Научная статья на тему 'Знания и умения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме "симметрия"'

Знания и умения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме "симметрия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева И. Н., Жарких С. А.

В статье рассматриваются результаты курсового исследования с целью выявления сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, содержится описание методики исследования, полученные результаты и их интерпретация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знания и умения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме "симметрия"»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

расширить педагогические ресурсы, используя потенциал семьи; дети получают опыт совместной творческой деятельности;

— изменяет роль родителей в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, они становятся активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов;

— способствует выработке у родителей аналитического взгляда на практику воспитания и обучения

детей.

Таким образом, совместные проекты - это важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразно влияют на семейную среду, способствуют интеграции усилий дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка. Проект можно считать эффективной формой взаимодействия детского сада и семьи, поскольку благодаря активному включению дошкольников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность изучать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в реальной жизни. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ. - СПС Гарант.

2. Барчева А.А. Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 22.09.2017).

3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.

5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. -М.: Айрис - пресс, 2010. - 208 с.

6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ. - 2008. -№ 2. - С. 45-47.

7. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. -2004. - № 1. - С. 60 - 68.

8. Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: Олма-Пресс, 2014. - 96 с.

© Глупак Н. В., 2018

УДК 376.42

И.Н.Гусева

канд.пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected] С.А. Жарких студент 4 курса КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected]

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ПО ТЕМЕ «СИММЕТРИЯ»

Аннотация

В статье рассматриваются результаты курсового исследования с целью выявления сформированности

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, содержится описание методики исследования, полученные результаты и их интерпретация.

Ключевые слова

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, коррекционное обучение математике.

Симметрия является одной из наиболее фундаментальных и одной из наиболее общих закономерностей мироздания: живой, неживой природы и общества. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого развития. Правильность его проверена коллективным реальным опытом и наблюдением, бытом человечества в разнообразнейших природных земных условиях. Этот опыт многих тысяч поколений ясно указывает на глубокую эмпирическую основу этого понятия и её существование в той материальной среде, в которой жил человек, в биосфере.

Симметрия пронизывает буквально весь наш окружающий мир. С симметрией мы встречаемся повсюду - в природе, технике, науке, искусстве и так далее. Симметрия ясно представляется в строении человеческого тела, в форме плоскостей симметрии и зеркальных плоскостях симметрии. Она же проявляется в гармонии человеческих движений, в технической работе, где проявляется геометрическая закономерность. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыки. Все законы природы подчиняются принципам симметрии. Описывая новые симметрии, можно продвигаться к пониманию мира и постигать законы красоты.

Понятие «симметрия» выросло на изучении живых организмов и живого вещества, в первую очередь человека. Само понятие, связанное с понятием красоты или гармонии, было дано великими греческими ваятелями, и слово «симметрия» этому явлению отвечающее, приписывается скульптуру Пифагору из Регнума.

В настоящее время симметрия определяется как совокупность свойств: порядка, однородности, соразмерности, гармоничности. Все признаки симметрии во многих её определениях рассматриваются равноправными, одинаково существенными, и в отдельных конкретных случаях, при установлении симметрии какого-то явления, можно пользоваться любым из них. Так, в одних случаях симметрия - это однородность, в других - соразмерность и так далее.

Проблема формирования знаний и умений по теме «Симметрия» у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из важнейших в курсе математики. Знания о симметрии вооружает обучающихся умениями и навыками, необходимыми им в повседневной жизни и профессионально-трудовой деятельности. Их можно применять в своей деятельности: в строительстве, в создании предметов быта, в украшении одежды, в оформлении интерьера жилища и прочего.

В научных работах О.А. Бибиной, О.В. Бобковой, Ю.Т. Матасова,

М.Н. Перовой, П.Г. Тишина, В.В. Эк и других, посвященных обучению школьников с интеллектуальными нарушениями элементам геометрии, разработаны задачи, последовательность и система изучения геометрического материала, методы и средства организации обучения элементам наглядной геометрии и контроля знаний; описаны особенности и трудности усвоения геометрических знаний этими детьми, предложены некоторые пути их преодоления, но изучение симметрии представлено недостаточно [3, 4].

