Научная статья на тему 'Определение темы и сюжета учебного изобразительного моделирования действительности в начальной школе'

Определение темы и сюжета учебного изобразительного моделирования действительности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ ТЕМА И СЮЖЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Тахавиева Э. Н.

Выделена и охарактеризована дидактическая значимость темы и сюжета в учебном изобразительном моделировании действительности учащимися современной начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение темы и сюжета учебного изобразительного моделирования действительности в начальной школе»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

1. Познавательно-исследовательской: центр науки, мини-лаборатория, опытная мастерская, тематические уголки;

2. Игровой: зоны с наборами игрушек и костюмами для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Кухня» и др.), центр развивающих игр;

3. Спортивной, двигательной: уголок физической активности;

4. Экологической: уголок природы, живой уголок, зимний сад, мини-огород (ящики с землёй на подоконнике для выращивания зелени и овощей);

5. Художественно-эстетической: театральный уголок, зона продуктивного творчества, музыкальный островок;

6. Расслабляющей: уголок отдыха, центр психологического комфорта, зона тишины, волшебная комната (палатка, шатёр, гамак, диванчики).

Конечный этап работы по формированию и совершенствованию навыков самостоятельной деятельности подразумевает проведении анализа способностей детей, оценки результативности применяемых педагогом методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Сбор результатов необходимо осуществить до и после реализованных мер.

У ребенка старшего дошкольного возраста, получившего достаточный запас навыков, в рамках самостоятельной деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется осознание необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.

Полагаем, что самостоятельной деятельности дошкольников в скором времени будет уделяться должное внимание, поскольку активность, инициатива, самостоятельность, необходимые для ее осуществления, являются и факторами развития детского творчества и личности в целом. Обновление содержания и форм организации самостоятельной деятельности дошкольников, привнесение новых технологий, внимание к этому значимому вопросу, безусловно, даст положительный эффект. Список использованной литературы:

1. Букина Н.Н. О развитии самостоятельности детей дошкольного возраста. С-Пб., 2014. 198 с.

2. Кононова И., Подготовка детей к школе. М.: Пресс, 2015. 135 с.

3. Юдина Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей 4-6 лет. М.: Карапуз, 2017. 121 с.

4. Юсупова Г. Воспитание дошкольников. М.: Юнити, 2016. 238 с.

© Смирнова Н.Ю., Сергина Н.В., 2018

УДК 373

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Тахавиева Э.Н. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И СЮЖЕТА УЧЕБНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделена и охарактеризована дидактическая значимость темы и сюжета в учебном изобразительном моделировании действительности учащимися современной начальной школы.

-( 78 J-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

Ключевые слова

Изобразительное моделирование действительности, учебная тема и сюжет.

Учебное изобразительное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], при его дидактическом сопровождении учителем в начальной школе включает в себя тему и сюжет.

Тема учебного изобразительного моделирования действительности, проектируемого и реализуемого учителем и учащимися начальной школы, - это круг важных для школьников объектов, процессов и явлений природы, технологий и общества, рассматриваемых и представляемых в их ученических произведениях изобразительного искусства.

Учебная тема изобразительного искусства учащихся начальной школы складывается в результате отбора под руководством учителя из множества объектов, процессов и явлений действительности тех, которые исполнены для младших школьников непреходящего познавательного значения [2].

При выборе темы учебной изобразительной деятельности младшие школьники проявляют собственное умение анализировать те свойства объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, которые затем находят отражение в их традиционных или компьютерных рисунках [3].

Коллективный выбор школьниками темы учебного изобразительного искусства учит их вычленять характерные свойства объектов, процессов или явлений действительности, чтобы можно было охватить изображаемый фрагмент реальности в целом. Например, при выборе темы изображения весенних объектов, процессов или явлений учитель начальной школы обращает внимание учащихся на яркость появляющейся зелени, чистоту синего неба или нежность появляющихся из-под тающего снега первых цветов.

Сюжет является основным средством раскрытия учебной темы изобразительного искусства, выражая в нем непреходящее в настоящем и общее - в конкретном.

Учащиеся начальной школы через сюжет изображают объекты, процессы или явления природной, технической или социальной действительности.

На учебных занятиях по изобразительному искусству сюжетным рисованием объектов действительности учитель начальной школы учит детей графически передавать относительную величину предметов, располагать изображения с учетом глубины пространства, использовать весь лист бумаги или выделять широкую полосу для изображения объектов, находящихся на поверхности земли.

Учитель начальной школы в собственной проектировочной, реализующей и оценочной деятельности учитывает то обстоятельство, что выраженная на уровне постановки учебной изобразительной задачи одна и та же тема может быть на уровне моделирования и алгоритмизации решена учащимися в разных сюжетах.

Выделенная дидактическая особенность постановки и решения учебных изобразительных задач учащимися начальной школы позволяет учителю научно организовать и осуществлять процесс развития творческих способностей младших школьников.

Дидактический опыт систематического определения темы и сюжета учебного изобразительного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на традиционных и компьютерных занятиях по рисованию с учащимися начальной школы показывает его положительное влияние на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

[4].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что системно-структурно-функциональный подход к определению тем и сюжетов учебного изобразительного моделирования значимых для детей объектов, процессов и явлений природы, технологий и общества на занятиях по рисованию в начальной школе приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов у обучающихся в младших классах современной средней общеобразовательной школы.

-( « )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.

3. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.

4. Иванова М.К., Габдулисламова Л.М., Каримов М.Ф. Занятия детей речевой группы в компьютерном зале // Учитель Башкортостана. - 1995. - № 7. - С. 67 - 69.

© Каримов М.Ф., Тахавиева Э.Н.,2018

УДК 371

Н. Г. Факащук

Студентка гр. ИНм-11 Института филологии ЕГУ им. И. А. Бунина, Елец E-mail: [email protected]

ПОКАЗАТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИД

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема диагностики воспитанности обучающихся в области профилактики ВИЧ/СПИД, определяется примерный список знаний, умений и навыков для разных образовательных ступеней.

Ключевые слова

Культура здоровья, воспитание, профилактика ВИЧ/СПИД, показатели культуры здоровья.

Description

This article deals with the problem of diagnosing the upbringing of students in the field of HIV / AIDS prevention, identifies a tentative list of knowledge and skills for various educational levels. This article provides data on diagnostics and training in the field of HIV / AIDS prevention.

Key words

Health culture, education, prevention of HIV / AIDS, health culture indicators

В наше время существует много угроз для здоровья обучающихся, в их числе угроза заражения ВИЧ-инфекцией. Свободный образ жизни активно пропагандируется во многих современных фильмах, программах, литературе, что подталкивает молодых людей к ранним половым связям, что приводит, как сейчас говорят, к болезням поведения. Между тем, ранние половые связи, как показывают исследования психологов, медиков, педагогов опустошают личность, мешают построить счастливую семейную жизнь в будущем и часто приводят к заболеваниям, передаваемым половым путём, среди которых особенно опасным является ВИЧ/СПИД,

Современная медицина предлагает ряд средств защиты от инфекций, передаваемых половым путём. Однако они только снижают этот риск, но полностью угрозу заражения не снимают. Как считают многие

-( 80 )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.