СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Список использованной литературы:
1.Вершинина Н.А., Солдатова Э.М. Диагностика особенностей восприятия детьми 6-7 лет произведений декоративно-прикладного искусства // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб. науч. ст./ Под ред. А.В. Пяткова. - Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - С.36-41 (Электронное приложение).
2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М,- 607с.
3. Неверова А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе / Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 44-48.
© Миронова А. В., 2018
УДК 372.8
Г.В.Нарыкова
кандидат пед. наук, доцент СГПИ филиал ПГНИУ,
г.Пермь, РФ Е-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Интерес к активным и интерактивным методам вызван необходимостью улучшения современной дидактической системы. Интерактивные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах. Владение технологией интерактивного обучения способствует развитию у обучающихся качеств, отвечающих требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.
Ключевые слова:
интерактивные методы обучения, диалоговое общение, классификация интерактивных методов,
приемы интерактивных методов.
«Надо применять разнообразные методы и находить новые.
Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество».
Л.Н.Толстой
Происходящие изменения в современном мире определили необходимость разработки новых подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, внедрения и реализации новых государственных стандартов.
Одной из проблем, волнующей сегодня учителей, является вопрос, как активизировать познавательную деятельность школьников в процессе обучения. Учитель должен уметь организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся тоже задавался вопросом: «Чему и как мне нужно учиться?». Обучение должно строиться как процесс «открытия» конкретного знания. В конечном итоге ученик должен стать не пассивным слушателем, а критически мыслящей личностью. Этому могут помочь интерактивные методы обучения.
Интерес к активным и интерактивным методам вызван необходимостью улучшения современной дидактической системы. Сделать это нужно не за счет не перегрузки школьников, а посредством мастерства педагога. Активные и интерактивные методы обучения вносят в педагогический процесс новые для
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
массовой школы паритетные отношения учителя и обучающихся.
Современный урок призван формировать универсальные учебные действия (УУД). Результатом такого урока является уже не объем изученного материала, не успеваемость, а приобретаемые обучающимися УУД, такие как умения применять знания, реализация собственных проектов, способность социального действия и др. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения требует не «давать знания, а «достигать понимания».
В педагогике различают пассивные, активные и интерактивные модели обучения.
При использовании пассивных методов педагог сам распределяет работу учеников по заранее составленному плану, предлагает готовую необходимую информацию. Учащиеся на таких уроках являются объектом воздействия педагога. В данном случае преобладает монологовый режим общения.
Активные методы обучения предполагают на уроке обсуждение проблем, диалоговый режим. Ученики уже не являются пассивными слушателями. Они задают вопросы, предлагают свои решения. На формулирование темы и решение задач на таких уроках происходит в форме совместного обсуждения. Но роль педагога остаётся ведущей.
Применение же интерактивных методов позволяет организовать в процессе урока самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
Термин «интерактивность» (от латинского -«interactio», «inter» - «взаимный, между» и «actio» -действие) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы, в отличие от активных, ориентированы на мотивирование активности учащихся в ходе урока, на
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом.
Применение интерактивных методов на уроках позволяет:
• приучать учащихся к самостоятельности,
• формировать интерес к изучаемому предмету,
• обогащать социальный опыт школьников,
• комфортно чувствовать себя на занятиях.
Интерактивная деятельность обучающихся на уроках способствует развитию диалогового общения, в ходе которого они учатся совместно решать общие, но значимые для каждого участника задачи. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. Посредством диалогового обучения ученики приобретают опыт участия в дискуссиях, общения с другими людьми, учатся критически мыслить, на основе анализа соответствующей информации решать сложные проблемы, принимать продуманные решения. С этой целью на уроках организуются индивидуальная, групповая работа, работа в парах, создаются исследовательские проекты, идет работа с различными источниками информации, проводятся творческие работы. Учитель на таких уроках только регулирует деятельность учащихся, направляет ее на достижение целей урока.
Признание значимой роли обучающихся в достижении успеха обучения, передача им части полномочий по освоению образовательной программы создает благоприятный климат в классе, содействует успешному выполнению целей, стоящих перед школой.
Интерактивное обучение предполагает:
• взаимодействие обучающихся с преподавателем;
• процесс общения «на равных», когда все участники готовы обмениваться информацией, обсуждать проблемы, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения;
• обучение, основанное на реальных ситуациях окружающей действительности.
Интерактивные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах. Это и активное вовлечение учащихся в образовательный процесс, и формирование у них положительной учебной мотивации и познавательной активности, стимулирование самостоятельной деятельности. Способствуют они и развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления, эффективному усвоению большого объема учебной информации, развитию творческих способностей и нестандартности мышления.
Интерактивные методы раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого учащегося, развивают коммуникативно-эмоциональную сферу, навыки самостоятельного умственного труда, работают на развитие универсальных учебных действий.
В соответствии с ведущей функцией в процессе педагогического взаимодействия интерактивные методы можно классифицировать по следующим группам:
1 - методы создания благоприятной атмосферы общения, в основе которой лежит «коммуникативная атака», организуемая педагогом для быстрого включения во взаимодействие каждого участника педагогического процесса;
2 - методы обмена деятельностями, которые сочетают групповую и индивидуальную работу участников педагогического взаимодействия;
3- методы мыследеятельности. С одной стороны, они мобилизуют творческие возможности учащихся, с другой, стимулируют их активную мыслительную деятельность;
4 - методы смыслотворчества. Ведущей функцией данных методов является создание и обмен учащимися своего индивидуального смысла изучаемых проблем;
5 - методы рефлексивной деятельности направлены на оценку эффективности состоявшегося взаимодействия;
6 - интерактивные игры представляют собой интегрированные методы, которые объединяют все функции активных педагогических методов.
