Научная статья на тему 'Новые стандарты обучения: применение интерактивных форм'

Новые стандарты обучения: применение интерактивных форм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИСКУССИЯ / КОЛЛОКВИУМ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / КЕЙС / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / АНКЕТИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL STANDARD / INTERACTIVE TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCIES / COMPETENCY BUILDING APPROACH / DISCUSSION / COLLOQUIUM / PROFESSIONAL SIMULATION / CASE / CASE STUDY / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каспина Роза Григорьевна, Плотникова Любовь Алексеевна

Статья посвящена внедрению в образовательный процесс интерактивных методов и форм обучения в соответствии с новыми образовательными стандартами. Авторы раскрывают технологию наиболее востребованных интерактивных методов и приводят конкретные примеры. Кроме этого в статье описываются трудности использования активных методов обучения, исследуются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на применение активных форм обучения. По результатам исследования авторы делают выводы, выискивают пути решения имеющихся проблем и дают рекомендации по практическому применению конкретных интерактивных форм обучения в структуре проведения различных видов занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каспина Роза Григорьевна, Плотникова Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the introduction of interactive methods and forms of teaching in the educational process in accordance with the new educational standards. The authors reveal the technology of the most popular interactive methods and provide concrete examples. Besides, this article describes the difficulties of using active training methods, investigates the internal and external factors that affects the use of active training. According to the study authors conclude and identify the ways of solving existing problems and advice the practical application of interactive training specific forms in the structure of different types of lessons.

Текст научной работы на тему «Новые стандарты обучения: применение интерактивных форм»

УДК 378.147

Каспина Р. Г., Плотникова Л. А.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБУЧЕНИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ

Аннотация

Статья посвящена внедрению в образовательный процесс интерактивных методов и форм обучения в соответствии с новыми образовательными стандартами. Авторы раскрывают технологию наиболее востребованных интерактивных методов и приводят конкретные примеры. Кроме этого в статье описываются трудности использования активных методов обучения, исследуются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на применение активных форм обучения. По результатам исследования авторы делают выводы, выискивают пути решения имеющихся проблем и дают рекомендации по практическому применению конкретных интерактивных форм обучения в структуре проведения различных видов занятий.

Ключевые слова

Образовательный стандарт, интерактивное обучение, профессиональные компетенции, компетентностный подход, дискуссия, коллоквиум, деловая игра, кейс, ситуационный анализ, анкетирование.

Kaspina R. G., Plotnikova L. A.

NEW STANDARDS OF TRAINING: INTERACTIVE FORMS

Annotation

This article is devoted to the introduction of interactive methods and forms of teaching in the educational process in accordance with the new educational standards. The authors reveal the technology of the most popular interactive methods and provide concrete examples. Besides, this article describes the difficulties of using active training methods, investigates the internal and external factors that affects the use of active training. According to the study authors conclude and identify the ways of solving existing problems and advice the practical application of interactive training specific forms in the structure of different types of lessons.

Keywords

Educational standard, interactive training, professional competencies, competency building approach, discussion, colloquium, professional simulation, case, case study, questionnaire.

В России использование активных и интерактивных методов стало широко практиковаться в 20-х гг. XX века. В дальнейшем разработка этих методов наблюдалась в трудах В. Сухомлинского -1960-е гг. [6], а также в 1970-1980-е гг. «педагогики - сотрудничества» - в трудах В. Шаталова [2], Ш. Амонашвили,

С. Лысенковой и др. Особый интерес вызывает и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия XX века в Америке проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для преподавателей [19].

Уже на протяжении нескольких лет в мире широко известны результаты статистики, основанной на исследованиях Американского Национального Тренин-гового Центра, которые показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Так, наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция - 5 %, чтение - 10 %), а наибольший - интерактивные (дискуссионные группы - 50 %, практика через действие - 75 %, обучение других, или немедленное применение -90 %). Однако на практике во многих высших учебных заведениях все еще применяется односторонняя форма общения с обучающимися. Такая форма преподавания не отвечает последним требованиям законодательства в области образования, а именно - принципам ком-петентностного подхода [1]. В результате этого студенты зачастую просто теряют интерес к процессу обучения, и тем самым нарушается и страдает эффективность обучения и полезность исследуемого материала, что сказывается на качестве преподавательской деятельности [24].

