СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
расширить педагогические ресурсы, используя потенциал семьи; дети получают опыт совместной творческой деятельности;
— изменяет роль родителей в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, они становятся активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов;
— способствует выработке у родителей аналитического взгляда на практику воспитания и обучения
детей.
Таким образом, совместные проекты - это важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразно влияют на семейную среду, способствуют интеграции усилий дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка. Проект можно считать эффективной формой взаимодействия детского сада и семьи, поскольку благодаря активному включению дошкольников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность изучать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в реальной жизни. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ. - СПС Гарант.
2. Барчева А.А. Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 22.09.2017).
3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. -М.: Айрис - пресс, 2010. - 208 с.
6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ. - 2008. -№ 2. - С. 45-47.
7. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. -2004. - № 1. - С. 60 - 68.
8. Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: Олма-Пресс, 2014. - 96 с.
© Глупак Н. В., 2018
УДК 376.42
И.Н.Гусева
канд.пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected] С.А. Жарких студент 4 курса КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПО ТЕМЕ «СИММЕТРИЯ»
Аннотация
В статье рассматриваются результаты курсового исследования с целью выявления сформированности
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, содержится описание методики исследования, полученные результаты и их интерпретация.
Ключевые слова
Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, коррекционное обучение математике.
Симметрия является одной из наиболее фундаментальных и одной из наиболее общих закономерностей мироздания: живой, неживой природы и общества. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого развития. Правильность его проверена коллективным реальным опытом и наблюдением, бытом человечества в разнообразнейших природных земных условиях. Этот опыт многих тысяч поколений ясно указывает на глубокую эмпирическую основу этого понятия и её существование в той материальной среде, в которой жил человек, в биосфере.
Симметрия пронизывает буквально весь наш окружающий мир. С симметрией мы встречаемся повсюду - в природе, технике, науке, искусстве и так далее. Симметрия ясно представляется в строении человеческого тела, в форме плоскостей симметрии и зеркальных плоскостях симметрии. Она же проявляется в гармонии человеческих движений, в технической работе, где проявляется геометрическая закономерность. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыки. Все законы природы подчиняются принципам симметрии. Описывая новые симметрии, можно продвигаться к пониманию мира и постигать законы красоты.
Понятие «симметрия» выросло на изучении живых организмов и живого вещества, в первую очередь человека. Само понятие, связанное с понятием красоты или гармонии, было дано великими греческими ваятелями, и слово «симметрия» этому явлению отвечающее, приписывается скульптуру Пифагору из Регнума.
В настоящее время симметрия определяется как совокупность свойств: порядка, однородности, соразмерности, гармоничности. Все признаки симметрии во многих её определениях рассматриваются равноправными, одинаково существенными, и в отдельных конкретных случаях, при установлении симметрии какого-то явления, можно пользоваться любым из них. Так, в одних случаях симметрия - это однородность, в других - соразмерность и так далее.
Проблема формирования знаний и умений по теме «Симметрия» у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из важнейших в курсе математики. Знания о симметрии вооружает обучающихся умениями и навыками, необходимыми им в повседневной жизни и профессионально-трудовой деятельности. Их можно применять в своей деятельности: в строительстве, в создании предметов быта, в украшении одежды, в оформлении интерьера жилища и прочего.
В научных работах О.А. Бибиной, О.В. Бобковой, Ю.Т. Матасова,
М.Н. Перовой, П.Г. Тишина, В.В. Эк и других, посвященных обучению школьников с интеллектуальными нарушениями элементам геометрии, разработаны задачи, последовательность и система изучения геометрического материала, методы и средства организации обучения элементам наглядной геометрии и контроля знаний; описаны особенности и трудности усвоения геометрических знаний этими детьми, предложены некоторые пути их преодоления, но изучение симметрии представлено недостаточно [3, 4].
Изучение и анализ работ олигофренопедагогов, а также то, что на уроках математики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируется представление о симметрии, позволил нам считать актуальным изучение уровня сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Экспериментальное исследование проводилось в 2017-2018 учебном году на базе Областного казенного общеобразовательного учреждения "Курская школа для детей с ограниченными возможностями
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X
№ 4 / 2018.
здоровья "Ступени". В эксперименте приняли участие 8 обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 13 до 14 лет.
Разработка заданий экспериментального исследования осуществлялась с учётом программных требований и психолого-педагогических особенностей и возможностей детей с интеллектуальными нарушениями [1, 2, 5, 6]. Исследование включало в себя 10 вопросов и заданий. Выполнение каждого задания испытуемым оценивалась нами с помощью балльной системы, которая описана в таблице 1.
Таблица 1
Задания экспериментального исследования и критерии их оценивания
Задание Правильный ответ (выполнение) Начисляемые баллы
1.Что такое симметрия? Симметрия - свойство геометрических фигур. Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой) по разные стороны и на одинаковом расстоянии от нее, называются симметричными относительно этой плоскости (или прямой). 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
2. Что называется осью симметрии? Ось симметрии - это середина тела, которая делит его на две части, и отображение одной части в зеркале дает другую часть. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
3. Что называется центром симметрии? Центр симметрии - это такая точка внутри фигуры, при проведении через которую любая прямая встретит на равном от нее расстоянии одинаковые и обратно расположенные части фигуры. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания.
4. Перечисли, где можно встретиться с симметрией в повседневной жизни. Спил дерева, цветок, плоды многих растений, планеты, звезды. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
5. Назови симметричные предметы. Юла, ёлочные игрушки, снежинки, лампочка. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
6. Какие предметы не имеют оси симметрии, то есть не являются симметричными, а какие имеют ось симметрии? Топор, ключ не имеют ось симметрии, то есть не являются симметричными. ^у * 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
7. Какие геометрические фигуры имеют оси симметрии? Квадрат, круг, овал, ромб, равнобедренный треугольник, прямоугольник. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
8.Какие геометрические фигуры не имеют осей симметрии? Неравнобедренный треугольник, параллелограмм. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
Задание Правильный ответ (выполнение) Начисляемые баллы
9. Построй отрезок А1Б1 симметричный отрезку АБ относительно центра симметрии О Строят отрезок симметричный АБ. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
10. Построй треугольник А1В1С1 симметричный треугольнику АВС относительно центра симметрии О Строят треугольник симметричный АВС. 2 балла - правильное выполнение задания; 1 балл - частично правильное выполнение задания; 0 баллов - неправильное выполнение задания
Максимальный суммарный балл составил 20 баллов.
Суммарный балл выполнения заданий экспериментального исследования позволил нам выделить три уровня сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень (20-15 баллов) - ребёнок имеет представление о содержании понятия симметрия, о том, что называется её центром, осью. Имеется представление о симметричных предметах и геометрических фигурах. Ребёнок умеет строить симметричные отрезки и фигуры.
Средний уровень (14-9 баллов) - ребёнок имеет представление о содержании понятия симметрия, о её центре и оси. Может делать ошибки при перечислении симметричных предметов и геометрических фигур. Затрудняется при построении симметричных отрезков и фигур.
Низкий уровень (8-0 баллов) - ребёнок не имеет представление о содержании понятия симметрия, о том, что называется её центром, осью. Не может назвать симметричные предметы и геометрические фигуры. Ребёнок не умеет строить симметричные отрезки и фигуры.
В таблице 2 представлен суммарный балл выполнения заданий экспериментального исследования детьми с интеллектуальными нарушениями.
Таблица 2
Балльная оценка выполнения заданий экспериментального исследования обучающимися с
интеллектуальными нарушениями
№ задания Испытуемый
Денис В. Вова Г. Ира П. < Анжела М. К О Игнат У. Ваня Ч. Игорь П.
