УДК 316.614 ББК 60.54
Филоненко Виктор Иванович Filonenko Victor Ivanovich
директор Центра социально-политических исследований Южного федерального университета доктор социологических наук, профессор.
Director, Center of Social and Political Studies, Southern Federal University, Doctor of Sociology, Professor. Тел.: 8(918) 500-96-04.
Штомпель Людмила Александровна Shtompel Lyudmila Alexandrovna
руководитель кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии
и социально-политических наук Южного федерального университета доктор философских наук, профессор.
Head, Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics, Institute of Philosophy and Social and Political Sciences, Southern Federal University, Doctor of Philosophy, Professor. Тел.: 8(918) 583-67-49.
Штомпель Олег Михайлович Shtompel Oleg Mikhailovich
профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии
и социально-политических наук Южного федерального университета доктор философских наук, профессор.
Professor, Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics, Institute of Philosophy and Social and Political Sciences, Southern Federal University, Doctor of Philosophy, Professor. Тел.: 8(918) 583-67-49.
ПРОТИВОРЕЧИЯ В КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЕ МИРА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Contradictions in cultural picture of the world jf the first-year ctudents
В статье на основе результатов социологического исследования рассматриваются противоречия в культурной картине мира студентов-первокурсников различных направлений подготовки в вузах Ростовской области. Особое внимание обращается на противоречия между содержательным и формальным аспектами культурных знаний, значимых для россиян, а также отдельными элементами оперативной культурной памяти старшего и молодого поколений.
Ключевые слова: студенчество, противоречия, культурная картина мира, культура, социология культуры.
IThe article based on the results of sociological research. The research was conducted among first-year students studied on the different specialties in the higher education institutions of the Rostov region. In the article contradictions of the first-year students' worldview are considered. Special attention is paid on contradictions between substantial and formal aspects of cultural knowledge, significant for Russians, between separate elements of operational cultural memory of the senior and younger generation.
Keywords: students, contradictions, worldview, culture, culture sociology.
Человеческий способ овладения миром предполагает как вещественно-предметное, так и духовно-образное освоение его (природы, других людей, самого себя), которое сопровождается выстраиванием определенной культурной картины мира. Само понятие «культурная картина мира» используется в социологии культуры, социальной философии, культурологии и других социогуманитарных
науках для фиксации ее многомерности, поскольку она включает в себя всю систему культурных представлений, образов, значений, ориентаций, норм, установок, идеалов и так далее, существующих как на рациональном, так и на внерациональном уровнях, и является неотъемлемой характеристикой сознания субъектов социального действия. Принципиально важно, что культурная картина мира -
это не просто сумма уже имеющихся у субъекта в конкретный момент времени представлений, знаний, установок, но и призма, сквозь которую он «видит» мир, ибо первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй культуры, в котором живет человек, предопределяют в значительной степени то содержание, которое данный индивид делает достоянием своего сознания. Словосочетание «культурная картина мира» часто употреблялось в метафорическом смысле [1], поэтому весьма важным, как с научной, так и с практической точки зрения, является его наполнение конкретным социологическим содержанием, позволяющим определить ценностно-смысловую составляющую деятельности различных социальных групп, в том числе студентов-первокурсников -бывших школьников, абитуриентов.
Прежде всего следует зафиксировать устойчиво противоречивый характер ценностных ориентаций студентов. Представляется, что обрисованный Ж. Т. Тощенко образ «парадоксального человека», фиксирующий появление в кризисном обществе в массовых масштабах индивидов, обладающих «расколотым», противоречивым сознанием, совмещающим в себе антиномичные ценностные установки и программы действия, является важным элементом в определении девиаций в процессах социализации современного российского студенчества[2].
Симптомы болезненного состояния студенчества как особой социально-демографической группы, признаки межпоколенческих разрывов в системе ценностей и так далее фиксируются социологами, изучающими различные аспекты мировоззрения учащейся молодежи [3].
На важность решения этих проблем указано в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ в 2014 году: именно приоритетное культурное и гуманитарное развитие есть основа экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны [4].
Культурная картина мира включает в себя в качестве важнейшего элемента совокупность знаний и представлений, обосновывающих и организующих социокультурное пространство совместного проживания людей. Эти знания и представления должны разделяться большинством населения, передаваться от по-
коления к поколению, в противном случае происходят разрывы в ткани социокультурного бытия, мир вокруг человека теряет устойчивость, а он сам утрачивает ориентацию в социокультурном пространстве. Люди перестают вести себя взаимоприемлемым образом, что особенно опасно в пограничных, поликультурных и полиэтнических регионах современной России. В связи с этим возникает проблема определения того, на что именно опирается молодой человек, упорядочивая в своем сознании информацию о мире вообще и свой индивидуальный опыт в частности, как он классифицирует различные области окружающего его мира и оценивает их. Принципиально важно, что способы упорядочивания информации связаны именно со значимыми для данной социальной группы людей связями с окружением.
