Научная статья на тему 'Социокультурная дифференциация первокурсников в зависимости от типа школы и места проживания до поступления в вуз'

Социокультурная дифференциация первокурсников в зависимости от типа школы и места проживания до поступления в вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
STUDENTS / DIFFERENTIATION / SCHOOL / LEVEL OF CULTURE / CULTURAL COMPETENCE / СТУДЕНЧЕСТВО / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ШКОЛА / УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович, Иванова Мария Сергеевна

В статье рассматриваются уровни знаний и культурно-гуманитарных компетенций первокурсников в зависимости от типа учебного заведения до поступления в вуз. Корреляция результатов регионального исследования по этим признакам позволила зафиксировать дифференциацию учащихся. Авторы разработали и предлагают рекомендации и предложения по повышению культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович, Иванова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRESHMEN SOCIO-CULTURAL DIFFERENTIATION DEPENDING ON THE TYPE OF SCHOOLA AND LOCATION BEFORE ENTERING TO UNIVERSITY

The article is dedicated to the analysis of first grade students’ knowledge level and cultural and humanitarian competences depending on type of school before admission to University. The correlation of research’s results based on named attributes helped to reveal the differentiation of students. On the basis of held analysis, there are given recommendations and proposals for improvement of students’ culture level.

Текст научной работы на тему «Социокультурная дифференциация первокурсников в зависимости от типа школы и места проживания до поступления в вуз»

УДК 378 : 316 ББК 74 : 605

Филоненко Виктор Иванович Filonenko Victor Ivanovich

директор Центра социально-политических исследований Южного федерального университета доктор социологических наук, профессор.

Director, Center of Social and Political Studies, Southern Federal University, Doctor of Sociology, Professor. Тел.: 8(918) 500-96-04.

Иванова Мария Сергеевна Ivanova Maria Sergeevna

старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований Южного федерального университета кандидат социологических наук.

Senior Researcher, Center for Social and Political Studies, Southern Federal University, PhD in Sociology. Тел.: 8(904) 502-90-13.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ШКОЛЫ И МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ

ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ

Freshmen socio-cultural differentiation depending on the type of schoola and location before entering to university

В статье рассматриваются уровни знаний и культурно-гуманитарных компетенций первокурсников в зависимости от типа учебного заведения до поступления в вуз. Корреляция результатов регионального исследования по этим признакам позволила зафиксировать дифференциацию учащихся. Авторы разработали и предлагают рекомендации и предложения по повышению культуры студентов.

Ключевые слова: студенчество, дифференциация, школа, уровень культуры, культурная компетентность.

Образование является важнейшим механизмом воспроизводства общественной структуры. От того, насколько успешно происходит усвоение новым поколением культурных норм и ценностей, зависит то, каким станет будущее российского общества. Исследование, проведенное в июле-сентябре 2014 года Центром социально-политических исследований ЮФУ, позволяет пролить свет на некоторые аспекты гуманитарной компетентности выпускников средних учебных заведений. Актуальность проведенного исследования подчеркивается также тем фактом, что студенчество является достаточно противоречивой и специфичной социальной группой, занимающей важное место в общественном прогрессе.

Методом анкетирования был охвачен 751

The article is dedicated to the analysis offirst grade students' knowledge level and cultural and humanitarian competences depending on type of school before admission to University. The correlation of research's results based on named attributes helped to reveal the differentiation of students. On the basis of held analysis, there are given recommendations and proposals for improvement of students' culture level.

Keywords: students, differentiation, school, level of culture, cultural competence.

студент-первокурсник Ростовской области, обучающиеся в Южном федеральном университете (ЮФУ), Южно-Российском государственном политехническом университете (ЮРГПУ (НПИ), Ростовском государственном экономическом университете (РГЭУ (РИНХ), Ростовском государственном медицинском университете (РостГМУ). Изыскание было направлено на выявление уровня соответствия подготовки респондентов государственным образовательным стандартам по истории, литературе и мировой художественной культуре.

Общий анализ полученных результатов, корреляция между переменными позволили нам установить взаимосвязь и взаимозависимость уровня культурных компетенций респондентов в зависимости от их места прожи-

вания до поступления в вуз и типа оконченной школы.

Были выделены основные типы населенных пунктов, обладающих определенной спецификой: Ростов-на-Дону - областной центр, средние города Ростовской области, сельские поселения Ростовской области, другие города России, сельские поселения других регионов России, а также категория «другое», которую составили студенты, приехавшие из Украины, различных республик Российской Федерации (например, Дагестана, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи). В категории «другие города России» и «сельская местность других регионов России» вошли в основном уроженцы Краснодарского и Ставропольского краев. Среди опрошенных первокурсников вузов оказалось 37,3 % ростовчан, 30 % представителей средних городов Ростовской области, 12,8 % жителей сельских поселений Ростовской области, 9,9 и 7,6 % выходцев из городов и сельской местности других регионов Российской Федерации соответственно.

