Научная статья на тему 'Инновации в практиках взаимодействия дошкольного учреждения с семьей'

Инновации в практиках взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ / РАВЕНСТВА ПОЗИЦИЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глупак Н.В.

Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда находилась в центре внимания педагогической науки и практики, что привело к появлению многочисленных исследований и методических наработок в данном направлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в практиках взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

- С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.

3/ Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Устройство для измерения температуры // Официальный бюллетень Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. - 1982.

- № 4. - С. 167.

© Каримов М.Ф., Гильманова А.А., 2018

УДК 373.24

Н. В. Глупак

Заведующий МКДОУ д/с № 460, г. Новосибирск,РФ e-mail: Nata272a@yandex.ru

ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Аннотация

Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда находилась в центре внимания педагогической науки и практики, что привело к появлению многочисленных исследований и методических наработок в данном направлении

Ключевые слова

Взаимодействие, квалифицированная помощь семье, равенства позиций, проектная деятельность

Дошкольная образовательная организация (ДОО) и семья являются двумя важнейшими институтами социализации ребенка. Сегодня становится все более очевидным, что улучшение результатов и качества деятельности ДОО не реально представить без эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.

Педагогам и родителям нужно стать постоянными партнерами и соратниками в процессе образования и воспитания ребенка. Без этого нельзя осуществлять гармоничное развитие ребенка, вводить его в социум. Семья и ДОО не заменяют, а дополняют друг друга, поэтому им необходим процесс взаимодействия.

Главная цель взаимодействия ДОО с семьей - установление доверительных взаимоотношений между участниками воспитательного процесса, а конкретно: детьми, родителями и педагогами, а также образование этого процесса в единое целое, понимание проблемы каждого и удачное разрешение разного направления педагогических ситуаций [13].

Взаимодействие педагогов и родителей может быть осуществлено через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- участие родителей в организации жизни ДОО;

- посещение родителями некоторых занятий;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей [14].

Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда находилась в центре внимания

13 Барчева А.А. Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 22.09.2017).

14 Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.

-( )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

педагогической науки и практики, что привело к появлению многочисленных исследований и методических наработок в данном направлении.

Несмотря на достаточный уровень изученности, обнаруживает себя тенденция к возрастанию интереса к данному направлению деятельности дошкольной образовательной организации по целому ряду причин:

— закрепление Законом РФ «Об образовании» (2012г.) приоритетной роли семьи в воспитании ребенка;

— определение Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в качестве ведущего направления работы детского сада - осуществление сотрудничества Организации с семьями воспитанников с целью повышения педагогической культуры родителей;

— обострение проблем семейного воспитания, обусловленных нестабильностью жизни в условиях значительных перемен, происходящих в стране в последнее время; недостаточной готовностью родителей к осуществлению воспитательной функции.

Становится очевидной необходимость оказания квалифицированной помощи семье со стороны детского сада, активизации субъектной позиции родителей, что может быть осуществлено через организацию взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия. Анализ научной и методической литературы, периодических изданий (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер [15], Т.Н. Доронова [16], Н.М. Сертакова [17], О.В. Солодянкина [18] и др.) позволяет определить взаимодействие как способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании равенства позиций партнеров, взаимоуважении, взаимопомощи, взаимодоверия, желании поддерживать и развивать контакты друг с другом.

На современном этапе развития дошкольного образования ведется активный поиск наиболее значимого содержания, методов и форм работы с семьей с целью повышения эффективности совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения.

В ФГОС ДО подчеркивается необходимость непосредственного вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, в том в числе посредствам создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Проектная деятельность достаточно уверенно вошла в практику работы дошкольной образовательной организации (А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса [19]; Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова [20], Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова [21] и др.), а сам проект определяется как инновационная форма организации образовательного процесса.

Проведенный анализ научной и методической литературы позволяет утверждать, что вовлечение родителей (законных представителей) в совместные проекты имеет ряд преимуществ:

— обеспечивает функционирование детского сада как открытой системы;

— помогает выйти на новый уровень взаимодействия в триаде «дети - родитель - педагог»: понимание друг друга, поддержка и помощь в совместной деятельности. Родители начинают видеть в педагогах компетентных помощников в вопросах воспитания своих детей; педагоги приобретают возможность

15 Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ. - 2008. - № 2. - С. 45-47.

16 Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. -С. 60 - 68.

17 Сертакова Н.М. Иновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: метод. пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. - 80 с.

18 Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. - 2 -е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005. - 80 с.

19 Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.

20 Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. - М.: Айрис - пресс, 2010. - 208 с.

21 Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: Олма-Пресс, 2014. - 96 с.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

расширить педагогические ресурсы, используя потенциал семьи; дети получают опыт совместной творческой деятельности;

— изменяет роль родителей в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, они становятся активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов;

— способствует выработке у родителей аналитического взгляда на практику воспитания и обучения

детей.

Таким образом, совместные проекты - это важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразно влияют на семейную среду, способствуют интеграции усилий дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка. Проект можно считать эффективной формой взаимодействия детского сада и семьи, поскольку благодаря активному включению дошкольников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность изучать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в реальной жизни. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ. - СПС Гарант.

2. Барчева А.А. Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 22.09.2017).

3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.

5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. -М.: Айрис - пресс, 2010. - 208 с.

6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ. - 2008. -№ 2. - С. 45-47.

7. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. -2004. - № 1. - С. 60 - 68.

8. Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: Олма-Пресс, 2014. - 96 с.

© Глупак Н. В., 2018

УДК 376.42

И.Н.Гусева

канд.пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: gin200706@mail.ru С.А. Жарких студент 4 курса КГУ, г. Курск, РФ E-mail: sofia.zharkikh@mail.ru

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ПО ТЕМЕ «СИММЕТРИЯ»

Аннотация

В статье рассматриваются результаты курсового исследования с целью выявления сформированности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.