СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
17.Зиятдинов Ш.Г. К аналогии в описании некоторых финансово-экономических и физико-экологических процессов // Современные научные исследования. Выпуск 3 - Концепт. - 2015. - ART 85493. - URL:http://e-koncept.ru/2015/85493.htm - ISSN 2304-120Х.
18.Зиятдинов Ш. Г., Хайруллин А. Х. К наполнению содержания школьного курса физики региональным компонентом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1286-1290. -URL: http://e-koncept.ru/2016/96174.htm.
19.Зиятдинов Ш. Г. К изучению экологических проблем современности в школьном курсе физики //Символ науки, 218, №8. - С. 67-69.
© Зиятдинов Ш.Г., 2018
УДК 377.1
A. Индриксонс
доктор педагогических наук, исследователь в Резекненской Технологической академии,
г. Резекне, Латвия E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
Актуальность темы заключается в том, что в военных учебных заведениях педагогический процесс имеет свои особенности. Целью исследования является выявление особенностей педагогического процесса в военных учебных заведениях и их влияние на цели учебного процесса. В результате исследования было установлено, что первичными правовыми актами являются те, которые регулируют службу, учебный процесс основан на авторитаризме, доминирующей формой общения в этих учебных заведениях является нисходящее (субъект - объект) общение, преподавательский состав и учащиеся находятся в служебных взаимоотношениях и что преподаватель имеет другие дополнительные функции и обязанности, которые могут быть первичными в отношении учебного процесса. В исследовании были использованы методы анализа и оценки научной, педагогической, психологической литературы и метод наблюдения.
Ключевые слова учебный процесс, авторитаризм, цель, преподаватель, служба.
Введение
Основная задача военных учебных заведении является подготовка кадров для практической службы. Они находятся в ведении министерств, для которых они проводят учебный процесс и для которого готовят персонал. Они действуют на основе принципа единоначалия и определяются прогрессом службы регуляторного законодательства. Участвующий в процессе персонал, который реализует процесс обучения (преподаватели) и персонал, который учится (студенты), взаимно находится в служебных отношениях. Служебные отношения следует понимать как отношения, регулируемые специальными нормативными актами. Целью исследования является выявление особенностей педагогического процесса в военных учебных заведениях и их влияние на цели учебного процесса. Для достижения цели исследования были использованы методы анализа и оценки научной, педагогической и психологической литературы и метода анализа документов и также метод наблюдения.
Специфика педагогического процесса в военных учебных заведениях
В отличие от гражданских учебных заведений, в военных учебных заведениях первичными правовыми актами являются те, которые регулируют службу. Они действуют на основе принципа единоначалия и единой иерархической системы, в которой один чиновник подчиняется другому
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
должностному лицу, поэтому доминирующий образовательный подход в педагогическом процессе является технократический подход, в котором основное внимание уделяется осваиванию знании и постоянному повышению квалификации. Учебный процесс основан на авторитаризме, где принуждение к обучению рассматривается как основной инструмент для приобретения новых знаний.
Доминирующей формой общения в этих учебных заведениях является нисходящее общение и заключается в упорядочении приказов вышестоящих начальников [1]. В процессе обучения такой односторонний тип коммуникации является затруднительным условием для достижения целей учебного процесса. Как признает В.Зельменис (Zelmenis) [7], процесс обучения представляет собой двухстороннюю активную динамическую систему, в которой преподаватель учит, а студенты учится, и полное достижение результатов возможно только в том случае, если обеспечивается целевая деятельность обеих сторон. Обратная связь между преподавательским составом и студентами затруднена, поскольку студентам в военных учебных заведениях часто сложно психологически общаться с высшим по званию и должности преподавательским составом во время учебного процесса. От студентов ожидается безусловное выполнение требований преподавателя и внимание, когда он учит. А от преподавателя ожидаются такие действия как инструкции, контроль, лидерство и помощник [2]. Такое разделение ролей является затруднительным условием успешного процесса обучения, так как затруднительной является сотрудничество обеих ролей.