Способы упорядочивания социокультурной информации опираются на конкретное знание о важнейших исторических событиях, ключевых моментах культуры, причем не просто как об отвлеченных фактах, а в первую очередь о фактах значимых, а следовательно, известных и оцениваемых, интерпретируемых в едином для всех россиян ключе. Именно это знание и его толкование составляют каркас культурной картины мира молодого человека во всем богатстве очевидных и неочевидных, рациональных и внерациональных, осознаваемых и неосознаваемых ее элементов. Выявление такого рода «пласта» в мировоззрении первокурсников стало возможным в ходе социологического исследования, проведенного Центром социально-политических исследований ЮФУ в июле-сентябре 2014 года в соответствии с распоряжением проректора по социальной политике и развитию молодежных программ ЮФУ от 15 июля 2014 года № 726 и по согласованию с руководством Совета ректоров вузов Ростовской области.
В рамках данного исследовательского проекта были опрошены абитуриенты и студенты первого курса Южного федерального университета (ЮФУ), Южно-Российского государственного политехнического университета (ЮР1ПУ (НПИ), Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ (РИНХ), Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ). В структуре ЮФУ опросом охвачены ЮФУ-центр (г. Ростов-на-
Дону), ИТА ЮФУ (г. Таганрог), а также филиал ЮФУ в г. Волгодонске. Общий объем выборочной совокупности составил 751 чел. Анкетирование проводилось среди абитуриентов и студентов-первокурсников, представляющих основные направления подготовки и специализации:
1. Естественно-научные (ЮФУ: физический факультет, химический факультет, Институт наук о Земле; РостГМУ).
2. Социально-гуманитарные (ЮФУ: Институт философии и социально-политических наук, Институт социологии и регионоведения, Институт истории и международных отношений, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, филиал ЮФУ в г. Волгодонске).
3. Экономические (экономический факультет ЮФУ, РГЭУ (РИНХ);
4. Инженерно-технологические (Инженерно-технологическая академия ЮФУ, ЮРГПУ (НПИ).
5. Архитектура и дизайн (Академия архитектуры и искусств ЮФУ).
6. Психолого-педагогическое (Академия физической культуры и спорта, Академия психологии и педагогики, филиал ЮФУ в г. Волгодонске).
Проанализируем полученные результаты исследования с точки зрения степени противоречивости/непротиворечивости культурной картины мира первокурсников вузов нашего региона. Следует отметить, что тенденция разрыва между формальной (знанием важнейших для россиян историко-культурных дат) и содержательной сторонами (например, с деятельностью каких выдающихся личностей они связаны) наблюдается у многих студентов. Так, год Куликовской битвы правильно указал 71 %, дату отмены крепостного права - 69,4 % респондентов, тогда как царя-освободителя знают только 66,3 %, а главу Временного правительства - 53,9 % респондентов. 42,0 % студентов психолого-педагогического и 39,5 % студентов естественно-научного направлений считают, что во главе Временного правительства в России в феврале 1917 года стоял В. И. Ленин. Так же думают 50 % студентов РГЭУ (РИНХ), 49 % первокурсников РостГМУ, 48,4 % студентов Инженерно-технической академии (см. рис. 1). Страны - участницы антигитлеровской коалиции известны 58,3 % первокурсников.
59,50%
34,60%
5,90%
В.И.Ленин И.В.Сталин А.Ф.Керенский
Рис. 1. Распределение мнений студентов о главе Временного правительства в России в феврале 1917 года
Отметим, что 11,9 % респондентов посчитали, что императором, отменившим крепостное право и названным в народе «Освободитель», являлся Александр I (а не Александр II), что говорит в том числе и о незнании студентами реалий Отечественной войны 1812 года. Если из пяти царствовавших в России в XIX веке императоров 11,2 % респондентов не смогли обнаружить царя-освободителя, то это говорит о том, что, несмотря на неоднократно звучащие со стороны властных структур призывы к объективному освещению истории, значительная часть таковой оказывается для бывших школьников terra incognita. Наименьшую результативность здесь показали студенты первого курса РостГМУ и РГЭУ (РИНХ) (верно назвали дату отмены крепостного права 38,5 и 54,8 %, а царем-освободителем 31,1 и 18,4 % респондентов соответственно назвали Александра I) (см. таб. 1).
