Научная статья на тему 'Развитие алгоритмических способностей учащихся 6 классов на уроках информатики'

Развитие алгоритмических способностей учащихся 6 классов на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРУЖОК / ПРОГРАММНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко М.О.

Подготовка учащихся средних школ к профессиональной деятельности в отраслях связанных с информационными технологиями требует развития их алгоритмических способностей. Рассмотрим один из подходов обучения учащихся шестых классов на занятиях кружка по информатике с использованием программной среды Scratch.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие алгоритмических способностей учащихся 6 классов на уроках информатики»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

1. Атом бора имеет положительно заряженное ядро (+5), в котором имеется 5 протонов и 5 нейтронов и по орбитам вокруг ядра движутся 5 электронов, поэтому электронное строение атома бора представляет последовательность ^ ^ 22р: .

2. В кристаллических структурах, образующих трехмерный каркас, со структурной единицей в виде икосаэдра, в вершинах которого находятся двенадцать атомов, что обеспечивает высокую твердость бора.

3. Три электрона в конфигурации 2s22p1 на внешней оболочке атома кристаллического бора могут обеспечивать ковалентную связь между атомами электронами в количестве существенно меньше двух, приводя к образованию многоцентровой химической связи атомов с дефицитом электронов.

4. Аморфный бор, применяемый в производстве электродов для сварки металлов, используемый для изготовления регулирующих стержней ядерных реакторов и в производстве постоянных магнитов представляет собой порошок бурого цвета без запаха и вкуса.

5. Кристаллический бор в обычных условиях является полупроводником с электронной проводимостью при низких температурах и дырочной проводимостью при высоких температурах, причем при нагревании до 800°С электрическая проводимость его увеличивается на несколько порядков.

Учитель химии на занятиях со старшеклассниками выделяет нижеследующие химические свойства

бора.

1. В обычных температурных и барометрических условиях кристаллический бор химически инертен, кроме взаимодействия с фтором, имеющего место даже при комнатной температуре.

2. При высоких температурах бор реагирует с кислородом, хлором, азотом и с устойчивыми оксидами.

3. Кристаллический бор не реагирует даже с кипящими концентрированными растворами всех кислот

4. Аморфный бор взаимодействует с горячими концентрированными растворами азотной, серной кислот и царской водкой.

5. Чистый бор получают при восстановлении летучих соединений бора водородом при температуре выше тысячи градусов по Цельсию и при электролизе расплавленных фтороборатов.

Вывод из изложенного выше состоит в том, что обязательное и факультативное изучение старшеклассниками физических и химических свойств бора способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала субъектов учебной деятельности. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© М.Ф.Каримов, А.В.Звонкова, 2018

УДК 372.851

М.О. Максименко

Магистр 2 курса направления «Математика» Кемеровский государственный университет

г. Кемерово, РФ E-mail: maks.maksimenko22@mail.ru

РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

Подготовка учащихся средних школ к профессиональной деятельности в отраслях связанных с

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

информационными технологиями требует развития их алгоритмических способностей. Рассмотрим один из подходов обучения учащихся шестых классов на занятиях кружка по информатике с использованием программной среды Scratch.

Ключевые слова

Алгоритмические способности, кружок, программная среда.

Проблема подготовки квалифицированных кадров в будущем заключается в том, что готовить их нужно уже сегодня. А поскольку будущие специалисты отрасли информационных технологий сегодня учатся в школе, то начинать нужно со школьного образования. Большинство профессий отрасли информационных технологий требует высокоразвитых алгоритмических способностей.

Существует много программных продуктов, которые можно использовать для развития алгоритмических способностей. Поскольку речь идёт о школьниках, то удобно использовать программные среды.

Хорошим инструментом для развития алгоритмического мышления является программная среда Scratch (разработка MIT). Это кроссплатформенный свободный программный продукт, который можно использовать для изучения основных алгоритмических конструкций, свойственных языкам программирования высокого уровня. Программная среда имеет дружественный интуитивно понятный интерфейс, поэтому весьма популярна у обучающихся средней школы.

Scratch полезно изучать детям в возрасте от 8 до 16 лет, и в каждом возрасте можно найти именно то направление, которое будет лучше восприниматься с психологической точки зрения.

Исходя из возрастной психологии, наиболее благоприятным периодом для развития логики и алгоритмического мышления является возраст обучающихся 5 - 6-х классов.

