Научная статья на тему 'Изучение физических и химических свойств пероксидов s-элементов старшеклассниками средней общеобразовательной школы'

Изучение физических и химических свойств пероксидов s-элементов старшеклассниками средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КИСЛОРОД / ПЕРОКСИДЫ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Кадирова Эльвина Эльмаровна

Выделены на основе принципов историчности, научности и систематичности дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств пероксидов s-элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение физических и химических свойств пероксидов s-элементов старшеклассниками средней общеобразовательной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

Педагогический опыт показывает, систематическое изучение и регулярное применение приведенного выше учебного материала по элементарной математике позволяет старшеклассникам средних общеобразовательных школ быстрее осуществить математическое моделирование объектов, процессов и явлений из физики, техники и технологий электронов [4,5].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное учебное арифметическое и алгебраическое моделирование объектов, процессов и явлений физической и технической электроники способствует повышению качества общего среднего образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация междисциплинарных связей математики, физики и информатики в учебном и научном познании действительности // Материалы III Всероссийской научно-практической заочной конференции «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики». - Уфа: Изд-во БГУ, 2014. - С.57 - 60.

2. Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С. 88 - 92.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5(10). -С.124- 125.

5. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

© Каримов М.Ф., Гареева З.Х., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Кадирова Эльвина Эльмаровна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПЕРОКСИДОВ S-ЭЛЕМЕНТОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены на основе принципов историчности, научности и систематичности дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств пероксидов s-элементов.

Ключевые слова

Кислород, пероксиды щелочных металлов и их свойства.

Ориентированные на поступление в естественно-математические и инженерно-технические факультеты высших учебных заведений старшеклассники средних общеобразовательных школ заинтересованы в приобретении глубоких и системных знаний о природной и технологической

-( ■» )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

действительности [1]. К множеству таких знаний относятся и физические и химические свойства пероксидов s-элементов, получаемых учащимися на обязательных и факультативных занятиях по химии, проектируемых на основе дидактических принципов историчности [2], научности [3] и систематичности [4] обучения школьников.

Учителям химии и физики, освоившим современные достижения естественно-математических учебных и научных дисциплин, можно проектировать и реализовывать в средних общеобразовательных школах нижеследующие темы по физическим и химическим свойствам пероксидов щелочных металлов.

1. Окончательное выявление в конце восемнадцатого века физической и химической природы кислорода, при горении которого происходит окисление вещества, принадлежит Антуану Лорану Лавуазье (1743, Париж - 1794, Париж), воспользовавшегося экспериментальной информацией от Джозефа Пристли (1733, Филдхелд - 1804, Нортамберленд) и Карла Вильгельма Шееле. (1742, Штральзунд - 1786, Чёпинг).

2. Новому окислу, образующемуся при сжигании натрия в атмосфере кислорода и открытому в начале девятнадцатого века Жозефом Луи Гей-Люссаком (1778, Сен-Леонар-де-Нобла - 1850, Париж) и Луи Жаком Тенаром (1777, Ла-Лутьер Тенар - 1857, Париж), в 1839 году было найдена обоснованная экспериментально формула №202 -перекись натрия Огюстом Николя Эженом Миллоном (1812, Шалонсюр-Мари - 1867, Монпелье).

3. Химические соединения, название которых начинается с пероксо... выделяют замещение атома кислорода -О- атомной группой -О-О- (пероксид натрия №202) и указывают на степень окисления кислорода -1 у них.

4. Промышленный способ получения пероксида или перекиси натрия, осуществленный Гамильтоном Юнгом Кастнером (1858, Бруклин - 1899, Озеро Саранак) в конце девятнадцатого века, заключается в окислении расплавленного натрия с температурой плавления 97,5 0С в нагретой до 300 - 400 0С смеси воздуха и кислорода.

5. Определение состава пероксида натрия или перекиси натрия, содержащего до 20,5 вес.% активного кислорода проводится традиционным перманганатометрическим способом.

6. Пероксид натрия представляет собой бесцветные кристаллы со слабо-желтой окраской, обусловленной наличием примеси надперекиси в них, и существует в трех модификациях: а) Q- №202 устойчивой при температуре жидкого воздуха; б) №202(1) устойчивой до 512 0С; в) №202(11) устойчивой в интервале от 512 0С до температуры плавления 596 0С.

7. Химическая реакция пероксида натрия с влагой и углекислым газом воздуха образует гидроокись и карбонат натрия и выделяет кислород, что используется для регенерации воздуха в изолированных от внешней среды помещениях и в дыхательных аппаратах изолирующего типа.

8. Пероксид калия или перекись калия К2О2 - неустойчивое на воздухе химическое соединение, которое под действием кислорода мгновенно окисляется до надперекиси калия КО2 желтого цвета.

9. Устойчивое химическое соединение перекиси калия или пероксида калия можно получить действием двуокиси хлора на надперекись калия.

10. Имеющее ионное строение типа (К)2(022-), находящиеся в безвоздушном пространстве кристаллы пероксида калия, рубидия и цезия принадлежат к ромбической сингонии.

11. Пероксиды щелочных металлов применяют для отбеливания тканей, шерсти, шелка и для получения кислорода, поглощения угарного и углекислого газа в регенерационных установках и изолирующих противогазах.

Педагогический опыт показывает повышение уровня интеллектуального потенциала учащихся при изучении ими свойств пероксидов s-элементов.

Вывод, следующий из анализа и обобщения изложенного выше, состоит в наличии положительного дидактического эффекта для старшеклассников средних общеобразовательных школ изучения ими физических и химических свойств пероксидов щелочных металлов.

Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

3. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

4. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.

© Каримов М.Ф., Кадирова Э.Э., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Курбанова Валерия Вугаровна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СЕРНИСТОЙ КИСЛОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сернистой кислоты.

Ключевые слова

Сера, сернистая кислота, соли сернистой кислоты и их свойства.

Дидактический опыт преподавания естественно-математических учебных дисциплин в средних общеобразовательных школах показывает на наличие у творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников таких познавательных вопросов, как «Какие в природе имеются неустойчивые химические соединения?», «На какие части распадаются неустойчивые соединения?» и «Находят ли себе применение неустойчивые химические соединения?».

Учителя химии и физики средних общеобразовательных школ для обсуждения научных вопросов о неустойчивых химических соединениях выбирают нижеследующую, основанную на дидактических принципах историчности [1], научности [2] и систематичности [3] обучения старшеклассников учебную тематику по сернистой кислоте и её солям.

1. Экспериментальное установление Антуаном Лораном Лавуазье (1743, Париж - 1794, Париж) элементарной природы известной с древнейших времен серы в собственных опытах по сжиганию веществ.

2. Существующая при обычных условиях и до 150 0С молекула серы, состоящая из восьми атомов, соединенных в виде кольца, её распад на более простые молекулы и их диссоциация на атомы при

-( - )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.