Первым этапом нашего анализа выступает региональный аспект: уровень культурной компетентности студентов - жителей Ростовской области и студентов - жителей других регионов России. При такой дифференциации первокурсников мы обнаружим, что практически на все вопросы жители других регионов России дают больший процент верных ответов.

В сфере искусствоведения студенты из других регионов России смогли ответить лучше жителей Ростовской области на все вопросы анкеты за исключением следующих трех: «Назовите 7 чудес Света» (45,7 % верных ответов у жителей Ростовской области и 40 % - у жителей других регионов России); «Книгу "Архипелаг ГУЛАГ" написал лауреат Нобелевской премии в области литературы» (выбрали А. Солженицына 85,4 и 83,7 % соответственно); «Можно ли А. Пушкина и М. Лермонтова отнести к представителям Серебряного века русской культуры?» (63 и 60 %).

В сфере истории России иногородние студенты также оказались осведомленнее жителей принимающего региона, дав правильные ответы на большинство вопросов, кроме следующих трех: «Крещение Руси было в...» (97,5 % жителей Ростовской области и 95,7 % жителей других регионов);

«Первый космический спутник на околоземную орбиту запустили в.» (СССР назвали 76,8 % выходцев из Ростовской области и 67,4 % - из других регионов); «Назовите дату освобождения г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков» (верно указали дату 43,1 % жителей Ростовской области и 35,7 % жителей других регионов).

Процент верных ответов студентов, проживающих в других регионах России, оказывался на 5-11 % выше, чем у жителей Ростовской области. Наибольший разрыв между указанными группами респондентов вызвали следующие вопросы: «Назовите режиссера, снявшего советский фильм "Кин-дза-дза"» (верно ответили 23,1 % выходцев из других регионов России и 12,6 % жителей Ростовской области); «Когда в России было отменено крепостное право?» (76,9 % против 69,2 % у студентов из Ростовской области); «Как в древнегреческой мифологии звали бога войны?» (55,57 и 48,54 % соответственно).

Более высокий уровень базовых культурно-гуманитарных знаний первокурсников, прибывших из других регионов России, можно объяснить тем, что в данной категории студентов представлена та часть, которая планирует свое дальнейшее обучение исходя из индивидуальных предполагаемых карьерных целей, готова на миграцию ради обучения в определенном вузе, по определенной специальности, пожертвовав комфортом и привычными социальными связями. Ими оказались те выпускники средней школы, которые ориентированы на обучение как на ценность определенного плана, отсюда и более высокий уровень подготовки.

Далее сравним показатели студентов, проживающих в сельской местности и городах. Студенты, поступившие в вузы после окончания городской школы, опережают студентов из сельской местности в ответах практически на все вопросы. Исключение составляют восемь вопросов (пять по искусству и три по истории России). Выпускники сельских школ оказались более подготовленными при ответах на следующие вопросы: «Кто такой Андрей Тарковский?»; «Кто такая Галина Уланова?»; «Автор "Тихого Дона" в последние годы своей жизни жил в. »; «Назовите режиссеров, снявших советские фильмы "Гараж"», "Кин-дза-дза"»; «Когда в России было отменено крепо-

стное право?»; «Кого из военачальников Великой Отечественной войны россияне называют "маршалом Победы"?»; «Какую роль сыграл генерал Власов в Великой Отечественной войне?».

Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что студенты, закончившие сельские школы уступают горожанам в плане гуманитарной подготовки. Это связано и с уровнем развития социокультурной среды обитания молодежи, и с кадровым составом учительского корпуса, и степенью его профессиональной подготовки.

Перейдем к анализу различий между ответами респондентов в зависимости от всех типов их места жительства. Студенты, проживающие в Ростове-на-Дону, продемонстрировали средний уровень гуманитарной подготовки. По истории России ростовчане показали лучшие знания по следующим вопросам: «Кого из императоров России назвали "Освободителем"?» (76,66 % выбрали верный ответ); «Первый космический спутник на околоземную орбиту запустили в...» (81,15 % ростовчан помнят о том, что это достижение СССР); «Назовите дату освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков» (вспомнили эту дату 53,9 % респондентов, что выше среднего по всей выборке на 17,14 % (хотя и достаточно низко для жителей Ростова-на-Дону).

Хорошие знания мировой духовной культуры выпускники школ областного центра показали по следующим вопросам: «Верно ли, что музей "Лувр" находится в Риме?» (справедливо возразили 87,5 % ростовчан); «Можно ли А. Пушкина и М. Лермонтова отнести к представителям Серебряного века русской культуры?» (65 % помнят о том, что это не так); «Книгу "Архипелаг ГУЛАГ" написал лауреат Нобелевской премии в области литературы. » (назвали А. Солженицына 85,2 % респондентов).

