СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
Список использованной литературы:
1. Крутский, А.Н. Психодидактика. Часть 12. Демонстрационно-технический подход в системе усвоения знаний/А.Н. Крутский, О.С.Габельгауз. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 67с.
© Пфейфер Л.Н.,2018
УДК 373.51
О.С. Третьякова
учитель истории МБОУ «Подсинская СШ», с. Подсинее, Республика Хакасия [email protected] В.А., Степаненко учитель русского языка и литературы МБОУ «Подсинская СШ», с. Подсинее, Республика Хакасия [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И АСТРОНОМИИ «АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ» В 5 КЛАССЕ
Аннотация
В данной статье содержится описание методических приемов реализации метапредметного навыка смыслового чтения на примере интегрированного урока в 5 классе общеобразовательной школы.
Ключевые слова: Критическое мышление, Древняя Греция и Рим.
Целью интегрированного урока на метапредметном уровне является создание мотивированного применения знаний, навыков и умений, возможность увидеть результаты своего труда. Данные уроки развивают у учащихся аналитические способности, обладают воспитательным потенциалом, а теоретические положения переносятся в область практики.
Механизмом реализации интегрированного урока является группировка содержания урока по разным предметным областям об одном объекте, в данном случае избрана тема «Античная мифология», которая рассматривается в рамках истории Древнего мира (Древняя Греция и Рим) и литературы (раздел «Античная литература») в 5 классе. Современный школьный стандарт образования предполагает изучение астрономии как самостоятельного учебного предмета, поэтому актуальным будет показать школьникам взаимосвязь имен античных божеств из римской мифологии и основных характеристик планет Солнечной системы.
Урок был проведен учителями литературы и истории после изучения темы «Древнеримская культура» в рамках истории Древнего Рима. Форма работы на уроке - групповая, использованы аудиовизуальные технические средства: мультимедийная презентация, оформление доски.
Сложность подготовки учебных заданий для урока была связана с группировкой содержания урока по предметным областям из разных циклов об одном объекте: гуманитарного (история и литература) и естественно-научного (астрономия), но поскольку личностным результатом освоения астрономии согласно ФГОС является привлечение внимания к красоте мироздания, а на предметном уровне эта наука исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, то связь с литературой и историей очевидны.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
Другой проблемой при подготовке к уроку была адаптация материала для пятиклассников. Так как основной принцип интегрированного урока заключается в том, чтобы ученик разобрался глубже в новом материале через имеющиеся знания, то было решено формировать компетенции смежных дисциплин путем активной самостоятельной работы через стратегию смыслового чтения. Данный метапредметный навык направлен на грамотную работу с текстом, что является одним из основополагающих умений человека в современном информационном обществе, и важно научить школьников анализировать поступающую к ним информацию.
Смысловое чтение было решено провести с элементами погружения в историческую обстановку античного времени - этап актуализации в форме объявления интеллектуальных олимпийских игр на уроке; выбор музыки к презентации («Бибасис» - спартанский танец, «Сиккиния» и «Гимн Афине» -реконструкция древнегреческого лада); систему подсчета баллов реализовать в форме выдачи древнегреческих монеток с изображением совы (напечатанные афинские монетки на плотной бумаге); раздаточный материал стилизовать под бронзовые диски с написанным текстом по кругу (вырезанные из картона золотистого цвета).
В соответствии с этапами работы с текстом был сформирован учебный материал. На первом этапе -предтекстовом (стадия вызова) - использована стратегия «глоссарий», цель которой - актуализация и повторение словаря, связанного с темой урока из разных предметных областей: литература - знакомство со стихами по мотивам древнегреческих мифов, история - актуализация имеющихся знаний о пантеоне древнегреческих богов. Пример задания: «Чтоб истинно звучала лира...»: «В Олимпии в храме Геры хранился бронзовый диск, на котором по кругу были записаны правила олимпийских игр, которым покровительствовали боги. У вас тоже есть несколько дисков со стихами о греческих богах. Подарите богам диски со стихотворениями, посвященными только им». Ученики после обсуждения стихотворения в группе должны были отнести диск к доске, где прикреплено имя богини, например:
Вот сама мудрость и Зевса отрада,
Светлоокая дочь громовержца - ... Паллада.