Одним из самых эффективных способов повышения уровня качества преподавания, на наш взгляд, является внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм обучения, что относится к формам многосторонней коммуникации [14]. Тема внедрения в образовательный процесс активных форм обучения на протяжении многих лет остается актуальной и вызывает большой интерес [18]. Интерактивные методы постоянно совершенствуются и развиваются, разрабатываются и внедряются на практике новые, более эффективные и интересные [20].

Какие именно интерактивные методы применять и с какой целью - это во многом зависит от особенностей преподаваемой дисциплины. Нами были проведены исследования в области преподавания дисциплин для бакалавров по направлению «экономика».

Особенности интерактивных форм обучения. Интерактивное обучение - это одна из возможных форм организации образовательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению какой-либо проблемы.

Во время интерактивных занятий применяются такие методы, которые можно отнести к специальным технологиям обучения. Мы согласимся с высказываниями некоторых специалистов, что образовательные технологии - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования [3]. Также можно сказать, что это область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющей связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально-воспроизводимых педагогических результатов [9]. Другими словами, это научное планирование, организация, оценивание и коррекция педагогического процесса в целях повышения его эффективности, дающие гарантированный результат [11].

Основные принципы

Учебный процесс в интерактивной форме должен быть организован таким образом, чтобы практически все обучающиеся оказались вовлеченными в процесс познания, чтобы они имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, основываясь, прежде всего, на само-

стоятельном изучении материала. Особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Здесь очень важным становится вопрос самостоятельной подготовки студентов к занятиям. Без этого этапа процесс обучения становится неэффективным. По словам Г. Лихтенбер-га [7]: «Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов».

По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность преподавателя уступает место активности обучаемых, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы [23]. При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [15]. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания.

Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет одновременно функции не только помощника в работе, но и в какой-то степени соперника. Как говорил Белинский В. Г.: «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника» [8].

Методы

Существуют различные методы проведения интерактивных занятий, среди них:

- обсуждение материала, представленного преподавателем либо самими студентами в виде наглядных презентаций (слайдов, видео и т. п.). Как гласит русская пословица: «Нужно учить не рассказом, а работой и показом»;

- участие в «мозговом штурме», когда поднимается одна проблемная тема и все участники обсуждения предлагают свой вариант решения этой проблемы, не приводя при этом каких-либо доказательств, только лишь высказывая свое личное мнение или подавая идею для дальнейшей дискуссии [4];

- организация пресс-конференций по заранее заданной тематике в виде интервью, субъектом которого может выступать сам преподаватель, либо студенты;

- обсуждение «ошибочного доклада», когда выступающий специально преподносит неточный, спорный, ошибочный материал, что позволяет развить у слушателей умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию;

- использование коммуникативных методов в виде различных разминок (метод вопрос-ответ), дискуссий по решению спорных вопросов или каких-либо практических ситуаций;

- участие в проекте, когда студенты объединяются в небольшие группы и выполняют заранее оговоренную работу по теме курса. Например, прово-

дят социологическое исследование среди специалистов в области учета по внедрению международных стандартов финансовой отчетности в России или разрабатывают учетную политику компании в целях бухгалтерского, налогового, управленческого учета. Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности студентов и стимулируют их к научно-исследовательской работе. Такая проектная деятельность, организованная подобным образом, имеет множество преимуществ. Как гласит армянская пословица: «Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться»;

- обсуждение актуальных вопросов в организованных «круглых столах», различных мастер-классах с участием приглашенных специалистов той области, к которой относится преподаваемая дисциплина. У армянского народа есть и по этому поводу пословица: «Пока в воду не попадешь, плавать не научишься»;

- организация деловых игр, включающих в себя ролевые игры, имитацию и моделирование реальных условий, конкретных специфических операций или соответствующего рабочего процесса.

