СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
3. Каримов М.Ф., Гималтдинова Г.Ф. Физико-математическая подготовка школьников и студентов при изучении ими волновой оптики // Инновационное развитие. - 2018. - № 1(18). - С. 82 - 83.
4. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
© Глимнурова Э.Ф., Каримов М.Ф., 2018
УДК 530
Ш. Г. Зиятдинов
канд. физ.-мат. наук, доцент Бирского филиала БГУ,
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ
Аннотация
Рассмотрены возможности курса физики в экологическом образовании учащихся, выделены основные направления изучения экологических проблем современности.
Ключевые слова:
Экологические проблемы физической природы, экологическое образование, вклад курса физики.
Ziyatdinov S.G., Ph.D. in Physics, associate professor, Birsk Branch of Bashkir State University,
Birsk, Russia
HOW TO STUDY MODERN ECOLOGICAL PROBLEMS IN HIGH-SCHOOL PHYSICS COURSE
Abstract
We consider capabilities of high-school physics course in introducing ecological education, highlighting main study directions of modern ecological problems.
Keywords:
Ecological problems of nature, ecological education, physics course contribution
Человечество вступило в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения экономических, социальных и экологических проблем, решения проблемы неустойчивости общества. На первый план выдвигаются такие актуальные мировые и региональные экономические проблемы как нищета, нехватка материальных, пищевых, энергетических ресурсов, питьевой воды, а также связанные с ними проблемы терроризма и др. Один неосторожный шаг — и человечество может сорваться в пропасть. Поэтому бурное развитие экологического образования (ЭО) во второй половине ХХ и начале XXI веков стало реакцией мирового сообщества на ухудшение качества окружающей среды и быстрое истощение природных материальных, энергетических ресурсов. Система современного ЭО представляет собой анализ и обобщение опыта взаимодействия людей с природой, который обеспечивает выживание и развитие человека и выражается в
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
виде совокупности теоретических знаний, способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций [1]. Только по-настоящему образованное, просвещенное общество способно решить задачу - как уберечь цивилизацию от деградации, как достичь его равновесия, устойчивого развития. Вместе с тем, как указывают исследования, традиционная система ЭО оказалась недостаточно эффективной, поскольку экологические проблемы в мире, к сожалению, не только обостряются, к ним добавляются и новые [5,7,11,13].
В целом вся система ЭО должна быть направлена на:
• формирование нового человека с всеобъемлющим экологическим мировоззрением, с развитым экологическим сознанием, с установкой на экологически грамотное поведение, образ жизни;
• осознание эколого-экономических, нравственных императивов;
• сохранение природных богатств;
• экономию природных минеральных, энергетических ресурсов;
• предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды, переход на безотходные технологии;
• формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществлении природоохранных мероприятий и др.
Адаптированная нами система ЭО к концентрически построенному курсу физики в школе состоит из нескольких основных направлений.
1-е направление ориентировано на формирование экологического мировоззрения, экологического сознания и, в конечном счете, экологической культуры учащихся посредством экологизации всех дисциплин, изучаемых в школе (и гуманитарные и естественнонаучные, в частности физики). Экологическая тематика должна быть органично связанной с содержанием самих предметов на основе концентрического [3,12-13] и регионального [4,8-9] принципов наполнения содержания изучаемых предметов экологической составляющей.
2-е направление ориентировано на широкое внедрение экологического материала в содержание традиционного курса физики как в типовых, так и в профильных школах (экологизация курса школьной физики), т.е. фактическое внедрение интегрированного курса «Физика - экология» с широким привлечением экологической составляющей при изучении основного курса школьной физики [3,5,15] в дополнение к предусмотренным в госстандартах интегрированным курсам: биология-экология, химия-экология, география-экология.
3- е направление ориентировано на внедрение элективных курсов «Физическая экология», «НТП и экологические проблемы современности» и др. в практику профильных школ, классов [12,17].
4-е направление предполагает широкое привлечение возможностей ПРФЗ при анализе экологических проблем физического характера [2,6,10,12,16,18].
