценкой результативности образования и новыми подходами к школе как социальному институту, формирующему личность, способную жить в ситуации неопределенности [ 1, с. 108-119]. В начале 90-х годов ХХ столетия настойчиво стала ощущаться потребность в создании динамической картины, дающей представление о процессах, происходящих в школе [3, с. 244-260].

Показательным в этом смысле является лон-гитюдное исследование, начатое в 90-е годы ХХ века и регулярно проводимое кафедрой педагогики и андрагогики и кафедрой социально-педагогических измерений Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, «Выпускник-1993», которое, обновляясь каждые два года, преобразовывалось в «Выпускник-1995», «Выпускник-1997», «Вы-пускник-1999», «Выпускник-2001», «Выпуск-ник-2003» [3, с. 244-260].

Анализ данных опроса показал, что гимназии и лицеи продолжают оставаться элитарными учебными заведениями. Тип учебного заведения - показатель социального положе-

ния семьи выпускника. Авторы предполагают, что и в дальнейшем статус школы будет содействовать сохранению существующей стратификации и все в меньшей степени служить средством социального выравнивания. Общая тенденция определилась достаточно четко: тип образовательной организации закрепляет социальную дифференциацию [3, с. 244-260].

Результаты проведенного ЦСПИ ЮФУ социологического исследования «Об уровне культурно-гуманитарной подготовки абитуриентов вузов Ростовской области» (2014 год) уверенно ее подтверждают, так как первокурсники - выпускники школ традиционного типа дали меньше верных ответов на 1 9 вопросов, относящихся к различным областям знания. Наиболее низкий процент зафиксирован при ответе на вопрос: «Назовите дату освобождения г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков» - разница составила 19,6 %. При ответе на другие вопросы разница в проценте верных ответов, данных выпускниками традиционных школ и их сверстниками, окончившими школы нового типа и профильные школы, составляла в среднем около 8-10 %.

Анализ представлений выпускников петербургских школ об обществе, в котором они хотели бы жить, фиксирует общую тенденцию: предпочтение отдается обществу, отвечающему русской специфике (39,5 % в 1993 году и 35 % в 2003 году). Однако трудно определить, что означают такие мифологемы, как «исторические традиции», «народный дух», «российская специфика». Значительная часть опрошенных учащихся затруднилась дать ответ на вопрос о том, в каком обществе они хотели бы жить. При этом их численность растет: от 13,6 % в 1993 году до 21,5 % в 2003 году. Около 8 % респондентов настроены безразлично: им все равно, какое будет общество [3, с. 244-260].

Весьма показательны и ожидаемы молодежные предпочтения в сфере досуга в конце прошлого века. Сегодня же формируются новые звукозрительные системы культуры досуга, обусловленные воздействием электронных средств, - Интернет, социальные сети, «кликовое сознание». Что добавят выпускники 2015 года в этот смысловой ряд? Можно гадать, а можно попробовать устранить причины, тем более что они вновь подняты на поверхность проведенным ЦСПИ ЮФУ социологическим исследованием.

Только треть опрошенных правильно идентифицировала режиссера Андрея Тарковского и балерину Галину Уланову - 29,8 и 28,2 % соответственно. Можно отметить, что Г. Уланову чаще отмечали девушки, которые, вполне вероятно, больше интересуются балетом, нежели юноши: 32 % против 21,6 %. Также любопытно отметить, что в нескольких случаях опрошенные выпускники школ называли А. Тарковского «поэтом военных лет» и «автором "Василия Теркина"», перепутав его с А. Т. Твардовским.

Эта тенденция была определена исследованием «Выпускник-2003». Значительная часть выпускников - петербуржцы в первом поколении. Но их приобщение к культуре города явно отстает от его возможностей. Так, ни разу не были в Русском музее 13 % опрошенных выпускников, 17 % не знакомы с музеями и парками Пушкина [3, с. 244-260].

Отчасти, возможно, именно поэтому события великой русской культуры и истории заводят в тупик вчерашних школьников, сдавших ЕГЭ по русскому языку, истории, обществоз-нанию, литературе. Причем, сравнивая результаты различных социологических исследований на похожую тематику, разведенных во времени пятью-десятью годами, приходим к выводу, что негативные тенденции только добавляют красок.

Социологическое исследование «Патриотические ориентации молодежи Тульской области: региональная специфика» (2010) [4] также показало весьма неоднозначные результаты. У большинства (78,8 %) анкетируемых есть то, чем они как граждане России могли бы гордиться. Среди предметов гордости лидирующую позицию у молодежи Тульского региона занимает Победа русского народа в Великой Отечественной войне (46,6 %). На втором месте в рейтинге - история родной страны (43,4 %). Значительно меньшую гордость вызывают природные богатства России (17,7 %), принадлежность к своей национальности (17,0 %), культурное наследие (15,9 %), место России в мировом сообществе (15,7 %) и мощь Вооруженных сил страны (11,1 %).

Как показывают результаты исследований, проведенных ВЦИОМ за последние пять лет, память о войне продолжает жить, сама война, победа в ней - главное, самое значительное событие отечественной истории, и ее значение

со временем не становится меньше [2, с. 110]. Этот факт подтверждают и результаты социологического исследования, проведенного в Тульской области: во-первых, Победа в Великой Отечественной войне занимает первое место среди предметов гордости для респондентов как граждан своей страны, а во-вторых, подавляющее большинство (83,9 %) молодежи считает празднование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне важным событием для всей страны. Однако для 8,2 % молодых жителей Тульского региона этот праздник - всего лишь дополнительный выходной день, для 2,6 % - обычный день, ничем не отличающийся от других.

Вопросы, посвященные Великой Отечественной войне, были включены и в исследование ЦСПИ ЮФУ. Прежде всего респондентам предложили назвать несколько стран - участниц антигитлеровской коалиции. Ответ засчи-тывался как верный, если было правильно указано не менее четырех государств. Как показали результаты исследования, выпускники школ справились с этим заданием плохо и смогли назвать хотя бы четыре страны только 58,3 %. Несколько обескураживает тот факт, что вместе с правильными ответами молодые люди довольно часто указывали страны «оси» -Японию и Италию, а также Австрию (видимо, забыв про аншлюс, берущий свое начало еще в 1938 году). Поразительным представляется то, что меньше всего верных ответов было дано представителями социально-гуманитарных специальностей - 44,8 %, большинство из которых должны были получить высокие баллы на ЕГЭ по истории. По всей видимости, выпускники школ достаточно плохо помнят союзников в борьбе с фашизмом и некоторые страны отмечали попросту наугад. Лишь 57,5 % опрошенных смогли вспомнить, что Зоя Космодемьянская была партизанкой, состоявшей в рядах диверсионно-разведывательной группы и погибшей в немецком плену. А вот отвечая на вопрос: «Кого из военачальников Великой Отечественной войны россияне называют "маршалом Победы"?», выпускники школ выразили высочайшую степень солидарности - 93,2 % абсолютно верно указали Г. К. Жукова.

Что это - яркий пример безразличия к собственной истории, почитанию своих предков, защищавших Тулу, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, или проявление еще

МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБ УРОВНЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» -

одной негативной тенденции в нашем обществе, о которой уже в 2009 году было заявлено в рамках социологического исследования [9], где анализировался средний баллам абитуриентов, поступивших в московские вузы по результатам ЕГЭ? Ограничимся некоторыми данными, касающимися специальностей, где профильным является экзамен по русскому языку. Самый низкий балл зачисления среди данных «языковых» специальностей имели будущие учителя русского языка и литературы, то есть студенты педагогических вузов.

Может быть, поэтому абитуриенты и первокурсники вузов Ростовской области показали плохую осведомленность в вопросах литературы - 73,8 % не смогли вспомнить хотя бы три народные песни-сказания. Однако 62,5 % опрошенных знают, что А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов не являются представителями Серебряного века русской поэзии. Говоря о знаниях абитуриентов и первокурсников в области современной литературы, можно отметить, что 74,4 % смогли верно определить А. И. Солженицына как автора книги «Архипелаг ГУЛАГ». Хотя при этом 12,1 % затруднились ответить, а еще 7,3 % считают автором данного произведения М. А. Шолохова, 3,6 % - И. А. Бродского, 2,5 % - И. А. Бунина.

Это позволяет отметить существование тенденции рекрутирования нового поколения выпускников школ в педагогическую профессию. Дело не только в том, что в педагогические вузы, как показывает социологический анализ, поступают выпускники из более слабых социальных страт и с более низкой академической успеваемостью, которые впоследствии будут обучать новое поколение детей. Данная ситуация требует особой политики в отношении учительского корпуса [9].

В стране - пионере космонавтики только 70,1 % абитуриентов и студентов-первокурсников смогли вспомнить, что «Спутника-1» запущен в СССР. Пятая часть опрошенных (18,9 %) считают, что эта заслуга принадлежит главным конкурентам СССР по космической гонке - США, еще 8,4 % затруднились с ответом на данный вопрос.

Школа призвана формировать высокий уровень культурно-гуманитарной подготовки учеников. Так, например, по результатам проведенного в 2004 году комплексного социологического исследования «Патриотическое вос-

питание и условия формирования гражданской позиции молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе» [8] более 50 % экспертов (от 60,9 до 50,3 %) считают, что школа воспитывает в молодых людях такие качества, как гражданственность, бережное отношение к природе, правовое сознание, гуманность, чувство патриотизма. Оценивая по пятибалльной шкале состояние патриотического воспитания в образовательных организациях округа, каждый второй эксперт оценил его на «удовлетворительно», каждый третий поставил хорошие оценки, 12,7 % респондентов - отрицательные.