Противоречия в культурной картине мира первокурсников между формальным знанием дат и содержательной стороной, по-видимому, связаны с превалированием в средней школе тестирования как преимущественной формы оценки, поскольку любые тесты направлены прежде всего на фиксацию внешней, формали-
VJ VJ s~\
зованной стороны процессов и явлений. О появлении данной негативной тенденции говорилось уже в 2009 году в рамках социологического исследования [5], в котором анализировались результаты ЕГЭ абитуриентов, поступавших в московские вузы. Авторы исследования приводят данные, которые касаются специальностей,
Таблица 1
Соотношение знаний о дате отмены крепостного права с ответами на вопрос об императоре-освободителе в зависимости от вуза (в % к числу опрошенных)
№ п/п Вопросы Варианты ответов Высшие учебные заведения Ростовской области
ЮФУ в целом РГЭУ (РИНХ) РостГМУ ЮРГПУ (НПИ)
1 Когда в России было отменено крепостное право? Верно (1861) 73,2 54,8 38,5 73,9
Неверно/не указано 26,8 45,2 61,5 26,1
2 Кого из императоров России назвали «Освободителем»? Александр I 12,6 18,2 31,1 5,6
Николай I 5,6 3,6 4,4 5,6
Александр II 77,2 67,3 53,3 76,4
Александр III 3,3 3,6 6,7 11,2
Николай II 1,3 7,3 4,4 1,1
где профильным является экзамен по русскому языку: «филология», «журналистика», «теоретическая и прикладная лингвистика, перевод и переводоведение», «теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «лингвистика», «русский язык и литература». Оказалось, что самый низкий балл зачисления среди данных «языковых» специальностей имеют будущие учителя русского языка и литературы - те, кто поступил в педагогические вузы. В этой связи возникает вопрос о существующей тенденции рекрутирования нового поколения выпускников школ в педагогическую профессию. Дело не только в том, что в педагогические вузы, как показывают результаты данного социологического исследования, поступают выпускники из более слабых социальных страт, но и в том, что сюда попадают выпускники с более низкой академической успеваемостью. И в этом трагизм ситуации: в педагогическую профессию отбираются более слабые по своей академической успеваемости выпускники, которые впоследствии будут обучать новое поколение детей. Этот порочный круг необходимо разорвать, и здесь требуется особая политика в отношении учительского корпуса [6].
В настоящее время представления молодых людей о важности православия для становления российской культуры укрепляются. Из всех изучаемых в школе историко-культурных дат только одна оказалась известной практически всем респондентам: о том, что Крещение Руси было в 988 году, знают в це-
лом по вузам 95,9 % опрошенных. Однако реальных знаний культурного порядка в этой сфере явно не хватает. Так, зримыми символами, в которых воплощаются сущностные основания любой национальной культуры, являются бытующие в народном сознании образы святых, с именами которых связывается утверждение главных ценностей и идеалов культуры. Так, первых русских святых (Бориса и Глеба) не смогли назвать 60,9 % опрошенных.
Наибольший разрыв между знанием о дате Крещения Руси (формальное знание) и содержанием и спецификой православной культуры, фиксируемым в образах и деяниях первых святых (содержательное знание), наблюдается у студентов РГЭУ (РИНХ) (79,0 % респондентов не смог или неверно назвал первых русских святых) и РостГМУ (71,2 % респондентов не смогли или неверно назвали первых русских святых) (см. табл. 2).
Это можно проинтерпретировать как отсутствие интереса (а точнее - потребности) в знании о характере духовности, складывающейся на Руси, социальных параметрах религиозной жизни, о религиозно-культурных представлениях общества, гражданской и политической истории России. Для верующих людей изучение жития святых выступает источником реконструкции богословских воззрений соответствующей эпохи, представлений о святости, спасении, обожении и так далее. На фоне того, что в 2011 году 47 %
МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБ УРОВНЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» .
Таблица 2
Разрыв между формальным и содержательным знанием в целом по вузам (в % к числу опрошенных)
№ п/п Вопросы Варианты ответов Высшие учебные заведения Ростовской области
ЮФУ в целом РГЭУ (РИНХ) РостГМУ ЮРГПУ (НПИ)
1 Когда произошло Крещение Руси 988 год 96,9 93,4 98,1 97,8
1012 год 2,2 6,6 ,0 1,1
2 Назовите первых русских святых: Верно (Борис и Глеб) 41,7 21,0 28,8 42,4
Неверно/не указано 58,3 79,0 71,2 57,6
студентов донских вузов считали себя христианами, а 72,2 % назвали себя верующими [7, с. 461], удивительным выглядит такой большой разрыв (см. рис. 4).
