Научная статья на тему 'Аморфный и кристаллический бор в школьном курсе химии'

Аморфный и кристаллический бор в школьном курсе химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ БОР / ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Звонкова Арина Викторовна

Представлены на основе принципов историчности, научности и политехничности обучения элементы изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы физических и химических свойств бора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аморфный и кристаллический бор в школьном курсе химии»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

школе VIII вида. / М.Н. Перова, В.В. Эк. М.: Классик Стиль, 2005. 144 с.

5. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. И.М. Бгажноковой. М. Просвящение.2013. 290 с.

6. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 224 с.

© Гусева И.Н., Жарких С.А., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Звонкова Арина Викторовна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ

АМОРФНЫЙ И КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ БОР В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ

Аннотация

Представлены на основе принципов историчности, научности и политехничности обучения элементы изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы физических и химических свойств бора.

Ключевые слова

Химический элемент бор, физические и химические свойства бора.

Педагогический опыт показывает, что иногда у старшеклассников средних общеобразовательных школ возникают такие познавательные вопросы, как «Что такое боросиликатное стекло?», «Почему рабочий инструмент зубного врача называется бормашиной?» и «Откуда бурый цвет у электродов для сварки?».

Выделенные выше ученические вопросы ориентируют учителей химии и физики средних общеобразовательных школ на углубленное изучение учащимися физических и химических свойств бора в соответствии с требованиями дидактических принципов историчности [1], научности [2] и политехничности [3] обучения подрастающего поколения.

Исторический фрагмент учебного материала по химическому элементу бор включает в себя нижеследующие факты.

В средневековье торговцами из Тибета в Европу ввозилось природное соединение бора - нечистая бура для пайки золотых и серебряных изделий.

В 1808 году французские химики и физики ЖозефЛуи Гей-Люссак (1778, Сен-Леонар-де-Нобла -1850, Париж) и Луи Жак Тенар (1777, Ла-Лутьер-Тенар - 1857, Париж) нагрев борный ангидрид с металлическим калием в медной трубке выделили свободный бор и назвали новый химический элемент борой (Bora) или бором (Bore).

В 1858 году французский физикохимик Анри Сент-Клер Девиль (1818, Сент-Томас - 1881, Булонь-Бийанкур) и немецкий химик Фридрих Вёлер (1800, Эшерсхейм - 1882, Геттинген) после приготовления чистых препаратов бора установили, что бор может существовать в двух модификациях: в кристаллической алмазоподобной форме и аморфной форме, больше всего похожей на графит.

При выделении перед учащимися физических свойств бора на обязательных и факультативных занятиях по физике учитель излагает старшеклассникам нижеследующие научные сведения о боре.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

1. Атом бора имеет положительно заряженное ядро (+5), в котором имеется 5 протонов и 5 нейтронов и по орбитам вокруг ядра движутся 5 электронов, поэтому электронное строение атома бора представляет последовательность ^ ^ 22р: .

2. В кристаллических структурах, образующих трехмерный каркас, со структурной единицей в виде икосаэдра, в вершинах которого находятся двенадцать атомов, что обеспечивает высокую твердость бора.

3. Три электрона в конфигурации 2s22p1 на внешней оболочке атома кристаллического бора могут обеспечивать ковалентную связь между атомами электронами в количестве существенно меньше двух, приводя к образованию многоцентровой химической связи атомов с дефицитом электронов.

4. Аморфный бор, применяемый в производстве электродов для сварки металлов, используемый для изготовления регулирующих стержней ядерных реакторов и в производстве постоянных магнитов представляет собой порошок бурого цвета без запаха и вкуса.

5. Кристаллический бор в обычных условиях является полупроводником с электронной проводимостью при низких температурах и дырочной проводимостью при высоких температурах, причем при нагревании до 800°С электрическая проводимость его увеличивается на несколько порядков.

Учитель химии на занятиях со старшеклассниками выделяет нижеследующие химические свойства

бора.

1. В обычных температурных и барометрических условиях кристаллический бор химически инертен, кроме взаимодействия с фтором, имеющего место даже при комнатной температуре.

2. При высоких температурах бор реагирует с кислородом, хлором, азотом и с устойчивыми оксидами.

3. Кристаллический бор не реагирует даже с кипящими концентрированными растворами всех кислот

4. Аморфный бор взаимодействует с горячими концентрированными растворами азотной, серной кислот и царской водкой.

5. Чистый бор получают при восстановлении летучих соединений бора водородом при температуре выше тысячи градусов по Цельсию и при электролизе расплавленных фтороборатов.

Вывод из изложенного выше состоит в том, что обязательное и факультативное изучение старшеклассниками физических и химических свойств бора способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала субъектов учебной деятельности. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© М.Ф.Каримов, А.В.Звонкова, 2018

УДК 372.851

М.О. Максименко

Магистр 2 курса направления «Математика» Кемеровский государственный университет

г. Кемерово, РФ E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

Подготовка учащихся средних школ к профессиональной деятельности в отраслях связанных с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.