Успех процесса обучения зависит от способности преподавателя и студента срабатывания друг с другом. Однако если общение в группе определяется очень строгими законами (например, в армии), трудно сделать свою роль и общение более человечными и свободными, и человек может противостоять требованиям роли, если она противоречит его представлениям [6]. Качество профессиональной деятельности преподавателя зависит от нескольких факторов. Некоторые исследователи считают, что определяющими факторами являются внутренние факторы: способность, характер, мотивация преподавателя. В свою очередь, некоторые исследователи подчеркивают важность внешних факторов -оборудования учебного заведения, законодательства. В свою очередь, некоторые считают, что качество работы преподавателя зависит от трех основных факторов: открытости, ответственности и способности преподавателя быть творческими.
Традиционно выделяются две основные группы ролей преподавателя: первая связана с развитием личности студентов, а другая с приобретением знаний [4]. Преподаватель в военных учебных заведениях прежде всего является должностным лицом со специальном служебном званием, трудовые отношения которого с работодателем регулируются с специальными нормативными актами, которые определяют назначение должностного лица, выход на пенсию, служебные отношения и которые предусматривают, что один сотрудник подчиняется другому должностному лицу в иерархическом порядке. Это означает, что преподаватель в военных учебных заведениях без участия в осуществлении учебного процесса также имеет другие функции, которые определяются описаниями должности и которые вытекают из служебных отношений с работодателем, поэтому иногда педагогическая работа в связи с выполнением служебных обязанностей может быть отклонена ко второму плану [3].
Важным фактом является также то, что для приема должностного лица на службу, в соответствии с законом и требованиями нормативных актов, существуют определенные требования, которым он должен соответствовать в областях возраста, здоровья, физического состояния и психологической стабильности. Поэтому может возникнуть ситуация, когда на должности преподавателя может быть назначен человек, соответствующий определенным требованиям и нормами закона, но который не обладает высшими профессиональными знаниями и педагогическими способностями и не является экспертом в своей области, что влияет на качество учебного процесса.
В соответствии с требованиями нормативных актов, которые регулируют и устанавливают отношения между преподавателей и студентов, в военных учебных заведениях преподаватель также исполняет роль командира. В нормативных актах преподаватель, как должностное лицо, обеспечивает постоянный контроль над соблюдением дисциплины с помощью различных вид наказании и наград, и он обязан контролировать подчиненного персонала. Следовательно, преподаватель в военных учебных заведениях, помимо его прямых обязанностей, осуществляет власть над студентами. Дисциплина является очень важной
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
частью организации военных учебных заведений, но нельзя забывать, что главное любого образовательного учреждения, в том числе военного, является достижение учебных целей, поэтому реализация власти может сыграть отрицательную роль в учебном процессе, поскольку может возникнуть ситуация, когда приобретение содержания урока смещается во второй план, отдавая предпочтение дисциплине.
В связи с тем, что преподаватель в военных учебных заведениях является должностным лицом, имеющее служебное звание, он должен при необходимости быть готовим управлять и командировать подчиненным персоналом для выполнения специфических задач в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Персонал военных учебных заведении может быть вовлечён в различные действие поддержки правоохранительных органов, а учитель должен взять на себя роль командира, взять на себя инициативу и организовать необходимые меры в соответствии с текущей ситуацией.
Преподаватели, которые склонны к сотрудничеству и коммуникации, и которые заинтересованы в личностях студентов, с большей вероятностью преуспеют в достижении целей учебного процесса, чем те, кто считает первоочередной задачей простого перенос знаний [5]. В процессе обучения очень важно создать благоприятный климат для взаимосвязанного общения. Это может быть достигнуто посредством демократического стиля управления, который, в свою очередь, трудно реализовать в военных учебных заведениях, поскольку создание положительного климата и развитие личностного развития невозможно реализовать из-за существования авторитаризма и иерархии в военных заведениях. Служебные отношения в процессе обучения создают разрыв между преподавательским составом и студентами, поскольку существует разница в уровне звания и должности, прерывая процесс общения, делая его незавершенным. Без этого успешная реализация учебного процесса невозможна, поскольку успешный процесс обучения не может осуществляться с использованием только односторонней коммуникаций.
