СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
записывает рядом с характеристикой планеты имя римского божества. Например, характеристике «крупнейшая в Солнечной системе планета названа в честь римского верховного бога-громовержца» соответствует Юпитер. Предусмотрены задания повышенной сложности: ученики могут вспомнить и записать рядом аналог божества из греческой мифологии (в данном случае Юпитер соответствует греческому Зевсу). Подводятся итоги урока, рефлексия, выставляются отметки в журнал в соответствии с заработанными греческими «монетками».
Данный урок позволил повысить познавательный интерес школьников за счет интерпретации одного и того же объекта и творческой деятельности на уроке. В качестве рефлексии урока учащиеся избрали цитату А. Тахо-Годи «Античность - живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной цивилизации». Таким образом, у пятиклассников сформировалось убеждение, что школьные предметы взаимосвязаны, а знания о прошлом оказывают влияние и на нашу современную жизнь. Список использованной литературы
1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М.: Баланс, 2011. - 128 с.
2. Степаненко В.А. Презентация интегрированного урока литературы и истории «Античная мифология» [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/prezentaciya-binarnogo-uroka-literaturi-i-istorii-antichnaya-mifologiya-2930499.html - (дата обращения: 01.08.2018).
3. Степаненко В.А. Интегрированный урок литературы и истории «Античная мифология». Материалы для раздачи [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/binarniy-urok-litkraturi-i-istorii-antichnaya-mifologiya-materiali-dlya-razdachi-2930470.html - (дата обращения: 01.08.2018).
4. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах [Электронный ресурс] - URL: http://www.kreativ-didaktika.ru/bailainer-obuchenie/didakticheskii-tramplin/razvitie-navykov-smyslovogo-chtenija.html - (дата обращения: 01.08.2018).
©Третьякова, Степаненко, 2018
УДК 373
Фатхетдинова Г. М.
учитель математики Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ Каримов М. Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ПРОПЕДЕВТИКА СЛОЖНОГО НА ПРОСТОМ УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены возможности учебного математического моделирования действительности в пропедевтическом изучении элементов алгебры и геометрии учащимися начальной школы.
Ключевые слова
Пропедевтика, математическое моделирование фрагментов реальности.
Обучение учащихся основам математического мышления и методам арифметических вычислений является одной из главных задач дидактики начальной школы.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
Многие понятия и разделы математики, развивающие мышление учащихся, можно на уровне пропедевтики начать изучать детям на практических и теоретических занятиях начальной школы [1].
Пропедевтика как предварительный вводной курс какой-либо науки, систематически и кратко изложенный учителем в элементарной форме посредством изучения школьниками сложного на более простом материале, существенно облегчает прохождение учащимися этого сложного в дальнейшем их обучении в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах [2].
Для пропедевтического изучения младшими школьниками сложного на простом материале математики начальной школы следует использовать метод математического моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности с такими этапами -элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3].
Дидактический опыт показывает, что прошедшие в младших классах пропедевтический курс математики дети в дальнейшем радуются, встречая уже знакомые им понятия и приемы, о которых теперь можно узнать больше, или иначе, или в другом контексте [4]. Например, арифметическую задачу, которую они решали во втором классе начальной школы методом подбора, оказывается, можно решить в шестом или в восьмом классе средней общеобразовательной школы с помощью метода решения алгебраического уравнения, гораздо быстрее. Основные арифметические вычислительные приемы, которые учитель давал без подробного объяснения, с обещанием объяснить теоретические детали в старших классах для ответа на вопрос "Почему это так получается?", оказывается, можно легко обосновать с помощью положений и теорем алгебры.
Важные для освоения учащимися математики такие понятия, как "множество", "все", "каждый", "некоторые", максимум и минимум на некотором множестве, истинность и ложность утверждения, утверждение и его отрицание, как показывает дидактический опыт, вполне доступны для изучения ученикам начальной школы, и они их успешно используют при элементарном математическом моделировании природных, технических и социальных объектов, процессов и явлений.
Освоившие на уровне пропедевтики метод элементарного математического моделирования фрагментов природы, техники и общества учащиеся начальной школы при встрече с новой учебной задачей уже не говорят: «Мы таких задач раньше не решали», а начинают выделять известные данные и искомые величины, приступают к поиску математической связи между известными и неизвестными величинами [5].
При проектировании и реализации этапов постановки и решения учебных задачи методом математического проектирования фрагментов действительности учащиеся старшего звена начальной школы учатся использовать логические приемы сравнения, анализа и обобщения так, что задачи на скорость транспортного средства, наполнение бассейнов, производительность труда ими решаются с помощью подобных математических моделей и алгоритмов. А это свидетельствует о подъеме выпускников начальной школы на следующую ступень учебного познания природной, технической и социальной действительности [6].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, пропедевтический курс математики начальной школы есть востребованное временем дидактическое явление средней общеобразовательной школы, позволяющее на основе элементарного математического моделирования объектов, процессов и явлений природы, техники и общества повысить качество естественно-математического обучения подрастающего поколения нашей страны.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д. Изучение школьниками дробных числительных при арифметическом моделировании действительности // Инновационное развитие. - 2018. - № 1(18). - С. 85 - 86.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5(10).-С. 124-125.
5. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6(11). - С. 78-79.
6/ Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Фатхетдинова Г.М., Каримов М.Ф., 2018
УДК 378.14
Л. Ф. Якупова
студент БФ БГУ г. Бирск, РФ М.Ф. Каримов канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Представлена системно-структурно-функциональная модель курсовой работы студента высшей школы и выделены элементы алгоритма её реализации в условиях учебного процесса.
Ключевые слова
Модель курсовой работы в высшей школе и алгоритм её реализации.
Классическим примером образцового проектирования и реализации курсовой работы по естественно-математической дисциплине высшей школы является научное исследование Дмитрия Ивановича Менделеева (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) в области кристаллохимии, аналитической и физической химии «Химический анализ ортитов из Финляндии» [1]
Анализ предмета, содержания и результатов студенческой научной работы старшекурсника отделения естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге Д.И.Менделеева в области неорганической химии, осуществленный в рамках системно-структурно-функционального информационного моделирования действительности с элементами - этапами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов решения задачи и формулирования выводов [2], позволяет выделить нижеследующую последовательность действий проектирования и реализации курсовой работы студента высшей школы.
1. Ознакомление студентом старшего курса высшего учебного заведения с новейшими отечественными и зарубежными научными достижения в области курсового проектирования [3].
2. Выбор студентом из утвержденных на кафедре или предложенных с необходимым обоснованием целесообразности собственных тем курсовых работ.