Научная статья на тему 'Активное обучение как условие формирования образовательного пространства организации среднего профессионального образования'

Активное обучение как условие формирования образовательного пространства организации среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОЛЛЕДЖ / EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL SPACE / VOCATIONAL COMPETENCES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ACTIVE METHODS OF TRAINING / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Елена Валентиновна

В статье рассматривается проблема выбора активных методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждении среднего профессионального образования. На опыте колледжа Московского гуманитарного университета представлена модель формирования образовательного пространства с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of choosing active methods and training technologies providing for the process of developing vocational competences of secondary vocational institution students. A model of formation of educational space with the help of active and interactive forms of training is presented by the experience of the University college.

Текст научной работы на тему «Активное обучение как условие формирования образовательного пространства организации среднего профессионального образования»

ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.17805/trudy.2017.6.1

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Гущина Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье рассматривается проблема выбора активных методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждении среднего профессионального образования. На опыте колледжа Московского гуманитарного университета представлена модель формирования образовательного пространства с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения.

Ключевые слова: образовательные стандарты; образовательное пространство; профессиональные компетенции; педагогические технологии; активные методы обучения; интерактивные методы обучения; колледж

ACTIVE TRAINING AS A CONDITION OF EDUCATIONAL SPACE FORMATION IN A SECONDARY VOCATIONAL

ORGANISATION

E. V. Gushchina Moscow University for the Humanities

Abstract: The article considers the problem of choosing active methods and training technologies providing for the process of developing vocational competences of secondary vocational institution students. A model of formation of educational space with the help of active and interactive forms of training is presented by the experience of the University college.

Keywords: educational standards; educational space; vocational competences; pedagogical technologies; active methods of training; interactive methods of training

Понятие «образовательное пространство» соотносится в научных исследованиях с такими понятиями, как «образовательная система», «образовательная структура», «непрерывное образование», «образовательные стандарты», «социальные институты образования» и др. Как пишет Л. А. Пронина, «пространство не складывается само по себе или приказом сверху — оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности» (Пронина, 2007: Электр. ресурс). Образовательное пространство обладает свойством устойчивости на определенном временном интервале.

4

Одним из важных условий формирования образовательного пространства колледжа является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Мы представим это на опыте колледжа Московского гуманитарного университета (см. также: Гущина, 2015).

Переход от традиционной лекции к лекции проблемной при изучении правовых дисциплин создает возможность исследовательского отношения к содержанию лекции. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучающиеся самостоятельно приходят к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. Интересной формой проведения практического занятия по данному циклу дисциплин является дискуссия. Например, бурное обсуждение всех «за» и «против» по актуальной для возрастной категории студентов теме «Брачный контракт» позволяет обучающимся высказать свое мнение и прийти к общим выводам. Главная задача преподавателя — акцентировать разговор на правовых основах вопроса.

Лекция-провокация имеет место в работе преподавателей истории. Студентам во время лекции предлагается обнаружить ошибки и занести их в конспект. В конце лекции проводится обсуждение ошибок. Лекция-провокация выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. С помощью системы ошибок преподаватель определяет недочеты, анализирует их в ходе обсуждения со студентами.

«Мозговой штурм» представляет собой один из эффективных приемов продуцирования идей. Преподаватели общественных и правовых дисциплин считают такой вид работы полезным, поскольку он дает представление о глубине обобщенных знаний, характере опыта студентов и уровне их подготовки. Использование этого метода помогает преподавателям адаптировать свой подход и стиль преподавания к реальным потребностям группы.

Технология проектов — образовательная технология, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Широкое применение она находит на дисциплинах «Банковское дело» и «Организация туристской деятельности». Здесь обучающиеся имеют дело с практико-ориентированными индивидуальными и групповыми проектами. В преподавании дисциплины «Организации туристской деятельности» широко представлены практико-ориентиро-ванные проекты создания туристических продуктов.

В использовании имитационных технологий важен процесс воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении. Практическая работа по созданию бизнес-плана, например, во многом решает задачи профессиональной

5

подготовки по экономическим дисциплинам. И зачет как защита бизнес-плана (по дисциплине «Экономика организации») — продуктивная, на наш взгляд, форма промежуточной аттестации обучающихся.

Эффективной образовательной технологией является и кейс-технология. Она может быть отнесена к дискуссионным, если работа с кейсом и презентация его решения осуществляется в процессе внутри-группового взаимодействия. Технология предполагает обучение с использованием моделей реальных ситуаций. Учебные занятия по специальности «Гостиничный сервис» с использованием кейс-технологии происходят по следующему сценарию: знакомство с ситуацией, ее особенностями; выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать; предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; анализ последствий принятия того или иного решения; решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Формированию профессиональных компетенций способствует и имеющаяся в колледже система учебных лабораторий, которая позволяет создавать и решать различные производственные ситуации. В учебном «Гостиничном номере», например, студенты отрабатывают профессиональные компетенции по организации и контролю работы обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения. Лаборатория службы продаж и маркетинга позволяет формировать профессиональные компетенции, направленные на выявление спроса на гостиничные услуги, формирование спроса и стимулирование сбыта, оценивание конкурентоспособности оказываемых гостиничных услуг, умение принимать участие в разработке комплекса маркетинга. Преподаватели профессиональных модулей специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Банковское дело» в обучении оформлению бухгалтерской отчетности, кассовых и бухгалтерских документов в ходе практических занятий используются возможности 1С. Учебные лаборатории колледжа помогают погрузить участников обучения в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей профессиональной деятельности; повысить эффективность усвоения учебного материала за счет визуализации учебного материала и эмоциональной насыщенности занятия; вырабатывать модели практических навыков обучающихся.

