СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 530
Зиятдинов Ш. Г.
канд. физ.-мат. наук, доцент Бирского филиала БГУ, г. Бирск, РФ Е-mail: [email protected]
МЕСТО ПРФЗ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Анализируется место практикума по решению физических задач экологическим содержанием в процессе
экологического образования учащейся молодежи.
Ключевые слова:
Практикум по решению физических задач, экологическое образование, физические задачи экологического
содержания.
Ziyatdinov Shamil Gabdinurovich,
Ph.D. in Physics, associate professor, Birsk Branch of Bashkir State University,
Birsk, Russia
PHYSICS PROBLEM-SOLVING SESSIONS IN HIGH-SCHOOL ECOLOGICAL EDUCATION
Abstract:
We analyze the place of problem-solving sessions in physics with ecological content within the high-school
ecological education paradigm.
Keywords:
Physics problem-solving sessions, ecological education, physics problems with ecological content.
Предлагаемая система ЭО при изучении физики в общеобразовательной школе предполагает несколько основных направлений [19], одним из которых является широкое привлечение возможностей практикума по решению физических задач (ПРФЗ) при анализе экологических проблем современности физической природы. При этом мы считаем, что экологическая направленность ПРФЗ должна быть органично связанной с содержанием курса физики, построенного на основе концентрического [2-4] и регионального [4,9,11,18] принципов наполнения его содержания экологической составляющей. Основу такого курса физики составляют теоретические знания, к которым как практическое приложение собираются и систематизируются физические задачи глобального или регионального экологического содержания физической природы [4-8,10-11,15-16,18].
Чаще всего ПРФЗ экологического направления предполагает решение конкретных расчетных задач, несущих экологический смысл [1-4,11-13,15-16]. Как показывают исследования, большой резонанс у учащихся вызовет обсуждение вопросов об отношении к традиционным и альтернативным источникам энергии, в особенности к АЭС. Интересуют учащихся проблемы ресурсов энергии, металлов, органических материалов и т.д., использования вторичных природных ресурсов, проблема утилизации, рециклинга бытовых и производственных отходов [1-4,11-12]. При этом ПРФЗ предполагает постановку и широкое обсуждение на уроках проблемных экологических ситуаций физической природы, которые можно
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
сформулировать в виде некоторой проблемной задачи. Материалы для дискуссий, дебатов можно найти из СМИ, научно-методической литературы [14]. Участие в дебатах позволяет учащимся систематизировать и осуществлять критический анализ полученной разнообразной и нередко противоречивой информации, различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификацию и стереотипы, самоопределиться и обосновать собственное отношение к проблеме, аргументировать «за» или «против» сути анализируемой ситуации. В ходе дискуссий и дебатов учащиеся учатся обобщать и структурировать знания, формулировать условие проблемной задачи. Роль учителя при организации ПРФЗ дискуссионного характера сводится к формулировке сути проблемы, подсказке при необходимости общих подходов к решению проблемы, чтобы постепенно инициатива ведения дискуссии переходила от учителя к учащимся.
Большой интерес у учащихся вызывают задачи на оценку динамических характеристик демографических, экономико-экологических процессов, экологических параметров окружающей среды, которые поддаются математической обработке или моделированию реальных глобальных и региональных экологических ситуаций [11,13,17-18].
Как нам представляется, широкое привлечение ПРФЗ экологического содержания на уроках физики с использованием предложенных ниже авторских разработок, будет способствовать повышению уровня формирования экологического мировоззрения, экологического сознания и, в конечном счете, экологической культуры учащихся.
Список использованной литературы:
1. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах // Физика в школе. 1996. № 2. -С. 29-31.
2. Зиятдинов Ш.Г. Миркин Б.М. Экологическая составляющая курса физики // Физика в школе.- №3, 2004. - С. 23-30.
3. Зиятдинов Ш.Г., Наумова Л.Г. Вклад физики в школьное экологическое образование: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Гилем, 2004. - 184 с.
4. Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. Учеб. Пособие. -Москва-Бирск, БГСПА, 2005. - 210 с.
5. Зиятдинов Ш.Г. ПРФЗ в школе как систематизирующее знания средство обучения // Наука и школа. 2005. № 4. С. 57-60.
6. Зиятдинов Ш.Г. О роли практикума по решению физических задач в процессе формирования экологического мировоззрения будущих учителей. Вестник Челябинского ГПУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания, № 11, 2005. - С.242-249.
