А. А. Моштаков
(Санкт-Петербург)
Факторы и региональные стратегии развития кластерных
образовательных систем
В статье показано, что стратегии развития кластерных систем связываются с проблемами региональной политики, запросами рынка труда и ресурсами образовательной организации.
В современных социально-экономических условиях остро ставится проблема развития кадрового потенциала российских регионов, что требует новых нетрадиционных подходов к организации образовательных систем.
Это особо касается нового специфического вида объединения - образовательно-производственного кластера (далее - кластер], созданного на базе профессионального колледжа. Субъектами такого кластера являются руководители учреждений СПО и их структурных подразделений, преподаватели, студенты, работодатели и т. д. Такой кластер объединяет кадровые, материально-технические, информационные, научные ресурсы для достижения большей эффективности и качества образовательного процесса, подготовки компетентного и конкурентоспособного специалиста [3, 5].
Рассматривая образовательно-производственный кластер как сложную систему, в качестве объекта исследования представим его в виде многообразия так называемых функциональных систем, в состав которых могут входить инженерные или интеллектуальные объекты, взаимодействующие со средой, и жизнедеятельность которых в локально организованной среде кластера обуславливается их целесообразным поведением или процессами приспособления к ней.
Наличие интеллектуальных объектов (человека] в сложных системах определяет ряд новых по сравнению с «простыми» инженерными свойств:
- взаимодействие с внешней средой осуществляется не только в границах целесообразного или приспособленческого поведения, но и по всем возможным направлениям жизнедеятельности человека в этой среде;
- приспособляемость сложной системы к эпизодическим и периодическим событиям этой среды;
- избирательность защиты от этой среды и общения с ней;
- обучаемость сложной системы как формирование однотипных реакций на однотипные воздействия, ситуации и обстоятельства жизнедеятельности;
- сложная система осуществляет опережающее отражение действительности (внешней среды] [5].
Важной научной проблемой являются создание системы управления становлением образовательно-производственного кластера, поддержка его функционирования и развития в современных, достаточно сложных, социально-экономических условиях. Долгосрочные отношения связывают региональную власть и научные и образовательные учреждения территории. Они строятся в рамках разработки и реализации региональной политики в сфере науки и образования - одной из важнейших отраслей социальной сферы региона. В настоящее время довольно активно формируются взаимоотношения между региональной властью и кластерами при реализации промышленной политики регионов, а также программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Наиболее успешной в настоящее время является деятельность участников региональной научно-образовательной системы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для предприятий и организаций кластера. Общая система интересов всех участников взаимодействия «регион -научно-образовательная система - кластер» представлена в таблице.
Представленный широкий спектр преимуществ кластера (таблица, с. 42] обуславливает выбор инновационных стратегий управления таким сложным образованием, понимаемых как рассмотрение миссии и направленности развития организации, которая преду-
Таблица
Совокупность интересов участников системы «регион - научно-образовательная система - кластер»
Интересы региона Интересы учреждений научно-образовательной системы Интересы предприятий и организаций кластера
- повышение образовательного и культурного потенциалов населения региона; - гарантии профессиональной переподготовки и повышения квалификации как основа роста конкурентоспособности трудовых ресурсов региона; - смягчение проблем регионального рынка труда и повышение доходов как основа роста качества жизни населения. - повышение эффективности и качества образовательного процесса на основе установления долгосрочных партнерских связей с работодателями региона; - получение доступа к современной лабораторной и экспериментальной базам предприятий и организаций кластера для реализации научно-исследовательских и опытно-экспериментальных проектов; - привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития из внебюджетных источников; - решение проблем трудоустройства выпускников, повышение уровня их востребованности. - получение доступа к сквозным образовательным программам по родственным специальностям начального, среднего и высшего профессионального образования; - более тесное организационное,научное и информационное взаимодействие предприятий и организаций кластера - обеспечение приверженным персоналом с требуемыми знаниями и навыками как основа роста производительности труда и прибыли предприятий и организаций кластера, экономия средств на «доучивание» персонала на рабочих местах.
сматривает программу или проект действий, пошагового принятия управленческих решений, соответствующих указанной миссии, критериям, приоритетам организации [7].
Охарактеризуем ведущие стратегии становления и развития образовательно-производственного кластера.
1. Регионально-целевая стратегия, ориентированная на запросы определенной территории и сообщества работодателей. В рамках этой стратегии регион осуществляет информационную поддержку процессов формирования и развития кластеров. Ее наиболее распространенными формами являются: участие региона в продвижении бренда кластера на межрегиональном и международном уровнях; формирование положительного имиджа кластера; осуществление мониторинга развития кластеров в регионе.
Реализация инфраструктурных проектов способствует более глубокой интеграции кластеров в региональную экономику. Регион может осуществлять преимущественную поддержку (вплоть до лоббирования] проектов, реализация которых будет способствовать достижению следующих целей: привлечение
предприятий и организаций в кластер, содействие передаче инноваций и технологий между организациями внутри кластера, развитие отношений частно-государственного партнерства между регионом и кластером [1].
