А. А. Моштаков
(Санкт-Петербург)
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INTEGRATION SYSTEMS OF VOCATIONAL EDUCATION
В статье рассматриваются интеграционные процессы в системе подготовки кадров, делается попытка обосновать основные модели интеграции систем профессионального образования Ключевые слова: профессиональное образование, дуальное обучение, образовательный кластер, интеграционная модель обучения
The article considers integration processes in the system of personnel training, an attempt is made to substantiate the basic models of integration of vocational education systems
Keywords: vocational education, dual training, educational cluster, integration model of education
Модернизация системы профессионального образования стала характерной особенностью современного отечественного образования. Рабочим кадрам и специалистам необходимо быть максимально готовыми и способными быстро включаться в производственные процессы, корректировать свою общественную и профессиональную деятельность в новых социально-экономических условиях.
Новый тип экономики диктует иные требования, предъявляемые к выпускнику профессионального образования, среди которых все больший приоритет получают системно-организационные, интеллектуальные, коммуникативные, самоорганизующие начала, позволяющие будущим специалистам успешно адаптироваться в широком социальном, экономическом и культурном контексте. Поэтому профессиональное образование, как и любая педагогическая система, должно гибко реагировать на изменения социально-экономических условий.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений развития указывается модернизация экономики страны, предполагающая ее насыщение высокопрофессиональными рабочими кадрами [1]. На удовлетворение этих требований направлены и новые ФГОС, для эффективного внедрения которых все активнее в профессиональном об-
разовании используются практикоориенти-рованные формы обучения, призванные ликвидировать разрыв между теоретической и практической подготовкой выпускников профессиональных колледжей и вузов.
Рассмотрим наиболее перспективные практикоориентированные модели профессионального обучения.
Дуальная модель обучения подразумевает вовлечение в систему профессионального образования работодателей в качестве провайдеров образовательных услуг. В мире существует несколько моделей дуального образования. Коллектив авторов во главе с А. М. Газалиевым выделяет как наиболее перспективную для России форму реализации дуального высшего технического образования на основе корпоративного консорциума. В основе этого метода лежит распределенный учебный процесс: теоретическое обучение на основе интернет-технологий следует проводить в вечерней форме параллельно с получением практических навыков и умений на производстве днем. Такой подход позволяет сократить время обучения инженерного работника [2, 5]. Предложенная образовательная технология в качестве одного из возможных вариантов реализации дуального обучения сочетает изучение теории с ее практическим применением на производстве.
Возможность получения полноценного технического образования без увеличения сроков обучения имеет много плюсов, но есть
в ней и свои минусы. Во-первых, это потребует изменения нормативных документов в сфере высшего образования. А во-вторых, такая программа рассчитана на супермотивированных студентов с высоким самосознанием, которые уже со школьной скамьи мечтают попасть на завод и в ускоренные сроки.
В России дуальное обучение до последнего времени применялось в форме организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.
Сегодня появляется понимание того, что дуальное образование - это инфраструктурная модель, обеспечивающая взаимодействие систем прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой коллегиальной системой управления (рис.1]. Каждая система влияет на развитие другой, и одна без другой не может существовать. Именно целостностью и одновременно распределенностью функций субъектов обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования].
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Рис. 1. Модель дуального обучения в России.
Сегодня дуальное обучение (образование] является самым перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики с участием крупного бизнеса с высокотехнологичным производством, ориентированным на международные стандарты качества как выпускаемой продукции, так и квалификации кадров.
Основные преимущества дуальной модели:
- учебные планы составляются с учетом предложений работодателей. Студенты в учебных аудиториях изучают то, что им непосредственно понадобится на производстве, полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация соответствует действующим на производстве профессиональным стандартам;
- работодатели на основе своих потребностей в специалистах с определенными профессиональными, социальными и психологическими качествами формируют конкретный заказ образовательным организациям;
- будущий специалист, находясь в составе производственного коллектива, усваивает нормы корпоративной культуры именно того предприятия, на котором будет работать;
- значительная часть выпускников профессиональных образовательных организаций остается на предприятии после окончания учебы, поэтому нет необходимости обращаться в кадровые агентства и службы занятости с заявками, а также переучивать принятых на работу специалистов, что значительно экономит бюджет работодателя;
- сотрудничество с образовательной организацией в рамках дуального обучения дает возможность организации системы внутрифирменного обучения персонала предприятия в рамках программ повышения квалификации приглашать наиболее подготовленных преподавателей из образовательной организации [2].
Таким образом, преодолевается разрыв между теорией и практикой, на предприятие
поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих трудовых функций.
По мнению многих специалистов, в сфере управления персоналом существует еще одна практикоориентированная модель подготовки специалистов - это интегративная модель, сочетающая основное и дополнительное профессиональное образование. В системе профессионального образования решить эту проблему можно более оперативно в силу присущих ей качеств. Дополнительные образовательные программы с присвоением дополнительных квалификаций разрабатываются сегодня как на федеральном уровне, так и в рамках отдельных организаций профессионального образования. Для программ федерального уровня утверждены государственные требования к минимуму содержания
и уровню подготовки студентов для получения дополнительной квалификации. Программы дополнительной квалификации могут разрабатываться организациями профессионального образования, которые самостоятельно выступают в качестве экспериментальной площадки для совершенствования и развития профессионального образования. Учитывая этот факт, мы рассматриваем разработку и реализацию дополнительной профессиональной программы в организации профессионального образования как возможность проектирования модели формирования профессиональных компетенций специалиста в интегрированной системе профессионального и дополнительного образования (рис.2].
