5.
Psychology Review. - 2004. - № 16. - Р. 235-266.
Ключко С.С. Принципы организации проблемно-ориетированного обучения на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии в условиях внедрения современных информационных технологий / Медицинская информатика и инженерия. - 2015. - № 4. - С. 29-33. Edstrom K., Kolmos A. PBL and CDIO: complementary models for engineering education development / European Journal of Engineering Education. - 2014. - Vol. 39, № 5, -Р. 1-17.
УДК 616.9-053.2(07.07):378.147
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ИНФЕКЦИОННЫХ
БОЛЕЗНЕЙ У ДЕТЕЙ
Грекова А.И., Яснецова А.Ф., Шевченко С.С., Смолянкин Н.Н., Соколовская В.В., Жилина Е.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.Крупской, д. 28.
Резюме. В статье изложены формы интерактивных методов обучения, применяемые на кафедре.
Ключевые слова: интерактивное обучение, клиническая конференция, лекция - дискуссия.
INTERACTIVE FORMS OF TEACHING AT THE DEPARTMENT OF INFECTIOUS
DISEASES IN CHILDREN
Grekova, A.I., Jasnecova A.F., Shevchenko S.S., Smolyankin N.N., Sokolovskaj V. V., Zhili-na E.A.
Smolensk state medical University,
Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., D. 28.
Summary. the article describes the forms of interactive methods of teaching used at the Department.
Keywords: online training, clinical conference, lecture - discussion.
Введение. В современных условиях значительно возросли требования к качеству преподавания в медицинских вузах. С внедрением системы менеджмента качества в вузе совершенствуются и формы обучения.
Для успешной реализации подготовки врача - педиатра необходимо внедрение активных методов обучения. Особенностью активных методов обучения является то, что в их основе заложена подготовка к практической и мыслительной деятельности. Одной из активных форм обучения является внедрение интерактивных технологий, которые могут применяться как на практических занятиях, так и на лекциях
[1, 3, 5].
На кафедре инфекционных болезней у детей постоянно совершенствуются активные формы обучения и внедряются новые, интерактивные технологии. Наиболее совершенной активной формой обучения является, на наш взгляд, клиническая конференция. Эта форма обучения внедрена на кафедре несколько лет назад и постоянно совершенствуется [2, 4].
При подготовке к конференции студенты вместе с преподавателями обсуждают и выбирают тему. По данной тематике студенты самостоятельно подбирают больного, курируют его, всей группой следят за динамикой течения заболевания у ребенка и проводят на протяжении 5-7 дней подго-
товку к конференции. Клиническую конференцию проводят в виде «деловой игры», участниками которой являются все студенты группы, выбирая по желанию конкретную роль: «участкового врача», «врача скорой помощи», «эпидемиолога», «врача приемного отделения», «лечащего врача», «клинического фармаколога», «рецензента» по диагнозу, дифференциальному диагнозу, лечению и других действующих лиц.
Следует отметить, что студенты активно проводят подготовку, подбирают нужную литературу, и конференцию оформляют в форме презентации, используя современные технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор.) Преподаватель лишь контролирует, направляет ход конференции и задает вопросы.
Таким образом, конференция проходит в форме дискуссии, в которой участвуют студенты всей группы. Если же присутствуют студенты других групп, то они также участвуют в конференции, задавая вопросы.
На вопрос: «Нужны ли подобные клинические конференции в учебном процессе?» - 87% студентов отвечают положительно. Студенты отмечают, что клинические конференции повышают уровень теоретической подготовки, формируют клиническое мышление, накапливают опыт публичных выступлений, совершенствуют практические навыки и формируют индивидуальный подход к пациенту.
В последние два года на кафедре внедрена ещё одна активная форма обучения, это лекция - дискуссия, которая читается на 6 курсе педиатрического факультета по
теме «Дифференциальная диагностика экзантем». Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по излагаемому вопросу [2, 5]. При изложении лекционного материала лектор не только использует ответы студентов на свои вопросы, которые он подбирает заранее или ставит для обсужденияконкретную ситуацию, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет процесс лекции, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет лектору управлять коллективным мнением курса. По ходу лекции - дискуссии лектор может приводить примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам обсудить их в виде дискуссии, затем проводит краткий анализ, выводы, и лекция продолжается. Положительным в дискуссии является то, что студенты соглашаются с мнением лектора гораздо охотнее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда лектор указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Эффект лекции -дискуссии достигается только при правильном подборе вопросов дискуссии и умелом управлением ею. Выбор вопросов для активизации студентов и темы для обсуждения составляются лектором в зависимости от конкретных задач, которые лектор ставит перед собой и для данной аудитории [1, 4].
Таким образом, данный метод лекции позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии.
Литература
1. Артюхина А.И. Интерактивные методы обучения в медицинском ВУЗе: учебное пособие / А.И. Артюхина, В.И. Чумаков. - Волгоград, 2011. - 32 с.
2. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения: С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 360 с.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. Вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 192 с.
4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. -52 с.
5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования /
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
И.С. Якиманская. - М: «Сентябрь», 2000 - 79 с.
УДК 61:54(07.07)+378.147
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ХИМИЧЕСКОГО ЦИКЛА НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ХИМИИ
Дьяков М.Ю., Маркова Е.О., Кокарева Е.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. В статье рассмотрена необходимость преемственности преподавания химических дисциплин по специальности «Фармация». Отмечено особое место «Аналитической химии» как учебной дисциплины в системе университетской подготовки будущих провизоров, составляющей наряду с другими дисциплинами фундаментальную основу общехимической подготовки специалиста.
Ключевые слова: высшее образование, преемственность в образовании, аналитическая химия, химические компетенции.
CONTINUITY IN TEACHING DISCIPLINES OF THE CHEMISTRY CYCLE AT THE DEPARTMENT OF GENERAL AND MEDICAL CHEMISTRY
Dyakov M.Yu., MarkovaЕ. О., Kokareva E. V.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskoy st., Smolensk, Russia, 214019
Resume. The necessity of the continuity of chemistry disciplines teaching for students of the Pharmaceutical Faculty is revealed in the article. The significance of Analytical Chemistry as an academic subject in the university training system of future pharmacists which together with other disciplines makes the basis of specialists training in Chemistry is marked.
Key words: higher education, continuity of teaching, Analytical Chemistry, competence in Chemistry
Тот не поднимется к большему, кто не силен в меньшем
Ян Амос Каменксий
Введение. Высшее образование в наши дни характеризует поиск надлежащего баланса между преемственностью и переменами как в содержании дисциплин, так и в преподавании. Последние Федеральные государственные стандарты высшего образования построены на компетентностном подходе к освоению специальностей, что невозможно при изолированности преподавания отдельных дисциплин. Для развития компетенций необходимо соблюдать классические принципы обучения: от простого к сложному, последовательность и
системность, преемственность. Последняя в свою очередь предполагает преемственность содержания как внутри дисциплины, так и между дисциплинами, в дидактических и методологических принципах и т.д. [5].
В современных постоянно меняющихся условиях необходимо готовить специалистов, способных быстро перестраиваться в освоении дисциплины. Для чего у них должны быть сформированы прочные базисные знания, на основе которых возможно легко формировать надстройку из