Научная статья на тему 'Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов'

Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
258
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА / FAMILY AS THE PRIMARY AGENT OF SOCIALIZATION / BASIC SOCIALIZATION OF STUDENTS AT HIGH SCHOOLS / SOCIAL STATUS AND MATERIAL WELL BEING OF PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лепин Александр Петрович, Филоненко Виктор Иванович

В статье представлены результаты сравнительного анализа анкет студентов вузов Ростовской области, опрошенных в 2006 и 2011 гг., которые выявили своеобразное место и участие семьи в процессах социализации студенчества. Авторы рассматривают семью в качестве основного агента базовой социализации студентов. Сравнительному анализу подвергаются ресурсные возможности семей (социальный статус семьи, материальное положение родителей, уровень полученного членами семьи образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лепин Александр Петрович, Филоненко Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family as the primary agent of socialization base of university students

The article presents the results of a comparative analysis of sociological researches of students at high schools in Rostov region, conducted in 2006 and 2011, which revealed a unique place in the family in the process of socialization. The authors consider the family as the primary agent of socialization. The resource opportunities of families ( social status, financial status and parental level of education attained by family members) are analyzed.

Текст научной работы на тему «Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов»

Представляется, что усвоение первых представлений о мире высшего образования происходит именно в семье. Ключевая роль социального института семьи объясняется его способностью передавать из поколения в поколение ценности и образцы поведения, которые в дальнейшем определяют представления студенческой молодежи об учебе и поведении в вузе. Как правило, усвоение подрастающим поколением транслируемых семьей ценностей, образцов и норм происходит неосознанно, поскольку они представляются им очевидными, не подлежащими сомнению. В этой связи интересно замечание П.С. Самыгина, который указывает, что «семья передает ребенку свои собственные знания и понимание доступных ей правовых понятий и выносит о них свои собственные ценностные суждения». По мнению автора, данные ориентации и представления способны обладать высокой устойчивостью против других социализирующих воздействий [1, с. 162]. Однако существует мнение, что «современная российская семья вносит свой вклад в разбалансированность, разнонаправленность, а то и в противоречивость действий агентов социализации транзитивного общества» [2, с. 62]. Согласимся, что в ситуации «тотальной битвы семьи за образование родители чаще всего руководствуются прагматическими соображениями, имеющими весьма отдаленное отношение к самому процессу получения образования ребенком, и параллельно, процессу его воспитания» [3, с. 267].

Например, Т.И. Бетчер на основании данных собственного социологического опроса родителей (в совокупности 1 127 человек) показывает, что в наиболее образованной и стабильной части российского общества давно сформулированы представления о современном качественном образовании и предъявляемых к нему требованиях. Исследователь отмечает, что в родительской среде «ценность образования не подвергается сомнению», однако формирование системы ценностей является прерогативой семьи, а не школы или вуза. Такая позиция, по мнению Т.И. Бетчер, чревата в будущем «серьезными конфликтами между ребенком и педагогами, родителями и образовательным учреждением». В частности, автор указывает на то, что «...если в начальной школе родителям для спокойствия достаточно хорошего настроения ребенка и улыбки учителя, а отношения между семьей и школой, в целом, можно назвать толерантными, то по мере взросления наследника все чаще возникают ситуации, приводящие к противостоянию школьной и семейной систем ценностей» [3, с. 268-270].

Добавим, что конфликт ценностных приоритетов, проанализированный Т.И. Бетчер, обостряется в старших классах общеобразовательной школы, когда родительская семья уже переориентирована на решение задач, связанных с выбором вуза, профессионального будущего, а школа продолжает существовать в привычном режиме и настроена на выполнение выпускником учебной программы.

Другими словами, на практике мы имеем реально существующее противоречие, которое разрешается семьями по-разному. Одним из таких решений проблемы, на наш взгляд, является выбор родительской семьей общеобразовательного учреждения. Отметим, что анализ, проведенный Д.С. Поповым, Ю.А. Тюменевой и Ю.В. Кузьминой показал, что «влияние семейных факторов на выбор дальнейшей траектории на уровне школьников более значимо, чем на уровне студентов; различия между студентами проявляются в других характеристиках, например, в выборе места работы или ожиданиях от работы.» [4, с. 140-141].

