СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
3. Капелькин В.Ф., Цингер А.В. Природоведение: Учебник для низших классов классических гимназий и реальных училищ и средних классов женских гимназий. Часть I. Неживая природа. - М.: Изд-во Н.Н.Клочкова, 1912. - 126 с.
4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
5. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
6. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6(11). - С. 78-79.
7. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
8. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30 - 35.
9. Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф. Изучение элементов планирования эксперимента учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 12(17). - С. 199 - 201.
10. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
© Гильванова Э.Р., Каримов М.Ф., 2018
УДК 378.14
Э.Ф. Глимнурова
студент БФ БГУ г. Бирск, РФ М. Ф. Каримов канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ НАУЧНОЙ
ТЕРМИНОЛОГИИ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
Выделены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений научной терминологии по физике и математике, представленной в литературе на английском и французском языках.
Ключевые слова Научный термин, труды на английском и французском языках.
Одной из основных дидактических задач обучения студентов высшей школы иностранным языкам является освоение учащейся молодежью научно-технической терминологии на соответствующем языке по естественно-математическим дисциплинам [1].
Современный английский язык - это международный язык науки и технологий, которого изучают и используют в своей деятельности большинство настоящих и будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности [2].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
На французском языке представлены многие фундаментальные достижения физики и математики семнадцатого - двадцатого веков [3].
Преподаватели английского и французского языков, физики и математики, ориентированные на обучение творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных студентов проектируют и реализуют на собственных занятиях с учащейся молодежью нижеследующие учебные темы по английской и французской научной терминологии.
1. Научный термин как выражение сущности рассматриваемого объекта, процесса или явления природы, технологий и общества.
2. Информационное моделирование объектов, процессов и явлений действительности с такими этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [4], служащий источником новых английских и французских научных терминов по физике и математике.
3. Научно-техническая терминология английского и французского языков, занявшая приоритетное место в интернациональной лексики настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности благодаря результатам творческой деятельности ученых последних трех столетий, использовавших в построении математических и физических моделей объектов, процессов и явлений указанные выше европейских языков.
4. Изучение и использование в моделировании действительности французских научных терминов по математике: абсцисса (abscisse — отрезок) точки A - координата этой точки на оси ОХ в прямоугольной системе координат; аппроксимация — (approximation - приближение) алгоритм выбора оптимальной функции из определенного класса; вариация (variation - вариация - изменение или отклонение от среднего значения величины); вероятность (probablement - вероятность - математическая характеристика степени возможности появления случайного события); генеральная совокупность - general population - множество всех объектов, относительно которых предполагается делать выводы); зависимая переменная (dependent variable - измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной); модель (modele - система, исследование которой служит средством для получения научной информации).
5. Английские научные термины по физике, изучаемые и используемые студентами высшей школы: глюон (glue - клей - электрически нейтральная частица, действующая между кварками); лазер (light amplification by stimulated emission of radiation - усиление света при помощи вынужденного излучения); радар (radio detecting and ranging - обнаружение и определение расстояния при помощи радио); резистор (resistor - элемент цепи, оказывающий сопротивление электрическому току); транзистор (transistor -полупроводниковый прибор для генерирования и усиления электрических колебаний); ускорение (acceleration - физическая величина, определяющая быстроту изменения скорости тела); шунт (shunt -ответвление - параллельная основному участку электрической или магнитной цепи часть для ослабления электрического тока или магнитного потока).
Дидактический опыт аудиторного и самостоятельного изучения студентами высших учебных заведений английской и французской научной терминологии по физике и математике показывает его положительное влияние на качество выполняемых студентами курсовых и выпускных квалификационных работ по естественно-математическим дисциплинам.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, заключается в том, что систематическое и регулярное изучение студентами высшей школы английских и французских научных терминов по физике и математике приводит к повышению качества высшего образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Ivanov V.E., Kandaurova G.S., Karinov M.F., Svalov A.V. Stabilization of domain walls in amorphous gadolinium - cobalt films // Физика металлов и металловедение. - 1995. - Т. 79. - № 3. - С.59 - 64.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
3. Каримов М.Ф., Гималтдинова Г.Ф. Физико-математическая подготовка школьников и студентов при изучении ими волновой оптики // Инновационное развитие. - 2018. - № 1(18). - С. 82 - 83.
4. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
© Глимнурова Э.Ф., Каримов М.Ф., 2018
УДК 530
Ш. Г. Зиятдинов
канд. физ.-мат. наук, доцент Бирского филиала БГУ,
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ
Аннотация
Рассмотрены возможности курса физики в экологическом образовании учащихся, выделены основные направления изучения экологических проблем современности.
Ключевые слова:
Экологические проблемы физической природы, экологическое образование, вклад курса физики.
Ziyatdinov S.G., Ph.D. in Physics, associate professor, Birsk Branch of Bashkir State University,
Birsk, Russia
HOW TO STUDY MODERN ECOLOGICAL PROBLEMS IN HIGH-SCHOOL PHYSICS COURSE
Abstract
We consider capabilities of high-school physics course in introducing ecological education, highlighting main study directions of modern ecological problems.
Keywords:
Ecological problems of nature, ecological education, physics course contribution
Человечество вступило в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения экономических, социальных и экологических проблем, решения проблемы неустойчивости общества. На первый план выдвигаются такие актуальные мировые и региональные экономические проблемы как нищета, нехватка материальных, пищевых, энергетических ресурсов, питьевой воды, а также связанные с ними проблемы терроризма и др. Один неосторожный шаг — и человечество может сорваться в пропасть. Поэтому бурное развитие экологического образования (ЭО) во второй половине ХХ и начале XXI веков стало реакцией мирового сообщества на ухудшение качества окружающей среды и быстрое истощение природных материальных, энергетических ресурсов. Система современного ЭО представляет собой анализ и обобщение опыта взаимодействия людей с природой, который обеспечивает выживание и развитие человека и выражается в