Изучение и анализ работ олигофренопедагогов, а также то, что на уроках математики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируется представление о симметрии, позволил нам считать актуальным изучение уровня сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Экспериментальное исследование проводилось в 2017-2018 учебном году на базе Областного казенного общеобразовательного учреждения "Курская школа для детей с ограниченными возможностями

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X

№ 4 / 2018.

здоровья "Ступени". В эксперименте приняли участие 8 обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 13 до 14 лет.

Разработка заданий экспериментального исследования осуществлялась с учётом программных требований и психолого-педагогических особенностей и возможностей детей с интеллектуальными нарушениями [1, 2, 5, 6]. Исследование включало в себя 10 вопросов и заданий. Выполнение каждого задания испытуемым оценивалась нами с помощью балльной системы, которая описана в таблице 1.

Таблица 1

Задания экспериментального исследования и критерии их оценивания

Задание Правильный ответ (выполнение) Начисляемые баллы

1.Что такое симметрия? Симметрия - свойство геометрических фигур. Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой) по разные стороны и на одинаковом расстоянии от нее, называются симметричными относительно этой плоскости (или прямой). 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

2. Что называется осью симметрии? Ось симметрии - это середина тела, которая делит его на две части, и отображение одной части в зеркале дает другую часть. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

3. Что называется центром симметрии? Центр симметрии - это такая точка внутри фигуры, при проведении через которую любая прямая встретит на равном от нее расстоянии одинаковые и обратно расположенные части фигуры. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания.

4. Перечисли, где можно встретиться с симметрией в повседневной жизни. Спил дерева, цветок, плоды многих растений, планеты, звезды. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

5. Назови симметричные предметы. Юла, ёлочные игрушки, снежинки, лампочка. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

6. Какие предметы не имеют оси симметрии, то есть не являются симметричными, а какие имеют ось симметрии? Топор, ключ не имеют ось симметрии, то есть не являются симметричными. ^у * 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

7. Какие геометрические фигуры имеют оси симметрии? Квадрат, круг, овал, ромб, равнобедренный треугольник, прямоугольник. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

8.Какие геометрические фигуры не имеют осей симметрии? Неравнобедренный треугольник, параллелограмм. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

Задание Правильный ответ (выполнение) Начисляемые баллы

9. Построй отрезок А1Б1 симметричный отрезку АБ относительно центра симметрии О Строят отрезок симметричный АБ. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

10. Построй треугольник А1В1С1 симметричный треугольнику АВС относительно центра симметрии О Строят треугольник симметричный АВС. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания

Максимальный суммарный балл составил 20 баллов.

Суммарный балл выполнения заданий экспериментального исследования позволил нам выделить три уровня сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (20-15 баллов) - ребёнок имеет представление о содержании понятия симметрия, о том, что называется её центром, осью. Имеется представление о симметричных предметах и геометрических фигурах. Ребёнок умеет строить симметричные отрезки и фигуры.

Средний уровень (14-9 баллов) - ребёнок имеет представление о содержании понятия симметрия, о её центре и оси. Может делать ошибки при перечислении симметричных предметов и геометрических фигур. Затрудняется при построении симметричных отрезков и фигур.

Низкий уровень (8-0 баллов) - ребёнок не имеет представление о содержании понятия симметрия, о том, что называется её центром, осью. Не может назвать симметричные предметы и геометрические фигуры. Ребёнок не умеет строить симметричные отрезки и фигуры.

В таблице 2 представлен суммарный балл выполнения заданий экспериментального исследования детьми с интеллектуальными нарушениями.

Таблица 2

Балльная оценка выполнения заданий экспериментального исследования обучающимися с

интеллектуальными нарушениями

№ задания Испытуемый

Денис В. Вова Г. Ира П. < Анжела М. К О Игнат У. Ваня Ч. Игорь П.

