Научная статья на тему 'Начала изучения материала и его художественных свойств учащимися начальной школы'

Начала изучения материала и его художественных свойств учащимися начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Якупова М.С.

Выделены междисциплинарные связи учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Естествознание (Окружающий мир)», устанавливаемые учащимися начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начала изучения материала и его художественных свойств учащимися начальной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

8) явление радиоактивности атомов; 9) явление аннигиляции элементарных частиц.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, заключается в том, что учебное компьютерное моделирование физических объектов, процессов и явлений входит в множество основных элементов дидактики современной общеобразовательной школы. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

2. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.

3. Каримов М.Ф. Изучение истории языков программирования в педвузе // Педагогическая информатика. -2008. - № 1. - С. 48 - 51.

4. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.

5. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

© Каримов М.Ф., Некрасова О.А., 2018

УДК 373

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Якупова М.С. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

НАЧАЛА ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены междисциплинарные связи учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Естествознание (Окружающий мир)», устанавливаемые учащимися начальной школы.

Ключевые слова Изобразительное искусство, естествознание, материаловедение.

Все виды искусства людей создаются и существуют с помощью фрагментов окружающего нас материального мира. С давних времен дерево, камень, металл и далее холст и бумага оказались не только ценностью для бытия человека, но и человеческой духовной ценностью, став действенным элементом творческого процесса у людей.

Изучаемая учащимися начальной школы при учебном изобразительном моделировании фрагментов окружающего нас мира [1] в графике и живописи действительность представляет собой элементарное иллюзорное изображение реальности, связанное с передачей глубины пространства, выпуклостей объема и характера освещения.

Учитель начальной школы сообщает на занятиях [2] учащимся о том, что изобразительный материал и его физические свойства (цвет, твердость и тяжесть), характер его обработки (медленный, резкий или

1 51 }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

стремительный) - это выбор художника, сообщающий зрителям чувства, которые вызвал у него создаваемый образ или изобразительная модель объекта, процесса или явления действительности.

В изобразительном искусстве, изучаемом учащимися начальной школы, считается, что график чувствует карандаш или перо, живописец - краску, а скульптор - глину, камень или бронзу, если им удается воплотить в своем произведении адекватные реальности эмоциональные ощущения художественного образа или изобразительной модели фрагмента действительности.

Выпускникам начальной школы важно знать о том, что широкая и энергичная живопись возникает у художника как следствие темпераментной, быстрой и очень напряженной фиксации на холсте меняющихся событий, при которых творец изобразительного искусства улавливает самые существенные стороны процесса или явления природы, технологий или общества и передает на художественной картине собственные очень живые и острые впечатления.

При объяснении учащимся начальной школы выделенного выше учебного материала по изобразительному искусству учитель начальной школы демонстрирует творческий процесс построения художником изобразительной модели фрагмента действительности и устанавливает междисциплинарную связь между предметами «Изобразительное искусство» и «Естествознание (Окружающий мир)».

Аудиторная и внеклассная беседы учителя начальной школы со старшеклассниками позволяют им сформулировать вывод о том, что энергичная и темпераментная лепка с широкой и свободной пластикой в искусстве скульптуре позволяет художнику реализовать изобразительные модели бурных драматических событий, сильных людских характеров, мучительных переживаний человека, изменчивых и динамичных состояний субъекта деятельности.

Для развития познавательных способностей учащихся начальной школы важно выделение их учителем общеобразовательного положения о том, что творцами изобразительного искусства руководит вера в неисчерпаемость и познаваемость окружающего нас мира, поэтическая мечта увидеть его новые, прекрасные грани и открыть их на уровне изобразительного моделирования действительности людям планета Земля.

В дидактическом отношении выпускникам начальной школы следует хорошо освоить мировоззренческое положение о том, что материал изобразительного искусства способен одновременно изображать и природу и человека и выражать чувства художника, изобразительно моделирующего объекты, процессы и явления действительности.

Педагогический опыт показывает, что систематически и регулярно освоенные начала изучения материала и его художественных свойств учащимися начальной школы служат средством повышения качества учебного изобразительного моделирования действительности, состоящего из таких этапов -элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3].

Анализ и обобщение приведенного выше материала позволяют сформулировать вывод о том, что включенные в дидактику начальной школы начала изучения учащимися материала и его художественных свойств устанавливают и развивают междисциплинарную связь учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Естествознание (Окружающий мир)» и повышают качество общего образования подрастающего поколения нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.

2. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

© Каримов М.Ф., Якупова М.С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.