Научная статья на тему 'Управление ресурсами образовательно-производственного кластера в системе профессиональной подготовки специалистов'

Управление ресурсами образовательно-производственного кластера в системе профессиональной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER MODEL / MANAGEMENT / EDUCATION-AND-INDUSTRIAL CLUSTER / RESOURCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моштаков Антон Анатольевич

В статье раскрыты возможности управления ресурсным обеспечением реализации кластерного подхода в профессиональном образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of education-and-production cluster resources in the system of professional training

The article deals with the possibility of managing resource provision of implementation of the cluster approach in vocational education

Текст научной работы на тему «Управление ресурсами образовательно-производственного кластера в системе профессиональной подготовки специалистов»

А. А. Моштаков

(Санкт-Петербург)

Управление ресурсами образовательно-производственного

кластера в системе профессиональной подготовки

специалистов

В статье раскрыты возможности управления

подхода в профессиональном образовании.

Интеграция образования и производства в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов государственно-частного партнерства. Создание образовательно-производственных кластеров обусловлено необходимостью развития системы среднего профессионального образования и ее адаптации к новым социально-экономическим условиям. При этом переход к кластерной системе профессионального образования основан на реализации государственно-частного партнерства, корпоративного взаимодействия, управления ресурсами.

Основной целью управления ресурсами являются разработка и апробация моделей, обеспечивающих эффективность и оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций в условиях реальной кластерной модели, что обеспечивает:

- формирование оптимального соотношения образовательных организаций, входящих в кластерные группы региональной системы профессионального образования;

- доступность, наполняемость, трудоустройство выпускников, их конкурентоспособность и инновационность;

- повышение качества образовательных услуг путем устранения дублирующих образовательных программ;

- прекращение предоставления различными учреждениями аналогичных видов услуг и перераспределение ресурсов сети образовательных организаций.

В качестве ведущих принципов, учитываемых при создании образовательно-производственных кластеров, выступают:

- комплексность кадрового потенциала. Образовательно-производственные кластеры создаются для комплексного кадрового обеспечения развития перспективных инноваци-

ресурсным обеспечением реализации кластерного

онных зон опережающего развития, реализации программ и проектов;

- интегративность реализации. Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе базовых школ, учреждений среднего профессионального образования, вузов, предприятий региона, научных организаций, элементов инновационной инфраструктуры;

- социальная направленность. Создание образовательных кластеров открывает перспективы в решении ряда социальных задач: занятости населения, закрепления выпускников в территориях, трудоустройства;

- содействие предпринимательству и малому бизнесу. Формирование современных учебно-производственных структур, сетевых обеспечивающих компонентов, содействие ускоренному развитию малого и среднего бизнеса.

Важной составляющей управления образовательно-производственным кластером является выявление проблем, слабых мест, нерешенных задач, ликвидацию которых должен обеспечить кластерный подход.

К этим проблемам относятся недостаточно развитая система учебно-производственных структур для формирования практических компетенций, слабо развитое взаимодействие с работодателями, неумение учреждений профессионального образования организовать опережающую подготовку кадров под инновационные запросы экономики, отсутствие ясных прогнозов в востребованных трудовых ресурсах на среднесрочную перспективу.

Кроме того, часть имущественного комплекса учреждений профессионального образования избыточна, часть - физически и морально устарела. Сеть учреждений профессионального образования не сбалансирована,

Моштаков А. А. Управление ресурсами образовательно-производств. кластера в системе проф. подготовки специалистов

наблюдается перепроизводство кадров по одним направлениям в ущерб другим, медленно обновляется структура подготовки [2].

Модернизация образовательного процесса и совершенствование управления подготовкой специалистов эффективно решаются через ресурсы организационной структуры кластерной образовательной системы путем перераспределения полномочий (обязанностей] между её элементами, формированием новых институтов образования, предоставляющих широкий выбор образовательных программ и услуг, переход к открытому образованию.

Повышение качества подготовки студентов в образовательно-производственном кластере и развитие кадрового потенциала обуславливается такими ресурсами, как:

- внедрение новых технологий; открытие специальностей и специализаций по заказу предприятия-работодателя;

- разработка и модернизация специальных образовательных программ для системы дополнительного образования, включая переподготовку сотрудников кластера;

- проектирование сопряжённых учебных планов учреждений СПО, обеспечивающих создание условий для тесного взаимодействия научно-педагогических кадров ссуза с предприятиями, входящими в кластер;

- привлечение и закрепление необходимого количества преподавательского состава и мастеров производственного обучения соответствующей квалификации, их переподготовка и повышение квалификации.