Опыт и примеры

В процессе обучения зачастую задаешься вопросом: «Почему студент не понимает слов?» И не нужно искать возможные причины, лучше задуматься о внедрении другого способа преподавания [25]. Действительно, одни преподаватели объясняют, другие показывают, третьи заставляют сделать что-то под своим наблюдением. Последний вариант и есть простой и эффективный способ быстрого обучения. Его можно назвать «магической формулой» успеха преподавателя или неким заклинанием:

«Расскажи, покажи, сделай!» - «Tell, Show, Do!» [5]. Это общеизвестная модель, которой на практике пользуются многие преподаватели. Суть ее заключается в том, что у каждого студента есть наиболее доступный способ восприятия информации. Кто-то быстрее «ловит на слух», кому-то нужно увидеть, а кому-то важно все сделать на практике. Таким образом, воздействуя последовательно на каждый из способов восприятия, преподаватель добивается трехкратного повторения и точно попадает в один из предпочитаемых способов восприятия [17].

В качестве примера можно привести результаты проведенного нами исследования в области внедрения в учебный процесс интерактивных форм преподавания. Предметом исследования явилась дисциплина «Бухгалтерское дело», которая относится к профессиональному циклу федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по обучению бакалавров направления «экономика» профиля «бухгалтерский учет, анализ и аудит».

В рамках настоящей дисциплины обучающиеся проходят полный цикл обучения, который состоит из 6 этапов:

1) постановка цели. Преподаватель формирует цель обучения. Он определяет, что студенты должны уметь выполнять по окончании процесса обучения из того, что не умели делать до этого;

2) расскажи (TELL). Преподаватель рассказывает содержание задания студентам, предварительно разделив его на шаги в соответствии с предусмотренными темами курса;

3) вопросы. Преподаватель в процессе обучения задает вопросы студентам, чтобы понять, как они усвоили задание. Студенты в свою очередь пересказывают содержание задания;

4) покажи (SHOW). Преподаватель показывает основные способы вы-

полнения задания, добавляя комментарии по ходу выполнения. По окончании спрашивает, все ли было понятно;

5) сделай (DO). Студенты выполняют задания. При этом преподаватель может попросить их сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы;

6) обратная связь. Преподаватель дает обратную связь партнеру, они обсуждают критерии, по которым будут оцениваться полученные навыки.

В результате изучения всех тем курса «Бухгалтерское дело» студентам дается возможность принять участие в деловой игре и продемонстрировать все полученные знания на практике. Настоящая деловая игра называется «Моя профессия -бухгалтер!». Она охватывает все изученные темы по данной дисциплине и состоит из нескольких заданий и конкурсов. Деловая игра рассчитана на 3 занятия (6 академических часов) и проводится одновременно у всех групп потока в один день. Членами жюри являются преподаватели профильной кафедры (не менее двух человек и приглашенный независимый эксперт - специалист в области учета, аудита и анализа). Каждая группа должна подготовить наглядную презентацию своей команды, дать название и девиз. Командам выдаются задания согласно

Таблица 1 - Структура деловой игры

структуре деловой игры, которые должны выполняться строго по отведенному времени и в соответствии с требованиями. Жюри оценивает выполнение заданий по определенным критериям. По окончании игры жюри подводит итоги, определяет команду-победителя. В качестве награды каждый член команды-победителя зарабатывает наивысшую оценку по контрольному блоку, предусмотренного в рейтинговой системе обучения. Кроме этого, в процессе деловой игры преподаватели оценивают работу каждого студента остальных команд по степени их участия в выполнении заданий.

Деловая игра

Цель проведения семинаров в интерактивной форме по дисциплине «Бухгалтерское дело»:

- ознакомление с едиными методологическими основами организации учетной работы и отчетности для различных видов компаний - хозяйственных единиц;

- получение знаний в области особенностей организации бухгалтерского дела в организациях разных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения.

В таблице 1 представлена примерная структура деловой игры:

тему «Моя профессия - бухгалтер!»*

Номер задания Наименование задания Краткое описание задания Отведенное время Критерии оценки выполнения задания

Начало игры Презентация команд (дать название своей команде, девиз или лозунг) 0,5 ак. ч (20 минут) - оригинальность; - соответствие теме

Задание 1 Ролевая игра Команда должна выбрать по желанию форму хозяйствующего субъекта, распределить между собой основные роли, придумать комплекс хозяйственных операций (составить журнал для наглядности). Все операции проиграть в виде сценки с участием в ней всех выбранных ролей 2 ак. ч (80 минут) - количество выбранных ролей; - качество придуманных хозяйственных операций; - оригинальность сценария и подачи материала

* Составлена авторами.

