СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
«мозговой штурм», элементы психологических тренингов.
Работа предметного кружка обязательно должна быть направлена на: повышение информационной грамотности будущего специалиста и обучение его новым технологиям и навыкам коммуникации. Важным является формирование интереса и положительной мотивации к освоению и использованию информационных и коммуникативных технологий. При составлении плана работы предметного кружка необходимо предлагать студентам для рассмотрения темы, связанные с виртуальной средой, актуальными проблемами коммуникации и работы с информацией. Список использованной литературы:
1. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. - 2009. - № 6.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых -2003. - Кн.1 - 174 с.
3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М. Наука, 1997. — 223 с.
4. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. - Магнитогорск, 2009.
© Бондаренко М.А., Приходько О.Н., Чепова А.Н., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Гильманова Азалина Азаматовна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
АЗОТ И ЕГО ОКСИДЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
Аннотация
Представлены на междисциплинарной основе элементы дидактики изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы физических и химических свойств азота и его оксидов.
Ключевые слова Химический элемент азот, свойства азота и его оксидов.
Атмосферный, вдыхаемый людьми на поверхности Земли воздух содержит семьдесят девять процентов азота. При азотировании стали, содержащей алюминий, молибден, хром и титан, увеличивается не только твердость и износостойкость, но также повышается коррозионная стойкость изделий. Применение жидкого азота в науке, промышленности, медицине, кулинарии и домашних условиях в настоящее время становится традиционным.
Перечисленное выше способствует тому, что среди химических элементов одним из известных всем старшеклассникам средних общеобразовательных школ является азот, которого начинают изучать с восьмого класса.
Очевидно поэтому, что творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
компетентные учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ проявляют повышенный познавательный интерес к углубленному изучению физических и химических свойств азота и его оксидов на обязательных и факультативных учебных занятиях.
Основываясь на дидактических принципах историчности [1] и научности [2] обучения учащейся молодежи, учитель химии на собственных лекционных, практических и лабораторных занятиях перед старшеклассниками излагает нижеследующие сведения об азоте и его соединениях.
Шотландский химик Даниэль Резерфорд (1749, Эдинбург - 1819, Эдинбург) в 1772 году в своей диссертации «De aere fixo dicto aut Mephitico» («О так называемом фиксируемом и мефитическом воздухе») на ученую степень доктора медицины описал газ под названием «удушливый воздух» с указанием его основных свойств, выделяя отсутствие реакции нового газа со щелочами, его противодействие горению и непригодность для дыхания людьми.
Выдающийся французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743, Париж - 1794, Париж) в 1776 - 1777 годах исследовал состав атмосферного воздуха и установил, что восемьдесят процентов его объема состоит из удушливого газа, представляющего собой вещество элементарной природы, которого он назвал азотом.
Подлежащим дидактической переработке учителем основным химическим свойствам азота и его оксидов относится нижеследующее.
1. Азот является достаточно инертным химическим элементом, для вступления в реакцию необходима активация его молекул нагреванием, облучением или электрическим разрядом.
2. При обычных температурных и барометрических условиях азот взаимодействует с металлами только с литием, требуя для реакции с другими металлами значительное нагревание среды.
3. Оксид азота в природных условиях можно получить только при действии на молекулу азота очень высоких температур, достигаемых при электрическом разряде молнии во время грозы.
4. Наличие температуры выше пятисот градусов по Цельсию, повышенного давления и катализатора из железа позволяет из азота при реакции с водородом получить вещество аммиак в промышленных масштабах.
5. Жидкий азот применяется в научных и промышленных установках, функционирующих при низких температурах [3],
Для повышения качества образования учителя физики и химии средних общеобразовательных школ на учебных занятиях перед старшеклассниками выделяют нижеследующие физические свойства азота и его оксида.
1. Ядро атома азота содержит по семь протонов (+) и нейтронов (0), вокруг которого имеются два внутренних и пять внешних электронов.
2. Молекула азота двухатомна и тройная химическая связь между атомами придает большую прочность данной молекуле.
3. Десять соединений азота с кислородом - оксиды азота описываются с помощью положений и законов квантовой физики.
4. Оксиды азота, имеющие в обычных условиях газообразное, жидкое или кристаллическое устойчивое или неустойчивое состояния моделируются законами физики газообразного, жидкого или твердого состояния.
5. Применение оксидов азота в пищевой промышленности и в медицине для улучшения кровообращения людей расширяет круг теоретических и прикладных исследований в этой области неорганической химии.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости углубленного изучения физических и химических свойств азота и его оксидов старшеклассниками, ориентированными на поступление в технические и медицинские высшие учебные заведения.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
- С. 272 - 278.
2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
3/ Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Устройство для измерения температуры // Официальный бюллетень Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. - 1982.
- № 4. - С. 167.
© Каримов М.Ф., Гильманова А.А., 2018
УДК 373.24
Н. В. Глупак
Заведующий МКДОУ д/с № 460, г. Новосибирск,РФ e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
Аннотация
Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда находилась в центре внимания педагогической науки и практики, что привело к появлению многочисленных исследований и методических наработок в данном направлении
Ключевые слова
Взаимодействие, квалифицированная помощь семье, равенства позиций, проектная деятельность
Дошкольная образовательная организация (ДОО) и семья являются двумя важнейшими институтами социализации ребенка. Сегодня становится все более очевидным, что улучшение результатов и качества деятельности ДОО не реально представить без эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.
Педагогам и родителям нужно стать постоянными партнерами и соратниками в процессе образования и воспитания ребенка. Без этого нельзя осуществлять гармоничное развитие ребенка, вводить его в социум. Семья и ДОО не заменяют, а дополняют друг друга, поэтому им необходим процесс взаимодействия.
Главная цель взаимодействия ДОО с семьей - установление доверительных взаимоотношений между участниками воспитательного процесса, а конкретно: детьми, родителями и педагогами, а также образование этого процесса в единое целое, понимание проблемы каждого и удачное разрешение разного направления педагогических ситуаций [13].
Взаимодействие педагогов и родителей может быть осуществлено через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- участие родителей в организации жизни ДОО;
- посещение родителями некоторых занятий;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей [14].
Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда находилась в центре внимания
13 Барчева А.А. Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 22.09.2017).
14 Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.