Научная статья на тему 'Историческое сопровождение курса физики в машиностроительном колледже'

Историческое сопровождение курса физики в машиностроительном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИСТОРИЧНОСТИ / КУРС ФИЗИКИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Исламова Елена Маратовна

Выделены дидактические элементы исторического сопровождения учебного курса физики на лекционных, практических и лабораторных занятиях в машиностроительном колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Исламова Елена Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое сопровождение курса физики в машиностроительном колледже»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

том, что освоение простых и сложных моделей числа на основе дидактических принципов историчности, научности и систематичности обучения студентов машиностроительного колледжа повышает качество среднего специального образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

3. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

© Каримов М.Ф., Гайниярова Л.Р., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Исламова Елена Маратовна преподаватель истории НМК г. Нефтекамск, РФ

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

Выделены дидактические элементы исторического сопровождения учебного курса физики на лекционных, практических и лабораторных занятиях в машиностроительном колледже.

Ключевые слова

Принцип историчности, курс физики в машиностроительном колледже.

Среди дидактических принципов обучения учащейся молодежи в системе непрерывного образования своей эффективностью выделяется историчность изложения учебного материала по естественно-математической или инженерно-технологической дисциплине [1].

Выделим дидактические элементы исторического сопровождения проектируемого и реализуемого курса физики в машиностроительном колледже.

1. Античные представления о пространстве, времени и веществе в рудах Фалеса, Демокрита [2] и Анаксагора [3].

2 Элементы физики и химии средневековья [4].

3. Создание классической механики Г.Галилеем и И.Ньютоном [5].

4. Труды по физике и химии М.В.Ломоносова [6].

5. Исследования по электричеству и магнетизму А.М.Ампера [7].

6. Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева [8].

7. Становление и развитие учения о радиоактивности вещества в научных трудах М.Склодовской-Кюри [9].

8. Развитие учения о магнетизме вещества в Советском Союзе [10].

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

9. Доменная структура тонких магнитных пленок и её использование при записи и хранении информации [11].

10. Современные достижения физики и химии твердого тела [12].

Постановка и решение задач физики с историческим сопровождением в колледже имеет большую дидактическую эффективность при использовании метода информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной и технической действительности с такими этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [13].

Эвристические вопросы типа «Кто впервые поставил выделенную научную задачу физики?», «Кому принадлежит построение модели решения рассматриваемой физической задачи?» и «Чьим именем назван алгоритм решения данной задачи физической науки?» способствуют повышению уровня познавательного интереса студентов машиностроительного колледжа к изучению объектов, процессов и явлений природы и технологий.

Дидактический опыт показывает, что физические законы, эффекты и правила легче и крепче запоминаются и соответственно лучше применяются учащимися при учебном моделировании, когда положения физики изучаются студентами колледжа наряду с краткой историей их создателей.

В этой связи студенты машиностроительного колледжа быстро и успешно пишут физические диктанты на закон Архимеда, Закон Бойля-Мариотта, закон Паскаля, закон Гука, законы Ньютона, закон Кулона, закон Ома, закон Ампера, закон Джоуля-Ленца, законы Фарадея, периодический закон Менделеева, эффект Магнуса, эффект Допплера-Физо, эффект Зеебека, эффект Пельтье, эффект Баркгаузена, эффект Фарадея, эффект Керра, эффект Эйнштейна-Гааса, эффект Холла, принцип относительности Галилея, принцип относительности Эйнштейна, принцип соответствия Бора, принцип неопределенности Гейзенберга,

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация лекционных, практических и лабораторных занятий по физике в машиностроительном колледже на основе историчности обучения учащейся молодежи способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов среднего специального учебного заведения.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

2. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.

3. Каримов М.Ф. Химико-физико-математические концепции Анаксагора и их роль в становлении и развитии науки и образования // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т.19. - № 4. - С. 104 - 107.

4. Каримов М.Ф. Прикладная химия Джабира ибн Хайяна и ее роль в естествознании // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т. 18. - № 1. - С. 67 - 70.

5. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.

6. Каримов М.Ф. Химическая лаборатория М.В.Ломоносова и её значение для становления и развития образования и производства в России. // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 2. - С. 199 -201.

7. Каримов М.Ф. Труды по химии, математике и физике А.М.Ампера и их научное и дидактическое значение // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 2.-С. 82 - 85.

8. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева // Башкирский

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С.119 - 124.

9. Каримов М.Ф. Научные труды основоположников радиохимии - А.Беккереля, П.Кюри и М.Склодовской

- Кюри и их значение в дидактике // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 5. - С. 80 - 86.

10. Каримов М.Ф. Академик С.В.Вонсовский - выдающийся интегратор науки и образования на Урале // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2007. - № 2(44).

- С. 136 - 142.

11. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.

12. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

13. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

© Каримов М.Ф., Исламова Е.М., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Первушин Вячеслав Борисович студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НИТРИДОВ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств нитридов щелочных металлов.

Ключевые слова

Нитриды лития, натрия, калия и их физические и химические свойства.

Среди важных в теоретическом и некотором прикладном отношениях классов неорганических соединений выделяются уникальными физическими и химическими свойствами нитриды щелочных металлов и в этой связи подлежащие изучению на обязательных и факультативных занятиях по химии старшеклассниками средней общеобразовательной школы.

Учителя химии и физики, ориентированные на обучение творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников средней общеобразовательной школы [1] проектируют и реализуют по физическим и химическим свойствам нитридов щелочных металлов учебные занятия нижеследующего содержания.

1. При комнатной температуре химический элемент азот инертен и соединяется только с щелочным металлом литием, образуя неорганическое соединение нитрид лития Li3N.

2. С остальными щелочными металлами азот реагирует лишь при нагревании или при наличии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.