Модернизация образовательно-производственного процесса и создание учебно-методической и материально-технической базы осуществляются на основе создания координационного технопарка с целью совершенствования целевой подготовки специалистов, эффективного взаимодействия научных кадров предприятий региона (района] в интересах потенциальных работодателей. Технопарк обеспечит возможность участия студентов, преподавателей и сотрудников предприятий в научно-исследовательской работе по проблемам организации производств и предприятий, входящих в кластер, и получения практических навыков, что повысит качество подготовки специалистов и сократит процесс адаптации при трудоустройстве. Привлечение специалистов координационного технопарка к ведению образовательного процесса

также окажет положительное влияние на качество образования.

Особо важный ресурс - приведение имеющейся учебно-лабораторной и материально-технической базы в соответствие с современными требованиями информатизации образования (модернизация аудиторного и лабораторного фонда; строительство оздоровительных, культурно-досуговых социальных объектов].

Организационным ресурсом - ядром образовательно-производственного кластера -выступает базовый колледж, задачами которого являются:

- формирование совместно с работодателями перечня необходимых программ;

- определение площадок их реализации в рамках образовательно-производственного кластера;

- обеспечение информационно-методического и технологического сопровождения реализации программ;

- разработка предложений по формированию сетевой инфраструктуры;

- сопровождение проектов, реализуемых в рамках кластеров.

Исследование эффективности развития образовательно-производственного кластера позволило сформулировать критерии успешности управления данной системой. В качестве индикаторов развития и продуктивности деятельности образовательно-производственного кластера нами рассматриваются:

- показатели образовательных эффектов: доля выпускников, обучающихся по востребованным профессиям и специальностям; доля выпускников, прошедших практику на предприятиях региона; доля учреждений профессионального образования, в которых созданы бюро по трудоустройству выпускников; доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности; доля автономных учреждений в системе профессионального образования, по уровням; доля доходов от внебюджетной деятельности в общем объеме финансирования; доля выпускников, прошедших процедуру сертификации; доля выпускников начального профессионального образования, получивших повышенных разряд; доля выпускников, подготовленных под конкретные рабочие места; доля выпускников, продолживших обучение в рамках выбранной образовательной траектории; доля выпускников, получивших дополнительные квалификации в рамках выбранной образователь-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 1 (46]

141

Педагогические исследования и творческие поиски

ной траектории; доля выпускников, участвующих в социально значимых программах и проектах;

- показатели социальных эффектов: эффективная реализация программ непрерывного профессионального образования за счет концентрации ресурсов; адресная система социального партнерства с работодателями; определение региональной потребности в рабочих кадрах и специалистах с учетом кластерного развития; доступность программ профессионального образования; оперативное введение новых профессий и специальностей под развитие кластера;

- показатели экономических эффектов: снижение неэффективных расходов учреждений профессионального образования; повышение заработной платы работникам учреждений профессионального образования; организация подготовки кадров под конкретные рабочие места с использованием механизма целевой контрактной подготовки; оптимизация имущественного комплекса учреждений профессионального образования; исключение дублирования профессий и специальностей в рамках территорий.

В конечном итоге формирование кластера как инновационной агломерации позволит более эффективно внедрять современные технологии стратегического менеджмента, менеджмента качества и бюджетирования, усилит конкурентные начала в системе отбора и подготовки кадров, будет способствовать развитию корпоративной культуры, атмосферы доверия и благожелательности. Сегодня в сфере образования, в решении его проблем требуются партнёры, сопричастные к его делам, имеющие свою точку зрения и умеющие её свободно высказывать и отстаивать. Для этого нужны равноправие сторон, открытость, прозрачность отношений, умение вести открытый диалог.

Таким образом, общая структура, характеризующая ресурсный подход к управлению и организации развития профессионального образования на основе реализации кластерного подхода обусловлена согласованностью с ведущими принципами - кадровое обеспечение, интеграционная реализация, социальная направленность, содействие развитию предпринимательской культуры.

Литература

1. Сайт компании IBS. URL: http://www.ibs.ru/

2. Красноруцкая Н. Г. Образовательный кластер в инновационной инфраструктуре региональной системы профессионального образования [Электронный источник] // Интернет-форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» [Электронный ресурс]. URL: http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/sotsiokultur-naya_rol/krasnorutskaya_ng/

3. Методология национальной системы ранжирования российских вузов : проект «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования». [2011-2013 гг.] / Министерство образования и науки РФ ; Национальный фонд подготовки кадров ; Институт международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ. - [Электронный ресурс]. URL: http://ranking.ntf.ru/

4. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе : моногр. - Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.