СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
Таким образом, подведя итог можно сказать, что ЭК - это сознание, мировоззрение учащегося, материализованное в словах, его поступках, в поведении и в активной экологонаправленной деятельности. Список использованной литературы:
1. Экологическая доктрина Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р).
2. Зиятдинов Ш.Г., Наумова Л.Г. Вклад физики в школьное экологическое образование: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Гилем, 2004. - 184 с.
3. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. Учеб. Пособие. -Москва-Бирск, БГСПА, 2005. - 210 с.
4. Зиятдинов Ш.Г. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - Уфа: «Гилем», 2006. - 320 с.
5. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование и образование для устойчивого развития. Монография -Москва-Бирск, БирГСПА, 2007. - 197 с.
6. Зиятдинов Ш.Г. Совершенствование системы подготовки учителей физики к работе по экологическому образованию и воспитанию учащихся // Образование и саморазвитие. - 2007.- №4. - С.24-33.
7. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебно-методическое пособие. - СПб-Бирск: БирГСПА, 2008. - 262 с.
8. Пономарева И.Н. Развитие экологической культуры - основная задача экологического образования в школах России // Методология и методика естественных наук. Вып. 2. Сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - С.3-16.
9. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Экологическое образование №1, 2003 С. 8-15.
© Зиятдинов Ш.Г., 2018
УДК 373
Каримов М. Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Камалова Р. Х.
учитель начальных классов Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ
ЭЛЕМЕНТЫ ДИДАКТИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)»
Аннотация
Рассмотрены особенности постановки и решения учебных задач естествознания (окружающего мира) учащимися начальных классов методом информационного моделирования объектов, процессов и явлений реальности.
Ключевые слова
Картина мира, моделирование объектов, процессов и явлений мира.
К основным дидактическим задачам, решаемым в рамках учебной дисциплины федерального
-( 72 )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
государственного образовательного стандарта начального общего образования [1] «Естествознание (Окружающий мир)» относятся: 1) формирование у младших учащихся целостной картины мира; 2) осознание детьми места в мире человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; 3) духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Связь школьного курса «Естествознание (Окружающий мир)» с естественными науками - физикой [2], астрономией [3], химией [4], биологией и экологией наиболее сильно проявляется в методах изучения природы - наблюдении и эксперименте.
Для постановки и решения учебных и научных задач естествознания нами используется метод информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [5].
Постановка учебной задачи наблюдения за объектом, процессом или явлением природы в аудиторное или внеаудиторное время обучения учащихся младших классов ориентирована на целенаправленное восприятие предмета, в ходе которого следует рассмотреть познаваемое из окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, стараться определить их причины и условия протекания.
Построение модели решения учебной задачи наблюдения производится школьниками под руководством учителя начальных классов и основывается на выявленных детьми существенных признаках и свойствах наблюдаемых объектов, процессов или явлений.
Разработка и исполнение алгоритма решения учебной задачи наблюдения в начальной школе сводится к реализации детьми умения наблюдать за объектами, процессами и явлениями природы и фиксированию их изменений с помощью органов чувств и приборов,
Анализ результатов учебного наблюдения за объектами, процессами и явлениями природы и формулировка соответствующих выводов осуществляются младшими школьниками под руководством учителя начальной школы.
В итоге постановки и успешного решения учебной задачи наблюдения объектов, процессов и явлений природы у учащихся начальной школы формируется умение наблюдательности, выражаемое умением видеть, подмечать, объяснять на элементарном уровне наблюдаемый фрагмент природы.
Как показывает дидактический опыт, после успешного проектирования и реализации наблюдений за объектами, процессами и явлениями природы учителю начальной школы можно приступать с учащимися к осуществлению более сложных учебных исследований - постановке и проведению опытов и экспериментов [6] на базе пришкольных участков.
О начале формирования у младших школьников целостного научного взгляда на окружающую природную среду можно утверждать после того, как они начинают в большинстве своем понимать смысл нижеследующих общих утверждений:
1. Мир природы существует, развивается и познается человеком.
2. Окружающий людей мир не является постоянным, а изменяющимся.
3. Объекты, процессы и явления природы взаимосвязаны и представляет собой единое целое.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о
том, что одни из наиболее доступных и дидактически эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе - наблюдение и эксперимент, проектируемые и реализуемые в начальной школе целенаправленно, систематически и регулярно, служат основой современного естествознания, изучаемого в старших классах средних общеобразовательных школ и на всех курсах высших учебных заведений естественно-математического и технического профиля.
Список использованной литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.:
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
Просвещение, 2018. - 31 с.
2. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.
3. Каримов М.Ф. Химико-физико-математические концепции Анаксагора и их роль в становлении и развитии науки и образования // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т.19. - № 4. - С. 104 - 107.
4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
5. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
6. Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф. Изучение элементов планирования эксперимента учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 12(17). - С. 199 - 201.
© Каримов М.Ф., Камалова Р.Х., 2018
УДК 373
Каримов М. Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Каримова А.Р.
учитель английского языка Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ
ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Рассмотрены возможности учебного английского словесного моделирования действительности учащимися на материале естественно - математических дисциплин средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова Английское словесное моделирование, математика, физика, химия.
Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные учащиеся средних общеобразовательных школ основную необходимость в изучении английского языка видят в современном преобладании англоязычной научно-технической литературы в мировом интеллектуальном пространстве познания и преобразования природной и технической действительности.
В этой связи изучение старшеклассниками средних общеобразовательных школ английского языка на учебном материале математики [1], физики [2] и химии [3] представляется актуальной дидактической задачей для проектировщиков и исполнителей отечественного естественно - математического образования учащейся молодежи.
К обязательно изучаемым школьниками английским словосочетаниям знаков порядка и отношений относятся: 1. (firstly); 2. (secondly); 1, 2, 3, ... да (one, two, three and so on to infinity); a = b (a equals b); a Ф b (a does not equal b); a « b (a approximately equals b); a < b (a is less than b); a > b (a is greater than b).
Арифметическими действиями, выраженными на английском языке и изучаемыми учащимися средней общеобразовательной школы, являются: a + b = c (a plus b is equal to c); a - b = c (a minus b is equal
-( )-