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ БАЗОВАЯ
ОСВОЕНИЕ НОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Рис. 2. Интегрированная система профессионального и дополнительного образования.
Отметим перспективность параллельного обучения студентов по дополнительным образовательным программам, особенно для получения специалиста широкого профиля. Эту ситуацию порождает рынок труда и собственное желание студентов расширить свой профессиональный потенциал.
Для реализации идей интеграционного обучения возможно использовать кластерный подход для объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ. Кластером является структура, созданная на основе объединения и состоящая, как правило, из равноправных компонентов либо профессиональных партнеров, позволяющая сохранить функциональную работоспособность всего кластера при выходе из строя его составляющих компонентов. Основной задачей реализации данной модели является поиск решений, связанный с повышением конкурентоспособности выпускника профессио-
нального образования путем усиления их профессиональной составляющей, и формирование универсальных компетенций по направлению подготовки. Важнейшим фактором, определяющим развитие данной формы обучения, становится взаимосвязь с реальным сектором экономики, отраслевая направленность образовательных программ.
Такой образовательный кластер представляет собой сочетание институционально-организационной формы участия партнеров и личностно-профессионального развития его субъектов, что является катализатором для генерации новых идей, проектов и технологий в образовательной и производственно-технологической поддержке кадров. Этому способствуют также современное информационное обеспечение образовательного процесса, управление инновационной деятельностью субъектов кластера, инвестирование в социально значимые и наукоёмкие проекты, продвижение на рынок продуктов
интеллектуальной собственности.
К основным специфичным свойствам образовательных кластеров отнесем: специализацию - объекты, входящие в кластер, относятся к одному сектору рынка; множественность участников - кластеры объединяют профессиональные образовательные организации, разнообразные предприятия, учреждения науки и культуры; жизненный цикл -прохождение кластером всех стадий жизненного цикла: создание, развитие, зрелость, спад; инновационность - для поддержания высокой конкурентоспособности кластера требуется ускорение инновационного процесса.
Анализ исследований кластера как образовательной системы выделяет такое его качество, как полифункциональная ориентация, связанное как с внутренней средой сложного объекта образования, так и с внешними условиями - требованиями работодателей, потребностями развития муниципалитета или региона и т.д.
Укажем положительные стороны кластерной системы: получение каждым из его участников выгоды от эффекта синергии, возникающего в процессе объединения их усилий, взаимного обмена опытом, знаниями и компетенциями; активное и управляемое взаимодействие между его субъектами, внешними условиями и внутренними особенностями; диверсификация социальной среды взаимодействия, освоение новых путей достижения успеха в конкурентной борьбе, которые обусловливают новые возможности, немыслимые для отдельно работающих организаций; обеспечение подготовки специалистов для развивающихся направлений экономики в сочетании с инновационными разработками; реализация многоуровневого и непрерывного профессионального образования, направленного на установление единого научно-производственно-образовательного пространства; внедрение и распространение инновационных технологий в среду образовательных профессиональных учреждений через активное интегрированное взаимодействие, основанное на формировании формальных и неформальных связей между различными участниками кластера.
Итогом деятельности образовательного
кластера становится возможность реализации инновационного содержания образовательного процесса на основе выполнения принципов: универсальности как полноты набора учебных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку специалистов; междисциплинарной кооперации научных исследований и учебных курсов; содержательного и структурно-функционального единства образовательного процесса; вариативности -гибкого сочетания обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов; многообразия алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободным выбором объема, темпов и форм образования; многоуровневости - подготовки на ступенях общего, специального и высшего образования, аспирантуры, докторантуры, различных форм послевузовского повышения квалификации.
Образовательный кластер как полифункциональная система обеспечивает возможность подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с региональными запросами, ускорение передачи инновационных технологий от разработчика к потребителю.
Таким образом, в профессиональном образовании все чаще реализуются интеграционные модели практикоориентированного обучения студентов в целях оптимизации качества подготовки будущего специалиста, соответствующего современным требованиям работодателей.
В качестве перспективного направления исследования интеграционных моделей профессионального образования рассматриваются взаимодействие и интеграция таких систем, как образовательная (высшее и среднее профессиональное образование], и научно-экспериментальных систем.
Соединение науки, образования и практики предполагает формирование нового типа кадров, реализующих современные методы, технологии моделирования нового знания.
В определенной степени эта модель реализована в производственно-исследовательских мастерских при Университете экономики.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ /prime/doc/55070647/#ixzz3Fr40nvZ7
2. Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской.- СПб.: СПбАППО, 2011. - 2 п.л.
3. Моштаков А. А., Ковальчук О. В., Марон А. Е., Развитие педагогических кадров в условиях образовательного кластера: науч.- метод. пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - 128 с.
4. Полянин В. А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. - 2010. - №2. - С. 68-96.
5. Резинкина Л. В., Кукушкина Н. Г. Опыт становления и проблемы развития дуального профессионального образования в системе СПО // I Всероссийская НПК «Приоритетные направления совершенствования производственного обучения в учреждениях профессионального образования России: от теории к практике» 15.06.2016. - М.: Изд-во «АНО ПО «Колледж КЭСИ», 2016. - С. 203-216.
6. Щепакин К. М., Жукова Н. В. Формирование образовательных кластеров региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 3-1.- С. 208-218.