Продолжение таблицы 1

Номер задания Наименование задания Краткое описание задания Отведенное время Критерии оценки выполнения задания

Задание 2 Сравнительный анализ Путем случайного выбора командам необходимо провести анализ двух организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, выявить все достоинства и недостатки и обосновать их на конкретных примерах 1 ак. ч (40 минут) - оперативность; - интересное изложение материала; - количество выявленных преимуществ и недостатков; - количество найденных различий

Задание 3 Вопрос-Ответ Определив очередность, команды должны отвечать на поставленные вопросы относительно темы игры и решать хозяйственные ситуации, которые ставят перед ними члены жюри, используя заготовленные заранее вопросы 1 ак. ч (40 минут) - количество отгаданных и правильно данных ответов; - скорость ответа; - правильность

Задание 4 Аукцион «Групповой интеллект» От каждой команды выбираются представители и среди них проводится аукцион по продаже лотов. Их задача - «выкупить» для своей команды как можно больше лотов. Лот - это термин по теме деловой игры. Затем команда отгадывает термины, записанные на выигранных лотах, путем подсказок и объяснений своего представителя. Представителю команды нельзя называть этот термин вслух 0,5 ак. ч (20 минут) - количество выигранных лотов - терминов; - скорость разгадывания термина; - правильность

Задание 5 Ответный удар Каждая из команд должна сформулировать и задать своим соперникам каверзный вопрос или спорную ситуацию и быть готовой ответить на встречный вопрос 0,5 ак. ч (20 минут) - умение правильно формулировать вопрос и представить конкретную ситуацию; - количество загаданных или отгаданных вопросов; - скорость ответа

Заседание членов жюри 0,25 ак. ч (10 минут)

Объявление итогов и награждение победителя. Определение победителя в номинации «Исключительный бухгалтер» 0,25 ак. ч (10 минут)

Более того, в процессе деловой игры среди студентов происходит отбор наиболее активных ее участников, которые являются претендентами на звание «Исключительный бухгалтер». Данный отбор начинается на самой начальной стадии изучения дисциплины «Бухгал-

терское дело». Так, например, во время проведения лекционных занятий преподаватель предлагает представителям каждой студенческой группы ответить на специально подготовленные предварительные вопросы по текущей теме лекции. Настоящая интерактивная фор-

ма преподавания преследует одновременно несколько целей. Во-первых, сами обучающиеся имеют возможность оценить и продемонстрировать свои знания по тому или иному вопросу или проблеме, которую ставит перед ними лектор. Во-вторых, преподаватель может оценить, насколько студенты -представители групп ориентируются в тематике еще до начала получения всего необходимого лекционного материала. В-третьих, участники таких интерактивных опросов автоматически становятся претендентами на получение награды в предстоящей деловой игре и почетного звания «Исключительный бухгалтер». Далее в процессе проведения деловой игры среди всех претендентов, которые принимали активное участие на лекциях, с помощью дополнительных практикоориентированных заданий выбирается один победитель -«Исключительный бухгалтер».

Результаты исследования

Таким образом, обучающиеся достаточно мотивированы и имеют особый интерес к процессу получения знаний, у них появляется возможность проявить себя с творческой стороны и продемонстрировать все свои знания, причем полученные не только в рамках изучаемой дисциплины, но и других курсов, а также степень своего общего развития. Данная деловая игра представляет собой ролевую игру по отработке навыка предоставления советов и предложений в рамках изучения дисциплины и является ярким примером результативности по применению модели «Расскажи - Покажи - Сделай».

Выводы, сделанные нами в результате внедрения интерактивных методов, вполне обоснованы. По окончании преподаваемого курса нами было проведено самообследование в части оценки качества обучения [28]. Так, например, по окончании деловой игры нами было проведено анкетирование среди студентов всего потока, состоя-

щего из 6 групп (в нем приняли участие 158 студентов). Анкетирование на тему «Преподаватель глазами студента» проводилось анонимно с целью изучения качества преподавания учебной дисциплины «Бухгалтерское дело» и профессионального мастерства преподавателей. Анкета включала в себя десять вопросов, каждый из которых оценивался по пятибалльной шкале. Критерии оценки были следующими:

- 5 баллов - очень высоко оцениваю / качества проявляются практически всегда;

- 4 балла - высоко оцениваю / качества проявляются часто;

- 3 балла - средне оцениваю / качества проявляются на уровне 50 %;

- 2 балла - низко оцениваю / качество проявляется редко;

- 1 балл - очень низко оцениваю / качество практически отсутствует;

- 0 баллов - не могу оценить.