В настоящее время родители выбирают знания для своих детей не только в различных его формах, но и в различного типа средних учреждениях. Можно уверенно говорить, что одной из важных родительских забот становится выбор подходящей школы.

Л. Борусяк описывает этот процесс следующим образом: «.на многочисленных Интернет-форумах обсуждаются достоинства и недостатки школ, гимназий, даже конкретных учителей. В журналах и на Интернет-сайтах публикуются многочисленные рейтинги школ. К поступлению в подходящую школу готовятся загодя: ребенок посещает платные подготовительные курсы, которые еще не дают гарантии поступления.». В заключение автор отмечает: «.все это в дальнейшем дает возможность стать студентом престижного вуза и сделать карьеру». Таким образом, «поступление в «правильную» школу сегодня превратилось в первое нажатие кнопки социального лифта. Вторым нажатием станет через 11 лет собственно поступление в вуз» [5, с. 73].

В вузах Ростовской области, по данным собственного сравнительного анализа социологических исследований *, число студентов, окончивших лицеи, гимназии или специализированные школы, растет, а традиционную школу - падает. В 2011 году 73 % опрошенных окончили традиционную школу, 16 % - школу нового типа (лицей, гимназия), 11 % - школу определенного профиля с углубленным изучением отдельных предметов. Для сравнения: в 2006 г. доля выпускников гимназий и лицеев в областных вузах составляла 12,8 % от числа опрошенных респондентов, школ с углубленным изучением предметов - 8,8 %, традиционных школ - 76,4 %, соответственно.

Те же из родительских семей, которые оказались в ситуации безальтернативного выбора школы, потому что другой в населенном пункте нет, очерчивают для себя «коридор возможностей», получая то, что могут себе позволить. Как указывает Т.И. Бетчер, «семья начинает использовать правовые и неправовые средства в борьбе за аттестат, каждая оценка в котором обретает стоимостной эквивалент: «безвозмездную» помощь школе, «безвозмездную» помощь учителю с постановкой жестких условий впоследствии, прямые спекуляции и шантаж, хитроумно продуманные провокации при наличии подходящего повода, давление через органы управления или властные структуры». Считается, что в этом случае все средства хороши, подводит итог автор, и потому не остается ни иллюзий, ни идеалов, а одиннадцатый класс расставляет все точки над 1 в отношениях семьи и школы [3, с. 272].

Наконец, нельзя упускать из вида, что современная семья вынуждена жить в ситуации постоянной конкуренции. Изменяются функции семьи, достаточно четко разделенные ранее на мужские и женские. В.А. Садовничий констатирует: ответственность за принятие решений в семье все больше переходит к женщине-матери, особенно в случае, если она работает. Этот факт для исследователя является основополагающим и рассматривается им как смена традиционных отношений в семье на эгалитарные (демократические), при которых супруги обладают равными правами и обязанностями с учетом их личных предпочтений и желаний [6, с. 118]. Описываемый автором зарождающийся особый тип отношений характеризуется различными исследователями как потребительский, кажущийся суррогатным в сравнении с предыдущим. Согласимся с В.Г. Федотовой, которая в такой полемике «по поводу новых стилей жизни, их конкуренции со старыми» видит лишь нерв проблемы, лакмусовую бумажку, которая демонстрирует новые тенденции [7, с. 30].

Добавим, что специфическое состояние российского общества не способствует формированию иных интересов российской семьи, кроме двух полярных - выживания или обогащения. И в первом, и во втором случаях роль высшего образования в указанных процессах достаточно показательна. На постсоветском пространстве при резком ослаблении роли государства семья была вынуждена самостоятельно формировать образовательные и профессиональные ценности молодежи, которые с одной стороны обладают высокой устойчивостью, а с другой стороны - скорее разновекторны, чем находятся в единой плоскости. Примером этого утверждения может служить чрезвычайно широкий диапазон выбора профессии студентами Дона, в котором рыночные фактор (спрос на профессию, зарплата) не играют главной роли.

Обозначим наиболее общие тенденции в сфере высшего образования Ростовской области.

