СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.
образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
3. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
4. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Кадирова Э.Э., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Курбанова Валерия Вугаровна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СЕРНИСТОЙ КИСЛОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сернистой кислоты.
Ключевые слова
Сера, сернистая кислота, соли сернистой кислоты и их свойства.
Дидактический опыт преподавания естественно-математических учебных дисциплин в средних общеобразовательных школах показывает на наличие у творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников таких познавательных вопросов, как «Какие в природе имеются неустойчивые химические соединения?», «На какие части распадаются неустойчивые соединения?» и «Находят ли себе применение неустойчивые химические соединения?».
Учителя химии и физики средних общеобразовательных школ для обсуждения научных вопросов о неустойчивых химических соединениях выбирают нижеследующую, основанную на дидактических принципах историчности [1], научности [2] и систематичности [3] обучения старшеклассников учебную тематику по сернистой кислоте и её солям.
1. Экспериментальное установление Антуаном Лораном Лавуазье (1743, Париж - 1794, Париж) элементарной природы известной с древнейших времен серы в собственных опытах по сжиганию веществ.
2. Существующая при обычных условиях и до 150 0С молекула серы, состоящая из восьми атомов, соединенных в виде кольца, её распад на более простые молекулы и их диссоциация на атомы при
-( - )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.
нагревании серы выше 900 0С.
3. Последовательное образование молекулами серы при комнатной температуре кристаллов ромбической a-S и при 95,5 0С моноклинной ß-S сингоний.
4. Устойчивое химическое соединение серы - серная кислота H2SO4 как сильная кислота, её соли и их физические и химические свойства.
5. Неустойчивое химическое соединение серы - сернистая кислота H2SO3 как двухосновная неорганическая кислота средней силы, её соли и их физические и химические свойства.
6. Сернистая кислота H2SO3 в чистом виде не выделена из-за её нестойкости ни в лабораторных, ни в промышленных условиях.
7. При многократных экспериментальных попытках выделить чистую сернистую кислоту она распадается на оксид серы SO2 и воду H2O.
8. Непрочное химическое соединение сернистой кислоты известно только в водных растворах при концентрации не более шести процентов, получаемых при растворении сернистого газа в воде.
9. Молекула сернистой кислоты состоит из атома серы, имеющего две одинарные химические ковалентные связи с гидроксильными группами и одну двойную связь с кислородом.
10. В воде небольшая часть молекул сернистой кислоты диссоциирует на сульфит- и гидросульфит-ионы, которые могут образовать два типа солей: средние - сульфиты (типа Na2SO3) и кислые -гидросульфиты (типа NHSO3).
11. Сернистая кислота благодаря её антисептическим свойствам используется при консервировании плодов и овощей в промышленных масштабах.
12. Солей сернистой кислоты применяют как восстановителей для беления шерсти, шелка и других текстильных материалов, которые не выдерживают отбеливания с помощью сильных окислителей.
Дидактический опыт углубленного и систематического изучения старшеклассниками физических и химических свойств сернистой кислоты показал, что учащиеся средних общеобразовательных школ после данных учебных занятий смогли самостоятельно найти и составить список неустойчивых химических соединений, включая в него борфтористую кислоту (HBF4 ^ HF + BF3), кремниевую кислоту (H2SiO3 ^ SiO2 + H2O), сернистую кислоту (H2SO3 ^ SO2 + H2O), хлорноватистую кислоту (2HC1O ^ CI2O + H2O), хлорсурьмяную кислоту (HSbCl6 ^ HCl + SbCb).
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что спроектированное и реализованное на основе принципов историчности, научности и систематичности изучение старшеклассниками физических и химических свойств сернистой кислоты и её солей служит дидактическим средством повышения качества среднего общего образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
2. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Курбанова В.В., 2018