Научная статья на тему 'Применение интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин'

Применение интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE TRAINING / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ECONOMIC DISCIPLINES / ДЕЛОВЫЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / BUSINESS AND ROLE GAMES / ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ / GROUP DISCUSSION / ДЕБАТЫ / DEBATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусиенко Светлана Олеговна

Необходимость применения интерактивных методов обучения определена действующим законодательством Российской Федерации. Во всём мире широко известно, что активные и интерактивные методы обучения являются более эффективными. Они повышают мотивацию студентов к учёбе, а также качество усвоения учебного материала. В статье рассматривается характеристика интерактивного обучения, а также возможности его применения при изучении экономических дисциплин. Делается акцент на методике реализации интерактивных форм обучения при рассмотрении теоретических вопросов, которая, в отличие от рассмотрения практических аспектов, остаётся неосвещённой. Представлен пример проведения занятия в интерактивной форме, позволяющей изучить большинство экономических явлений, понятий, категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Interactive Training in Studying Economic Disciplines

The need for applying interactive teaching methods is dictated by the current legislation of the Russian Federation. It is widely known in the academic world that active and interactive teaching methods are more effective. They increase students' motivation to study, as well as the learning efficiency and quality. The article describes the characteristics of interactive learning, as well as the possibility of its application to the study of economic disciplines. The emphasis is placed on the methodology for implementing interactive forms of learning relating to theoretical questions, which, unlike the consideration of practical aspects, remains insufficiently covered. An example of conducting classes in an interactive form is presented. The presented form of interactive training allows studying of the majority of economic phenomena, concepts, categories.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Применение интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин

Мусиенко Светлана Олеговна - ассистент. E-mail: SOMusienko@fa.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Адрес: 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49

Аннотация. Необходимость применения интерактивных методов обучения определена действующим законодательством Российской Федерации. Во всём мире широко известно, что активные и интерактивные методы обучения являются более эффективными. Они повышают мотивацию студентов к учёбе, а также качество усвоения учебного материала. В статье рассматривается характеристика интерактивного обучения, а также возможности его применения при изучении экономических дисциплин. Делается акцент на методике реализации интерактивных форм обучения при рассмотрении теоретических вопросов, которая, в отличие от рассмотрения практических аспектов, остаётся неосвещённой. Представлен пример проведения занятия в интерактивной форме, позволяющей изучить большинство экономических явлений, понятий, категорий.

Ключевые слова: интерактивное обучение, экономические дисциплины, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, дебаты

Для цитирования: Мусиенко С.О. Применение интерактивного обучения в изучении экономических дисциплин // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 73-79. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-8-9-73-79

Одним из основных требований к условиям реализации образовательных программ является широкое использование в процессе обучения активных и интерактивных форм проведения занятия1. Активные и интерактивные методы обучения по праву считаются более эффективными, поскольку в отличие от пассивных методов, при которых происходит односторонний контакт преподавателя с обучаемым, в активных задействуются двухсторонние контакты преподавателя с обучающимся, а в интерактивных добавляется ещё взаи-

1 Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. N 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр")».

модействие между обучающимися [1; 2]. Тем самым обеспечивается вовлечённость студентов в процесс обучения: появляется возможность не только слушать преподавателя, но и самостоятельно участвовать в обсуждении, получать обратную связь как от преподавателя, так и от коллег-студентов. Рассматривая интерактивное обучение в целом, следует отметить, что оно характеризуется двумя основными гранями: с одной стороны, это способ организации взаимодействия преподавателя и студентов (описанный выше), с другой - это способ представления материалов занятия с использованием современных телекоммуникационных и компьютерных технологий [2; 3]. Сопровождение занятий презентацией позволяет повысить уровень восприятия материала, акцентировать внимание на значимых моментах, фокусировать вни-

Рис. 1. Отношение студентов к занятиям в интерактивной форме

мание обучающихся. Более того, это существенно расширяет целевую аудиторию путём проведения интерактивных занятий не только в стенах высшего учебного заведения [4].

