Научная статья на тему 'Образ советского Союза в годы Великой Отечественной войны в представлениях студенческой молодежи'

Образ советского Союза в годы Великой Отечественной войны в представлениях студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIC IDENTITY / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / SOVIET UNION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович, Магранов Алексей Сергеевич

В статье анализируются мнения студенческой молодежи об основных результатах государственной политики Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Основу статьи составляют результаты прикладного социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович, Магранов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE SOVIET UNION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR THROUGH THE EYES OF STUDENTS

This article analyzes students’ opinion about main results of the state policy of the Soviet Union during the Great Patriotic War. The article is based on the results of the empirical sociological research.

Текст научной работы на тему «Образ советского Союза в годы Великой Отечественной войны в представлениях студенческой молодежи»

УДК 316:32

ОБРАЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

доктор социологических наук, профессор, директор Центра социально-политических исследований, Южный федеральный университет (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 105/42). E-mail: [email protected]

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований, Южный федеральный университет (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 105/42). E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируются мнения студенческой молодежи об основных результатах государственной политики Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Основу статьи составляют результаты прикладного социологического исследования.

Ключевые слова: студенчество, Великая Отечественная война, социологическое исследование, гражданская идентичность, Советский Союз, патриотизм.

Период 1941 - 1945 гг. ознаменовал собой целую эпоху в жизни нашей страны. Великая Отечественная война стала настоящим испытанием на прочность для всего советского народа. Сохранение памяти о цене Великой Победы, героизме советских солдат представляет собой задачу особой важности. Обращение к столь значимым страницам прошлого является неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения, а также имеет важное значение в процессе формирования гражданской идентичности у молодежи. Однако в последние годы все чаще можно наблюдать попытки фальсификации данных об основных итогах ВОВ, предпринимаемые историками и политическими деятелями как за рубежом, так и в России. Они имеют направленность прежде всего на представителей молодого поколения, так как их взгляд на историю находится в состоянии формирования и является податливым для воздействий извне. Одним из главных направлений подобной деятельности выступает искажение образа Советского Союза и его руководства в годы Великой Отечественной войны. Целенаправленно порождаются «мифы» о действиях СССР в годы войны, представляющие Советский Союз агрессором, а также фактически ставящие Сталина и Гитлера на одну чашу весов. Необходимо понимать, насколько современная российская молодежь является восприимчивой к подобным воздействиям и насколько успешными оказались попытки внедрения деструктивных «мифов» в сознание подрастающего поколения.

В феврале 2015 года Центром социально-политических исследований Южного федерального университета было проведено социологическое исследование «Образ Великой Отечественной войны в представлениях студентов вузов» (проект был реализован в соответствии с планом работы Совета ректоров вузов Ростовской области на 2014 - 2015 учебный год; научный руководитель проекта -докт. социол. наук В.И. Филоненко). Выборка - 1534 чел. (студенты, магистранты, аспиранты вузов Ростова-на-Дону и Ростовской области). Основная цель проведенного исследования - определение уровня российской гражданской идентичности современного студенчества.

Инструментарий исследования содержал ряд вопросов, затрагивающих действия руководства СССР накануне и во время Великой Отечественной войны. Прежде всего, представляет интерес распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, справедливы ли обвинения СССР в развязывании Второй мировой войны?». Большинство (61 %) считают, что любые попытки обвинить Советский Союз в начале военных действий абсолютно беспочвенны. Однако у четвертой части опрошенных (25,7 %) присутствует «зерно сомнения», что нашло свое выражение в их варианте ответа «в чем-то справедливы, в чем-то нет». Заслуживает внимания и тот факт, что 11,9 % не смогли однозначно ответить на данный вопрос. По всей видимости, они считают, что не имеют достаточного количества информации

Филоненко

Виктор

Иванович

Магранов

Алексей

Сергеевич

для объективной оценки. Только 1,4 % отметили, что именно СССР повинен в развязывании самого масштабного вооруженного конфликта в современной истории.

Стоит уделить внимание распределению ответов респондентов на вопрос об одном из самых неоднозначных решений советского руководства в годы ВОВ - массовых депортациях народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, крымских татар, калмыков и т.д.). Как показали результаты исследования, для третьей части опрошенных (32,6 %) оказалось весьма затруднительным ответить на поставленный вопрос, что, видимо, вызвано недостатком знаний по этой теме. 30,9% придерживаются мнения, что массовые депортации были обусловлены ошибками советского руководства в реализации национальной политики. 25,4 % разделяют официальную версию о коллаборационизме и пособничестве этих народов немецко-фашистским захватчикам. Только 11,1 % считают, что депортации были нужны для вытеснения нерусского населения из Крыма и Северного Кавказа.

