СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5(10).-С. 124-125.
5. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6(11). - С. 78-79.
6/ Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Фатхетдинова Г.М., Каримов М.Ф., 2018
УДК 378.14
Л. Ф. Якупова
студент БФ БГУ г. Бирск, РФ М.Ф. Каримов канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Представлена системно-структурно-функциональная модель курсовой работы студента высшей школы и выделены элементы алгоритма её реализации в условиях учебного процесса.
Ключевые слова
Модель курсовой работы в высшей школе и алгоритм её реализации.
Классическим примером образцового проектирования и реализации курсовой работы по естественно-математической дисциплине высшей школы является научное исследование Дмитрия Ивановича Менделеева (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) в области кристаллохимии, аналитической и физической химии «Химический анализ ортитов из Финляндии» [1]
Анализ предмета, содержания и результатов студенческой научной работы старшекурсника отделения естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге Д.И.Менделеева в области неорганической химии, осуществленный в рамках системно-структурно-функционального информационного моделирования действительности с элементами - этапами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов решения задачи и формулирования выводов [2], позволяет выделить нижеследующую последовательность действий проектирования и реализации курсовой работы студента высшей школы.
1. Ознакомление студентом старшего курса высшего учебного заведения с новейшими отечественными и зарубежными научными достижения в области курсового проектирования [3].
2. Выбор студентом из утвержденных на кафедре или предложенных с необходимым обоснованием целесообразности собственных тем курсовых работ.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
3. Составление студентом, выполняющим курсовую работу, вместе с научным руководителем задания на реализацию научного исследования с указанием проблемы, темы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методов, этапов и сроков предполагаемой творческой работы.
4. Самостоятельное при консультации с научным руководителем решение студентом задач курсовой работы с помощью информационного моделирования выделенного объекта, процесса или явления природной, технической или социальной действительности.
5. Написание студентом высшей школы черновой рукописи с изложением постановки, хода и результатов научного исследования со следующими структурными элементами курсовой работы: 1) титульный лист; 2) оглавление; 3) введение; 4) обзорно-теоретическая первая глава; 5) опытно-экспериментальная вторая глава; 6) аналитико-синтетическая третья глава; 7) заключение с выводами и рекомендациями; 8) библиографический список; 9) приложения.
6. Представление во введении к курсовой работе обоснования актуальности темы исследования, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методологических основ и методов, новизны и значимости, достоверности выводов реализованного научного исследования.
7. Отражение в обзорно-теоретической главе курсовой работы степени разработанности и необходимости дальнейшего раскрытия темы курсового исследования, следующих из анализа научной литературы , полученной по традиционным и телекоммуникационным каналам.
8. Выделение в главе курсовой работы, посвященной постановке, ходу и результатам опытно-экспериментального исследования, материалов, подтверждающих или опровергающих гипотезу - рабочую модель решения курсовой задачи согласно методам и критериям математической статистики.
9. Изложение в аналитико-синтетической главе курсовой работы множества моделей и алгоритмов решения задач реализованного научного исследования, удовлетворяющих требованиям практики, логики и эстетики.
10. Защита на заседании соответствующей кафедры вуза студентом в форме иллюстрированного доклада актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости результатов реализованного студентом высшей школы курсового исследования.
Дидактический опыт проектирования и реализации студентами высшей школы курсовых работ выделяет эту форму творчества учащейся молодежи как приоритетный источник повышения уровня их интеллектуального и творческого потенциалов [4].
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что проектирование и реализация курсовых работ студентов высшей школы согласно этапам информационного моделирования природной, технической или социальной действительности способствует повышению качества высшего образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1 Каримов М.Ф. Курсовая и дипломная работы Д.И. Менделеева по химии и их значение для повышения качества современных студенческих исследований // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 3.- С. 102 - 106.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30 - 35.
4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Якупова Л.Ф., Каримов М.Ф., 2018
{ 88 )-