Научная статья на тему 'Формирование коллектива учащихся в школьной среде'

Формирование коллектива учащихся в школьной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2764
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / УЧАЩИЕСЯ / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / УЧИТЕЛЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Екатерина Алексеевна, Козак Елена

В данной работе обоснована актуальность формирования коллектива учащихся в школьной среде. Рассмотрены особенности развития школьного коллективизма с учетом индивидуальных особенностей учеников. Профессиональные умения, навыки, а также педагогический имидж учителя отражает эффективные приемы организации различных форм совместной творческой и результативной деятельности с классом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коллектива учащихся в школьной среде»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

14. Многогранник - это часть пространства, ограниченная совокупностью плоских многоугольников, соединенных так, что каждая сторона любого многоугольника является стороной ровно одного другого многоугольника.

15. Призма - это многогранник с двумя равными параллельными основаниями и боковыми гранями - параллелограммами.

16. Пирамида - это многогранник, основание которого есть многоугольник, а остальные грани — треугольники с общей вершиной.

17. Цилиндр - это геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

18. Конус - это геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов.

19. Сфера - это геометрическое место точек в пространстве, равноудаленных от некоторой заданной центральной точки.

20. Шар - это геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг своего диаметра. Дидактический опыт углубленного и систематического изучения старшеклассниками приведенных

выше геометрических моделей объектов окружающей нас природной и технической действительности показывает их необходимость и эффективность для повышения качества общего среднего образования учащейся молодежи.

Вывод, следующий из анализа изложенного выше, состоит в том, что учебное геометрическое моделирование объектов природы, техники и технологий представляет собой одну из центральных частей обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

2. Каримов М.Ф., Каримова Л.М. Особенности моделирования социально-педагогической действительности и их освоение в высшей школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. - С. 95 - 102.

3. Каримов М.Ф., Камалова Г.М. Изучение старшеклассниками графического моделирования химической действительности Джоном Дальтоном // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 100 - 101.

4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5(10). -С.124- 125.

5. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

© Каримов М.Ф., Саетова А.Ф., 2018

УДК 373

Селюкова Екатерина Алексеевна

канд.пед.наук, доцент кафедры Козак Елена

студентка

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В данной работе обоснована актуальность формирования коллектива учащихся в школьной среде.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

Рассмотрены особенности развития школьного коллективизма с учетом индивидуальных особенностей учеников. Профессиональные умения, навыки, а также педагогический имидж учителя отражает эффективные приемы организации различных форм совместной творческой и результативной деятельности с классом.

Ключевые слова:

Коллектив, учащиеся, школьная среда, школьная социализация ребенка, учитель, коллективная деятельность.

Идея коллективизма зародилась в глубокой древности в момент начала эволюции человеческого общества, в связи с острой необходимостью. С момента происхождения человечества начался процесс социализации личности, который непосредственно был основан на формах поведения личности.

Труд способствовал возникновению толерантного отношения к нуждам членов общины и это постепенно привело к возникновению осознанного чувства коллективизма, учитывая индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Постепенно к людям пришло осознание того, что коллективная деятельность учащихся - это единственно правильный путь развития личности ребенка.

Коллективная деятельность всех участников общины вела к появлению разнообразного и более качественного пищевого рациона. Это бесспорно улучшало условия жизни людей. Например, появление животноводства, которые создавали более благоприятные условия для воспитания детей, возникновение более продолжительного периода детского возраста, сохранение жизни трудоспособного населения. [1, с. 103].

Забота о подрастающем поколении претерпевает значительные изменения. Воспитание личности ребенка становиться задачей всего коллектива. Представители старшего поколения выступают в роли педагогов и наставников. Социум, окружающий ребенка, играет важную роль в зарождении основных форм воспитания, в которой коллективизм является основной формой жизненного уклада. Специализированное и целенаправленное воспитание на данном периоде отсутствует.

Взрослая жизнь детей начиналась уже с 13 лет. Основными помощниками в их воспитании и развитии были такие подручные средства, как игрушки из дерева, разнообразные талисманы тотемных животных, фигурки из кости мамонта или мягких пород дерева являются помощником в физической воспитании детей.

Обучению распределения ролей и практическим умениям, необходимым охотнику, земледельцу, а также воину, в общине способствовали игрушки, предназначенные для коллективной охоты. Для девочек предполагалось обучение домоводству, шитью и прочим женским умениям. Физическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка имели также важное значение в воспитании подрастающего поколения.

Формирование классного коллектива носит двойственный и нелинейный характер, т.к. школьный коллектив - психологическая группа, включающая в для себя особенности непостоянности и саморазвития. Именно эти черты служат основой прогрессивного или регрессивного развития.

В условиях кризиса системы образования в Российской Федерации необходимо принимать оперативные меры по присвоению учащимся нравственных общечеловеческих ценностей.

Коллективизм как нравственное качество проявляется в чувстве партнерства, принадлежности к коллективу, своевременном выполнении обязанности перед ним, умении при необходимости жертвовать личными интересами ради общественного блага. Изучение индивидуальных особенностей учеников и их роль в коллективе является одним из ведущих условий рационального подбора активистов и отсутствием во главе коллектива лидера с отрицательной нравственной направленностью. Ребенок, только что пришедший в школу, принимает на себя регулярные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Учителю важно в период адаптации ребёнка создать благоприятные условия для дальнейшей положительной, высокой адаптации, наблюдать за детьми, за тем как они общаются друг с другом на переменах, во время урока, с целью создания благоприятной обстановки в коллективе.