Помимо этого в анкете был представлен ряд высказываний о событиях и итогах Великой Отечественной войны, которые довольно часто можно услышать в СМИ, выступлениях официальных лиц ряда стран Запада. Прежде всего, обучающимся было предложено высказать свою степень согласия с утверждением: «Сталин И.В. сознательно и планомерно готовил упреждающий удар по Германии в 1941 году, чем развязал Вторую мировую войну и спровоцировал начало ВОВ». 63,3 % опрошенных единогласно отвергают правдоподобность данного суждения. Еще 15,4 % отметили вариант «скорее не согласен», по всей видимости, полагая, что Сталин мог допустить ошибки в своих действия, хотя и стремился не допустить начала войны. Только 8,3 % склонны обвинять И.В. Сталина в развязывании войны: 5,4 % считают его виноватым в значительной степени, а 2,9 % всецело возлагают на него ответственность за начало ВОВ. При этом следует заметить, что 13% затруднились с оценкой правдивости данного суждения. Интересным представляется распределение оценок этого высказывания в зависимости от ответов на вопрос о справедливости обвинений Советского Союза в развязывании Второй мировой войны. Как показывает корреляционный анализ, среди молодых людей, выражающих полное согласие с обвинениями СССР, оказалось больше всего согласных с утверждением о подготовке Сталиным упреждающего удара - 19% (тогда как среди остальных категорий данный показатель не превышает 3%) и 14,3% отчасти согласных. То есть, мнения об ответственности Советского Союза за начало ВОВ, присутствующие в среде студенческой молодежи, во многих случаях связываются напрямую с личностью И.В. Сталина.

Необходимо обратить внимание на оценки следующего высказывания: «Недостаточная готовность страны к войне и военно-техническое превосходство противника явились главной причиной неудач и поражений Красной армии в первые недели и месяцы войны». Согласно данным, полученным в ходе исследования, эту точку зрения в той или иной степени разделяет большинство представителей студенческой молодежи: 41,5 % согласны полностью с представленным суждением, а 31,1 % полагают, что неготовность Советского Союза и техническая оснащенность немецкой армии являются одним из главных (пусть и не решающих) факторов, повлиявших на итог первых месяцев ведения боевых действий. 10,1% считают, что в данном высказывании содержится лишь малая доля истины, а 6,1% полностью не разделяют подобного мнения. Кроме того, десятая часть (11,2%) не смогли дать однозначную оценку этому суждению. Можно отметить, что представленное высказывание довольно часто звучит в выступлениях некоторых авторитетных российских историков, а также активно обыгры-вается в художественных фильмах и телевизионных сериалах о Великой Отечественной войне [1]. Как видно из полученных данных, подобный «информационный натиск», к сожалению, небезуспешен.

Еще одно суждение, представленное в инструментарии исследования: «После освобождения своей территории Советский Союз впоследствии оккупировал ряд европейских стран (Молдавию, Польшу, Литву, Эстонию и т.д.)». Этой точки зрения в последние годы придерживаются всё больше западных политиков. Однако представители студенческой молодежи не продемонстрировали желания согласиться с данным выражением. Почти половина опрошенных (45,8%) считают, что любые обвинения СССР в экспансии - беспочвенны. У 15,8% респондентов есть небольшие сомнения на этот счет: они выбрали вариант ответа «скорее не согласен». Еще 8,8% ответили, что «скорее согласны» с этим суждением. По всей видимости, они полагают, что оккупация Советским Союзом стран Европы

имела место, но в меньшем масштабе, нежели это преподносится в некоторых СМИ и выступлениях зарубежных политиков. Всего 6,4% не испытывают никаких сомнений относительно агрессивных действий СССР в отношении ряда европейских стран. Утешает лишь тот факт, что данная категория студенческой молодежи немногочисленна. Особого внимания заслуживает тот факт, что около четвертой части респондентов (23,2 %) не смогли дать однозначной оценки предложенному суждению. Основная причина данной ситуации - недостаток знаний о действиях Советского Союза в Европе, которые в действительности были направлены на освобождение европейских стран. Именно эта категория молодежи представляет собой «группу риска», так как наличие «пробелов» в знаниях делает их наиболее восприимчивыми к сфальсифицированным данным. Можно отметить, что данную категорию в основном составляют первокурсники, имеющие за плечами только школьный набор знаний. Так, если среди студентов первого курса около трети (28,7 %) затруднились дать оценку суждению о «захватнической» деятельности СССР, то среди пятикурсников таковых было в два раза меньше - 14,4%.

Необходимость своевременного восполнения «пробелов» в знаниях у младшей возрастной группы студенческой молодежи была обнаружена и в данных социологического исследования «Об уровне культурно-гуманитарной подготовки абитуриентов вузов Ростовской области», проведенного Центром социально-политических исследований ЮФУ в 2014 г. Так, согласно результатам этого исследовательского проекта, 70,2 % абитуриентов и студентов-первокурсников вузов Ростовской области смогли правильно ответить на вопрос о стране, первой запустившей космический спутник на околоземную орбиту. Однако каждый третий респондент не знает столь значимого достижения Советского Союза. 18,9 % приписали запуск «Спутника-1» главным конкурентам СССР по космической гонке -Соединенным Штатам Америки, а 8,4 % не смогли дать ответ на этот вопрос. Еще 1,5 и 1,1 % поддержки получили Китай и Япония [2, с. 21-22].

