Научная статья на тему 'Применение интерактивных методов на уроках физики'

Применение интерактивных методов на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1220
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗИРОВАТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усмонов Зокиржон Тургунбаевич

В данной статье рассматривается роль применения интерактивных методов на уроках физики. Интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных методов на уроках физики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ

ФИЗИКИ Усмонов З.Т.

Усмонов Зокиржон Тургунбаевич - преподаватель, школа № 15,

Бекабадский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается роль применения интерактивных методов на уроках физики. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Ключевые слова: интерактивные методы, обучения, активизировать учебный процесс.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Сегодня я приведу в пример только те, которые мной апробированы и применяются активно на моих уроках.

Методы интерактивного обучения: «мозговой штурм» (атака), работа в группах, контрольный лист или тест, ролевая игра, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач, дискуссия группы экспертов, проигрывание ситуаций, обсуждение сюжетных рисунков, опрос-Квиз (контроль) и др.

Прежде всего, интерактивные методы:

> пробуждают у обучающихся интерес;

> поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

> обращаются к чувствам каждого обучающегося;

> способствуют эффективному усвоению учебного материала;

> оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

> осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

> формируют у обучающихся мнения и отношения;

> формируют жизненные навыки;

> способствуют изменению поведения.

В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель [1]. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес,

Современные инновации № 5(27) 2018 | 44 |

забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.

Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Интерактивные методы обучения я бы назвала активные, т.к. они позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятный эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы.

На уроках пользуюсь дисками: «Открытая физика», «Живая физика», «Репетитор. Физика».

В «Живой физике» легко и быстро создаются схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. После выполнения работы можно сразу получить результат в виде мультипликации, графика, таблицы, диаграммы. Программа позволяет оживить эксперименты и иллюстрации к задачам курса физики, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслив лабораторную работу.

Для обучающихся открывается возможность осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. Применение интерактивных методов обучения не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие.

Мною было рассмотрено применение компьютера для составления контрольных работ, моделирования физических процессов и явлений, компьютеризации физического эксперимента, решения задач и проведения количественных расчетов, разработки обучающимися алгоритмов и программ действий на базе компьютеров, осуществления самоконтроля и стандартизирования контроля знаний.

В результате использования интерактивных методов обучения происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 урока обучащиеся будут находиться на разных стадиях изучения нового материала. Это приведет к тому, что учитель не сможет продолжать обучение студентов по традиционной классно-урочной системе. Основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одной стадии перед изучением нового материала и при этом все отведенное время работы у них было занято.

Я в своей работе применяю методы интерактивного обучения. Это не только применение компьютерной модели урока, а использование всех доступных средств: книги, учебные пособия и дидактические пособия.

При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таких программ с другими средствами обучения.

Применение интерактивных методов обеспечивает: высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение, демократичность.

Список литературы

1. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Москва: Молодая гвардия, 1975. С.

238.

| 45 | Современные инновации № 5(27) 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.