Научная статья на тему 'Пропедевтика сложного на простом учебном материале математики начальной школы'

Пропедевтика сложного на простом учебном материале математики начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОПЕДЕВТИКА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатхетдинова Г. М., Каримов М. Ф.

Выделены возможности учебного математического моделирования действительности в пропедевтическом изучении элементов алгебры и геометрии учащимися начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пропедевтика сложного на простом учебном материале математики начальной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

записывает рядом с характеристикой планеты имя римского божества. Например, характеристике «крупнейшая в Солнечной системе планета названа в честь римского верховного бога-громовержца» соответствует Юпитер. Предусмотрены задания повышенной сложности: ученики могут вспомнить и записать рядом аналог божества из греческой мифологии (в данном случае Юпитер соответствует греческому Зевсу). Подводятся итоги урока, рефлексия, выставляются отметки в журнал в соответствии с заработанными греческими «монетками».

Данный урок позволил повысить познавательный интерес школьников за счет интерпретации одного и того же объекта и творческой деятельности на уроке. В качестве рефлексии урока учащиеся избрали цитату А. Тахо-Годи «Античность - живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной цивилизации». Таким образом, у пятиклассников сформировалось убеждение, что школьные предметы взаимосвязаны, а знания о прошлом оказывают влияние и на нашу современную жизнь. Список использованной литературы

1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М.: Баланс, 2011. - 128 с.

2. Степаненко В.А. Презентация интегрированного урока литературы и истории «Античная мифология» [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/prezentaciya-binarnogo-uroka-literaturi-i-istorii-antichnaya-mifologiya-2930499.html - (дата обращения: 01.08.2018).

3. Степаненко В.А. Интегрированный урок литературы и истории «Античная мифология». Материалы для раздачи [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/binarniy-urok-litkraturi-i-istorii-antichnaya-mifologiya-materiali-dlya-razdachi-2930470.html - (дата обращения: 01.08.2018).

4. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах [Электронный ресурс] - URL: http://www.kreativ-didaktika.ru/bailainer-obuchenie/didakticheskii-tramplin/razvitie-navykov-smyslovogo-chtenija.html - (дата обращения: 01.08.2018).

©Третьякова, Степаненко, 2018

УДК 373

Фатхетдинова Г. М.

учитель математики Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ Каримов М. Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]

ПРОПЕДЕВТИКА СЛОЖНОГО НА ПРОСТОМ УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены возможности учебного математического моделирования действительности в пропедевтическом изучении элементов алгебры и геометрии учащимися начальной школы.

Ключевые слова

Пропедевтика, математическое моделирование фрагментов реальности.

Обучение учащихся основам математического мышления и методам арифметических вычислений является одной из главных задач дидактики начальной школы.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

Многие понятия и разделы математики, развивающие мышление учащихся, можно на уровне пропедевтики начать изучать детям на практических и теоретических занятиях начальной школы [1].

Пропедевтика как предварительный вводной курс какой-либо науки, систематически и кратко изложенный учителем в элементарной форме посредством изучения школьниками сложного на более простом материале, существенно облегчает прохождение учащимися этого сложного в дальнейшем их обучении в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах [2].

Для пропедевтического изучения младшими школьниками сложного на простом материале математики начальной школы следует использовать метод математического моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности с такими этапами -элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3].

Дидактический опыт показывает, что прошедшие в младших классах пропедевтический курс математики дети в дальнейшем радуются, встречая уже знакомые им понятия и приемы, о которых теперь можно узнать больше, или иначе, или в другом контексте [4]. Например, арифметическую задачу, которую они решали во втором классе начальной школы методом подбора, оказывается, можно решить в шестом или в восьмом классе средней общеобразовательной школы с помощью метода решения алгебраического уравнения, гораздо быстрее. Основные арифметические вычислительные приемы, которые учитель давал без подробного объяснения, с обещанием объяснить теоретические детали в старших классах для ответа на вопрос "Почему это так получается?", оказывается, можно легко обосновать с помощью положений и теорем алгебры.

Важные для освоения учащимися математики такие понятия, как "множество", "все", "каждый", "некоторые", максимум и минимум на некотором множестве, истинность и ложность утверждения, утверждение и его отрицание, как показывает дидактический опыт, вполне доступны для изучения ученикам начальной школы, и они их успешно используют при элементарном математическом моделировании природных, технических и социальных объектов, процессов и явлений.

Освоившие на уровне пропедевтики метод элементарного математического моделирования фрагментов природы, техники и общества учащиеся начальной школы при встрече с новой учебной задачей уже не говорят: «Мы таких задач раньше не решали», а начинают выделять известные данные и искомые величины, приступают к поиску математической связи между известными и неизвестными величинами [5].

При проектировании и реализации этапов постановки и решения учебных задачи методом математического проектирования фрагментов действительности учащиеся старшего звена начальной школы учатся использовать логические приемы сравнения, анализа и обобщения так, что задачи на скорость транспортного средства, наполнение бассейнов, производительность труда ими решаются с помощью подобных математических моделей и алгоритмов. А это свидетельствует о подъеме выпускников начальной школы на следующую ступень учебного познания природной, технической и социальной действительности [6].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, пропедевтический курс математики начальной школы есть востребованное временем дидактическое явление средней общеобразовательной школы, позволяющее на основе элементарного математического моделирования объектов, процессов и явлений природы, техники и общества повысить качество естественно-математического обучения подрастающего поколения нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д. Изучение школьниками дробных числительных при арифметическом моделировании действительности // Инновационное развитие. - 2018. - № 1(18). - С. 85 - 86.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5(10).-С. 124-125.

5. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6(11). - С. 78-79.

6/ Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Фатхетдинова Г.М., Каримов М.Ф., 2018

УДК 378.14

Л. Ф. Якупова

студент БФ БГУ г. Бирск, РФ М.Ф. Каримов канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Представлена системно-структурно-функциональная модель курсовой работы студента высшей школы и выделены элементы алгоритма её реализации в условиях учебного процесса.

Ключевые слова

Модель курсовой работы в высшей школе и алгоритм её реализации.

Классическим примером образцового проектирования и реализации курсовой работы по естественно-математической дисциплине высшей школы является научное исследование Дмитрия Ивановича Менделеева (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) в области кристаллохимии, аналитической и физической химии «Химический анализ ортитов из Финляндии» [1]

Анализ предмета, содержания и результатов студенческой научной работы старшекурсника отделения естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге Д.И.Менделеева в области неорганической химии, осуществленный в рамках системно-структурно-функционального информационного моделирования действительности с элементами - этапами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов решения задачи и формулирования выводов [2], позволяет выделить нижеследующую последовательность действий проектирования и реализации курсовой работы студента высшей школы.

1. Ознакомление студентом старшего курса высшего учебного заведения с новейшими отечественными и зарубежными научными достижения в области курсового проектирования [3].

2. Выбор студентом из утвержденных на кафедре или предложенных с необходимым обоснованием целесообразности собственных тем курсовых работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.