Можно назвать такие приемы интерактивных методов, как «Мозговой штурм», «Один - вдвоём - все вместе», «Пазлы», «Дерево решений», «Кластер», «Свеча», «Карусель», «Займи позицию», «С мира по
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
нитке», «Аквариум», деловая игра, работа в парах, смысловые ассоциации, «Незаконченное предложение», «Анализ казусов», интервью и др.
Включение интерактивных методов обучения в структуру урока имеет различные варианты.
1. Начало урока (актуализации знаний) - стадия вызова: индивидуальный, парный, групповой или фронтальный «Мозговой штурм», проверка домашней творческой работы (кластеры, синквейн, «восточный стих», игра «крючок»). Данные методы воспитывают у обучающихся коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками, позволяют «размяться» перед более серьезными упражнениями.
Важным для учителя является включение в урок методов выяснения целей, ожиданий, рисков. Приемы «Солнышко и туча», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы» помогают учителю лучше понять каждого ученика, а полученные результаты использовать для реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся. После выполнения задания, систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Чем ярче презентация нового материала, тем прочнее будет усвоена новая тема. Помочь ученикам сориентироваться в теме, представить основные направления самостоятельной работы с новым материалом помогут методы: «Белые пятна», «Пометки на полях».
2. Смысловая часть (самостоятельное добывание новых знаний) - подача нового материала: опорный конспект, различные формы дискуссий, кластеры, продвинутая лекция (в ходе лекции текст соотносится с первичной информацией: если знал ранее - плюс; думал иначе - минус), «Аквариум», форма группового взаимодействия - «большой круг», изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица).
3. Релаксация на уроке. Это позволят сделать активные методы - «физминутки» (приемы «Пантомима», «Роботы», «Четыре стихии», «Делай как я» и др.).
4. На этапе обобщения знаний уместен приём синквейн. Он используется на уроках русского языка при изучении словарных слов, на уроках литературы для составления характеристики героя. С помощью данного метода можно выделять части речи, работать над синонимами, обогащать словарный запас обучающихся.
4. Рефлексия - получение обратной связи: (хокку, сказка, незаконченное предложение, мини-сочинение, юмористический рассказ, эссе, глоссарий. Эти методы помогают эффективно подвести итог урока. Данный этап позволяет учителю выявить, на что еще необходимо обратить внимание на следующих уроках.
Для эффективного применения интерактивных методов обучения на уроках русского языка необходимо знать степень сформированности познавательной мотивации обучающихся, определить отношение учащихся к учителю, одноклассникам, уточнить исходный уровень лингвистических способностей. Подбор методов интерактивного обучения должен соответствовать логике учебного процесса, дидактическим целям, теме урока, интеллектуальным, возрастным особенностям и возможностям школьников, уровню их индивидуальной обученности и воспитанности, особенностям всего класса. Должен учитываться так же профессионализм и опыт конкретного учителя, способ руководства учебной деятельностью.
Оценивание результатов интерактивного обучения должно учитывать самооценку участника групповой работы, работу в группе, свободу мышления, коммуникацию обучающихся в учебном диалоге, овладение культурными формами работы.
Владение технологией интерактивного обучения и использование ее в образовательном процессе, в т.ч. и на уроках русского языка, несомненно, будет способствовать развитию у обучающихся качеств, отвечающих процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.
Список использованной литературы: 1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
2. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. - Спб., 2002.
3. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006
4. Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский государственный университет, г. Барнаул). - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. - 403 с.
© Нарыкова Г.В., 2018
УДК 373.31
Чепанов Сергей Николаевич
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, студент 5 курса,
г. Саранск [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В настоящей статье рассматривается роль игры в обучении иностранным языкам в начальной школе, приводятся конкретные примеры игр в соответствии с приведенной классификацией.
Ключевые слова:
игровые технологии, иностранный язык, начальная школа, языковые навыки, речевые умения.
В настоящее время необходимость в овладении иностранным языком продиктована современным социальным заказом общества, который обусловлен ростом межкультурных контактов во всех сферах человеческой деятельности. Изучение иностранного языка в школе начинается со второго класса, и уже с этого момента весь процесс обучения приобретает коммуникативную направленность. Методика обучения иностранному языку в начальной школе находится еще в стадии становления, сегодня активно осуществляется поиск эффективных методов обучения иностранному языку в младшей школе, которые базируются на психологических особенностях обучающихся данной ступени. Уже доказано, что ведущими методами обучения обучающихся начальных классов являются игровые.
Мы можем утверждать, что игра - это единственный вид деятельности, который сам несет в себе определенный смысл. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин называют игру ведущим видом деятельности младших школьников. Но ученые имеют в виду не то, что она преобладает в их практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она ведет за собой развитие школьников [1, с. 115].
Игра как средство обучения рассматривается в исследовательских работах К.А. Родкина, М.Ф. Стронина, Е.И. Негневицкой, Д. Стренджа и других ученых и нашла широкое применение в практике обучения иностранным языкам как один из наиболее эффективных приемов обучения младших школьников.
Игра позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:
— создание психологической готовности детей к речевой деятельности, общению;
— обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
— тренировка обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи;
— снятие усталости и напряженности.
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам