СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
УДК 378.14
М.С. Якупова
студент БФ БГУ г. Бирск, РФ М.Ф. Каримов канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены дидактические элементы систематического изучения студентами высшей школы -будущими учителями начальной школы основ теории изобразительного искусства.
Ключевые слова Искусство, графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн.
Для успешного проектирования и реализации базового учебного предмета начальной школы «Изобразительное искусство» в собственной преподавательской деятельности будущим и настоящим учителям необходимо в совершенстве знать основы теории изобразительного искусства, основанной на системно-структурно-функциональной методологии познания действительности [1].
Одним из вариантов определения теории изобразительного искусства может быть её понятийное представление через описание и объяснение постановки и решения задач [2] графики, живописи, скульптуры, архитектуры и дизайна.
На основе выделенного определения подлежащими изучению будущими учителями начальной школы элементами теории изобразительного искусства являются нижеследующие учебные темы.
1. Графика как вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, обладающие собственными средствами представления объекта действительности и выразительными возможностями передачи окружающего нас мира через линейно-тональное или светотеневое изображение.
2. Живопись как вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов или моделей посредством красок на поверхность по станковой, монументальной, декоративной, театрально-декоративной или миниатюрной технологии.
3. Скульптура как вид изобразительного искусства, проектирование и реализация произведений которого выделяет их объемно-пространственную форму, трехмерную размерность и чувствительную осязаемость.
4. Архитектура как вид изобразительного искусства с элементами науки, позволяющий проектировать и строить здания и сооружения, создающие пространственную среду для комфортной жизни и творческой деятельности людей.
5. Дизайн как вид изобразительного искусства, представляющий творческую деятельность по проектированию и реализации бытовых и промышленных изделий на основе традиционных и современных материалов и технологий.
Для будущих учителей начальных классов средних общеобразовательных школ важно иметь в виду, что рисунок и линия принадлежат к наиболее важным средствам изобразительного искусства детей.
В рамках учебного метода информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3],
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
рисунок и линия нами рассматриваются как общие художественные средства, позволяющие осуществить поиск и нахождение в изображении определенность формы моделируемого учащимся младших классов средней общеобразовательной школы объекта природы, техники или общества.
Дидактический опыт изучения элементов теории изобразительного искусства будущими учителями начальной школы показывает нижеследующее.
1. Освоение студентами высшей школы основ графики и живописи позволяет им в будущем успешно ставить и решать учебные и научные задачи графического моделирования в сфере учительской деятельности.
2. Знакомство будущих учителей начальной школы с классическими и современными достижениями скульптуры и архитектуры обеспечивает им возможность периодического общекультурного обогащения содержания преподаваемых ими учебных предметов.
3. Овладение в высшем учебном заведении будущими учителями начальной школы приемами дизайна дает им возможность регулярного установления и развития междисциплинарных связей при обучении детей младшего возраста.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение в высшем учебном заведении основ теории изобразительного искусства будущими учителями начальной школы обеспечивает условия установления и развития междисциплинарных связей в средних общеобразовательных школах.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 5. - С. 125 - 133.
2. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
© Якупова М.С., Каримов М.Ф., 2018