Задание 1 2 1 2 1 1 2 1 0 2
Задание 2 0 1 1 0 0 1 1 1 1
Задание 3 1 0 0 1 1 1 2 1 1
Задание 4 0 1 1 0 2 0 2 0 2
Задание 5 1 0 1 2 1 2 2 1 1
Задание 6 0 1 1 0 2 0 0 0 1
Задание 7 1 1 2 0 1 1 1 1 2
Задание 8 0 1 1 0 0 0 1 0 1
Общий балл 6 6 9 4 8 7 10 4 11
{ '» }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
Значительные сложности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями вызвал вопрос, касающейся содержания понятия симметрия. 37,5% детей ответили, что симметрия, это когда: «Одинаковые части», «Одна сторона и другая равны». Большинство опрашиваемых детей (62,5%) затруднились ответить на данный вопрос.
На вопрос о том, что такое ось симметрии, 50% обучающихся с интеллектуальными нарушениями ответили то, что это «Линия посередине», «Середина». 25% детей ответили, что осью симметрии называется линия, не дав более никаких пояснений. 25% респондентов отказались отвечать на данный вопрос.
Многие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями затруднились ответить на вопрос о том, что называется центром симметрии. По мнению 37,5% опрашиваемых детей это точка. 25% обучающихся ответили, что «Центр симметрии - это точка посередине». 37,5% не смогли дать каких-либо пояснений.
Перечислить, где можно встретиться с симметрией в повседневной жизни смогли 50% обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Согласно их ответам это можно сделать: «В строительстве», «На картинах», «В природе», «На одежде». Другая половина опрашиваемых детей (50%) не смогли ответить на этот вопрос.
25% обучающихся с интеллектуальными нарушениями смогли правильно назвать такие симметричные предметы как: «Замок», «Пирамида», «Очки», «Ваза». 37,5% детей называли как симметричные, так и несимметричные предметы: «Флаг», «Шар», «Мяч», «Колокольчик», «Варежка». Такое же количество респондентов (37,5%) отказались от выполнения данного задания.
Правильно определить все предметы, из предложенных, которые имеют ось симметрии, смогли только 12,5% обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 75% детей правильно определили такие предметы, но указали не все правильные варианты. 12,5% респондентов ошибочно отнесли топор к симметричному предмету.
На вопрос о том, какие геометрические фигуры имеют оси симметрии, ответили 82,5% испытуемых. Они называли в среднем 2-3 геометрических фигуры: «Квадрат», «Прямоугольник», «Круг», «Ромб». Отметим, что указывая «Треугольник» в качестве геометрической фигуры, имеющей оси симметрии, никто из опрашиваемых обучающихся не указал, что таким является лишь равносторонний треугольник. 12,5% детей с интеллектуальными нарушениями не справились с данным заданием.
Важно отметить, 62,5% обучающихся с интеллектуальными нарушениями не смогли назвать геометрические фигуры, не имеющих осей симметрии. 37,5% детей назвали «Ромб», «Треугольник», «Трапецию». О том, какой именно треугольник не имеет осей симметрии также никто из обучающихся не пояснил.
При построении симметричного отрезка заданному и треугольника многие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не принимали во внимание центр симметрии (точку О) и в результате изобразили просто отрезок и треугольник.
Построить симметричный отрезок смогли 25% детей, принявших участие в исследовании. 75% обучающихся с заданием не справились.
Симметричный треугольник смогли построить только 12,5% обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 62,5% детей просто начертили треугольник. 25% обучающихся не выполнили данное задание.
Соотнеся суммарный балл выполнения заданий экспериментального исследования с выделенными нами уровнями сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями нам удалось установить, что у большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями (62,5%) отмечается низкий уровень, - у 37,5% испытуемых - средний уровень. Высокий уровень сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями выявлен не был.
На рисунке 1 представлены полученные результаты в виде столбчатой вертикальной диаграммы.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X
№ 4 / 2018.
7С
62,5
о
37,5
0
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Рисунок 1 - Уровни сформированности знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с
интеллектуальными нарушениями
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, показали то, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями имеют недостаточные представления о том, что такое симметрия, что называется её центром, осью. Многие их них имеют недостаточное представление о симметричных предметах и геометрических фигурах, затрудняются в построении симметричных отрезков и фигур.
