Научная статья на тему 'Элементы дидактики учебного предмета начальной школы Естествознание (Окружающий мир)'

Элементы дидактики учебного предмета начальной школы Естествознание (Окружающий мир) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ / ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ МИРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Камалова Р. Х.

Рассмотрены особенности постановки и решения учебных задач естествознания (окружающего мира) учащимися начальных классов методом информационного моделирования объектов, процессов и явлений реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы дидактики учебного предмета начальной школы Естествознание (Окружающий мир)»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

Таким образом, подведя итог можно сказать, что ЭК - это сознание, мировоззрение учащегося, материализованное в словах, его поступках, в поведении и в активной экологонаправленной деятельности. Список использованной литературы:

1. Экологическая доктрина Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р).

2. Зиятдинов Ш.Г., Наумова Л.Г. Вклад физики в школьное экологическое образование: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Гилем, 2004. - 184 с.

3. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. Учеб. Пособие. -Москва-Бирск, БГСПА, 2005. - 210 с.

4. Зиятдинов Ш.Г. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - Уфа: «Гилем», 2006. - 320 с.

5. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование и образование для устойчивого развития. Монография -Москва-Бирск, БирГСПА, 2007. - 197 с.

6. Зиятдинов Ш.Г. Совершенствование системы подготовки учителей физики к работе по экологическому образованию и воспитанию учащихся // Образование и саморазвитие. - 2007.- №4. - С.24-33.

7. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебно-методическое пособие. - СПб-Бирск: БирГСПА, 2008. - 262 с.

8. Пономарева И.Н. Развитие экологической культуры - основная задача экологического образования в школах России // Методология и методика естественных наук. Вып. 2. Сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - С.3-16.

9. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Экологическое образование №1, 2003 С. 8-15.

© Зиятдинов Ш.Г., 2018

УДК 373

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Камалова Р. Х.

учитель начальных классов Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ

ЭЛЕМЕНТЫ ДИДАКТИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)»

Аннотация

Рассмотрены особенности постановки и решения учебных задач естествознания (окружающего мира) учащимися начальных классов методом информационного моделирования объектов, процессов и явлений реальности.

Ключевые слова

Картина мира, моделирование объектов, процессов и явлений мира.

К основным дидактическим задачам, решаемым в рамках учебной дисциплины федерального

-( 72 )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

государственного образовательного стандарта начального общего образования [1] «Естествознание (Окружающий мир)» относятся: 1) формирование у младших учащихся целостной картины мира; 2) осознание детьми места в мире человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; 3) духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Связь школьного курса «Естествознание (Окружающий мир)» с естественными науками - физикой [2], астрономией [3], химией [4], биологией и экологией наиболее сильно проявляется в методах изучения природы - наблюдении и эксперименте.

Для постановки и решения учебных и научных задач естествознания нами используется метод информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [5].

Постановка учебной задачи наблюдения за объектом, процессом или явлением природы в аудиторное или внеаудиторное время обучения учащихся младших классов ориентирована на целенаправленное восприятие предмета, в ходе которого следует рассмотреть познаваемое из окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, стараться определить их причины и условия протекания.

Построение модели решения учебной задачи наблюдения производится школьниками под руководством учителя начальных классов и основывается на выявленных детьми существенных признаках и свойствах наблюдаемых объектов, процессов или явлений.

Разработка и исполнение алгоритма решения учебной задачи наблюдения в начальной школе сводится к реализации детьми умения наблюдать за объектами, процессами и явлениями природы и фиксированию их изменений с помощью органов чувств и приборов,

Анализ результатов учебного наблюдения за объектами, процессами и явлениями природы и формулировка соответствующих выводов осуществляются младшими школьниками под руководством учителя начальной школы.

В итоге постановки и успешного решения учебной задачи наблюдения объектов, процессов и явлений природы у учащихся начальной школы формируется умение наблюдательности, выражаемое умением видеть, подмечать, объяснять на элементарном уровне наблюдаемый фрагмент природы.

Как показывает дидактический опыт, после успешного проектирования и реализации наблюдений за объектами, процессами и явлениями природы учителю начальной школы можно приступать с учащимися к осуществлению более сложных учебных исследований - постановке и проведению опытов и экспериментов [6] на базе пришкольных участков.

О начале формирования у младших школьников целостного научного взгляда на окружающую природную среду можно утверждать после того, как они начинают в большинстве своем понимать смысл нижеследующих общих утверждений:

1. Мир природы существует, развивается и познается человеком.

2. Окружающий людей мир не является постоянным, а изменяющимся.

3. Объекты, процессы и явления природы взаимосвязаны и представляет собой единое целое.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о

том, что одни из наиболее доступных и дидактически эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе - наблюдение и эксперимент, проектируемые и реализуемые в начальной школе целенаправленно, систематически и регулярно, служат основой современного естествознания, изучаемого в старших классах средних общеобразовательных школ и на всех курсах высших учебных заведений естественно-математического и технического профиля.

Список использованной литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.:

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

Просвещение, 2018. - 31 с.

2. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.

3. Каримов М.Ф. Химико-физико-математические концепции Анаксагора и их роль в становлении и развитии науки и образования // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т.19. - № 4. - С. 104 - 107.

4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

5. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

6. Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф. Изучение элементов планирования эксперимента учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 12(17). - С. 199 - 201.

© Каримов М.Ф., Камалова Р.Х., 2018

УДК 373

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Каримова А.Р.

учитель английского языка Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ

ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация

Рассмотрены возможности учебного английского словесного моделирования действительности учащимися на материале естественно - математических дисциплин средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова Английское словесное моделирование, математика, физика, химия.

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные учащиеся средних общеобразовательных школ основную необходимость в изучении английского языка видят в современном преобладании англоязычной научно-технической литературы в мировом интеллектуальном пространстве познания и преобразования природной и технической действительности.

В этой связи изучение старшеклассниками средних общеобразовательных школ английского языка на учебном материале математики [1], физики [2] и химии [3] представляется актуальной дидактической задачей для проектировщиков и исполнителей отечественного естественно - математического образования учащейся молодежи.

К обязательно изучаемым школьниками английским словосочетаниям знаков порядка и отношений относятся: 1. (firstly); 2. (secondly); 1, 2, 3, ... да (one, two, three and so on to infinity); a = b (a equals b); a Ф b (a does not equal b); a « b (a approximately equals b); a < b (a is less than b); a > b (a is greater than b).

Арифметическими действиями, выраженными на английском языке и изучаемыми учащимися средней общеобразовательной школы, являются: a + b = c (a plus b is equal to c); a - b = c (a minus b is equal

-( )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.