Воспитание коллективизма у учащихся в начальный период школьной жизни происходит в совместной учебной деятельности. На уроках учащиеся работают в группах, в парах, что приводит к

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

сплочению детей, к формированию умений выслушать друг друга, найти ответ на решение проблемного вопроса. [3, с. 57].

Умение сочувствовать другим детям, возможность стать товарищем для своих сверстников, знакомство с культурой поведения в обществе - все это приобретает ребенок с поступлением в образовательное учреждение. Индивидуальные особенности каждого ребенка будут развиваться в интересах всего коллектива.

Партнерские отношения формируются в процессе совместной деятельности учащихся. Воспитание чувства коллективизма у учащихся помогает раскрывать их индивидуальные личностные качества, формировать дружный коллектив, обеспечивать позитивную социализацию учеников начальной школы.

Процесс социализации создает важнейшее условие для формирования духовного мира учащегося. Формирование личности обеспечивает успешную ее адаптацию в современном мире, способной к организации взаимодействия между учащимися.

Школьному коллективу, как и любой социальной группе, присуща самоорганизация, которая формирует управление классом, не являясь прямым следствием этого процесса.

Класс возможно расценивать равно как важный элемент образования в современном обществе, целью которого является выход на тот или иной уровень, в частности, с действиями, проходящими в классе. Появление нового ребенка в классе имеет влияние на отношения внутри школьного коллектива и большинство детей проявляют особую активность в изучении нового индивида.

Большинство современных психологов сошлись в общем мнении и выделили пять основных периодов стадий чувства школьного коллективизма учащихся [3, с. 251].

Итак, первый период развития чувства коллективизма - «песчаная россыпь». Этот этап характеризует процесс, когда незнакомые и не сплоченные ранее дети, собираются вместе в для получения знаний в ходе учебного процесса.

Последующей стадией развития детского школьного коллектива является такая ступень развития, как «мягкая глина». На основании своих индивидуальных особенностей учащиеся в группы по интересам и общему мировосприятию. Такие группы вступают в контакт с учителем, решая общие школьные и внешкольные вопросы.

Третья ступень формирования детского школьного коллектива носит название «мерцающий маяк». Актив класса, в состав которого входят лидеры, активные учащиеся школы, является мощным регулятором межклассовых взаимоотношений. Именно школьный классный актив помогает педагогу решать организационные классные вопросы, имеют влияние и авторитет среди своих сверстников и ведут их за собой. Поскольку актив является первостепенным звеном в школьных отношениях, то его посредственная организация может дать сбой в деятельности актива.

Четвертая ступень развития школьного коллектива - «алые паруса». На этой стадии дети становятся толерантными по отношению к окружающим, осознают важность дружбы, возникает чувство сплоченного коллектива.

Высшая степень развития школьного коллектива носит название «горящий факел». Именно в этот период чувство коллективизма достигает наивысшей точки, возникает желание жертвовать своими интересами ради общего блага.

Развитие такого понятия, как школьный коллектив учащихся, происходит поэтапно, в течении длительного периода школьной жизни ребенка, учитывая индивидуальные особенности формирования детского коллектива.

Класс, в котором сформирован сплоченный коллектив учащихся, отличает от других высокий уровень учебной и творческой деятельности, благоприятная для дружеского общения атмосфера, высокий показатель решения проблем межличностных конфликтов и развития индивидуальных черт учащихся. Создание классного коллектива является важным критерием не только для учащихся, но и для самого учителя. Именно педагог заинтересован в совместном с учащимися решении определенных педагогических задач. Профессиональные умения, навыки, а также педагогический имидж учителя отражает эффективные способы организации разнообразных форм совместной творческой и учебной деятельности с классом.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

Каждый ребенок, погруженный в атмосферу своей школьной жизни, приобретает ряд характерный и индивидуальных личностных качеств, знаний и умений, в частности: брать ответственность за выполнение полученного задания для всего коллектива, своевременное выполнение собственных поручений. В свою очередь, школьный коллектив является регулятором потребности учащегося в общении с окружающим миром, выражении собственных чувств и эмоций, формированию благоприятной обстановки для каждого учащегося. [4, с. 307-310].

Понятия класс и классный руководитель могут быть несовместимыми, ведь не всегда образ классного коллектива и его руководителя складывается надлежащим образом. При условии перераспределения или частых смен классного руководителя класс получает низкий уровень развития.

Подводя итог, хотелось бы уточнить, что влияние внешних факторов становится определяющим фактором для возникновения чувства коллективизма в классе.

Главной задачей учителя и всего коллектива учащихся является работа по созданию условий для личностного роста и развития, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.

Учитель, являясь старшим товарищем и наставников, который может мотивировать ребят на новые перспективы в обучении, коллективное общественное мнение. Учитель является регулятором взаимоотношений учащихся, направляя деятельность детского коллектива. Список использованной литературы:

1. Буйлова Л. Н. Государственный заказ на дополнительное образование детей: проблемы формирования и освоения [Текст]// Техническое творчество молодежи -2014. — 88 с.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения и вопитания: учебник для бакалавров [Текст]/ В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 314 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс

3. Крившенко Л. П., Вайндоррф-Сысоева М. Е. Педагогика. Учебник для бакалавров.2-е изд., перераб. и доп [Текст]— М.: Издательство: Проспект,2013. — 488 с.

© Селюкова Е.А., Козак Е., 2018

УДК 355.233.231

С.Н. Смеянов

канд. пед. наук, старший преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ E-mail: ssn78@bk.ru А.Р. Каплин курсант

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ОФИЦЕРОВ

Аннотация

Описаны состав, предназначение и работа офицерского собрания имперского периода России. Определена воспитательная и дисциплинирующая роль офицерского собрания на современном этапе.

Ключевые слова: Офицерское собрание, воспитание, офицер

{ ш }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.