Дату отмены крепостного права верно указали всего 65,71 % ростовчан, тогда как жители городов других регионов России показали более высокий результат - 78,4 %. Такое распределение ответов является странным соседством для получившего наивысший процент верных ответов среди ростовчан на вопрос о том, кого из императоров России называли «Освободителем».

Худшими оказались ответы на вопросы, связанные с советским кинематографом: «Назовите режиссера, снявшего советский фильм "Кин-дза-дза"» - смогли ответить всего 6,8 % жителей Ростова-на-Дону и 24,6 % выпускников сельских школ других регионов России; «Назовите режиссера, снявшего советский фильм "Гараж"» - 17,5 % ростовчан и 29,8 % жителей сельской местности других регионов России.

На подавляющее большинство вопросов по истории России и мировой духовной культуре жители малых и средних городов Ростовской области смогли ответить лучше, чем жители Ростова-на-Дону. Вопрос о первых русских святых вызвал наибольшее затруднение у первокурсников. Однако жители городов Ростовской области смогли дать на него больший процент верных ответов (42,2 % против 34,4 % жителей сельской местности Ростовской области). Вопросами из области знания мировой духовной культуры, на которые первокурсники, проживающие в городах Ростовской области, смогли ответить лучше своих коллег из областного центра и сельских поселений, стали следующие: «Назовите 7 чудес Света;, «Можно ли А. Пушкина и М. Лермонтова отнести к представителям Серебряного века русской культуры?»; «Назовите режиссера, снявшего советский фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!"»; «Как в древнегреческой мифологии звали бога войны?».

Жители сельской местности Ростовской области смогли ответить лучше среднего лишь на вопрос о том, кем является Галина Уланова (32,3 % верных ответов против 27 % в среднем). Однако и этот результат является неудовлетворительным с точки зрения уровня гуманитарной подготовки выпускников средних учебных заведений. При этом жители сельской местности Ростовской области дали наименьший процент верных ответов среди всех опрошенных по 16 вопросам, включающим все аспекты гуманитарной грамотности: и область отечественной истории, и всемирную историю, и мировую духовную культуру.

Наиболее успешно справились с вопросами анкеты студенты, поступившие в вузы Ростовской области из городов других регионов России. Практически на все 27 вопросов анкеты иногородние первокурсники смогли ответить выше среднего. Среди вопросов, позво-

ляющих определить уровень исторической грамотности первокурсников из городов других регионов, следующие: «Куликовская битва была в.» - 83,1 % против 57,89 % у категории «другое» или 71,11 % у жителей сельской местности Ростовской области; «Когда в России было отменено крепостное право?» -78,37 % против 42,1 % у категории «другое» и 65,71 % у студентов, живущих в Ростове-на-Дону; «Во главе Временного правительства в России в 1917 году стоял.» - 65,21 % против 38,9 % у студентов, живущих в «других» населенных пунктах, и 53,9 % у жителей сельской местности Ростовской области; «Назовите 5-6 стран - участниц антигитлеровской коалиции» - 68,91 и 49,12 % у жителей сельской местности других регионов России. Жители городов других регионов России зафиксировали и более высокий уровень культурных компетенций в области духовной культуры: к примеру, их ответы на вопросы дали следующие результаты: «Назовите 3-4 русские былины» - 33,78 % против 17,54 % проживающих в сельской местности других регионов России; «Живописец Андрей Рублев написал картину "Троица" или "Охотники на привале"?» - 72,97 % против 66,6 % жителей сельской местности Ростовской области; «Назовите композиторов "Могучей кучки"» - 20,27 против 10,52 % жителей сельской местности других регионов России; «Кто в древнегреческой мифологии убил Минотавра?» - 63,01 % против 47,31 % жителей сельской местности Ростовской области.

Среди предложенных вопросов оказались и два «провальных» для всех респондентов -о композиторах «Могучей кучки» и русских былинах. Несмотря на некоторое превосходство над коллегами, результаты и для этой категории респондентов все же ниже ожидаемого уровня.

Таким образом, уроженцы других регионов России смогли показать более высокий уровень культурной компетентности вне зависимости от типа населенного пункта. Жители сельской местности зафиксировали более низкие базовые знания в отличие от горожан. Респонденты из городов других регионов России показали наилучшие результаты среди всех первокурсников вузов Ростовской области, принимавших участие в опросе. Жители малых и средних городов Ростовской области

заняли второе место среди первокурсников, верно ответив на большинство вопросов.