Суть первой состоит в следующем: результаты собственных социологических исследований

подтверждают гипотезу российских исследователей о том, что в последние годы в нашей стране

* Социологические исследования «Социализация и воспитание студентов вузов» в 2006 и 2011 гг. были выполнены Социологическим центром мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития ЮФУ по заказу ФГАОУ ВПО «ЮФУ». Научный руководитель - доктор социологических наук, доцент В.И. Филоненко. В соответствии с выборкой в 2006 г. анкетирование охватило 2723 студентов 1-5 курсов обучения 11 вузов Ростовской области, в 2011 г. - 4065 студентов 1-5 курсов 16 вузов ( в том числе - 3 негосударственных). Одной из задач исследования являлось определение условий и тенденций первичной социализации студенческой молодежи. В качестве основных агентов базовой социализации исследовательская группа рассматривала социальные институты семьи и средней школы. В данной публикации представлены результаты той части исследования, которая посвящена родительской семье студента.

изменяется модель семейной социализации. Главное направление этих изменений - переход от традиционалистских к современным (модернистским) образцам поведения [8; 9; 10].

Вторая тенденция: в ведущих вузах Дона, согласно результатам сравнительного анализа социологических исследований, преобладает парентократическая модель получения высшего образования, суть которой состоит в том, что образование детей в возрастающей степени зависит от благосостояния и желания их родителей, нежели от их собственных способностей и усилий. Вполне естественно, что преимущество имеют те из молодых людей, кто проживает в Ростове-на-Дону и городах Ростовской области, или те, чьи родители способны оплатить обучение студента и его проживание в городе.

Представляется, что обозначенные нами тенденции в сфере высшего образования Ростовской области предопределяют как относительно высокий экономический статус большинства студентов: более 80 % респондентов относят себя к числу благополучных в материальном отношении (против менее 1 % студентов, которые характеризуют свое положение как бедственное), - так и отражают характер взаимоотношений в родительской семье (более 70 % опрошенных декларируют свое уважение к родителям).

Нельзя не отметить в качестве третьей тенденции увеличивающуюся доступность высшего образования для семей из сельской местности Дона. Сегодня контингент студентов вузов Дона преимущественно формируется из абитуриентов, проживающих в городах и сельских поселениях Ростовской области. До поступления в вуз 30 % абитуриентов проживали в областном центре, 39 % -в городах, а 26 % - в сельских поселениях.

Характерно, что университеты и академии Ростова-на-Дону пополняют студенты, проживающие, в основном, в областном центре. Наибольшее их количество в РГУПС - 49 %, ДГТУ - 46 %, ЮФУ -39,6 % и РГЭУ - 39 %. Среди негосударственных вузов наибольшее количество студентов-ростовчан обучаются в ИУБИП - 51 %.

В вузах городов Ростовской области (Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Зерноград) мы наблюдаем прямо противоположную картину - их студенческие ряды пополняют выпускники городских и сельских школ области. Например, до 54 % выросла доля сельских жителей в ДГАУ (в 2006 г. - 18,4 %), до 52 % - в АЧГАИА (в 2006 г. - 48,7 %), до 22 % - в ЮРГТУ (НПИ) (в 2006 г. - 15 %).

Однако напрашивающийся сам собой вывод о доступности высшего образования на Дону для этой категории семей нам представляется ошибочным в силу нескольких причин.

Во-первых, сравнительный анализ результатов наших исследований показывает значительный отток иногородних студентов из ведущих вузов Дона: с 10 до 3 % упало число студентов из других городов России, до 1 % снизилась доля сельских жителей из других регионов. В 2006 г. этот показатель был равен 5,6 %. Другими словами, мы наблюдаем картину «замещения» иногородних абитуриентов выходцами из сельской местности Ростовской области.

Во-вторых, на наших глазах происходит дифференциация высшего образования Дона, на образовательном рынке которого по-прежнему существуют как качественные образовательные программы, а значит, по прежнему менее доступные учебные заведения, так и доступные широким слоям населения вузы, которые, по всей видимости, заменяют родительским семьям потерявшее авторитет средне-специальное образование (училища и техникумы).

