ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ
ФИЗИКИ Усмонов З.Т.
Усмонов Зокиржон Тургунбаевич - преподаватель, школа № 15,
Бекабадский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается роль применения интерактивных методов на уроках физики. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Ключевые слова: интерактивные методы, обучения, активизировать учебный процесс.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.
Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Сегодня я приведу в пример только те, которые мной апробированы и применяются активно на моих уроках.
Методы интерактивного обучения: «мозговой штурм» (атака), работа в группах, контрольный лист или тест, ролевая игра, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач, дискуссия группы экспертов, проигрывание ситуаций, обсуждение сюжетных рисунков, опрос-Квиз (контроль) и др.
Прежде всего, интерактивные методы:
> пробуждают у обучающихся интерес;
> поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
> обращаются к чувствам каждого обучающегося;
> способствуют эффективному усвоению учебного материала;
> оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
> осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
> формируют у обучающихся мнения и отношения;
> формируют жизненные навыки;
> способствуют изменению поведения.
В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель [1]. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес,
Современные инновации № 5(27) 2018 | 44 |
забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.
Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
Интерактивные методы обучения я бы назвала активные, т.к. они позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятный эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы.
На уроках пользуюсь дисками: «Открытая физика», «Живая физика», «Репетитор. Физика».
В «Живой физике» легко и быстро создаются схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. После выполнения работы можно сразу получить результат в виде мультипликации, графика, таблицы, диаграммы. Программа позволяет оживить эксперименты и иллюстрации к задачам курса физики, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслив лабораторную работу.
Для обучающихся открывается возможность осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. Применение интерактивных методов обучения не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие.
Мною было рассмотрено применение компьютера для составления контрольных работ, моделирования физических процессов и явлений, компьютеризации физического эксперимента, решения задач и проведения количественных расчетов, разработки обучающимися алгоритмов и программ действий на базе компьютеров, осуществления самоконтроля и стандартизирования контроля знаний.
В результате использования интерактивных методов обучения происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 урока обучащиеся будут находиться на разных стадиях изучения нового материала. Это приведет к тому, что учитель не сможет продолжать обучение студентов по традиционной классно-урочной системе. Основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одной стадии перед изучением нового материала и при этом все отведенное время работы у них было занято.
Я в своей работе применяю методы интерактивного обучения. Это не только применение компьютерной модели урока, а использование всех доступных средств: книги, учебные пособия и дидактические пособия.
При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таких программ с другими средствами обучения.
Применение интерактивных методов обеспечивает: высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение, демократичность.
Список литературы
1. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Москва: Молодая гвардия, 1975. С.
238.
| 45 | Современные инновации № 5(27) 2018