Выводы
В результате исследования можно сделать вывод, что в военных учебных заведениях педагогический процесс имеет свои особенности, которые можно сформулировать следующим образом:
1. В отличие от гражданских учебных заведений, в военных учебных заведениях первичными правовыми актами являются те, которые регулируют службу;
2. Учебный процесс основан на авторитаризме, где принуждение к обучению рассматривается как основной инструмент для приобретения новых знаний;
3. Доминирующей формой общения в этих учебных заведениях является нисходящее (субъект -объект) общение и заключается в упорядочении приказов вышестоящих начальников. В процессе обучения такой односторонний тип коммуникации является затруднительным условием для достижения целей учебного процесса;
4. В процессе реализации учебного процесса, преподавательский состав и студенты находятся в служебных взаимоотношениях;
5. Преподаватель в таком учреждении кроме своих обязанностей в педагогической работы также имеет другие дополнительные функции и обязанности, которые могут быть первичными в отношении учебного процесса;
6. В распоряжении преподавательского состава всегда имеются реальные инструменты и средства воздействия (санкции) для обеспечения дисциплины во время учебного процесса, которые предусмотрены нормативными актами, регулирующими службу;
7. В случае необходимости преподаватель в военных учебных заведениях должен командовать подчиненным персоналом в качестве командира в кризисной ситуации;
8. Процесс обучения подчинен служебной необходимости и потребностям.
Список использованной литературы:
1. Арсланбеков М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов//Известия Российского государственного педагогического университета им.Герцена. 2007. № 43 (2). С.23-26.
2. Гожиков В. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в контексте модернизационных преобразований высшей военной школы//Вестник Военного университета. 2011. №3 (27). С.44-48.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
3. Indriksons A. Komunikacijas veidosanas prasmes robezsargu profesionalaja sagatavosana. Rezekne: Rezeknes Tehnologiju akademija, 2017. 136 lpp.
4. Kohl H. W., Cook H.D. Educating the Student Body: Taking Physical Activity and Physical Education to School, 2013. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK201500/pdf/Bookshelf_NBK201500.pdf (дата обращения: 06.01.2008).
5. ^ikiforovs O. Psihologija pedagogam [Psychology for Teacher]. Riga: SIA Izglitibas soli, 2007. 131 lpp.
6. Plaveniece M., Skuskovnika D. Sociala psihologija pedagogiem. Riga: Raka, 2002. 200 lpp.
7. Zelmenis V. Pedagogijas pamati. Riga: RaKa, 2000. 291 lpp.
© Индриксонс A., 2018
УДК 373
Каримов М. Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Акчермушева О.В. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
РИСУНОК И ЛИНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ РЕАЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены дидактические элементы освоения учащимися рисунка и линии при учебном изобразительном моделировании действительности в начальной школе.
Ключевые слова Изобразительное моделирование объектов, рисунок, линия.
Среди средств учебного изобразительного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности в средней общеобразовательной школе [1] рисунку и линии принадлежит приоритетная дидактическая роль.
В научном проектировании и реализации изобразительного моделирования действительности как художественные средства рисунок и линия обеспечивают нахождение в изображении объекта определенности его формы [2].
Учитель начальной школы перед учащимися четко выделяет взаимоотношение между рисунком и линией. На уровне обыденного познания действительности рисунком называют изображение объекта, выполненное посредством линий. Однако, как замечает учитель, не каждый рисунок состоит из линий. В ряде известных картин изобразительного искусства с рисунками, выполненных в широкой живописной манере, трудно уловить границы форм и невозможно точно очертить контуры объекта изображения.
Эвристическая беседа учителя [3] с выпускниками начальной школы приводит к выделению нижеследующих положений о рисунке и линии.
1. В изобразительном моделировании действительности работа линии лежит в основе каждого создаваемого человеком - творцом рисунка.
2. Воображаемая или проведенная художником линия обозначает основные оси предмета, его пропорции, ракурсы, наклоны и повороты, схематично изображает конструкцию объемов объекта действительности.