Позволим себе остановиться лишь на анализе первых двух тенденций, поскольку именно они, по нашему мнению, в достаточной степени описывают роль и значение семьи в жизни студентов, а также особенности базовой социализации студенческой молодежи. Осмысление третьей тенденции -отдельная тема, поскольку большинство студентов из сельских семей - юноши, которых в 2006 г. мы условно назвали «пассионарии». Они более мотивированы на изменение своего социального статуса и более активны в попытках его достижения. Для указанной студенческой социальной группы роль семьи весьма незначительна.

Между тем от уровня и качества взаимоотношений молодых людей с родительской семьей во многом зависит устойчивость их социальных позиций в вузе. Более того, положение в сфере межличностных коммуникаций у студентов донских вузов выглядит вполне благополучным. Более 70

% респондентов в целом по вузам области уважают родителей, у 56 % опрошенных во взаимоотношениях с родителями установилось взаимопонимание, для 20 % студентов родители являются примером и образцом для подражания.

Здесь нами выделено несколько отличительных черт:

- чем выше достаток родительской семьи, тем большее уважение испытывают студенты к своим родителям;

- непростые отношения складываются у тех студентов, чьи родители (особенно отцы) обладают высоким образовательным и профессиональным статусом;

- на студента вуза мать оказывает более сильное воздействие, чем отец, даже если ее образовательный статус при этом низкий.

Интересно, что образовательный статус матери оказывает существенное влияние на учебную и внеучебную активность студентов, их «вписываемость» в социальную среду вуза, и чем он выше, тем увереннее чувствует себя респондент, характеризуя свои отношения с профессорско-преподавательским составом, например, более 80 % студентов из числа тех, кто относится к родителям с уважением, видят среди преподавателей вуза пример для подражания, а почти 60 % могут назвать преподавателя своим наставником. В качестве объяснения позволим себе повторить вкратце уже звучавшую мысль В.А. Садовничего об изменении роли женщины в семье, принятии ею ответственности за решения в отношении себя, своей семьи и потомства. Нужно отметить, что мнение об исключительности и незаменимости роли женщины-матери в воспитании детей подтверждается собственными исследованиями.

Образование матери, безусловно, влияет на личность студента в процессе его учебы в вузе. Студенты, чьи матери имеют неполное среднее образование, чаще объясняют это расслоение социальными и материальными, а не культурными различиями. Они определяют отношения с преподавателями как формальные, не имеют с ними творческих контактов и реже находят примеры для подражания в преподавательской среде. Тенденции были обнаружены в ответах об интересе к социально-гуманитарным дисциплинам, которые большинство из них изучает по обязанности, без особенного интереса, и считает их ненужными. То есть низкий базовый культурный уровень не позволяет им воспринять новый тип социального, гуманитарного знания и отвергается ими.

Наше исследование подтвердило деятельное участие большинства родителей в поступлении детей в вузы. По их рекомендации выбор специальности / вуза осуществляют более 30 % респондентов. Однако нами наблюдается большая разница между учебными заведениями в зависимости от их профиля и местонахождения. Для сельскохозяйственных и инженерно-технических вузов избрание специальности родительской семьей становится традиционным. В сельскохозяйственных вузах каждый второй студент указывает, что избрание специальности было сделано его родителями, тогда как в инженерно-технических об этом говорит только каждый четвертый опрошенный. Представляется, что анализируя участие родителей в выборе специальности и вуза, необходимо учитывать влияние семейных традиций на профессиональные интересы абитуриентов, поскольку именно они закрепляют учащуюся молодежь в тех социальных группах, представителями которых являются их родители.

Также нами была установлена взаимосвязь между выбором профессии по рекомендации родителей и их образовательным статусом. Например, чем ниже уровень образования отца, тем реже абитуриент прислушивается к мнению членов семьи в выборе специальности. Выбор профессии из-за высокой оплаты труда скорее характерен для студентов, чьи отцы являются обладателями высшего образования (24,6 % против 19,8 %).

