Научная статья на тему 'Концептуальные подходы в процессе обучения младшего школьного возраста в психолого-педагогическом процессе'

Концептуальные подходы в процессе обучения младшего школьного возраста в психолого-педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ И ШКОЛА / СТАТУС В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ / ПРОЦЕСС ЗАКРЕПЛЕНИЯ УМЕНИЯ И НАВЫКОВ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов В. И.

Автором статьи рассматривается актуальная проблема в обучении младшего школьного возраста. делается акцент на существование прямой зависимости между тем, какая обстановка существует в семье и успешностью освоения программы начальной школы, каковы взаимоотношения ученика и учителем в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы в процессе обучения младшего школьного возраста в психолого-педагогическом процессе»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

ее роли в становлении личности детей, в их образовании, воспитании, развитии.

В этой деятельности выражены психические процессы: восприятие, памяти, процессы мыслительные, эмоциональные, волевые. И это закономерно, ведь человек, личность-это единое целое, с его сознанием, жизненным опытом, с присущими человеку психическими процессами.

Только человеку, имеющему вторую сигнальную систему, присуща подлинно человеческая, речевая деятельность, посредствам которой он может общаться с люди, познавать все, что происходит в мире, далеко за пределами его непосредственного опыта.

Через общение, в речевой деятельности он может выразить богатство и бедность содержание своей жизни, ее мотивы, направленность, свой статус среди людей - познать самого себя.

Речевая деятельность осуществляется в течение всей жизни человека. Она объединяет людей. Общение невозможно представить, не осуществить вне речевой деятельности. Она как бы слита со всей жизнедеятельностью человека, растворена в его существовании. И, тем не менее, это особая деятельность, имеющая все сущностные свойства общего феномена деятельности.

От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень этой деятельности - показатель недостатков развития человека, потому что в ней выражено, отражено все, что есть в человеке: его познание жизни и окружающей действительности, его отношение к миру и людям, его установки, убеждения, его нравственные, социальные, общечеловеческие устои.[2, 15-35]

Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал. Так великолепно определил В.А.Сухомлинский силу влияния речевой деятельности в общении людей, ее слитности не только с любой деятельностью, в которой человеку необходимо общаться с людьми, но и с его сокровенными мыслями и чувствами, скрытыми за речевыми действиями.[4,87]

Велико воздействие речевой деятельности на поведение, настроение, поступки, действия, жизненный тонус людей. И здесь главным становится уже не стилистическая точность и правильность произношения, а деятельная сущность речи, существо ее человеческих проявлений и возможностей: возвышенных чувств - любви ласки, заботы, участия; необходимость наставлений и назиданий; выражение равнодушия, презрения, пренебрежения, раскаяния, обиды, возмущения, гордости, озлобленности - словом, всей палитры человеческих отношений, чувств и переживаний, переходящих в воздействия на другого человека. Список использованной литературы:

1. Сухомлинский В.А. /Духовный мир школьника. М.1961

2. Активизация учебно- познавательной деятельности учащихся Сб. статья Л., 1984.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И.Щукиной. М.,1984.

4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.,1984

5. Возрастная и педагогическая психологоия/Под ред. А.В.Петровского. М.,1973

© Забусова Е.И.. Лазарева А.Ю.. Колодченко В. В..2018

УДК-37

Колесов В.И.

Заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Автором статьи рассматривается актуальная проблема в обучении младшего школьного возраста. делается акцент на существование прямой зависимости между тем, какая обстановка существует в семье и

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

успешностью освоения программы начальной школы, каковы взаимоотношения ученика и учителем в процессе обучения.

Ключевые слова:

семья и школа, статус в младшем школьном возрасте, процесс закрепления умения и навыков в школе.

В конце ХХ и в начале XXI с меняющимися переменами в России происходят изменения в системе школьного образования изменяется подход в концептуальном аспекте процесса обучения

образовательных учреждениях, целостный педагогический процесс модернизируется, меняется сам подход к обучению младших школьников. В первую очередь, это активное взаимодействие между тем, кто учит, и тем, кто обучается. В случае с младшим школьником это активное взаимодействие между учеником и учителем. Результатом обучения становится формирование знаний, умений и навыков. При этом активным субъектом процесса обучения является ученик, а учитель создает условия для активности обучаемого. Таким образом, под обучением обычно понимается «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов» [1, с.39]. Если учителю не удается создать условий для целенаправленной активности ученика, то процесс обучения и формирования знаний, умений и навыков не происходит. Ученик лишь присутствует на учебных занятиях. В связи с этим перед педагогом в процессе обучения стоят следующие задачи:

1. Стимулирование всеми доступными средствами учебно-познавательной деятельности учеников в младшей школе;

2. Организация познавательной активности учеников таким образом, чтобы процесс формирования знаний, умений и навыков был успешным.