Для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное, что в условиях введения ФГОС необходимо, следует широко применять различные формы вовлечения школьников в занятия творческого характера. Мы считаем, что занятия кружка по информатике позволят сформировать алгоритмические умения и предлагаем для проведения занятий использовать программу «Творческие задания в среде программирования Scratch».

С целью оптимального изучения программы «Творческие задания в среде программирования Scratch» разработана программа, составлено тематическое планирование внеурочных занятий (кружка) по информатике в 6-х классах. На протяжении всего учебного года распланировано полное изучение данной программы. Для сопровождения занятий кружка разработаны наглядные материалы, презентации для организации занятий кружка в 6-х классах. Одна из разработок - Проект - игра «Кошки - мышки». Игра для двух участников. Один игрок управляет мышкой, другой - кошкой. Мышке нужно попасть в домик, а кошке поймать мышку. При этом они не должны касаться красной рамки (соблюдают правила игры). В данном проекте показано использование функций передвижение объектов при нажатии на кнопки управления (для мышки стрелки влево/вправо, вверх/вниз; для кошки буквы w,a,s,d) и использование функции простой проверки событий.

Опишем основные преимущества программной среды Scratch:

- простота, ребёнку не нужно учить язык программирования, его синтаксическую структуру, запоминать сложные последовательности, алгоритмы, циклы и условия - ребёнку достаточно уметь просто читать. Программы в Scratch состоят из различных блоков, разделенных на разделы, которые отличаются по цветам, что позволяет ребёнку быстро ориентироваться в программе и вносить необходимые изменения без длительного поиска нужного скрипта.

- лёгкость освоения, ребёнку не составит труда разобраться с тем, как работать в Scratch самостоятельно. Данная среда разработки затягивает и увлекает своей лаконичностью и доступностью, что также очень важно. Дети очень часто отвлекаются, поэтому необходимо постоянно поддерживать их

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

заинтересованность. При работе со Scratch дети втягиваются и начинают активно искать пути решения возникающих в процессе написания программы проблем самостоятельно, что обусловлено несложностью процесса программирования и хорошим конечным итогом.

- возможность реализации своих творческих задумок. В Scratch можно легко создать сложную многоуровневую игру или полноценный мультфильм с большим сценарием. Весь процесс создания легок и разработки интуитивно понятны.

Подводя итог, можно смело заявить, что использование такой среды программирования как Scratch является самым логичным и в конечном итоге результативным решением при выборе языка программирования для развития логического мышления у учащихся 6-х классов. Scratch лёгок в освоении, понятен в работе, незаменим для реализации творческих идей и бесплатен в распространении. Апробация занятий кружка по информатике проведена на базе МБОУ СОШ № г. Кемерово.

Научный руководитель: к.ф.-м.н., доцент кафедры фундаментальной математики Кемеровского государственного университета Даурцева Н.А.

Список использованной литературы:

1. https://infourok.ru/formirovanie_i_razvitie_algoritmicheskih_sposobnostey_shkolnikov_na_urokah_informatik i-299212.htm

2. Лапчик, М.П. Методикапреподаванияинформатики . - М.: Академия, 2007. - 624 с.

3. https://vuzlit.ru/731729/vozmozhnosti_razvitiya_logiko_algoritmicheskogo_myshleniya_urokah_informatiki_ uchaschihsya_klassov

4. Бочкин, А.И. Методикапреподаванияинформатики. - Минск: Высшаяшкола, 1998. - 431 с.

5. Газейкина, А.И. Стилимышленияиобучениепрограммированиюстудентовпедагогическоговуза [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6371.html - Загл. сэкрана.

© Максименко М.О., 2018

УДК 372.851

Д.М. Суркина

Магистр 1 курса направления «Математика» Кемеровский государственный университет

г. Кемерово, РФ E-mail: surkinadasha@gmail.com

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Самостоятельная работа одна из основных форм организации учебной деятельности обучающихся. При выполнении самостоятельной работы учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели. Система подготовки с использованием самостоятельных работ, позволяет обучающимся наиболее ярко проявить своих умственные или физические действия.

Ключевые слова Самостоятельная работа, типы, виды, формы

Подготовка обучающихся по математике требует от преподавателя разработки целой системы форм, методов и приемов, направленных на развитие личных качеств ученика. Самостоятельная работа служит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.