СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
возможности учащихся, в тоже время быть достижимыми, осознаваемыми и перспективными, а также гибкими.
При переходе на уровень так называемого глобального целеполагания основная цель превращается в несколько более мелких целей или "дробится" на несколько подцелей в соответствии с целями и задачами каждого подэтапа исследовательской деятельности. В соответствии с целями исследовательской деятельности выделяют практический, методический и методологический уровни овладевания исследовательскими навыками и умениями в осуществляемой исследовательской деятельности.
На данном этапе предполагается завершение формирования исследовательских навыков и умений для дальнейшей исследовательской деятельности педагога. Учитель после завершения данного этапа должен уметь самостоятельно решать поставленный перед ним творческие задачи, а также уметь ставить новые творческие задачи как перед собой, так и перед обучающимися у него детьми. Средствами формирования вышеуказанных навыков и умений могут выступать деловые игры, дискуссии, практические задачи и исследовательские проекты.
Таким образом, эффективность формирования исследовательских навыков и умений у учителя определяется степенью реализации вышеописанных принципов, позволяющие выстроить эффективную модель исследовательской деятельности учителя.
Использование подобного подхода позволяет построить эффективную модель формирования исследовательских умений и навыков у любого учителя средней общеобразовательной школы, а данный системный подход позволит нам объяснять механизм эффективного осуществления исследовательской деятельности, упорядочить функционирование системы, предвидеть результаты исследовательской деятельности педагога.
Список использованной литературы:
1. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания. Система основных понятий. Учебно-методическое пособие / Г.Г. Гратов. - Москва: Флинта,2008. - 575 с.
2. Загвязинский В.И. и др. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. - М.: Академия, 2008. - 343 с.
3. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 184 с.
4. Микулинский С Р. и др. Психология научного творчества и науковедение / С.Р. Микулинский, М.Г. Ярошевский// Научное творчество. - М.: Наука, 1969. - С. 5-22.
5. Немов, P.C. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива / P.C. Немов. - М.: Педагогика, 1984. - 231 с.
© Гамидов Л.Ш., 2018
УДК 373
Гильванова Э.Р.
учитель начальных классов Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
На основе дидактических принципов историчности, научности и систематичности обучения представлены элементы естественно-математической составляющей начального образования учащихся
-( б' )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
Российской Федерации.
Ключевые слова
Математика, информатика, естествознание (окружающий мир).
Согласно государственному образовательному стандарту начального общего образования в учебных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию [1], естественно-математическую составляющую начального образования детей образуют учебные дисциплины «Математика», «Информатика» и «Естествознание (Окружающий мир)».
Историчность обучения подрастающего поколения как принцип [2] рекомендует учителям начальных классов сообщить детям нижеследующие факты.
Начальный курс естествоведения, утвердившийся в конце девятнадцатого века практически во всех учебных заведениях Российской империи, имел составляющую учебную дисциплину «Природоведение» для гимназий и и реальных училищ [3],
В Советском Союзе учебный предмет «Природоведение» преподавался со второго по четвертый классы средних общеобразовательных школ нашей страны.
Построенный на основе дидактического принципа научности обучения [4] начальный курс математики в начальных школах императорской России составляли основы арифметики - науки о числах и действиях над ними.
В учебниках по арифметике и математике для учащихся начальных школ Советского Союза рассматривались задачи по элементарному математическому моделированию объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной реальности [5].
В современной Российской Федерации учителями начальной школы проектируется и реализуется пропедевтика математического языка, с помощью которого описываются объекты, процессы и явления соответствующего фрагмента природной, технической и социальной действительности учащимися старших классов средних общеобразовательных школ [6].
К изучению основ информатики учащиеся начальной школы Советского Союза в экспериментальном порядке готовились в подготовительной к школе группе дошкольного образовательного учреждения [7].
Для обучающихся в начальной школе современной Российской Федерации персональные компьютеры, оснащенные графическими редакторами и текстовыми процессорами и подключенные к глобальной компьютерной сети Internet, имеются у них дома и в учебных заведениях [8].
Общеобразовательная дисциплина начальной школы «Естествознание (Окружающий мир)», ориентирующая учащихся младших классов на освоение доступных способов изучения природы в виде наблюдения, записи, измерения и опыта [9] для устанавливания и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире, имеет множество междисциплинарных связей, среди которых для детей важна её связь с математикой [10].
Дидактический опыт освоения учащимися младших классов естественно-математической составляющей начального образования детей Российской Федерации показывает на необходимость систематического и регулярного установления и развития на учебных занятиях междисциплинарных связей предметов «Математика», «Информатика» и «Естествознание (Окружающий мир)» на основе метода информационного моделирования, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [5].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что повышение качества естественно-математической составляющей начального образования детей Российской Федерации относится к числу приоритетных задач совершенствования и развития системы непрерывного образования подрастающего поколения нашей страны.
Список использованной литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2018. - 31 с.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
3. Капелькин В.Ф., Цингер А.В. Природоведение: Учебник для низших классов классических гимназий и реальных училищ и средних классов женских гимназий. Часть I. Неживая природа. - М.: Изд-во Н.Н.Клочкова, 1912. - 126 с.
4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
5. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
6. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6(11). - С. 78-79.
7. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
8. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30 - 35.
9. Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф. Изучение элементов планирования эксперимента учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 12(17). - С. 199 - 201.
10. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
© Гильванова Э.Р., Каримов М.Ф., 2018
УДК 378.14
Э.Ф. Глимнурова
студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
М. Ф. Каримов канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ НАУЧНОЙ
ТЕРМИНОЛОГИИ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
Выделены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений научной терминологии по физике и математике, представленной в литературе на английском и французском языках.
Ключевые слова Научный термин, труды на английском и французском языках.
Одной из основных дидактических задач обучения студентов высшей школы иностранным языкам является освоение учащейся молодежью научно-технической терминологии на соответствующем языке по естественно-математическим дисциплинам [1].
Современный английский язык - это международный язык науки и технологий, которого изучают и используют в своей деятельности большинство настоящих и будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности [2].