Форма анкеты представлена в таблице 2. При обработке анкет в части пункта 6 об использовании активных форм обучения и креативности были получены следующие результаты:

- 94 % опрошенных студентов очень высоко оценивают интерактивные формы обучения, наличие наглядного материала и креативность преподавания, используемые в рамках дисциплины «Бухгалтерское дело»;

- 5 % опрошенных студентов высоко оценили данные методы;

- 1 % опрошенных студентов не смогли оценить по достоинству, поскольку отсутствовали на деловой игре.

В качестве пожеланий, замечаний и предложений в адрес преподавателя (пункт 10 анкеты) некоторые опрошенные студенты высказали свое мнение по поводу внедрения других методик обучения параллельно с формой, описанной выше. Среди них: проведение мастер-классов и круглых столов с участием приглашенных специалистов-практиков.

Таблица 2 - Анкетирование «Преподаватель глазами студента»*

№ Вопросы / Оценки (баллы) 5 4 3 2 1 0

1 Знание предмета

2 Ясно и доступно излагает материал

3 Демонстрирует культуру речи, четкость дикции

4 Ориентирует на дальнейшее использование изучаемого материала на практике

5 Умеет вызвать и поддержать интерес к предмету

6 Использует активные формы обучения, наглядность материала, креативность

7 Располагает к себе манерой поведения, внешним видом

8 Доброжелательность и тактичность в отношении со студентами

9 Требовательность к студентам

10 Ваши пожелания, замечания и предложения в адрес преподавателя

* Составлена авторами.

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты очень заинтересованы в повышении качества преподавания, что должно явиться одной из основных целей образовательной деятельности [26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на все вышесказанное на практике у некоторых преподавателей все же возникают определенные трудности применения в образовательном процессе интерактивных методов [21]. Например, такие трудности, как:

- недостаточное знание содержания этого метода;

- неумение применять его на практике;

- непонимание места метода в структуре преподаваемого курса;

- недоверие и отсутствие веры в эффективность применения методов в процессе обучения.

В помощь таким преподавателям и изменению их мнения об интерактивном обучении можно привести результаты опроса студентов, представленные нами выше, а также наличие требований современных стандартов образования в этой части обучения и другие доводы

[22]. На наш взгляд, важно подбирать наиболее квалифицированный профессорско-преподавательский персонал, который будет осознавать всю важность и необходимость активных форм обучения. При этом важно обращать внимание на регулярное повышение квалификации преподавателя, опыт работы, последние достижения в научной области и др. [12]. По нашему мнению, привлечение молодых преподавателей также может повысить интерес обучающихся к предмету, поскольку психологический барьер «отцы-дети» будет значительно ниже и студентам будет намного проще раскрепоститься, активизироваться и проявить весь свой творческий потенциал в процессе интерактивных форм обучения [16].

Основными преимуществами внедрения в процесс образования интерактивных методов мы считаем, прежде всего, следующее:

- у студентов пробуждается интерес к учебе, поскольку поощряется активное участие каждого из них в учебном процессе;

- повышается эффективность усвоения учебного материала, благода-

ря многоплановому воздействию на обучающегося. Студенты лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.

- студенты лучше учатся, если преподаватель осуществляет обратную связь и активно поддерживает их способ усвоения знаний.

Любой процесс требует осмысленного подхода, тем более, образовательный [27]. Мы развиваемся и совершенствуемся - это наш стиль жизни и в этом наша сила! В заключении хотелось бы привести высказывание знаменитого римского философа Сенеки Луция Ан-нея: «Образование людей должно начаться пословицами и должно закончиться мыслями» [13].

Библиографический список

1. Ветютнев, Ю. Ю., Макаров, А. И. Компетентностный подход в изучении и преподавании права: метод сократического диалога. Право и образование. -2008. - № 7. - С. 97-103.

2. Виноградов, С. Учитель и карьера учеников // Обучение и карьера. -2006. - № 1.

3. Глоссарий терминов по технологии образования. - Париж : ЮНЕСКО, 1986.