Другими словами, если знание о годе Крещения Руси «встроено» в культурную картину мира практически всех студентов (и тех, которые считают себя верующими, и тех, кто относит себя к атеистам), то те, кто олицетворяют представления о святости, спасении, духовности, остаются неизвестными для более чем 60 % студентов.
В сознании любого этноса есть глубинные слои, связанные с представлениями о своих героях, богатырях и защитниках. Современные
дети и подростки осваивают эти константы этнической памяти через сказки, предания, легенды и мифы. Сразу можно отметить, что заси-лие американских мультиков, доминирование западных героев-волшебников на теле- и киноэкранах сделало свое дело. Только 26,2 % респондентов смогли назвать несколько русских былин, хотя это без труда может сделать любая малограмотная деревенская бабушка. Менее всего знают русский фольклор представители естественно-научного направления подготовки -14,0 %, более осведомленными оказались первокурсники инженерно-технологического (39,2 %) и архитектурно-дизайнерского (34,5 %) направлений.
Рис. 4. Соотношение знаний в культурно-религиозной сфере и отношения к религии
(в % к числу опрошенных)
Оказалось, что нынешнему молодому поколению больше известно о деяниях героев античной мифологии, чем о подвигах русских богатырей - заступников нашей земли, в которых фиксируется культурный код российского героя. Конечно, Античность лежит в основе европейской культуры, но знание античной мифологии в ущерб знанию мифологии своего народа чревато подменой этнической памяти. Так, назвать правильно не менее трех былин смогли 39,2 % студентов инженерно-технологического направления, но о том, что древнегреческого бога войны зовут Аресом, осведомлены 63 % студентов этого направления. Среди студентов-архитекторов и дизайнеров таковых 34,5 и 59,3 % соответственно.
Не может не тревожить слабое знание важных фактов, имеющих прямое отношение к профессиональной культуре студентов, избравших свои направления обучения. Так, 16,2 % респондентов естественно-научного направления подготовки считают, что первый космический спутник на околоземную орбиту запустили не в СССР, а в США, 7 % полагают, что в Японии. Студенты инженерно-технологического направления первенство в запуске спутника отдают США (18,9 %), а среди экономистов таковых 31,1 %.
Слабая профессионально-культурная ориентированность наблюдается и среди первокурсников социально-гуманитарного направления: 15,7 % считают, что музей «Эрмитаж» находится в Москве, не осведомлены о его расположении 12,7 % студентов, избравших архитектурно-дизайнерское направление обучения. Только 22,9 % студентов психолого-педагогического направления знают, кто такой Андрей Тарковский, мэтр отечественного кинематографа, ярчайший представитель психологического направления в киноискусстве. Идеи фильмов А. Тарковского, посвященные тому, как сохранить человеку чувство собственного достоинства и право на существование, являются основополагающими, чрезвычайно актуальными. Почему же они не востребованы молодым поколением в том ключе, в каком они решались и показывались режиссером, ведь именно это решение признано всем миром мыслящих людей?
Поражает то, что, по мнению 10,2 % респондентов, иконописец Андрей Рублев создал картину «Охотники на привале», а не «Троицу». 18,4 % не могут ответить на вопрос об авторах этих работ. Композиторов «Могучей кучки», утвердивших русские национальные начала в
музыке, не знают 86,4 % респондентов. Здесь «лидируют» первокурсники естественно-научного профиля: 94,3 % дали неверные ответы на данный вопрос. Неравномерным выглядит знание региональной культуры. К примеру, то, что автор «Тихого Дона» последние годы жизни провел в станице Вешенской, знают 70,8 % респондентов. О недостатках общекультурной и гуманитарной подготовки абитуриентов говорит то, что 27,6 % опрошенных относят А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова к представителям Серебряного века русской культуры (не знают, куда отнести, 10 % респондентов). Иначе говоря, почти 40 % студентов первого курса слабо ориентируются в истории русской художественной культуры, не обладают правильной оценкой ее Золотого века. Есть, однако, существенные различия в ответах на этот вопрос между студентами различных направлений подготовки. Правильнее всех отвечали первокурсники социально-гуманитарного направления - 73,9 % респондентов, хуже всех - студенты инженерно-технологического направления, которые дали
57.2 % правильных ответов.
