Научная статья на тему 'Изучение физических и химических свойств сернистой кислоты старшеклассниками средней общеобразовательной школы'

Изучение физических и химических свойств сернистой кислоты старшеклассниками средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЕРА / СЕРНИСТАЯ КИСЛОТА / СОЛИ СЕРНИСТОЙ КИСЛОТЫ И ИХ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Курбанова Валерия Вугаровна

Выделены дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сернистой кислоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Курбанова Валерия Вугаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение физических и химических свойств сернистой кислоты старшеклассниками средней общеобразовательной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

3. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

4. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.

© Каримов М.Ф., Кадирова Э.Э., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Курбанова Валерия Вугаровна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СЕРНИСТОЙ КИСЛОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сернистой кислоты.

Ключевые слова

Сера, сернистая кислота, соли сернистой кислоты и их свойства.

Дидактический опыт преподавания естественно-математических учебных дисциплин в средних общеобразовательных школах показывает на наличие у творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников таких познавательных вопросов, как «Какие в природе имеются неустойчивые химические соединения?», «На какие части распадаются неустойчивые соединения?» и «Находят ли себе применение неустойчивые химические соединения?».

Учителя химии и физики средних общеобразовательных школ для обсуждения научных вопросов о неустойчивых химических соединениях выбирают нижеследующую, основанную на дидактических принципах историчности [1], научности [2] и систематичности [3] обучения старшеклассников учебную тематику по сернистой кислоте и её солям.

1. Экспериментальное установление Антуаном Лораном Лавуазье (1743, Париж - 1794, Париж) элементарной природы известной с древнейших времен серы в собственных опытах по сжиганию веществ.

2. Существующая при обычных условиях и до 150 0С молекула серы, состоящая из восьми атомов, соединенных в виде кольца, её распад на более простые молекулы и их диссоциация на атомы при

-( - )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

нагревании серы выше 900 0С.

3. Последовательное образование молекулами серы при комнатной температуре кристаллов ромбической a-S и при 95,5 0С моноклинной ß-S сингоний.

4. Устойчивое химическое соединение серы - серная кислота H2SO4 как сильная кислота, её соли и их физические и химические свойства.

5. Неустойчивое химическое соединение серы - сернистая кислота H2SO3 как двухосновная неорганическая кислота средней силы, её соли и их физические и химические свойства.

6. Сернистая кислота H2SO3 в чистом виде не выделена из-за её нестойкости ни в лабораторных, ни в промышленных условиях.

7. При многократных экспериментальных попытках выделить чистую сернистую кислоту она распадается на оксид серы SO2 и воду H2O.

8. Непрочное химическое соединение сернистой кислоты известно только в водных растворах при концентрации не более шести процентов, получаемых при растворении сернистого газа в воде.

9. Молекула сернистой кислоты состоит из атома серы, имеющего две одинарные химические ковалентные связи с гидроксильными группами и одну двойную связь с кислородом.

10. В воде небольшая часть молекул сернистой кислоты диссоциирует на сульфит- и гидросульфит-ионы, которые могут образовать два типа солей: средние - сульфиты (типа Na2SO3) и кислые -гидросульфиты (типа NHSO3).

11. Сернистая кислота благодаря её антисептическим свойствам используется при консервировании плодов и овощей в промышленных масштабах.

12. Солей сернистой кислоты применяют как восстановителей для беления шерсти, шелка и других текстильных материалов, которые не выдерживают отбеливания с помощью сильных окислителей.

Дидактический опыт углубленного и систематического изучения старшеклассниками физических и химических свойств сернистой кислоты показал, что учащиеся средних общеобразовательных школ после данных учебных занятий смогли самостоятельно найти и составить список неустойчивых химических соединений, включая в него борфтористую кислоту (HBF4 ^ HF + BF3), кремниевую кислоту (H2SiO3 ^ SiO2 + H2O), сернистую кислоту (H2SO3 ^ SO2 + H2O), хлорноватистую кислоту (2HC1O ^ CI2O + H2O), хлорсурьмяную кислоту (HSbCl6 ^ HCl + SbCb).

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что спроектированное и реализованное на основе принципов историчности, научности и систематичности изучение старшеклассниками физических и химических свойств сернистой кислоты и её солей служит дидактическим средством повышения качества среднего общего образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

2. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.

© Каримов М.Ф., Курбанова В.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.