4. Гутников, А. Б. О профессио-грамме юриста // Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения. - М., 2001.

5. Дистанционное обучение Mental Skills [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mental-skills.ru/dict/model-tell-show-do/.2013.

6. Довыдова, А. Сухомлинский и борьба идей в советской педагогике 60-х годов. К 75-летию со дня рождения

В. А. Сухомлинского. Народное образование. 1993. - № 7/8. - С. 109-128.

7. Лихтенберг, Г. К. Афоризмы. -2-е изд. - М., 1965.

8. Лихтенштейн, Е. С. Слово о науке. Кн. 2. - М. : Знание, 1981.

9. Митчелл, П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. - Лондон, 1978.

10. Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М., 1989.

11. Пикан, В. В. Технология вариативного обучения : учеб.-метод. пособие. - М., 2007.

12. Плотникова, Л. А. Современные подходы к процессу обучения и подготовки специалистов по учету // Профессиональное образование: исторические традиции и современность : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. И. Абакарова. -Махачкала : Инноватика, 2016. - С. 50-54.

13. Титаренко, И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. - Ростов н/Д, 2002.

14. Alexandra, G. A., Anzhela, S. V. Topical issues of forming professional competences in the training of bachelors of tourism at the far Eastern Federal University // World Applied Sciences Journal. -2014. - Vol. 29. - Issue 2. - P. 223-227.

15. Glazier, J. Teaching through a positional lens: Recognizing what and who we privilege in our practice // Teaching Education. - 2005. - № 16. - Р. 3.

16. Kaspina, R. G., Plotnikova, L. A. Interactive form of training bachelors: case study and challenges // Procedia - Social and Behavioral Sciences // ERPA International Congress on Education, ERPA Congress 2014, 6-8 June 2014. - Istanbul, Turkey. - Vol. 152. - P. 278-283.

17. MacWilliams, P. Teaching as a first, second, or third language // Journal of Veterinary Medical Education. - 2007. -№ 34 (4). - Р. 377-380.

18. Miroshnichenko, O., Gaivor-onskaya, Y., Samusenko, T. Competence-based approach in modern Juridical educa-

tion experience of far-eastern Federal University. Part 4 // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 30. - Issue 1. -P.116-119.

19. Noddings, N. What does it mean to educate the whole child? // Educational Leadership. - 2005. - № 63 (1). - P. 8-13.

20. Osborne, C. A. Teaching our students as we want to be taught // Journal of Veterinary Medical Education. - 2003. -№ 30 (4). - P. 297-300.

21. Reville, S. High School Redesign: Reinventing High School Accountability - authenticity, Pressure and Support. Voices in Urban Education, 2005. - P. 8.

22. Salisbury, S. K. Norden-Pfizer Distinguished Teacher. Evolution of a teacher: helping students learn // Journal of veterinary medical education. - 2008. -№ 35 (3). - P. 326-330.

23. Salov, V. O., Pismenkova, T. O. Formation of principles of new generation educational standards // Science Bulletin of National University. - 2012. - Vol. 6. -P. 130-136.

24. Schimmel, D. Traditional gives for the rules of civil education // Social Education. - 1997. - № 61(2). - P. 70-74.

25. Shevyrev, A., Palei, T., Bakeeva, Y., Gorshkov, D. V. Systems creative thinking in teaching project management in institution. - Kazan : Kazan Federal University Press, 2011.

26. Smyth, J. When students have power: Student engagement, student voice, and possibilities for school reform around 'dropping out' of school // International Journal of Leadership in Education. -2006. - Vol. 9. - Issue 4. - P. 285-298.

27. Warren, M. R Communities and schools: A new view of urban education reform // Harvard Educational Review. -2005. - № 75 (2). - P. 133-173.

28. Waters, D. J., Waters, L. S. On the self-renewal of teachers // Journal of Veterinary Medical Education. - 2011. -Vol. 38. - Issue 3. - P. 235-241.

Bibliographic list

1. Vetyutnev, Yu. Yu., Makarov, A. I. Competence approach to the study and teaching of law: the Socratic dialogue method // Law and Education. - 2008. -№ 7. - P. 97-103.