С точки зрения методологии преподавательской деятельности наибольший интерес при исследовании интерактивного обучения представляют именно методы организации и проведения занятий, обеспечивающие всестороннее взаимодействие всех участников образовательного процесса. В педагогической теории и практике принято выделять следующие формы интерактивного обучения: игровые (ролевые, ситуационные, деловые игры и др.); тре-нинговые (рефлексивные, социально-психологические и др.); дискуссионные (метод «кейс-стади», анализ ситуаций, групповая дискуссия, дебаты и др.); творческие (мозговой штурм и др.); эвристические (исследования, конкурсы и др.); проектировочные (проекты, моделирование, конструирование, инсценировки); прогностические; информационно-компьютерные [3]. Как известно, для обучающихся любо-

го возраста один из лучших способов обучения - игра. В связи с этим такие формы проведения занятий, как деловые/ролевые игры, становятся наиболее актуальными и востребованными с точки зрения эффективной реализации образовательной программы. Преимуществом и отличительной особенностью деловых игр является то, что их проведение способствует формированию сразу нескольких компетенций: общекультурных (способность к кооперации, работа в коллективе) и профессиональных (сбор, анализ и обработка данных для решения поставленных задач и др.). Проведение деловых игр способствует повышению мотивации к учебному процессу, комплексно решает задачи по усвоению нового материла, содействует развитию творческих способностей студентов [5], инициирует проявление лидерских качеств. Помимо этого, деловые игры позволяют активизировать самостоятельную работу студентов, а также повысить уровень восприятия и усвоения материала [6].

По результатам различных исследований было установлено, что занятия, про-

водимые в интерактивных формах, воспринимаются студентами положительно, вызывают интерес. Так, результаты исследований выявили следующее отношение студентов к интерактивным формам обучения (Рис. 1) [7]. При этом студенты, выбравшие ответ «не очень нравятся занятия», объясняли его тем, что они требуют от них дополнительных усилий. В другом исследовании студентам предлагалось ответить на вопрос: «Являются ли активные формы обучения более информационно демонстративными и креативными?» - и выставить оценки от 1 до 5 (1 - низкая оценка, 5 - очень высокая). Подавляющее большинство респондентов дали очень высокую оценку, только 1% студентов не смогли увидеть ценность интерактивных методов обучения [8].

Экономические дисциплины характеризуются наличием теоретической и практической составляющих. Вместо традиционного решения типовых задач возможно применение таких форм проведения занятий, как кейс-стади [9], деловые игры, проекты, моделирование и др. Одну комплексную задачу можно разделить на несколько составных частей таким образом, чтобы студенты выполняли их в подгруппах, а для получения конечного решения объединили результаты каждой выполненной части и произвели финальные расчёты. Подобный метод по принципу «собирания пазла» позволяет мотивировать всех участников процесса, поскольку каждый несёт ответственность за получение конечного результата: если одна подгруппа не справляется со своей частью задания, под угрозу ставится успешное завершение всего проекта. Такая ситуация является максимально приближенной к практической трудовой деятельности и позволяет овладевать компетенцией «работа в команде», что является крайне важным для практико-ориентированно-го образования. В целом, большая часть интерактивных методик ориентирована

именно на освоение практических аспектов изучаемой дисциплины [10]. При проведении практических занятий полезным и эффективным инструментом является также использование специальных пакетов прикладных программ, когда решение комплексного задания или деловая игра реализуется с использованием компьютеров [11; 12].

Более сложной задачей является организация занятия в интерактивной форме при изучении теоретических основ дисциплины, которые рассматриваются не только на лекционных, но и на семинарских занятиях. Для ее решения предлагается организация проведения семинарского занятия в форме «суда», где в качестве «подсудимого» рассматривается то или иное экономическое явление, понятие, категория. Порядок проведения занятия в данном случае выглядит следующим образом (Рис. 2).

1. Подготовка к занятию. Студентам заранее объявляется тема семинарского занятия, например «Суд над бюджетированием». Из числа студентов выбираются эксперты - от 1 до 3 человек (по аналогии с судьёй или присяжными). Оставшиеся студенты разделяются на две примерно равные подгруппы: сторона «обвинения» и сторона «защиты».

2. Цель и задачи участников. В зависимости от полученной роли студенты готовят информацию об объекте изучения. Сторона «обвинения» должна выделить недостатки данного объекта, сторона «защиты» - его достоинства; эксперты должны ознакомиться как с первыми, так и со вторыми.