Далеко не все студенты обладают объективными знаниями о Второй мировой войне. С одной стороны, отрадно отметить, что при ответе на вопрос: «Кого из военачальников Великой Отечественной войны россияне называют маршалом Победы?» - 93,2 % студентов правильно выбрали имя Г. К. Жукова из списка четырех прославленных полководцев. Это совпадает с мнением как ветеранов войны, так и россиян, родившихся в военные и послевоенные годы. Общая культурная память поколений о наиболее значимых исторических личностях, их единая оценка является важнейшим элементом культурной картины мира, основой самоидентификации молодых людей. Однако у 83,6 % первокурсников отсутствует правильная оценка роли генерала Власова в Великой Отечественной войне. Явным диссонансом с историко-культурной памятью старшего поколения является незнание респондентами того, кто такая Зоя Космодемьянская. Первую женщину - Героя Советского Союза не помнят 42,5 % респондентов, причем среди первокурсников РГЭУ таковых оказался
61.3 %, РГМУ- 53,8 %, филиала ЮФУ в Волгодонске - 76,9 %. Хуже обстоит дело со знанием даты освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков: только 43,8 % респондентов указали ее верно, большинство же (56,2 %) ее не знают.
Особо следует отметить, что студенты социально-гуманитарных специальностей, обычно лидирующие в ответах на вопросы анкет, диагностирующих культурную компетентность, оказались аутсайдерами: не знают стран - участниц антигитлеровской коалиции 55,2 % респондентов социально-гуманитарных специальностей, тогда как среди студентов инженерно-технологического направления таковых оказалось 28,4 %.
Таким образом, культурная картина мира ростовского студенчества носит противоречивый характер. В сознании многих первокурсников зафиксированы следующие противоречия: между формальными и содержательными аспектами культурных знаний, значимых для россиян; между важнейшими элементами своей оперативной культурной памяти и соответствующими элементами культурной памяти старшего поколения; между выбором профессии и отсутствием первоначальных элементов профессиональной культуры; между недостаточным знанием основ российской культуры и некоторым превалированием в сознании образцов западной массовой культуры и другие. Конечно, социально значимое знание распределяется в сознании отдельных индивидов нерав-
Литература
1. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.
2. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М., 2008.
3. Шереги Ф. Э. Политические установки студентов российских вузов // Социс. 2013. № 1.
4. Цветкова И. В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социс. 2014. № 3.
5. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики». М., 2014.
6. Собкин В. С., Адамчук Д. В., Коломи-ец Ю. О. и другие. Социологическое исследование результатов ЕГЭ. URL: http://rud.exdat. com/docs/index-676745.html
7. Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография / под общ. ред. В. И. Филоненко; научный редактор И. А. Гуськов. М., 2014.
номерно, что делает их культурные модели неидентичными. Тем не менее у каждого поколения и у всех поколений существует представление о «культуре в целом», которое конкретизируется через знание ее феноменов. Мы - как преподаватели - ответственны за уже «подросшее поколение», за его знание нашей культуры. Поэтому важно определить, что необходимо восполнить в культурной картине мира студентов, чтобы они не превратились в чуждое для нашей страны поколение.
Итак, возникают естественные вопросы: что делать? Как повысить культурный уровень студентов и снять противоречия, существующие в их сознании? Конечно, есть объективные обстоятельства, связанные с кризисом, неблагополучным состоянием экономики нашей страны, но не следует умалять и роль преподавательского состава учебной организации. Например, вполне возможно активизировать в вузах Ростовской области работу по воссозданию системы общекультурной и гуманитарной подготовки (ОКГП), связывающей воедино учебные курсы по социально-гуманитарным дисциплинам и реальную культурную жизнь города, региона, то есть предполагающую активную вовлеченность в нее студентов.
Bibliography
1. Fliyer A. Ya. Cultural science for cultur-ologists. Moscow, 2000.
2. Toshchenko Zh. T. Paradoxical person. Moscow, 2008.
3. Sheregy F. E. Students's political installations of students of the Russian higher education institutions// Sotsis. 2013. № 1.
4. Tsvetkova I. V. Generational distinctions in dynamics of patriotic values (on the example of Tolyatti)// Sotsis. 2014. № 3.
5. The decree of the President of the Russian Federation «About the statement of Fundamentals of the state cultural policy». Moscow, 2014.
6. Sobkin V. S., Adamchuk D. V., Kolomiy-ets Yu. O. and other. Sociological research of results of Unified State Examination. URL: http:// rud. exdat.com/docs/index-676745.html
7. Socialization and education of student's youth of higher education institutions of the Rostov region (comparative analysis of results of researches 2006, 2011 and 2013 of years): the scientific and methodical monograph / under the general ed. of V. I. Filonenko; scientific ed. I. A. Gusk-ov. Moscow, 2014.