2. Vinogradov, S. Teacher and student career // Education and Career Journal. - 2006. - № 1.

3. Glossary of Educational Technology. - Paris : UNESCO, 1986.

4. Gutnikov, A. B. About professio-gram of lawyer. Professional lawyer skills. Experience of hands-on training. - M., 2001.

5. Distance Learning Mental Skills [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mental-skills.ru/dict/model-tell-show-do.

6. Dovydova, A. Sukhomlinsky and battle of ideas in Soviet pedagogy 60s // On the 75th anniversary of the birth of V. A. Sukhomlinsky. Popular Education. -1993. - № 7/8. - P. 109-128.

7. Lichtenberg, G. K. Aphorisms / The publication prepared by G. S. Slobod-kin. - 2nd ed. - M., 1965.

8. Lichtenstein, E. S. The word about science. Book Two. - M. : Knowledge, 1981. - P. 272.

9. Mitchell, P. Encyclopedia of pedagogical tools, communications and technology. - London, 1978. - P. 745.

10. Perelomov, L. S. Confucius: the life, teaching, destiny. - M., 1989.

11. Pickan, V. V. The technology of variable training. Educational handbook. -M., 2007. - P. 165.

12. Plotnikova, L. A. Modern approaches to teaching and training of specialists in accounting // Vocational Education: historical tradition and the present: Materials of the International scientific-practical conference / ed. by M. I. Aba-karov. - Makhachkala : Innovation, 2016. -P. 50-54.

13. Titarenko, J. H. Lucius Annaeus Seneca Philosophy and its relation to teaching of early Stoa. - Rostov-on-Don, 2002.

14. Alexandra, G. A., Anzhela, S. V. Topical issues of forming professional competences in the training of bachelors of tourism at the far Eastern Federal University // World Applied Sciences Journal. -2014. - Vol. 29. - Issue 2. - P. 223-227.

15. Glazier, J. Teaching through a positional lens: Recognizing what and who we privilege in our practice // Teaching Education. - 2005. - № 16. - P. 3.

16. Kaspina, R G., Plotnikova, L. A. Interactive form of training bachelors: case study and challenges // Procedia - Social and Behavioral Sciences // ERPA International Congress on Education, ERPA Congress 2014, 6-8 June 2014. - Istanbul, Turkey. - Vol. 152. - P. 278-283.

17. MacWilliams, P. Teaching as a first, second, or third language // Journal of Veterinary Medical Education. - 2007. -№ 34 (4). - P. 377-380.

18. Miroshnichenko, O., Gaivor-onskaya, Y., Samusenko, T. Competence-based approach in modern Juridical education experience of far-eastern Federal University. Part 4 // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 30. - Issue 1. -P.116-119.

19. Noddings, N. What does it mean to educate the whole child? // Educational Leadership. - 2005. - № 63 (1). - P. 8-13.

20. Osborne, C. A. Teaching our students as we want to be taught // Journal of Veterinary Medical Education. -2003. -№ 30 (4). - P. 297-300.

21. Reville, S. High School Redesign: Reinventing High School Accountability - authenticity, Pressure and Support. Voices in Urban Education, 2005. - P. 8.

22. Salisbury, S. K. Norden-Pfizer Distinguished Teacher. Evolution of a teacher: helping students learn // Journal of veterinary medical education. - 2008. -№ 35 (3). - P. 326-330.

23. Salov, V. O., Pismenkova, T. O. Formation of principles of new generation educational standards // Science Bulletin of National University. - 2012. - Vol. 6. -P. 130-136.

24. Schimmel, D. Traditional gives for the rules of civil education // Social Education. - 1997. - № 61(2). - P. 70-74.

25. Shevyrev, A., Palei, T., Bakeeva, Y, Gorshkov, D. V. Systems creative thinking in teaching project management in institution. - Kazan : Kazan Federal University Press, 2011.

26. Smyth, J. When students have power: Student engagement, student voice, and possibilities for school reform around 'dropping out' of school // International Journal of Leadership in Education. -2006. - Vol. 9. - Issue 4. - P. 285-298.

27. Warren, M. R. Communities and schools: A new view of urban education reform // Harvard Educational Review. -2005. - № 75 (2). - P. 133-173.

28. Waters, D. J., Waters, L. S. On the self-renewal of teachers // Journal of Veterinary Medical Education. - 2011. -Vol. 38. - Issue 3. - P. 235-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.