Материальное положение семьи и ее ресурсные возможности выступают в качестве определяющего фактора, влияющего на выбор специальности / вуза. Например, доминирующей группой в структуре донского студенчества являются выходцы из семей, в которых отец -руководитель предприятия, учреждения или структурного подразделения; их доля по сравнению с 2006 г. выросла с 7-8 % до 12-15 % в 2011 г. Среди матерей студентов доля руководителей меньше, но она стабильно увеличивается до 8-9 % ( в 2006 г. -только 7,4 и 7,6 %), напротив, самая

многочисленная в 2006 г. группа студентов, отмечающая, что профессия их матери - специалист технического, гуманитарного, экономического или медицинского профиля, в 2011 г. сократилась на 6,4 % и составила 23 %. Стабильно низким остается число донских студентов из семей рабочих, в первую очередь, неквалифицированных (3 % - у отцов, 2 % - у матерей). Отметим, что среди родителей донских студентов сравнительно немного безработных. К данной категории в 2011 г. только 4 % от опрошенных студентов донских вузов отнесли своих отцов, а 9 % - матерей.

По нашему мнению, эти данные выступают показателями того, что: 1) социальный состав обучающихся ассиметричен социальной структуре местного сообщества; 2) высшее образование, рассматриваемое как «социальный лифт», не работает для детей из слаборесурсных семей.

В современных условиях высшее образование, традиционно рассматриваемое населением как механизм социальной мобильности в отдельных своих секторах, «становится инструментом консервации барьеров между различными социальными и культурными группами» [11; 9]. Например, в студенческих структурах отдельных вузов Ростовской области подавляющее большинство составляют выходцы из семей с высоким профессиональным и образовательным статусом, что делает систему высшего образования самовоспроизводящейся. В нашем исследовании к подобному типу вузов относятся учебные заведения естественно-гуманитарного профиля, расположенные в областном центре.

В заключение хотелось бы отметить, что современная жизнь изменила роль семьи в процессе социализации. Традиционно она рассматривается исследователями как агент первичной социализации. Между тем «функциональная полезность» семьи сохраняется и при переходе от детства к юности, от школы к вузу, хотя количество выполняемых ею функций сокращается. Бесспорно, степень эффективности выполнения семьей своих функций, связанных с социализацией студенческой молодежи, находится в прямой зависимости от характеристик самой семьи, прежде всего: ее структуры, материальных условий жизни, социального статуса родителей и уровня их образования, характера взаимоотношений между членами семьи.

По нашему мнению, студент как объект социализационно-воспитательного воздействия занимает промежуточное положение между детьми и взрослыми, обладая спецификой и особенностями социализации первых и вторых. В данном контексте роль семьи как первичного общественного института в деле формирования гражданственности молодых поколений повышается. Представляется ошибкой исключение семьи из вузовского процесса воспитания, поскольку на студентов и в этом случае оказывают влияние особенности семейного быта, семейные традиции, нравственные качества членов семьи и характер взаимоотношений между ними. К сожалению, вузы пока не в полной мере используют в социализационно-воспитательной деятельности специфику ресурсных возможностей родительских семей. Между тем сравнительный анализ результатов социологических исследований четко показывает наличие взаимосвязи между первичной (семейной) и вторичной (вузовской) процессами социализации студенческой молодежи. Кроме того, только семья, по нашему глубокому убеждению, способна сформировать у будущего студента навыки ответственного отношения к учебе как трудовой деятельности в противовес представлениям о ней как особой поре молодости, поскольку именно родители с помощью привлечения разнообразных ресурсов (не обязательно денежных) делают мир высшего образования доступным для своих детей.

Литература

1. Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов н/Д, 2007.

2. Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д, 2009.

3. Бетчер Т.И. Семья и школа, или Кривые зеркала // Семья: между насилием и толерантностью / Отв. ред. М.А. Литовская, О.И. Шабурова. Екатеринбург, 2005.

4. Попов Д.С. и др. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социологические исследования. 2012. № 1.

5. Борусяк Л. ЕГЭ как зеркало проблем российского образования // Вестник общественного мнения. 2009. № 3.

6. Икеда Д., Садовничий В. На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании. М., 2004.

7. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.

8. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9.

9. Преснякова Л.А. Российские паттерны семейной социализации и их влияние на политические ориентации граждан // Политическая психология / Сост. Е.Б. Шестопал. М., 2011.

10. Преснякова Л.А. Политическая социализация в современной российской семье (по данным количественного исследования) // Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008.

11. Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в будущее? Доклад Общественной палаты Российской Федерации 2007 // Вопросы образования. 2007. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.