Научная статья на тему 'Рисунок и линия в изобразительном моделировании реальности учащимися начальной школы'

Рисунок и линия в изобразительном моделировании реальности учащимися начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ / РИСУНОК / ЛИНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Акчермушева О.В.

Выделены дидактические элементы освоения учащимися рисунка и линии при учебном изобразительном моделировании действительности в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рисунок и линия в изобразительном моделировании реальности учащимися начальной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

3. Indriksons A. Komunikacijas veidosanas prasmes robezsargu profesionalaja sagatavosana. Rezekne: Rezeknes Tehnologiju akademija, 2017. 136 lpp.

4. Kohl H. W., Cook H.D. Educating the Student Body: Taking Physical Activity and Physical Education to School, 2013. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK201500/pdf/Bookshelf_NBK201500.pdf (дата обращения: 06.01.2008).

5. ^ikiforovs O. Psihologija pedagogam [Psychology for Teacher]. Riga: SIA Izglitibas soli, 2007. 131 lpp.

6. Plaveniece M., Skuskovnika D. Sociala psihologija pedagogiem. Riga: Raka, 2002. 200 lpp.

7. Zelmenis V. Pedagogijas pamati. Riga: RaKa, 2000. 291 lpp.

© Индриксонс A., 2018

УДК 373

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Акчермушева О.В. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

РИСУНОК И ЛИНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ РЕАЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены дидактические элементы освоения учащимися рисунка и линии при учебном изобразительном моделировании действительности в начальной школе.

Ключевые слова Изобразительное моделирование объектов, рисунок, линия.

Среди средств учебного изобразительного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности в средней общеобразовательной школе [1] рисунку и линии принадлежит приоритетная дидактическая роль.

В научном проектировании и реализации изобразительного моделирования действительности как художественные средства рисунок и линия обеспечивают нахождение в изображении объекта определенности его формы [2].

Учитель начальной школы перед учащимися четко выделяет взаимоотношение между рисунком и линией. На уровне обыденного познания действительности рисунком называют изображение объекта, выполненное посредством линий. Однако, как замечает учитель, не каждый рисунок состоит из линий. В ряде известных картин изобразительного искусства с рисунками, выполненных в широкой живописной манере, трудно уловить границы форм и невозможно точно очертить контуры объекта изображения.

Эвристическая беседа учителя [3] с выпускниками начальной школы приводит к выделению нижеследующих положений о рисунке и линии.

1. В изобразительном моделировании действительности работа линии лежит в основе каждого создаваемого человеком - творцом рисунка.

2. Воображаемая или проведенная художником линия обозначает основные оси предмета, его пропорции, ракурсы, наклоны и повороты, схематично изображает конструкцию объемов объекта действительности.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

3. Линия как строительный материал может исчезнуть с рисунка, незримо присутствуя в изображении объекта, когда остов формы предмета представлен художником вполне.

4. В окружающем нас мире нет линий как таковых, а есть более или менее резкие границы форм объектов действительности, что обуславливает схематизм и условность линии всегда.

5. Линия как явление сознания человека представляет собой траекторию движения взгляда субъекта деятельности, запечатлевающаяся в памяти, когда зрители осматривают предметы действительности.

Реализуя требования дидактического принципа историчности обучения [4] изобразительному искусству, учитель начальной школы доводит до сведения своих учащихся нижеследующий учебный материал.

1. Наскальные поцарапанные острым предметом и нанесённые углём и охрой на стены пещер рисунки первобытных людей - это исходные графические модели фрагментов природной действительности, сформированные прежде всего в головах людей как мысленные модели реальности.

2. В искусстве древнего мира, дошедшего до нас в древнеегипетских росписях или на древнегреческих вазах, доминировал контурный линейный рисунок, в котором отсутствовали штриховые моделировки и светотень.

3. Со времен античности в искусстве существовало много школ и художественных направлений, в которых рисунок занимал основное место, притягивающее к себе все другие средства изобразительного искусства.

4. Рисовальщики флорентийской и римской школ в эпоху Возрождения выработали строгую, линейную манеру рисования объекта, тщательно прорабатывая штриховкой пластические формы и придав изображению фрагмента действительности особую насыщенность и живую выразительность.

5. В конце восемнадцатого века освоенная художниками технология изготовления графитного карандаша различной твердости позволила им тонкой контурной линией виртуозно передавать игру света на поверхности предмета и даже человеческий характер несколькими скупыми штрихами.

Дидактический опыт освоения рисунка и линии в изобразительном моделировании объектов, процессов и явлений действительности учащимися начальной школы показывает его необходимость в учебных планах и темах средней общеобразовательной школы для повышения качества образования подрастающего поколения нашей страны.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация в соответствии с дидактическими принципами научности, историчности и систематичности обучения изобразительному моделированию с рисунком и линией учащихся начальной школы способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала детей.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

4. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

© Каримов М.Ф., Акчермушева О.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.