5-е направление ориентировано на широкое привлечение учащихся к выполнению творческих работ, на создание условий для максимального использования принципа формирования индивидуальной образовательной траектории в образовательном пространстве. Этот блок подразумевает творческие, познавательные формы деятельности на экологические темы: НОУ, выполнение творческих проектов, изучение проблемных экологических ситуаций в мире, стране и регионе, активное участие учащихся в работе научных конференций, написание рефератов, докладов и их презентаций и т.д. [12-13,17].
6-е направление ориентировано на широкое применение в учебно-воспитательном процессе (в аудиторных и внеклассных мероприятиях) традиционных и новых интерактивных и информационных технологий. Этот блок подразумевает широкое использование внеклассных мероприятий на экологические темы: деловые игры, дискуссии, устные журналы, предметные газеты и т.д. [12-14].
7-е направление призвано направлять деятельность учащихся на применение экологических ЗУН на практике, в природоохранной деятельности [8-9,14].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
Таким образом, предлагаемая система ЭО призвана приблизить знания к жизни и служить основой для организации ЭО в современной общеобразовательной школе, конструктивного взаимодействия образовательных, культурных, природоохранных, научных учреждений всех типов и уровней, СМИ в области ЭО, предполагающая осознание эколого-экономических и нравственных императивов, которые диктуются перспективами развития цивилизации.
Список использованной литературы:
1. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика, 1997, № 6, С. 31-36.
2. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах // Физика в школе. 1996. № 2. -С. 29-31.
3. Зиятдинов Ш.Г., Наумова Л.Г. Вклад физики в школьное экологическое образование: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Гилем, 2004. - 184 с.
4. Зиятдинов Ш.Г., Миркин Б.М. Энергетика РБ сегодня и завтра: взгляд экологов // Управление и экономика, № 5, 2004. - С. 68 - 72.
5. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. Учеб. Пособие. -Москва-Бирск, БГСПА, 2005. - 210 с.
6. Зиятдинов Ш.Г. ПРФЗ в школе как систематизирующее знания средство обучения // Наука и школа. 2005. № 4. С. 57-60.
7. Зиятдинов Ш.Г. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - Уфа: «Гилем», 2006. - 320 с.
8. Зиятдинов Ш.Г. К вопросу о реализации экологической составляющей курса физики как регионального компонента школьной программы // Вестник ОГУ, № 6, 2006, том 1. - С. 26-31.
9. Зиятдинов Ш.Г., Миркин Б.М. Роль курса физики в экологическом образовании учащихся // Вестник Башкирского университета, № 2, 2006. - С. 127-130.
10. Зиятдинов Ш.Г., Лыгин С.А. Урок-семинар «Радиационная безопасность. Что мы о ней знаем?» // Химия в школе. 2007. № 6. - С. 45-53.
11. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование и образование для устойчивого развития. Монография -Москва-Бирск, БирГСПА, 2007. - 197 с.
12. Зиятдинов Ш.Г. Физическая экология. Учебно-методическое пособие к элективному курсу. - М: МПГУ, 2007. - 228 с.
13. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебно-методическое пособие. - СПб-Бирск: БирГСПА, 2008. - 262 с.
14. Зиятдинов Ш.Г. К организации экологоориентированных дискуссий в школьном курсе физики // Сибирский педагогический журнал. - 2011. № 5, - С. 190-196.
15. Зиятдинов Ш.Г. О содержании и структуре экологической составляющей школьного курса физики // Сибирский педагогический журнал. - 2011. № 7, - С. 181-188.
16. Зиятдинов Ш.Г. О роли практикума по решению физических задач в системе экологического образования учащихся // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». - 2011. №6. - С. 116-122.
17. Зиятдинов Ш. Г. К элективному курсу по выбору «Физическая экология» // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 54020. -URL: http://e-koncept.ru/teleconf /1/jekologicheskie_problemy/k-jelektivnomu-kursu-po-vyboru.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
18. Зиятдинов Ш.Г. Еще раз о КПД тепловых машин // Физика в школе. 2015. № 3. - С. 20-25.
© Зиятдинов Ш.Г., 2018