Задание 1 2 1 2 1 1 2 1 0 2

Задание 2 0 1 1 0 0 1 1 1 1

Задание 3 1 0 0 1 1 1 2 1 1

Задание 4 0 1 1 0 2 0 2 0 2

Задание 5 1 0 1 2 1 2 2 1 1

Задание 6 0 1 1 0 2 0 0 0 1

Задание 7 1 1 2 0 1 1 1 1 2

Задание 8 0 1 1 0 0 0 1 0 1

Общий балл 6 6 9 4 8 7 10 4 11

{ '» }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

Значительные сложности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями вызвал вопрос, касающейся содержания понятия симметрия. 37,5% детей ответили, что симметрия, это когда: «Одинаковые части», «Одна сторона и другая равны». Большинство опрашиваемых детей (62,5%) затруднились ответить на данный вопрос.

На вопрос о том, что такое ось симметрии, 50% обучающихся с интеллектуальными нарушениями ответили то, что это «Линия посередине», «Середина». 25% детей ответили, что осью симметрии называется линия, не дав более никаких пояснений. 25% респондентов отказались отвечать на данный вопрос.

Многие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями затруднились ответить на вопрос о том, что называется центром симметрии. По мнению 37,5% опрашиваемых детей это точка. 25% обучающихся ответили, что «Центр симметрии - это точка посередине». 37,5% не смогли дать каких-либо пояснений.

Перечислить, где можно встретиться с симметрией в повседневной жизни смогли 50% обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Согласно их ответам это можно сделать: «В строительстве», «На картинах», «В природе», «На одежде». Другая половина опрашиваемых детей (50%) не смогли ответить на этот вопрос.

25% обучающихся с интеллектуальными нарушениями смогли правильно назвать такие симметричные предметы как: «Замок», «Пирамида», «Очки», «Ваза». 37,5% детей называли как симметричные, так и несимметричные предметы: «Флаг», «Шар», «Мяч», «Колокольчик», «Варежка». Такое же количество респондентов (37,5%) отказались от выполнения данного задания.

Правильно определить все предметы, из предложенных, которые имеют ось симметрии, смогли только 12,5% обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 75% детей правильно определили такие предметы, но указали не все правильные варианты. 12,5% респондентов ошибочно отнесли топор к симметричному предмету.

На вопрос о том, какие геометрические фигуры имеют оси симметрии, ответили 82,5% испытуемых. Они называли в среднем 2-3 геометрических фигуры: «Квадрат», «Прямоугольник», «Круг», «Ромб». Отметим, что указывая «Треугольник» в качестве геометрической фигуры, имеющей оси симметрии, никто из опрашиваемых обучающихся не указал, что таким является лишь равносторонний треугольник. 12,5% детей с интеллектуальными нарушениями не справились с данным заданием.

Важно отметить, 62,5% обучающихся с интеллектуальными нарушениями не смогли назвать геометрические фигуры, не имеющих осей симметрии. 37,5% детей назвали «Ромб», «Треугольник», «Трапецию». О том, какой именно треугольник не имеет осей симметрии также никто из обучающихся не пояснил.

При построении симметричного отрезка заданному и треугольника многие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не принимали во внимание центр симметрии (точку О) и в результате изобразили просто отрезок и треугольник.

Построить симметричный отрезок смогли 25% детей, принявших участие в исследовании. 75% обучающихся с заданием не справились.

Симметричный треугольник смогли построить только 12,5% обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 62,5% детей просто начертили треугольник. 25% обучающихся не выполнили данное задание.

Соотнеся суммарный балл выполнения заданий экспериментального исследования с выделенными нами уровнями сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями нам удалось установить, что у большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями (62,5%) отмечается низкий уровень, - у 37,5% испытуемых - средний уровень. Высокий уровень сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями выявлен не был.

На рисунке 1 представлены полученные результаты в виде столбчатой вертикальной диаграммы.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X

№ 4 / 2018.

62,5

о

37,5

0

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рисунок 1 - Уровни сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с

интеллектуальными нарушениями

Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, показали то, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями имеют недостаточные представления о том, что такое симметрия, что называется её центром, осью. Многие их них имеют недостаточное представление о симметричных предметах и геометрических фигурах, затрудняются в построении симметричных отрезков и фигур.