О том, что в современном сознании молодежи отсутствует четкая система взглядов, ценностей и идеалов, свидетельствует то, что у каждого третьего молодого человека, принимавшего участие в социологическом опросе в Ханты-Мансийском автономном округе, нет любимого героя или кумира. Герои-авантюристы по количеству предпочтений, заявленных участниками опроса, занимают ступеньку выше, чем герои - патриоты своей родины. Для более 1 5 % опрошенных молодых людей идеалом являются борцы за счастье (точнее, социальную справедливость) и активные деловые герои типа Наполеона и Юлия Цезаря. Несмотря на то, что герои-патриоты (Чапаев, Матросов) вызывают уважение только у 10,8 % опрошенных, более 60 % респондентов гордятся такой славной страницей истории своей родины, как Победа в Великой Отечественной войне. Вместе с тем заставляет задуматься то обстоятельство, что празднование Дня Победы стало наиболее значимым событием в 2003 году лишь для 3 % респондентов, все остальные праздничные даты для большинства молодых людей округа были более важными, чем чествование этой даты.

Идентичные проблемы культурно-гуманитарной подготовки, формирования гражданской позиции молодежи подняло и социологическое исследование, проведенное в Хабаровском крае в 2009 году. Результаты опроса показали, что прежде всего молодежь гордится историей своей страны и Победой в Великой Отечественной войне. Тем не менее больше половины респондентов интереса к событиям Великой Отечественной войны не проявили. Это является серьезной проблемой в современном реформировании системы российского образования, которое должно строиться на так называемой «связи поколений», а Победа в Великой Отече-

ственной войне и история России в целом должны стать здесь основой [5].

Инициативной рабочей группой Межвузовского центра по информационному обеспечению гуманитарного образования Министерства образования и науки РФ при РГГУ на базе межвузовских центров гуманитарного образования в 2006-2012 годы был проведен мониторинг мнений образовательного сообщества относительно потребностей в гуманитарных компетенциях и возможностей их приобретения в вузе. В качестве целевой аудитории была выбрана наиболее практикоориентированная часть сообщества, непосредственно вовлечен-

Литература

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

2. Бызов Л. ВЦИОМ о войне и победе// Сократ. Журнал современной философии. 2010. № 2.

3. Вершловский С. Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) // Вопросы образования. 2004. № 4.

4. URL: http://www.dstm71 .ru/usr/templates/ files/patriotizm(pdf. 1. 12Mb).pdf

5. Желтова Е. В. Проблемы преподавания дисциплин гуманитарного цикла в процессе реформирования российской системы образования: сборник материалов II Всероссийских научных чтений «Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России». URL: http://oldwww.hlstory.kemsu.ru/PUBLIC/ read/s2/zhelt.htm.

6. Левитская А. А. Главное - формирование личностных качеств // Академия. 2014. № 33 (629).

7. Меськов В. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе // Высшее образование в России. 2006. № 1.

8. Отчет о результатах проведения комплексного социологического исследования «Патриотическое воспитание и условия формирования гражданской позиции молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе». URL: http://www.mparlament.eduhmao.ru/var/ db/files/12554.mso3b7.pdf

9. Собкин В. С., Адамчук Д. В., Коломи-ец Ю. О. и другие. Социологическое исследование результатов ЕГЭ. URL: http://rud.exdat.com/ docs/lndex-676745.html

ная во взаимодействие с дисциплинами социально-гуманитарного цикла в своей учебной и профессиональной деятельности (студенты и преподаватели вузов). Всего было опрошено 4,5 тыс. респондентов (свыше 4 тыс. студентов и 500 преподавателей из 28 вузах, находящихся в 7 федеральных округах). Подавляющее большинство студентов (73,2 %) и многие преподаватели (72,8 %) отметили важность гуманитарной составляющей образования специалиста, бакалавра, магистра. Результаты исследования в целом показали наличие сформированных потребностей в гуманитарной подготовке [7, с. 73-83].

Bibliography

1. Bauman S. The individualized society. Moscow, 2002.

2. Byzov L. VCIOM about war and a victory // Socrates. Magazine of modern philosophy. 2010. № 2.

3. Vershlovsky S. G. Portrait of the graduate of the Petersburg school (experience of social and pedagogical research) // Questions of education. 2004. № 4.

4. URL: http://www.dstm71.ru/usr/templates/ files/patriotizm(pdf. 1. 12Mb).pdf

5. Zheltova E. V. Problems of teaching disciplines of a humanitarian cycle in the course of reforming of the Russian education system: collection of materials II All-Russian scientific readings «The intellectual and industrial potential of regions of Russia». URL: http://oldwww.history. kemsu.ru/PUBLIC/read/s2/zhelt.htm

6. Levitskaya A. A. The main thing - formation of personal qualities// Academy. 2014. № 33 (629).

7. Meskov V. About possibility of acquisition of humanitarian competences of higher education institution // Higher education in Russia. 2006. № 1.

8. Report on results of carrying out complex sociological research on the subject «Patriotic Education and Conditions of Formation of a Civic Stand of Youth in Khanty-Mansi Autonomous Area». URL: http://www.mparlament.eduhmao.ru/ var/db/files/12554.mso3b7.pdf

9. Sobkin V. S., Adamchuk D. V., Kolomiy-ets Yu. O. and other. Sociological research of results of unified state examination. URL: http:// rud. exdat.com/docs/index-676745.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.