3. Ход занятия. В начале занятия эксперты дают определение исследуемого понятия. Затем стороны по очереди высказывают свои аргументы «за» и «против». При этом они должны быть обоснованными, т.е. студенты получают характеристику изучаемого объекта с разных позиций. Эксперты фиксируют все высказанные аргументы. В ходе обсуждения стороны

Рис. 2. Порядок проведения занятия в интерактивной форме по изучению теоретических аспектов экономических дисциплин

могут оспаривать утверждения друг друга, приводя контраргументы.

4. Заключительная часть. Эксперты подводят итог обсуждению, при необходимости дополняют информацию. По итогам формируется таблица, в которой перечисляются положительные и отрицательные характеристики исследуемого объекта.

Подобный подход к проведению занятий позволяет всесторонне рассмотреть и проанализировать любое экономическое явление, понятие, категорию. В ходе де-

тального анализа можно выявить особенности объекта исследования, возникающие в определённых условиях и ситуациях. Например, бюджетирование может по-разному рассматриваться в зависимости от размера компании, вида экономической деятельности, стадии жизненного цикла и т.п. При этом в процессе обсуждения и дискуссии могут появляться дополнительные аргументы «за» или «против», на которые студенты не обратили внимание при подготовке. Ценность полученных знаний

повышается за счёт того, что студенты не просто получили представление об объекте исследования, но сами смогли сформировать его, опираясь на имеющуюся теоретическую базу, собственный опыт, рассуждения коллег-студентов. В таком виде информация легче усваивается, воспринимается и остаётся в памяти, поскольку, как было отмечено выше, одним из достоинств интерактивного обучения является повышение интереса обучающихся к образовательному процессу. Помимо этого, студенты осваивают одну из важнейших компетенций - коммуникабельность, умение работать в команде.

Следует отметить, что представленную форму проведения занятия нельзя отнести к какому-то конкретному виду интерактивного обучения. Здесь присутствуют и элементы ролевой игры (каждому студенту в группе отводится своя роль: «эксперт», «защитник», «обвинитель»), и элементы групповой дискуссии и дебатов (каждый аргумент одной стороны может быть оспорен другой стороной). Использование сразу нескольких видов интерактивных форм обучения делает занятие более познавательным, а также расширяет возможные границы применения описанной методики. Так, например, можно осуществить исследование и анализ не одного экономического понятия, термина, категории, а сравнить противоположные по содержанию процессы, например: использование собственных или заёмных средств в качестве источников финансирования деятельности, реализацию агрессивной или консервативной дивидендной политики и т.п. Таким образом, студенты имеют возможность увидеть целостную картину изучаемого объекта, проявить свои аналитические способности путём отбора необходимой информации, получить навыки ведения деловых переговоров и споров.

Занятия в описанной форме проводились в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации

в рамках изучения дисциплины «Финансовое планирование в организациях» по теме «Бюджетирование в организациях». По завершении изучения дисциплины студентам было предложено пройти опрос. Его результаты оказались следующими: 45% опрошенных назвали занятие «Суд над бюджетированием» наиболее ярким впечатлением от курса; 65% опрошенных хотели бы увеличить количество деловых / ролевых игр на семинарских занятиях. Таким образом, использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе является не только необходимостью, продиктованной регламентирующими документами, но и обоснованной, с точки зрения студентов, методикой, позволяющей повысить уровень восприятия и усвоения учебной информации, развить общекультурные и профессиональные компетенции.

Литература

1. Плотникова Е.Н. Использование интерактивных методов обучения на уроках экономики // Актуальные вопросы образования. 2017. № 1-1. С. 141-144.

2. Тихонов Ю.А. Активные и интерактивные методы и технологии профессионального обучения в высшей школе // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 14. С. 698-703.

3. Булуева Ш.И. Интерактивные методы обучения как средство реализации компетент-ностного подхода // Известия Чеченского государственного университета. 2017. № 4 (8). С. 115-119.

4. Титова С.В., Талмо Т. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 126-135.

5. Волкова Ю.С, Морозова И.М. Применение деловой игры на учебных занятиях как условие повышения уровня практико-ориентированности процесса обучения // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 4. С. 228-232.

6. Чекалдин А.М. Деловая игра как активный метод обучения в вузе // Успехи современной науки. 2017. Т. 7. № 4. С. 98-100.

7. Рудь С.А. Влияние новых интерактивных методов обучения на формирование профессиональной компетентности обучающихся в вузе // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 256-260.

8. Kaspina R, Plotnikova L. Interactive forms of training bachelors: case study and challenges // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 152. Р. 278-283.

