А. А. Моштаков
(Санкт-Петербург)
Управление ресурсами образовательно-производственного
кластера в системе профессиональной подготовки
специалистов
В статье раскрыты возможности управления
подхода в профессиональном образовании.
Интеграция образования и производства в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов государственно-частного партнерства. Создание образовательно-производственных кластеров обусловлено необходимостью развития системы среднего профессионального образования и ее адаптации к новым социально-экономическим условиям. При этом переход к кластерной системе профессионального образования основан на реализации государственно-частного партнерства, корпоративного взаимодействия, управления ресурсами.
Основной целью управления ресурсами являются разработка и апробация моделей, обеспечивающих эффективность и оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций в условиях реальной кластерной модели, что обеспечивает:
- формирование оптимального соотношения образовательных организаций, входящих в кластерные группы региональной системы профессионального образования;
- доступность, наполняемость, трудоустройство выпускников, их конкурентоспособность и инновационность;
- повышение качества образовательных услуг путем устранения дублирующих образовательных программ;
- прекращение предоставления различными учреждениями аналогичных видов услуг и перераспределение ресурсов сети образовательных организаций.
В качестве ведущих принципов, учитываемых при создании образовательно-производственных кластеров, выступают:
- комплексность кадрового потенциала. Образовательно-производственные кластеры создаются для комплексного кадрового обеспечения развития перспективных инноваци-
ресурсным обеспечением реализации кластерного
онных зон опережающего развития, реализации программ и проектов;
- интегративность реализации. Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе базовых школ, учреждений среднего профессионального образования, вузов, предприятий региона, научных организаций, элементов инновационной инфраструктуры;
- социальная направленность. Создание образовательных кластеров открывает перспективы в решении ряда социальных задач: занятости населения, закрепления выпускников в территориях, трудоустройства;
- содействие предпринимательству и малому бизнесу. Формирование современных учебно-производственных структур, сетевых обеспечивающих компонентов, содействие ускоренному развитию малого и среднего бизнеса.
Важной составляющей управления образовательно-производственным кластером является выявление проблем, слабых мест, нерешенных задач, ликвидацию которых должен обеспечить кластерный подход.
К этим проблемам относятся недостаточно развитая система учебно-производственных структур для формирования практических компетенций, слабо развитое взаимодействие с работодателями, неумение учреждений профессионального образования организовать опережающую подготовку кадров под инновационные запросы экономики, отсутствие ясных прогнозов в востребованных трудовых ресурсах на среднесрочную перспективу.
Кроме того, часть имущественного комплекса учреждений профессионального образования избыточна, часть - физически и морально устарела. Сеть учреждений профессионального образования не сбалансирована,
Моштаков А. А. Управление ресурсами образовательно-производств. кластера в системе проф. подготовки специалистов
наблюдается перепроизводство кадров по одним направлениям в ущерб другим, медленно обновляется структура подготовки [2].
Модернизация образовательного процесса и совершенствование управления подготовкой специалистов эффективно решаются через ресурсы организационной структуры кластерной образовательной системы путем перераспределения полномочий (обязанностей] между её элементами, формированием новых институтов образования, предоставляющих широкий выбор образовательных программ и услуг, переход к открытому образованию.
Повышение качества подготовки студентов в образовательно-производственном кластере и развитие кадрового потенциала обуславливается такими ресурсами, как:
- внедрение новых технологий; открытие специальностей и специализаций по заказу предприятия-работодателя;
- разработка и модернизация специальных образовательных программ для системы дополнительного образования, включая переподготовку сотрудников кластера;
- проектирование сопряжённых учебных планов учреждений СПО, обеспечивающих создание условий для тесного взаимодействия научно-педагогических кадров ссуза с предприятиями, входящими в кластер;
- привлечение и закрепление необходимого количества преподавательского состава и мастеров производственного обучения соответствующей квалификации, их переподготовка и повышение квалификации.
Модернизация образовательно-производственного процесса и создание учебно-методической и материально-технической базы осуществляются на основе создания координационного технопарка с целью совершенствования целевой подготовки специалистов, эффективного взаимодействия научных кадров предприятий региона (района] в интересах потенциальных работодателей. Технопарк обеспечит возможность участия студентов, преподавателей и сотрудников предприятий в научно-исследовательской работе по проблемам организации производств и предприятий, входящих в кластер, и получения практических навыков, что повысит качество подготовки специалистов и сократит процесс адаптации при трудоустройстве. Привлечение специалистов координационного технопарка к ведению образовательного процесса
также окажет положительное влияние на качество образования.
