Научная статья на тему 'К понятиям экологическая культура и экологическое образование учащейся молодежи'

К понятиям экологическая культура и экологическое образование учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиятдинов Ш. Г.

Анализируются понятия экологическая культура и экологическое образование, выделены их взаимосвязь и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К понятиям экологическая культура и экологическое образование учащейся молодежи»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

УДК 530

Зиятдинов Ш.Г.

канд. физ.-мат. наук, доцент Бирского филиала БГУ,

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]

К ПОНЯТИЯМ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

Анализируются понятия экологическая культура и экологическое образование, выделены их взаимосвязь и задачи.

Ключевые слова:

Экологическое образование, экологическая культура.

Ziyatdinov S.G., Ph.D. in Physics, associate professor, Birsk Branch of Bashkir State University,

Birsk, Russia

ON CONCEPTS OF ECOLOGICAL CULTURE AND ECOLOGICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

Abstract

We analyze concepts of ecological culture and ecological education, highlighting their relationship and tasks.

Keywords: Ecological culture, ecological education.

В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) указывается, что одним из основных факторов деградации окружающей среды в стране является низкий уровень экологического сознания и экологической культуры (ЭК) населения [1]. Поэтому в качестве основной задачи в области экологического образования (ЭО) и экологического просвещения (ЭП) в этом документе указывается именно повышение ЭК населения, его образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии, духовное совершенствование человека. Реализация этой задачи происходит через систему непрерывного образования всего населения страны разных ступеней и профилей (от дошкольного возраста до специалистов, имеющих высшее образование и принимающих управленческие решения). Как показывает анализ литературы [2-9], за последние годы в РФ накоплен огромный положительный опыт ЭО учащейся молодежи посредством чего и осуществляется ЭП и формирование ЭК всего населения. Сделано здесь много, но и нерешенных проблем предостаточно.

На основе анализа приведенных в литературе множества определений ЭО можем сформулировать следующее: ЭО - это непрерывный процесс обучения, воспитания населения, усвоение им систематизированных научных и практических знаний, направленных на формирование научного мировоззрения об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности и обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды. ЭО предусматривает создание условий для формирования человека, обладающего знаниями, умениями и навыками (ЗУН), необходимыми для экологически грамотного решения задач устойчивого социально-экономического развития страны [4-5].

Из данного определения ЭО следует главная задача ЭО учащейся молодежи - это формирование экологического мировоззрения, экологического сознания и, в конечном счете, ее ЭК. При этом на систему

-( 'О )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

образования возлагается задача обеспечения практической реализации главной задачи ЭО.

Согласно современной интерпретации ЭО предполагает:

1) формирование ЭК, которая стала ведущим компонентом общей культуры, состоящей из:

• определенного объема экологических ЗУН;

• экологического мировоззрения;

2) экологически ценностные отношения;

3) активная экологическая позиция и экологическая деятельность человека -

• повышение социальной активности выпускников общеобразовательной и высшей школ в решении вопросов охраны окружающей среды,

• формирование у них бережного отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды [6-8].

Что же понимается в литературе под экологической культурой?

Существует много определений общей культуры. Многие исследователи (Н.Н. Моисеев, С.Н. Глазачев, Б.Т. Лихачев, А.Д. Урсул, Н.М. Мамедов и др.) понятие ЭК рассматривают с культурологических позиций, считая ее частью общей культуры, охватывающей интеллектуальные эстетические и этические аспекты, практику бытовой и профессиональной деятельности.

По сути такое же определение ЭК дает И.Н.Пономарева [8]: «ЭК - это важнейшая часть общей культуры человека; это особое свойство личности понимать ценность природы, характеризуемое совокупностью знаний по экологии, умений природоохранной деятельности, гуманистическим отношением ко всему живому и к окружающей среде. ... Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой».

По В.А.Ясвину [8] «ЭК - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. ЭК человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение». При этом:

• под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты;

• под экологическим поведением понимается совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется уровнем его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области природопользования.

Все выше сказанное позволяет нам представить понятие «ЭК учащейся молодежи» в виде схемы 1.

Экологическая культура

Т~

Экологическое сознание

Экологическое поведение - потребность в активном участии в решении экологических проблем современности

• Познавательная деятельность

• Экологические знания

• Экологическое мировоззрение

• Экологическая убежденность

• Экологическая нравственность

• Умения н навыки решения экологических задач

• Экологический опыт решения экологических проблем

• Экологическая ответственность

• Экологическая активность и природоохранная деятельность

• Потребность в организации решения экологических проблем на глобальном, региональном, локальном уровнях и природоохранной деятельности

Схема 1 - Структура экологической культуры учащегося

-( 71 )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

Таким образом, подведя итог можно сказать, что ЭК - это сознание, мировоззрение учащегося, материализованное в словах, его поступках, в поведении и в активной экологонаправленной деятельности. Список использованной литературы:

1. Экологическая доктрина Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р).

2. Зиятдинов Ш.Г., Наумова Л.Г. Вклад физики в школьное экологическое образование: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Гилем, 2004. - 184 с.

3. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. Учеб. Пособие. -Москва-Бирск, БГСПА, 2005. - 210 с.

4. Зиятдинов Ш.Г. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - Уфа: «Гилем», 2006. - 320 с.

5. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование и образование для устойчивого развития. Монография -Москва-Бирск, БирГСПА, 2007. - 197 с.

6. Зиятдинов Ш.Г. Совершенствование системы подготовки учителей физики к работе по экологическому образованию и воспитанию учащихся // Образование и саморазвитие. - 2007.- №4. - С.24-33.

7. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебно-методическое пособие. - СПб-Бирск: БирГСПА, 2008. - 262 с.

8. Пономарева И.Н. Развитие экологической культуры - основная задача экологического образования в школах России // Методология и методика естественных наук. Вып. 2. Сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - С.3-16.

9. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Экологическое образование №1, 2003 С. 8-15.

© Зиятдинов Ш.Г., 2018

УДК 373

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Камалова Р. Х.

учитель начальных классов Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ

ЭЛЕМЕНТЫ ДИДАКТИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)»

Аннотация

Рассмотрены особенности постановки и решения учебных задач естествознания (окружающего мира) учащимися начальных классов методом информационного моделирования объектов, процессов и явлений реальности.

Ключевые слова

Картина мира, моделирование объектов, процессов и явлений мира.

К основным дидактическим задачам, решаемым в рамках учебной дисциплины федерального

-( 72 )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.