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. Образ Советского Союза в глазах студенческой молодежи вузов Ростовской области представляется преимущественно в позитивном свете. СССР по-прежнему является для молодежи страной-победителем, защищавшей свой народ и землю от вторжения немецко-фашистских захватчиков. Однако были выявлены и некоторые тревожные тенденции. Во-первых, в сознании некоторой части учащихся вузов зародился образ «СССР-агрессора», который в заметной степени связывается с личностью И.В. Сталина. Массивный поток искаженной информации, очерняющей подвиг советского народа, не прошел бесследно. Попытки дегероизации многих значимых личностей и перевирания итогов основных событий ВОВ в последние годы довольно часто прослеживаются со стороны историков, политиков и СМИ - как зарубежных, так и российских. И их итогом стало «зерно сомнения» в представлениях молодежи о действиях Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Пока что образ «СССР-агрессора» близок лишь небольшой части студенческой молодежи, однако принципиально важно не допустить дальнейшего распространения подобных представлений. Во-вторых, согласно полученным данным, у молодых людей присутствуют «пробелы» в знаниях ряда основных событий периода ВОВ. Существует риск того, что недостаток знаний данной категории молодежи может быть компенсирован искаженными данными, что, безусловно, не лучшим образом скажется на формировании их представлений о прошлом своей страны.

Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма у молодежи невозможно без уважительного отношения к прошлому своей Родины, в особенности к героическим страницам её истории. Крайне важно транслировать молодому поколению истинные знания о событиях Великой Отечественной войны, не допуская деструктивного восполнения «пробелов» в знаниях сфальсифицированными данными. И огромная роль в данном процессе принадлежит школе и другим учебным заведениям.

Литература

1. Ямалов М. Художественный образ Великой Отечественной войны. Размышления историка: военная проза, киноискусство и социальная память о войне // Бельские просторы. 2012. № 5. С. 115-119.

2. Уровень культурной компетентности первокурсников вузов Ростовской области (результаты социологического исследования): монография / Под общей ред. докт. социол. наук В.И. Филоненко. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2014. 170 с.

Filonenko Viktor Ivanovich, doctor of sociological Sciences, Professor, Director of the Center for socio-political studies; Southern Federal University (105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Magranow Aleksei Sergeevich, candidate of sociological Sciences, senior researcher of the Center for sociopolitical studies; Southern Federal University (105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: [email protected]

IMAGE OF THE SOVIET UNION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR THROUGH THE EYES OF STUDENTS Abstract

This article analyzes students' opinion about main results of the state policy of the Soviet Union during the Great

Patriotic War. The article is based on the results of the empirical sociological research.

Keywords: students, Great Patriotic War, sociological research, civic identity, Soviet Union, patriotism.

References

1. Jamalov M. Hudozhestvennyj obraz Velikoj Otechestvennoj vojny. Razmyshlenija istorika: voennaja proza,

kinoiskusstvo i social'naja pamjat' o vojne // Bel'skie prostory. 2012. № 5. S. 115-119.

2. Uroven' kul'turnoj kompetentnosti pervokursnikov vuzov Rostovskoj oblasti (rezul'taty sociologicheskogo issledovanija): monografija / Pod obshhej red. dokt. sociol. nauk V.I. Filonenko. Rostov n/D.: Izd-vo JuFU, 2014. 170 s.

УДК 351.743

РОЛЬ КАЗАЧЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Овчаренко доктор социологических наук, доцент, заместитель директора,

Роман Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений

Константинович Ростовской области

(344050, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112). E-mail: [email protected]

социолог отдела социально-политических исследований учебно-научного центра,

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: irina-pochenkova@yandex. ru

Аннотация

В статье показаны правовые основания, организационные формы и направления участия членов казачьих обществ в работе по обеспечению безопасности на региональном уровне. На основе данных отдела по делам казачества департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области проиллюстрированы итоги такой работы за 2014 год, показана активная роль донского казачества в охране порядка и обеспечении безопасности в регионе и непосредственно муниципалитетах.

Ключевые слова: российское казачество, государственная и иная служба, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности

Конец двадцатого века в России ознаменовался процессами возрождения казачества. Они не завершены и в наши дни, но за это время и на федеральном, и на региональном, местном уровнях проделана немалая работа в этом направлении.

Правовой основой возрождения казачества стал Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 54-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В соответствии со статьей 5 этого Федерального закона российское казачество в установленном порядке:

Поченкова Ирина

Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.