Особо важный ресурс - приведение имеющейся учебно-лабораторной и материально-технической базы в соответствие с современными требованиями информатизации образования (модернизация аудиторного и лабораторного фонда; строительство оздоровительных, культурно-досуговых социальных объектов].
Организационным ресурсом - ядром образовательно-производственного кластера -выступает базовый колледж, задачами которого являются:
- формирование совместно с работодателями перечня необходимых программ;
- определение площадок их реализации в рамках образовательно-производственного кластера;
- обеспечение информационно-методического и технологического сопровождения реализации программ;
- разработка предложений по формированию сетевой инфраструктуры;
- сопровождение проектов, реализуемых в рамках кластеров.
Исследование эффективности развития образовательно-производственного кластера позволило сформулировать критерии успешности управления данной системой. В качестве индикаторов развития и продуктивности деятельности образовательно-производственного кластера нами рассматриваются:
- показатели образовательных эффектов: доля выпускников, обучающихся по востребованным профессиям и специальностям; доля выпускников, прошедших практику на предприятиях региона; доля учреждений профессионального образования, в которых созданы бюро по трудоустройству выпускников; доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности; доля автономных учреждений в системе профессионального образования, по уровням; доля доходов от внебюджетной деятельности в общем объеме финансирования; доля выпускников, прошедших процедуру сертификации; доля выпускников начального профессионального образования, получивших повышенных разряд; доля выпускников, подготовленных под конкретные рабочие места; доля выпускников, продолживших обучение в рамках выбранной образовательной траектории; доля выпускников, получивших дополнительные квалификации в рамках выбранной образователь-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 1 (46]
141
Педагогические исследования и творческие поиски
ной траектории; доля выпускников, участвующих в социально значимых программах и проектах;
- показатели социальных эффектов: эффективная реализация программ непрерывного профессионального образования за счет концентрации ресурсов; адресная система социального партнерства с работодателями; определение региональной потребности в рабочих кадрах и специалистах с учетом кластерного развития; доступность программ профессионального образования; оперативное введение новых профессий и специальностей под развитие кластера;
- показатели экономических эффектов: снижение неэффективных расходов учреждений профессионального образования; повышение заработной платы работникам учреждений профессионального образования; организация подготовки кадров под конкретные рабочие места с использованием механизма целевой контрактной подготовки; оптимизация имущественного комплекса учреждений профессионального образования; исключение дублирования профессий и специальностей в рамках территорий.
В конечном итоге формирование кластера как инновационной агломерации позволит более эффективно внедрять современные технологии стратегического менеджмента, менеджмента качества и бюджетирования, усилит конкурентные начала в системе отбора и подготовки кадров, будет способствовать развитию корпоративной культуры, атмосферы доверия и благожелательности. Сегодня в сфере образования, в решении его проблем требуются партнёры, сопричастные к его делам, имеющие свою точку зрения и умеющие её свободно высказывать и отстаивать. Для этого нужны равноправие сторон, открытость, прозрачность отношений, умение вести открытый диалог.
Таким образом, общая структура, характеризующая ресурсный подход к управлению и организации развития профессионального образования на основе реализации кластерного подхода обусловлена согласованностью с ведущими принципами - кадровое обеспечение, интеграционная реализация, социальная направленность, содействие развитию предпринимательской культуры.
Литература
1. Сайт компании IBS. URL: http://www.ibs.ru/
2. Красноруцкая Н. Г. Образовательный кластер в инновационной инфраструктуре региональной системы профессионального образования [Электронный источник] // Интернет-форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» [Электронный ресурс]. URL: http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/sotsiokultur-naya_rol/krasnorutskaya_ng/
3. Методология национальной системы ранжирования российских вузов : проект «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования». [2011-2013 гг.] / Министерство образования и науки РФ ; Национальный фонд подготовки кадров ; Институт международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ. - [Электронный ресурс]. URL: http://ranking.ntf.ru/
4. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе : моногр. - Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.