Научная статья на тему 'Изучение методологии математического моделирования действительности струдентами машиностроительного колледжа'

Изучение методологии математического моделирования действительности струдентами машиностроительного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО И УЧЕБНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МИРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Валиева Л.А.

Выделены особенности изучения методологии математического моделирования объектов, процессов и явлений действительности студентами машиностроительного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение методологии математического моделирования действительности струдентами машиностроительного колледжа»

учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления. У каждого человека по-разному проявляются симптомы тревожности, он остро реагирует на неудачи, хуже работает в стрессовых ситуациях [3].

Таким образом, мы рассмотрели теоретическую сторону психоэмоционального стресса на организм школьника. Считаем, что учитывать данные положения необходимо для успешности процесса обучения.

Учитель в своей практике должен объяснять учащимся о необходимости принципиального изменения образа жизни, принятия меры физического воздействия, изменить режим и формулу питания, обеспечить регулярный и продолжительный сон, интенсифицировать интимные отношения, во

Анализ литературных данных и результаты собственных исследований позволяют выдвинуть несколько новых утверждений о механизмах начальных этапов развития стрессовой реакции.

1. По феноменологии, развитию, механизмам и роли в адаптивных реакциях организма стресс отличается от дистресса (который в литературе упорно называется стрессом с тем или иным прилагательным), эмоций, функциональных состояний.

2. Стресс протекает на неосознаваемом уровне, но последующее поведение может модулироваться после оценки мозгом стрессогенности фактора среды, возникновения эмоциональной реакции и принятия решения о необходимой стратегии действия.

3. Включение стрессовых механизмов осуществляется активностью соответствующих анализаторов, воздействующих нейрогенным путем.

Необходимо учителю попытаться сделать это психологической тренировкой холерического темперамента ученика. Напротив, если стресс учащиеся уже испытали, им следует научиться им управлять

- совладать с ним, суметь восстановить прежнее свое состояние. Умеренный стресс может быть постепенно снижен физическими упражнениями или лечением - например, йогой или иными восточными методами. При сильном стрессе часто необходима еще и психотерапия. Существует способ поведенческой терапии, позволяющий ученику научиться контролировать реакции на стресс через познание физиологических процессов, происходящих в теле при стрессе. Иногда простое изменение окружающей обстановки может оказать терапевтический эффект.

Список использованной литературы

1. Селье Г. Стресс без дистресса. пер. с англ. - М., Прогресс, 1982 (Selye H., Stress Without Distress. Philadelphia, J.B.Lippincott Co., 1974) - 350с.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов.- Москва: Академия, 2005.

- 352 с.

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

© Избасарова Р.Ш., Крутикова Е., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Валиева Л.А. преподаватель математики НМК г. Нефтекамск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СТРУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Выделены особенности изучения методологии математического моделирования объектов, процессов

~ 141 ~

и явлений действительности студентами машиностроительного колледжа.

Ключевые слова

Методология научного и учебного математического моделирования мира.

Преподаватель математики изучение студентами машиностроительного колледжа методологии математического моделирования действительности проектирует и реализует на основе дидактических принципов историчности [1], научности [2] и систематичности [3] обучения учащейся молодежи.

Зародившаяся в античных научных школах Фалеса Милетского (ок. 625 - ок. 547 до н.э.) и Пифагора Самосского (ок. 580 - ок. 500 до н.э.) математика создавала первые модели числа и геометрической фигуры.

Фалес, экспериментально изучив движение Солнца по небесной сфере, создал «математический метод» в исследовании движения небесных тел или элемент математического моделирования фрагмента реальности, изобрел глобус, предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н.э. в Ионии.

Одна из основных математических моделей элементарной геометрии - теорема Пифагора о равенстве квадрата длины гипотенузы прямоугольного треугольника сумме квадратов длин катетов относится к числу фундаментальных достижений научной школы пифагорейцев.

Строгие логические рассуждения и доказательства или дедукция школ Фалеса и Пифагора стала отправным пунктом становления и развития математической науки.

Механистическая картина мира, являющаяся результатом математического моделирования объектов, процессов и явлений действительности, выполненного Рене Декартом (1586, Лаэ - 1650, Стокгольм), уверенном в том, что математика - это сущность всех наук.

Пространственная прямоугольная система координат, предложенная создателем аналитической геометрии и современной алгебраической символики, исследователем алгебраических и трансцендентных функций Декартом, привела к изобретению нового метода математического моделирования действительности, позволившего открыть последующему поколению ученых множество фундаментальных положений классической математической науки.

Основоположники классической механики Галилео Галилей (1564, Пиза - 1642, Арчетри) и Исаак Ньютон (1643, Вулсторп - 1727, Кенсингтон) в своих научных исследованиях придерживались методологического принципа - для любого процесса или явления природы искать его математическое описание, а не физическое объяснение.

Для одного из создателей дифференциального и интегрального исчислений Ньютона математика занимает первое место в естествознании и является постоянным источником новых фундаментальных понятий науки [4].

Повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов машиностроительного колледжа способствует обоснование преподавателем математики на лекционных и практических занятиях с учащимися тезиса о том, что в начале двадцатого века математика с орудия научного познания действительности превращается в универсальное средство описания возможных миров.

Педагогический опыт показывает, что ряд творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных студентов колледжа проявляет познавательный интерес к таким направлениям в основаниях современной математики, как логицизм, интуиционизм и формализм [5].

Дидактический опыт изучения элементов методологии математического моделирования объектов, процессов и явлений природной и технической действительности студентами машиностроительного колледжа показывает его положительное влияние на качество среднего специального образования учащейся молодежи.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение на основе дидактических принципов историчности, научности и систематичности обучения студентами машиностроительного колледжа служит источником повышения интеллектуального и творческого потенциала учащихся среднего специального учебного заведения.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

3. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

4. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.

5. . Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Валиева Л.А., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Гиворг И.Ф. преподаватель химии НМК г. Нефтекамск, РФ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ СТРУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Рассмотрены особенности математического моделирования объектов, процессов и явлений химической действительности студентами машиностроительного колледжа.

Ключевые слова Математика, химия, моделирование объектов, процессов и явлений.

Арифметическое и геометрическое моделирование химических объектов, процессов и явлений успешно использовалось учеными для объяснения действительности со времен античности [1], когда химия воспринималось в обществе как искусство, до открытия в 1869 году Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) периодического закона химических элементов, превратившего химию в фундаментальную естественно-математическую науку [2].

Методика обучения самостоятельной дисциплине - химии с элементами моделирования природной и технологической действительности в средних учебных заведениях стала дидактической и научной дисциплиной в 1884 году после выхода в свет книги «Основания химии» профессора кафедры химии Лейпцигского политехнического института Рудольфа Фридриха Арендта (1826, Франкфурт-на-Одере -1902, Лейпциг) [3].

Основоположники кибернетики Артуро Розенблют (1900, Сьюдад-Герреро - 1970, Мехико) и Норберт Винер (1894, Колумбия - 1964, Стокгольм) в 1945 году в научной статье «Роль моделей в науке»

~ 143 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.