На занятиях по истории используется такая форма активного обучения как исторический театр, представленный в опыте преподавателя колледжа МосГУ Д. В. Осипова. Участие студентов в историческом спектакле дает возможность погрузиться в другую эпоху, познакомиться с иной

культурой. Участие в театре — это, прежде всего, работа в коллективе, поэтому обучающиеся приобретают коммуникативные навыки, учатся находить выходы из конфликтных ситуаций, т.е. приобретают и большой социальный опыт.

Междисциплинарное портфолио по специальности «Право и организация социального обеспечения — это нечто большее, чем просто «Папка достижений» студентов. Материалы портфолио включают нормативно-правовую базу какой-либо организации: благотворительного фонда, общества защиты прав слепых граждан, детского дома и т. д. Цель анализа данных документов — определить права граждан, обращающихся в данные организации. После выявления проблемы, студентам предлагается самим сформировать устав предполагаемой организации соцзащиты. Таким образом, междисциплинарное портфолио показывает самостоятельную работу обучающихся, способствует развитию навыков работы с различными видами учебной и профессиональной информации, формированию профессиональной рефлексии, а также профессиональных и общекультурных компетенций.

С целью организации самостоятельной работы студентов в колледже действует электронная система Moodle. Эффективность ее использования мы видим в экономии учебного времени через дистанционное взаимодействие и возможность индивидуализировать выполнение заданий.

Широкий спектр применяемых в колледже технологий отбирается не «вслепую», а на основе дифференциации их под особенности конкретной специальности. Нельзя выработать единую образовательную технологию. Есть ряд специальностей, которые по своему содержанию предполагают практическую деятельность и выполнение конкретных заказов («Реклама», «Бухгалтерский учет»). Здесь больший акцент делается на проектную деятельность. Специальности «Туризм», «Право и организация социального обеспечения», «Гостиничный сервис» предполагают разрешение проблемных ситуаций, поэтому здесь актуальны кейс-технологии и дискуссии.

Вопросы выбора образовательной технологии, наилучшей для существующих условий ее применения, составляют важнейшую сторону деятельности преподавателя. Имеется некоторое множество образовательных технологий и множество факторов, предопределяющих выбор технологии (Панфилова, 2009: 16). К последним можно отнести приоритетные цели СПО; специфику преподаваемой учебной дисциплины; цели, задачи и содержание материала конкретного занятия; уровень подготовленности и личные качества самого преподавателя; уровень подготовленности студентов; уровень материальной оснащенности учебного процесса.

Активность и заинтересованность педагогов повышает учебную мотивацию студентов, выводит образовательный процесс за рамки «скучных»

уроков и позволяет сформировать не только профессиональные, но и общие социокультурные компетенции молодых специалистов. Это взращивает в них компетенцию успеха. «Главное для человека, которому жить в условиях сумасшедших перемен и скоростей XXI в., — это не только ремесло, специальность, которые позволяют ему кормиться самому и кормить свою семью, но также овладение тем кругом достоверных традиционных и новых знаний, без которых он не сумеет объяснить себе и понять, зачем живет, как надо жить, каким надо быть», считает И. М. Ильинский (Ильинский, 2010: 66). Обладание актуальными знаниями и умениями, способность реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовность к мирному созиданию, как пишет А. В. Костина (Костина, 2016), позволят сформировать ценностный мир личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гущина, Е. В. (2015) Формирование образовательного пространства Колледжа МосГУ как системы профессиональной подготовки студентов в свете реализации ФГОС СПО // Качество образования в школе. № 4. С. 21-25.

Ильинский, И. М. (2010). Играющий триумвират: образование, политика, право. М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. 134 с.

Костина, А. В. (2016) Общество потребления и ценности российской цивилизации // Знание. Понимание, Умение. № 4. С. 45-55. DOI: 10.17805/ zpu.2016.4.3

Панфилова, А. П. (2009) Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия». 192 с.

Пронина, Л. А. (2007) Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма общества знаний [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. № 8. URL: http://www.analiculturolog. ru/journal/archive/item/1649-открытое-культурно-образовательное-пространство-как-образовательная-парадигма-общества-знаний.Мт1 (дата обращения: 12.09.2017).

Дата поступления 30.11.2017 г.

Гущина Елена Валентиновна — директор Колледжа Московского гуманитарного университета, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 11. Тел.: +7 (499) 374-71-83. Эл. адрес: elena_gushchina@mail.ru

Gushchina Elena Valentinovna, Director, College, Moscow University for the Humanities; Associate Member, Petrovskaya Academy of Sciences and Arts. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111295. Tel.: +7 (499) 374-71-83. E-mail: elena_gushchina@mail.ru

Для цитирования:

Гущина Е. В. Активное обучение как условие формирования образовательного пространства организации среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 6. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/617 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2017.6.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.