Теперь обратимся к анализу результатов выпускников школ различного типа. Среди участников исследования 67,8 % окончили традиционные школы, 18,5 % - школы нового типа (гимназии и лицеи), 11,2 % - профильные школы, 2,5 % - средние профессиональные учебные заведения. Наиболее высокий уровень общекультурной и гуманитарной подготовки показали бывшие ученики школ нового типа. Они удачно справились с вопросами из области истории: «Крещение Руси было в.» - 97,8 % верных ответов; «Кого из военачальников Великой Отечественной войны россияне называют "маршалом Победы"?» -97,8 %. Респонденты этой категории смогли назвать 4 и более стран - участниц антигитлеровской коалиции в 66,9 % случаев, а их коллеги из профильных школ только в 54,8 % случаев; «Когда в России было отменено крепостное право?» - 77,7 % ответили правильно, опередив учащихся из традиционных школ более чем на 10 %. При этом следует отметить, что ответы на вопросы из области искусства ставили в тупик даже выпускников школ нового типа: на многие вопросы анкеты процент верных ответов не достигал даже 50 %. Так, например, режиссера, снявшего фильм «Кин-дза-дза», смогли назвать 12,2 % опрошенных, режиссера фильма «Гараж» - 18,7 %, композиторов «Могучей кучки» - лишь 16,5 %.

Менее значимыми оказались результаты выпускников профильных школ, которые опережают коллег из традиционных школ в ответах на вопросы по истории. Наибольшая разница правильных ответов составила 19,6 % при ответе на вопрос: «Назовите дату освобождения г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков». Вспомнили 14 февраля 1943 года 59,5 % выпускников профильных школ и 39,9 % - школ традиционных. Последние показали более низкие знания по всем направлениям подготовки - истории, литерату-

и __и ______ __ТЛ

ре, мировой и отечественной культуре. В среднем разрыв в правильных ответах между ними и учащимися других типов школ составляет от 8 до 12 %. Похожие результаты были получены и авторами других исследований по выявлению влияния различных типов средних учебных заведений на степень подготовленности по общекультурным компетенциям [1].

Гимназии и лицеи, а также школы с углубленным изучением отдельных предметов являются элитарными учебными заведениями, которые позволяют достаточно узкому кругу лиц, обладающих некоторыми привилегиями в материальном и статусном плане, получать более качественное образование.

Таким образом, дифференциация уровня культурной подготовки выпускников школ в зависимости от типа населенного пункта проявляется в достаточной степени: горожане демонстрируют более высокий уровень гуманитарной подготовки, чем выходцы из сельской местности; уровень школьной подготовки варьируется в зависимости от размеров населенного пункта: чаще всего наилучшие результаты достигаются в средних и крупных городах. Это можно объяснить большим количеством средних учебных заведений с углубленным изучением отдельных предметов в данных населенных пунктах, более качественным подбором учительских кадров. Кроме того, следует отметить, что учебная миграция является фактором, стимулирующим обучаемых к более качественной подготовке, в том числе в сфере гуманитарной компетентности.

В связи с этим можно говорить о преобладании тенденций дифференциации над интеграцией. Зафиксированы диспропорции в составе пополнения студенческих рядов. Основным источником формирования контингента студенчества Дона являются городская молодежь (крупные и средние города Ростовской области и других регионов России). Наибольший процент первокурсников - уроженцы Ростова-на-Дону, что говорит о неравенстве воз-

Литература

1. Вершловский С. Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) // Вопросы образования. 2004. № 4.

можностей при поступлении в высшие учебные заведения. Можно предположить, что жители сельской местности подвергаются некоторой социальной эксклюзии в сфере высшего профессионального образования. Подобное явление достаточно распространено и на общероссийском, и на общемировом уровнях. Данная социальная эксклюзия может быть следствием как слабой средней образовательной базы населенных пунктов сельского типа, так и ограниченными материальными возможностями проживающих там семей. Низкий процент учащихся из других регионов Российской Федерации может говорить о снижении привлекательности вузов Ростовской области на общероссийском уровне и падении учебной мобильности населения.

Разностороннее обучение в гуманитарной сфере должно стать неотъемлемой частью индивидуальной образовательной траектории. Несмотря на отсутствие системы непрерывного социально-гуманитарного образования, в нашей стране накоплен богатый опыт, существуют устойчивые традиции преподавания социально-гуманитарных дисциплин и обращения к дополнительному социально-гуманитарному образованию. Поэтому требуется сохранить все лучшее, что было достигнуто отечественной системой образования, и, придавая учебным заведениям новые стимулы развития, продолжать строить систему непрерывного социально-гуманитарного образования. Она должна взять на себя воспитание мобильной личности, сосредоточенной на обеспечении не только своего благополучия и собственной семьи, но и общества в целом.

Bibliography

1. Vershlovsky S. G. Graduate's portrait of the Petersburg school (experience of social and pedagogical research) // Education' s questions. 2004. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.