9. Fedorinova Z, Vorobeva V, Malyanova M. Educational Potential of Case-Study Technology // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 206. Р. 247-253.

10. Бейдерман С.Б., Дорофеев А.В. Деловая игра в профессиональном образовании сту-

дента вуза // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 5. С. 77.

11. Авдеева Е.А, Дроздова И.А. Активность студента и современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 155-157.

12. Репринцева Е.В. Деловая игра «Ёмкость рынка» как метод интерактивного изучения дисциплины «Маркетинг» // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 61-64.

Статья поступила в редакцию 07.05.18 Принята к публикации 20.06.18

Application of Interactive Training in Studying Economic Disciplines

Svetlana O. Musienko - Assistant Prof., e-mail: SOMusienko@fa.ru,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Address: 49, Leningradskiy prosp., Moscow, 125993, Russian Federation

Abstract. The need for applying interactive teaching methods is dictated by the current legislation of the Russian Federation. It is widely known in the academic world that active and interactive teaching methods are more effective. They increase students' motivation to study, as well as the learning efficiency and quality. The article describes the characteristics of interactive learning, as well as the possibility of its application to the study of economic disciplines. The emphasis is placed on the methodology for implementing interactive forms of learning relating to theoretical questions, which, unlike the consideration of practical aspects, remains insufficiently covered. An example of conducting classes in an interactive form is presented. The presented form of interactive training allows studying of the majority of economic phenomena, concepts, categories.

Keywords: interactive training, economic disciplines, business and role games, group discussion, debate

Cite as: Musienko, S.O. (2018) [Application of Interactive Training in Studying Economic Disciplines]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 8-9, pp. 73-79. (In Russ., abstract in Eng.)

https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-8-9-73-79

References

1. Plotnikova, E.N. (2017). [Using Interactive Methods in Teaching Economics]. Aktualnye voprosy obrazovaniya = Topical Issues of Education. No.1-1, pp. 141-144. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Tikhonov, Yu.A. (2017) [Active and Interactive Methods and Technologies of Vocational Training in Higher School]. Alleya nauki [Alley of Science]. Vol. 1. No. 14, pp. 698-703. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Bulueva, Sh.I. (2017). [Interactive Methods of Teaching as a Means of Competence Approach Implementation]. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta [News of the Chechen State University]. No. 4 (8), pp.115-119. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Titova, S.V., Talmo, T. (2015). [Mobile Voting Tools for Creating a New Design of Interactive Lecture]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2, pp. 126135. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Volkova, Yu. S., Morozova, I.M. (2017). [The Use of Business Games in the Vocational Secondary Education Class as a Condition of Raising the Level of Practice-Oriented Learning Process]. Uspekhi sovremennoi nauki [Successes of Modern Sciences]. Vol. 1. No.4, pp. 228232. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Chekaldin, A.M. (2017). [Business Game as an Active Training Method in the University]. Uspekhi sovremennoi nauki [Successes of Modern Sciences]. Vol. 7. No. 4, pp. 98-100. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Rud', S.A. (2017). [The Impact of New Interactive Teaching Methods on the Formation of Professional Competence of University Students]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [The World of Education - Education in the World]. No. 2 (66), pp. 256-260. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Kaspina, R., Plotnikova, L. (2014). Interactive Forms of Training Bachelors: Case Study and Challenges. Procedia - Social and Behavioral Sciences. No. 152, pp. 278-283.

9. Fedorinova, Z., Vorobeva, V., Malyanova, M. (2015). Educational Potential of Case-Study Technology. Procedia - Social and Behavioral Sciences. No. 206, pp. 247-253.

10. Beyderman, S.B., Dorofeev, A.V. (2017). [Business Game in Professional Education of Student of Higher Education]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik [International Student Scientific Bulletin]. No. 5, p. 77. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Avdeeva, E.A., Drozdova, I.A. (2016). [Pedagogical Technologies in Educational Process of Higher School]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No.1 (197), pp. 155-157. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Reprintseva, E.V. (2017). [Business Game «Market Capacity» as a Method of Interactive Studying of the Discipline «Marketing»]. Karel'skii nauchnyi zhurnal [Karelian Scientific Journal]. Vol. 6. No. 3 (20), pp.61-64. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 07.05.18 Accepted for publication 20.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.