Значительные сложности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями вызвал вопрос, касающейся содержания понятия симметрия, а также о том, что такое ось и центр симметрии. На данные вопросы многие обучающиеся давали фрагментарные, неточные, поверхностные, неправильные ответы или вовсе затруднялись на них ответить.
Недостаточное представление обучающиеся с интеллектуальными нарушениями имеют о том, где можно встретиться с симметрией в повседневной жизни. Ответить на этот вопрос смогли только половина опрашиваемых.
Значительные затруднения дети с интеллектуальными нарушениями испытали при необходимости назвать симметричные предметы. При этом зачастую дети называли как симметричные, так и несимметричные предметы. Также многочисленные ошибки многие обучающиеся допускали и при определении из предложенных предметов симметричные.
По результатам исследования мы определили то, что большинство обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеют представление о том, какие основные геометрические фигуры имеют оси симметрии. Однако указать геометрические фигуры, не имеющих осей симметрии значительная часть опрашиваемых детей не смогли.
Также в ходе исследования мы установили то, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают сложности при построении симметричных отрезков и фигур. При построении они не принимают во внимание центр симметрии (точку О).
Эти обстоятельства указывает на необходимость повышения эффективности работы по формированию знаний и умений по теме «Симметрия» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Список использованной литературы
1. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 7класс: Пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2015. 160 с.
2. Алышева Т.В. Математика. Учебник. 7 класс: Пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2015. 267 с.
3. Бибина О.А. Формирование геометрических понятий у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / О.А. Бибина. - Саранск, 2000. 199 с.
4. Перова М.Н. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) образовательной
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
школе VIII вида. / М.Н. Перова, В.В. Эк. М.: Классик Стиль, 2005. 144 с.
5. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. И.М. Бгажноковой. М. Просвящение.2013. 290 с.
6. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 224 с.
© Гусева И.Н., Жарких С.А., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Звонкова Арина Викторовна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
АМОРФНЫЙ И КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ БОР В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
Аннотация
Представлены на основе принципов историчности, научности и политехничности обучения элементы изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы физических и химических свойств бора.
Ключевые слова
Химический элемент бор, физические и химические свойства бора.
Педагогический опыт показывает, что иногда у старшеклассников средних общеобразовательных школ возникают такие познавательные вопросы, как «Что такое боросиликатное стекло?», «Почему рабочий инструмент зубного врача называется бормашиной?» и «Откуда бурый цвет у электродов для сварки?».
Выделенные выше ученические вопросы ориентируют учителей химии и физики средних общеобразовательных школ на углубленное изучение учащимися физических и химических свойств бора в соответствии с требованиями дидактических принципов историчности [1], научности [2] и политехничности [3] обучения подрастающего поколения.
Исторический фрагмент учебного материала по химическому элементу бор включает в себя нижеследующие факты.
В средневековье торговцами из Тибета в Европу ввозилось природное соединение бора - нечистая бура для пайки золотых и серебряных изделий.
В 1808 году французские химики и физики ЖозефЛуи Гей-Люссак (1778, Сен-Леонар-де-Нобла -1850, Париж) и Луи Жак Тенар (1777, Ла-Лутьер-Тенар - 1857, Париж) нагрев борный ангидрид с металлическим калием в медной трубке выделили свободный бор и назвали новый химический элемент борой (Bora) или бором (Bore).
В 1858 году французский физикохимик Анри Сент-Клер Девиль (1818, Сент-Томас - 1881, Булонь-Бийанкур) и немецкий химик Фридрих Вёлер (1800, Эшерсхейм - 1882, Геттинген) после приготовления чистых препаратов бора установили, что бор может существовать в двух модификациях: в кристаллической алмазоподобной форме и аморфной форме, больше всего похожей на графит.
При выделении перед учащимися физических свойств бора на обязательных и факультативных занятиях по физике учитель излагает старшеклассникам нижеследующие научные сведения о боре.