- Развитие процессов мышления, памяти, творческих способностей младших школьников [2, с.85].

Нужно отметить, что тот багаж знаний, умений и навыков, который был приобретен ребенком в дошкольный период, в период семейного воспитания, получает свое развитие в школе, а к подростковому возрасту личностные качества приобретают законченный, устойчивый характер.

Особое внимание нужно уделять познавательным процессам, поскольку личностные качества, индивидуальность влияют на процесс познания, что становится показательным уже к третьему году обучения. Именно в период третьего и четвертого годов обучения идет процесс углубления, расширения и закрепления тех знаний, которые были получены ранее. Одновременно идет процесс закрепления и совершенствования навыков и умений детей младшего школьного возраста [3; 18].

Особый статус в младшем школьном возрасте имеют и мотивы учебной деятельности. И от того, как происходит процесс становления и развития познавательного интереса, зависит многое в будущем ребенка. В частности, чем выше уровень познавательного интереса, тем сильнее мотивации, и тем больше идет процесс закрепление таких личностных черт, как, например, мотивация для достижения успеха. В результате мотив успеха преобладает, и нет формирования мотива избегания неудачи. Кроме того, быстрее развиваются способности ребенка [1]. Обязательным для процесса обучения в младшей школе является стимулирование так называемого познавательного интереса младших школьников.

Что такое познавательный интерес? Это одна из самых важных частей общего интереса. Если общий интерес, это «особое внимание к чему-нибудь... желание узнать... значительность» [4, с.249]. Или еще одно определение: «активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет» [3, с.268]. То познавательный интерес это нечто иное. Его целью является познание мира, но не просто для биологической и социальной ориентированности, а для отражения в сознании человека его закономерностей, причинно-следственных связей, самой его сущности. Таким образом, познавательный интерес представляет собой более узкое понятие, но при этом являющееся важнейшим способом образования личности.

Познавательный интерес формируется под действием социальных условий, он не детерминирован биологической природой человека.

Познавательный интерес имеет сложную структуру, выражающуюся как в психических процессах (интеллект, эмоции, регуляция), так и в связях человека с миром (связи могут быть как субъективными, так

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

и объективными) [4, с.42].

В истории педагогической практики познавательный интерес обычно рассматривается как нечто внешнее, а именно как побуждение к познавательной деятельности школьников. То есть учитель может сделать процесс обучения более интересным, привлекательным, не скучным. То есть познавательный интерес рассматривается исключительно как инструмент оживления процесса обучения в школе, особенно в младшей школе [3, с. 46].

Обоснование такого подхода, безусловно, есть. Ведь если человек из всего окружающего мира выбирает именно то, что считает значимым и интересным, то в учебном процессе нужно это использовать. То есть представлять знания в удобной для учеников форме. И таким образом развить познавательную активность на всех школьных предметах. Ведь не секрет, что обычно ученики уже с младшей школы выбирают учебные предметы по принципу: интересно-скучно. И мотивы познавательной деятельности лежат в плоскости познавательного интереса. Почему именно познавательный интерес имеет преимущества перед другими мотивами деятельности?

Во-первых, познавательный интерес осознается школьниками достаточно рано, уже в младших классах. Обычно, если спросить первоклассника «что тебе нравится в школе?», то в большинстве случаев мы получим ответ: «интересно узнавать что-то новое».

Во-вторых, познавательный интерес яснее всего осознается, точно отражает мотивацию учащегося. В-третьих, познавательный интерес легко наблюдаем. Учитель может быстро определить, есть ли познавательный интерес у учеников, и вызвать познавательный интерес при необходимости. А если это можно выявить и вызвать, значит им можно управлять [5].

В-четвертых, в младшей школе познавательный интерес прочно связан с другими мотивами учащегося, например, с мотивом долга (перед родителями) или самоутверждения (перед одноклассниками). И эта взаимосвязь положительно влияет на развитие личности ученика в систематическом обучении в школе. Совершенствуется работа головного мозга, развивается нервная система, формируется интеллект личности ребенка в целостном педагогическом процессе.

Список использованной литературы:

1. Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс,- 1986.

2. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.

3. Немов Р.С. Психология М.: Просвещение. 1995.

4. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А.Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.

5. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - Л.,2002.

© Колесов В.И.. 2018

УДК 373

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Комарова У.А. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Приведены элементы дидактики изучения студентами младших курсов высших учебных заведений объектов, процессов и явлений механической действительности на лекционных и практических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.