7. Зиятдинов Ш.Г. К анализу экологических проблем электромагнитного загрязнения окружающей среды в школьном курсе физики // Наука и школа, № 5, 2005. - С. 43-47.
8. Зиятдинов Ш.Г. Шум как экологический фактор // Физика в школе, № 7, 2005. - С. 74-78.
9. Зиятдинов Ш.Г. К вопросу о реализации экологической составляющей курса физики как регионального компонента школьной программы // Вестник ОГУ, № 6, 2006, том 1. - С. 26-31.
10. Зиятдинов Ш.Г., Лыгин С.А. Урок-семинар «Радиационная безопасность. Что мы о ней знаем?» // Химия в школе. 2007. № 6. - С. 45-53.
11. Зиятдинов Ш.Г. Физическая экология. Учебно-методическое пособие к элективному курсу. - М: МПГУ, 2007. - 228 с.
12. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебно-методическое пособие. - СПб-Бирск: БирГСПА, 2008. - 262 с.
13. Зиятдинов Ш.Г. Учение с увлечением // Экология и жизнь, 2008, № 8. - С. 42-45.
14. Зиятдинов Ш.Г. К организации экологоориентированных дискуссий в школьном курсе физики // Сибирский педагогический журнал. - 2011. № 5, - С. 190-196.
15. Зиятдинов Ш.Г. О роли практикума по решению физических задач в системе экологического образования учащихся // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». - 2011. № 6. - С. 116-122.
16. Зиятдинов Ш.Г. Еще раз о КПД тепловых машин // Физика в школе. 2015. № 3. - С. 20-25.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
17.Зиятдинов Ш.Г. К аналогии в описании некоторых финансово-экономических и физико-экологических процессов // Современные научные исследования. Выпуск 3 - Концепт. - 2015. - ART 85493. - URL:http://e-koncept.ru/2015/85493.htm - ISSN 2304-120Х.
18.Зиятдинов Ш. Г., Хайруллин А. Х. К наполнению содержания школьного курса физики региональным компонентом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1286-1290. -URL: http://e-koncept.ru/2016/96174.htm.
19.Зиятдинов Ш. Г. К изучению экологических проблем современности в школьном курсе физики //Символ науки, 218, №8. - С. 67-69.
© Зиятдинов Ш.Г., 2018
УДК 377.1
A. Индриксонс
доктор педагогических наук, исследователь в Резекненской Технологической академии,
г. Резекне, Латвия E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
Актуальность темы заключается в том, что в военных учебных заведениях педагогический процесс имеет свои особенности. Целью исследования является выявление особенностей педагогического процесса в военных учебных заведениях и их влияние на цели учебного процесса. В результате исследования было установлено, что первичными правовыми актами являются те, которые регулируют службу, учебный процесс основан на авторитаризме, доминирующей формой общения в этих учебных заведениях является нисходящее (субъект - объект) общение, преподавательский состав и учащиеся находятся в служебных взаимоотношениях и что преподаватель имеет другие дополнительные функции и обязанности, которые могут быть первичными в отношении учебного процесса. В исследовании были использованы методы анализа и оценки научной, педагогической, психологической литературы и метод наблюдения.
Ключевые слова
учебный процесс, авторитаризм, цель, преподаватель, служба.
Введение
Основная задача военных учебных заведении является подготовка кадров для практической службы. Они находятся в ведении министерств, для которых они проводят учебный процесс и для которого готовят персонал. Они действуют на основе принципа единоначалия и определяются прогрессом службы регуляторного законодательства. Участвующий в процессе персонал, который реализует процесс обучения (преподаватели) и персонал, который учится (студенты), взаимно находится в служебных отношениях. Служебные отношения следует понимать как отношения, регулируемые специальными нормативными актами. Целью исследования является выявление особенностей педагогического процесса в военных учебных заведениях и их влияние на цели учебного процесса. Для достижения цели исследования были использованы методы анализа и оценки научной, педагогической и психологической литературы и метода анализа документов и также метод наблюдения.
Специфика педагогического процесса в военных учебных заведениях
В отличие от гражданских учебных заведений, в военных учебных заведениях первичными правовыми актами являются те, которые регулируют службу. Они действуют на основе принципа единоначалия и единой иерархической системы, в которой один чиновник подчиняется другому