Значительные сложности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями вызвал вопрос, касающейся содержания понятия симметрия, а также о том, что такое ось и центр симметрии. На данные вопросы многие обучающиеся давали фрагментарные, неточные, поверхностные, неправильные ответы или вовсе затруднялись на них ответить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточное представление обучающиеся с интеллектуальными нарушениями имеют о том, где можно встретиться с симметрией в повседневной жизни. Ответить на этот вопрос смогли только половина опрашиваемых.

Значительные затруднения дети с интеллектуальными нарушениями испытали при необходимости назвать симметричные предметы. При этом зачастую дети называли как симметричные, так и несимметричные предметы. Также многочисленные ошибки многие обучающиеся допускали и при определении из предложенных предметов симметричные.

По результатам исследования мы определили то, что большинство обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеют представление о том, какие основные геометрические фигуры имеют оси симметрии. Однако указать геометрические фигуры, не имеющих осей симметрии значительная часть опрашиваемых детей не смогли.

Также в ходе исследования мы установили то, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают сложности при построении симметричных отрезков и фигур. При построении они не принимают во внимание центр симметрии (точку О).

Эти обстоятельства указывает на необходимость повышения эффективности работы по формированию знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Список использованной литературы

1. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 7класс: Пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2015. 160 с.

2. Алышева Т.В. Математика. Учебник. 7 класс: Пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2015. 267 с.

3. Бибина О.А. Формирование геометрических понятий у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / О.А. Бибина. - Саранск, 2000. 199 с.

4. Перова М.Н. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) образовательной

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

школе VIII вида. / М.Н. Перова, В.В. Эк. М.: Классик Стиль, 2005. 144 с.

5. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. И.М. Бгажноковой. М. Просвящение.2013. 290 с.

6. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 224 с.

© Гусева И.Н., Жарких С.А., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Звонкова Арина Викторовна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ

АМОРФНЫЙ И КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ БОР В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ

Аннотация

Представлены на основе принципов историчности, научности и политехничности обучения элементы изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы физических и химических свойств бора.

Ключевые слова

Химический элемент бор, физические и химические свойства бора.

Педагогический опыт показывает, что иногда у старшеклассников средних общеобразовательных школ возникают такие познавательные вопросы, как «Что такое боросиликатное стекло?», «Почему рабочий инструмент зубного врача называется бормашиной?» и «Откуда бурый цвет у электродов для сварки?».

Выделенные выше ученические вопросы ориентируют учителей химии и физики средних общеобразовательных школ на углубленное изучение учащимися физических и химических свойств бора в соответствии с требованиями дидактических принципов историчности [1], научности [2] и политехничности [3] обучения подрастающего поколения.

Исторический фрагмент учебного материала по химическому элементу бор включает в себя нижеследующие факты.

В средневековье торговцами из Тибета в Европу ввозилось природное соединение бора - нечистая бура для пайки золотых и серебряных изделий.

В 1808 году французские химики и физики ЖозефЛуи Гей-Люссак (1778, Сен-Леонар-де-Нобла -1850, Париж) и Луи Жак Тенар (1777, Ла-Лутьер-Тенар - 1857, Париж) нагрев борный ангидрид с металлическим калием в медной трубке выделили свободный бор и назвали новый химический элемент борой (Bora) или бором (Bore).

В 1858 году французский физикохимик Анри Сент-Клер Девиль (1818, Сент-Томас - 1881, Булонь-Бийанкур) и немецкий химик Фридрих Вёлер (1800, Эшерсхейм - 1882, Геттинген) после приготовления чистых препаратов бора установили, что бор может существовать в двух модификациях: в кристаллической алмазоподобной форме и аморфной форме, больше всего похожей на графит.

При выделении перед учащимися физических свойств бора на обязательных и факультативных занятиях по физике учитель излагает старшеклассникам нижеследующие научные сведения о боре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.