Она хранила города Эллады:
..., Трою. - Трою? - Да.
Правильным ответом будет - «Афина».
После того, как были распределены правильно все стихотворения, начался второй этап чтения -текстовый (стадия осмысления). Стратегия - «чтение с вопросами», цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации. Предметной задачей для литературы и истории было на примере религии древних римлян показать роль природных и социокультурных факторов в развитии мифологических представлений людей. Пример задания «Греко-римская борьба»: «Прочитайте текст о римских и греческих богах. Затем отметьте в таблице правильные или неправильные утверждения - обведите нужную букву». Задание представляет собой разновидность ситуационной игры «данетки» в табличной форме, усложненное тем, что при выборе правильно ответа нужно выбрать одну букву. Пример, задания: «Мода на все греческое появилась в Риме в период республики. Если да - «Я», если нет - «Р». В итоге из получившихся пяти утверждений (соответственно пяти букв) ученикам нужно было составить слово: «ЗЕМЛЯ». Учитель поясняет, что эта единственная планета Солнечной системы, которая названа не в честь божества, зато все остальные - носят имена римских богов, поэтому нужно узнать, почему планеты так названы.
Третья стадия работы - послетекстовая (рефлексия). Стратегия - «вопросы после текста», цель -определение концептуальной информации, находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию. Предметные задачи: литература - показать влияние античной мифологии на современную науку; история - научить интерполировать имеющиеся исторические знания на реалии действительности; астрономия - познакомиться с основными характеристиками планет Солнечной системы.
Пример задания «Чистым сияньем сверкают планеты»: «Планеты Солнечной системы названы в честь римских богов, причем названия выбирались не случайно, а по «характеру» планеты. Попытайтесь определить, какой из богов дал бы название планете. Напишите названия планет в таблицу». Группа
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
записывает рядом с характеристикой планеты имя римского божества. Например, характеристике «крупнейшая в Солнечной системе планета названа в честь римского верховного бога-громовержца» соответствует Юпитер. Предусмотрены задания повышенной сложности: ученики могут вспомнить и записать рядом аналог божества из греческой мифологии (в данном случае Юпитер соответствует греческому Зевсу). Подводятся итоги урока, рефлексия, выставляются отметки в журнал в соответствии с заработанными греческими «монетками».
Данный урок позволил повысить познавательный интерес школьников за счет интерпретации одного и того же объекта и творческой деятельности на уроке. В качестве рефлексии урока учащиеся избрали цитату А. Тахо-Годи «Античность - живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной цивилизации». Таким образом, у пятиклассников сформировалось убеждение, что школьные предметы взаимосвязаны, а знания о прошлом оказывают влияние и на нашу современную жизнь. Список использованной литературы
1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М.: Баланс, 2011. - 128 с.
2. Степаненко В.А. Презентация интегрированного урока литературы и истории «Античная мифология» [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/prezentaciya-binarnogo-uroka-literaturi-i-istorii-antichnaya-mifologiya-2930499.html - (дата обращения: 01.08.2018).
3. Степаненко В.А. Интегрированный урок литературы и истории «Античная мифология». Материалы для раздачи [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/binarniy-urok-litkraturi-i-istorii-antichnaya-mifologiya-materiali-dlya-razdachi-2930470.html - (дата обращения: 01.08.2018).
4. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах [Электронный ресурс] - URL: http://www.kreativ-didaktika.ru/bailainer-obuchenie/didakticheskii-tramplin/razvitie-navykov-smyslovogo-chtenija.html - (дата обращения: 01.08.2018).
©Третьякова, Степаненко, 2018
УДК 373
Фатхетдинова Г. М.
учитель математики Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ Каримов М. Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ПРОПЕДЕВТИКА СЛОЖНОГО НА ПРОСТОМ УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены возможности учебного математического моделирования действительности в пропедевтическом изучении элементов алгебры и геометрии учащимися начальной школы.
Ключевые слова
Пропедевтика, математическое моделирование фрагментов реальности.
Обучение учащихся основам математического мышления и методам арифметических вычислений является одной из главных задач дидактики начальной школы.