Научная статья на тему 'Интерактивные формы и методы обучения студентов в туристском вузе'

Интерактивные формы и методы обучения студентов в туристском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2354
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / INTERACTIVE EDUCATION / COGNITIVE ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROCESS / INTENSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приезжева Е. М.

Выделены особенности интерактивного взаимодействия. Рассмотрены примеры и преимущества интерактивных методов обучения. Определены необходимые условия для успешного обучения студентов. Перечислены основные правила и обязательные условия организации интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приезжева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive forms and methods for students in tourism university

The features of interactive communication are distinguished. The examples and benefits of interactive educational methods are considered. Necessary conditions for successful student education are defined. The basic rules and obligations of interactive education arrangement are listed.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы и методы обучения студентов в туристском вузе»

Е. М. ПРИЕЗЖЕВА

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

УДК 378:338.48

Ныдаены особенности интерактивного взаимодействия. Рассмотрены примеры и преимущества интерактивных методов обучения. Определены необходимые условия Атя успешного обучения студентов. Перечислены основные правила и обязательные ус. и>вия организации интерактивного обучения

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, интерактивное обучение, познавательная деятельность, процесс обучения, интенсивное обучение.

The features of interactif communication are distinguished. The examples and benefits of interactin’ educational methods are considered. Xecessary conditions for successful student education are defined. The basic rules and obligations of interactive education arrangement are listed

Key words: tourism, professional education, interactive education, cognitive activities, educational process, intensive education.

Интерактивное обучение представляет собой специальную форму организации познавательной деятельности обучающихся, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, например в написании сценария анимационной программы. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только полу чать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого студента или преподавателя, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности

интерактивных форм работы. Они способствуют у становлению эмоциональных контактов между студентами разных курсов, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку студентов, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например создание комфортных условий обучения и включенность студентов в учебное взаимодействие, что делает проду ктивным сам процесс обучения.

Термин «интерактив» образован от слова interact (англ.), где inter - взаимный, act - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обу чения, но лишь на линиях «пре-

подаватель - студент» или «преподаватель - группа сту дентов».

Слово «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Особенности интерактивного взаимодействия состоят в следующем:

• совместное погружение преподавателя и студента в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

• согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

• совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чу вств, сопутству ющих принятию и осу ществлению решения задач.

Суть интерактивного обу чения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты имеют возможность высказывать личное мнение, отстаивать свою позицию.

При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт слу жит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, но побу ждает сту дента к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обу чении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность преподавателя уступает место активности обучаемых, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.

Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении. Для того чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие и вза-имообогащение обу чающихся.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способству ют вовлечению в активный процесс получения и переработай знаний - «мозговой штурм», или «мозговая атака»; минилекция; работа в группах; контрольный лист или тестирование; ролевая игра; игровые у пражнения; разработка проекта; решение ситуационных задач; дискуссия группы экспертов; интервью; инсценировка; проигрывание ситуаций; обсуждение сюжетных рисунков; опрос-Квиз (контроль).

К интерактивным методам относятся также презентации с использованием различных вспомогательных средств: интерактивных досок, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров. Кроме того, в процессе обу чения можно применять такие формы работы, как гру пповые дискуссии, письменные сочинения, интервью, обучение студентов для работы со сверстниками по принципу' «равный - равному», просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, проведение различных акций и кампаний. Приведем примеры интерактивных методов обучения:

• «мозговая атака», гаи «мозговой штурм» (.метод Дельфы) - это метод, при котором принимается любой ответ сту дентов на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе

бумаги. Участники должны знать, что от них не требу ется обоснований или объяснений ответов;

• ролевая игра - это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в целях овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций;

• мини-лекция проблемного типа является одной из эффективных форм подачи теоретического материала. Перед ее началом можно провести «мозговой штурм» или ролевую игру, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме;

• просмотр и обсуждение видеофильмов - можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. По окончании просмотра необходимо совместно с обучаемыми подвести итоги и обсудить извлеченные выводы;

• разминки в целях снятия психологической и физической нагрузки, способствующие развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить подвижные игры-разминки;

• обратная связь позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить резу льтат;

• тренинг (от англ. train - воспитывать, учить, приучать) - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр. направ-

ленных на достижение наработки и развития требуемого навыка, занятие с использованием интерактивных методов обучения.

Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости и безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Перечислим необходимые условия для успешного обучения; ГОТОВНОСТЬ сту дента учиться; применение различных форм и методов обучения; использование повторения для закрепления знаний; соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации; своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как у стойчивость внимания; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы и цели.

К преимуществам интерактивных методов обучения можно отнести следующие:

• методы пробуждают у обучающихся интерес к учебным дисциплинам «Актерское мастерство», «Режиссура культурно-досуговых программ», «Организация и методы игровой деятельности», «Анимация в туристском обслуживании», «Фольклор и этнография»;

• поощряют активное участие каждого студента в учебном процессе (проставляются оценки за высту пления);

• обращаются к чувствам каждого обучающегося - создают хорошее настроение. здоровую конкуренцию;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• осуществляют обратну ю связь (ответная реакция аудитории);

• формируют жизненные навыки, способствуют изменению поведения.

Основные правила организации интерактивного обучения:

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все сту денты. В этих целях полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

Правило второе. Позаботьтесь о психологической подготовке студентов. Речь идет о том, что не все. пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение студентов за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество у частников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 15 человек. Только при выполнении этого условия возможна продуктивная работа в малых гру ппах.

Правило четвертое. Тщательно подготовьте помещение для работы. Участникам должно быть у добно пересаживаться для работы в больших и малых гру ппах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Договоритесь о процедуре и регламенте и постарайтесь не нарушать его. Например, все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Неформально подойдите к формированию групп участников семинара. Первоначально составьте их на основе добровольности, затем воспользуйтесь принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

• доверительные, позитивные отношения между преподавателем и сту дентами;

• демократический стиль, сотрудничество в процессе общения;

• опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности студентов, их мобильность;

• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомо-тивации сту дентов.

Интерактивные методы обу чения обеспечивают: высокую мотивацию; активную жизненную позицию; коммуникабельность; формиру ют прочные знания; развивают творчество и фантазию; командный дух; ценность индивидуальности; свободу самовыражения; делают акцент на взаимоуважение и демократичность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казарин А. Инновационные средства и технологии в системе обучения Инновации. 2007. № б.

2. Карпеш К. С., Антюфеева М. А. Инновационное образование: теоретико-методоло-гические аспекты построения //Образование. 2008.

3. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм. Волгоград: Учитель, 2007.

4. Слободчиков В. II. Инновационное образование Школьные технологии. 2005. ЛЬ 2.

И. В. МАЛОЛЕТНЕВА

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

УДК 378

Игровое моделирование рассмотрено в процессе реашзацпн образовательных стандартов нового поколения Выделен ряд принципов для разработки и проведения учебной деловой игры. Предспшвлена структурная cxe.ua деловой игры. Перечислены способы участия нреподаватет в деловой игре.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, игровое моделирование, образовательные стандарты, личностно-ориентированное обучение, инновации.

The l’aine modeling is considered in the implementation of the educational standards of the new generation. A few developing and implementing principles of educational business game are identified A block diagram of a business game is presented The of professor’s participation in

a business game are listed

Key words: tourism, professional education, game modeling, educational standards, person-oriented education, innovations.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения предполагают смещение образовательного воздействия с традиционного обучения, т. е. непосредственной передачи знаний в процессе коммуникативного взаимодействия студента с преподавателем и другими студентами курса, учебной группы, на процесс учения, т. е. самостоятельного освоения материала. В определенном смысле это обусловливает не только смещение акцентов, но и реальную перестройку всего образовательного процесса - методических подходов, организации учебного процесса (составление индивидуальных программ и планов обучения, расписание учебных

занятий, их форма, содержательное наполнение).

Ориентация на студентоцентрирован-ность и практическую ориентированность процесса обучения, переход к образовательным комплексам, гарантирующим целостность и последовательность профессионального образования в условиях его вариативности, осуществляются в РМАТ в рамках современной модели профессионального туристского образования. Профессиональное туристское образование рассматривается как область взаимодействия трех пространств: образовательного, которое определяет принципы и условия образования; туристского, раскрывающего антиномии его фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.