2. Стратегия государственно-частного партнерства. Другим успешно развивающимся направлением региональной поддержки развития кластеров является разработка и реализация программ государственно-частного партнерства, призванных обеспечить ресурсную основу проектов, связанных с развитием и эксплуатацией инфраструктуры территории, прежде всего социальной, с привлечением внебюджетных источников. Приоритетным направлением развития государственно-частного партнерства сегодня в России является участие бизнеса в создании университетских комплексов, объединяющих образовательные, научные и исследовательские возможности учреждений научно-образовательной системы региона. Создание подобных комплексов позволит, с одной стороны, повысить эффективность образовательного процесса на основе расширения присутствия в нем бизнеса и более пол-
ного учета регионального интереса, с другой - максимально эффективно использовать интеллектуальные, информационные и человеческие ресурсы научно-образовательной системы региона в целях подготовки высококвалифицированных специалистов для региональной экономики, проведения научно-практических исследований, разработки инновационных проектов [4].
3. Стратегия развития многоуровневого и непрерывного профессионального образования. Организация взаимодействия членов кластера обеспечивает непрерывность и мно-гоуровневость профессионального образования, совершенствование материально-технической базы учебных заведений; способствует отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера; стимулирует профессиональный рост преподавательского состава образовательных учреждений; гарантирует выпускникам учреждений профессионального образования трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, способствует формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности; обеспечивает учреждениям профессионального образования гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития экспериментально-учебной базы, повышения уровня и диверсификации предоставляемого образования [2].
4. Стратегия развития кадрового потенциала. Основные качества преподавателя, которые характеризуют его как менеджера обучения в рамках образовательного кластера, -практичность ума, общительность, активность, инициативность, настойчивость, работоспособность, организованность, самостоятельность и способность работать автономно.
Профессионализм преподавателя и качественная профессиональная педагогическая работа характеризуют его компетентность как способность и возможность качественно выполнять свои функции.
Сегодня преподавателю учреждения СПО необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы готовить студентов и ориентировать не столько на получение определенной суммы знаний, умений и навыков, сколько на формирование познавательных, коммуникационных, организационных спо-
собностей, развитие личностных качеств и компетентностей.
В нашей работе компетентность рассматривается как интегральное качество личности, проявляющееся в ее общей способности и готовности к деятельности. Данное качество основано на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации личности. Оно ориентирует на самостоятельное и успешное применение полученных знаний в практике.
Анализ показывает, что для формирования профессиональной компетентности преподавателя в рамках образовательных кластеров требуется целый ряд необходимых условий:
- выполнение функций лидера, определяющего долговременную инновационную стратегию кластера;
- совокупность образовательных ресурсов (кадровых, нормативных, информационных, финансовых и материально-технических и др.] для получения конечного продукта профессионального образования - компетентного специалиста;
- создание атмосферы доверия и творчества, являющейся следствием взаимных преимуществ учреждений образования, расположенных на кластере.
Учитывая особенности деятельности в образовательном кластере, профессиональную компетентность преподавателя в нем можно представить как профессиональное качество специалиста как менеджера-профессионала, сочетающего творческую направленность деятельности, практические умения в решении профессиональных задач, а также личностные профессионально важные качества, позволяющие добиваться высоких результатов в деятельности любого кластера.
5. Стратегия конкурентных преимуществ кластерной системы. Образовательно-производственный кластер для обеспечения конкурентоспособности и действительно инновационного развития должен отличаться от кластеров в других сферах. Здесь можно выделить, по меньшей мере, три достаточно существенных момента:
- во-первых, соответствие между интересами образовательного учреждения (учреждений], составляющими основу такого кластера, и интересами потенциальных работодателей, которые заинтересованы в выпускниках этих образовательных структур. При этом
партнёрство должно быть равноправным и взаимовыгодным. Любой отход от этих принципов неминуемо разрушит инноватику в процессе подготовки выпускников образовательного учреждения;
- во-вторых, учебная база образовательных учреждений, входящих в кластер, должна подвергаться модернизации в той же степени, что и материально-техническая база тех предприятий, на которых планируется будущая работа выпускников. Кроме того, в ряде случаев необходима качественно новая система практик и стажировок как для учащихся, так и для преподавателей;
- в-третьих, должен очень серьёзно быть изменён подход к качественному составу преподавательских кадров. Необходимо, чтобы квалификация преподавателей оценивалась не только по формальным признакам (например, наличие учёной степени], но и по тому реальному вкладу, который данный педагог вносит в учебный процесс. К сожалению, в последние годы стремление ввести как можно больше параметров, отражающих научный, методический и практический уровень в деятельности педагога, далеко не всегда приводит к действительно продуктивным результатам [3].
Анализ рассмотренных стратегий показывает, что создание кластеров в системе профессионального образования не является процессом, который проходит одинаково эффективно для всех сегментов образовательного пространства (как это происходит и с кластерами в других отраслях]. Он предполагает учет стратегий регионального развития, стратегии государственно-частного партнерства, развития кадрового потенциала и специфических преимуществ данного вида кластера.
Выделение стратегий региональной политики поддержки кластеров обусловлено особой ролью научных и образовательных учреждений в процессе их формирования и развития. Автор концепции «тройной спирали»
профессор Стэндфордского университета Генри Ицковица [2] утверждает, что «пространство знаний», сегодня представляемое научно-образовательной системой региона, обеспечивает интеграцию деятельности государства, бизнеса и научного сообщества и становится важным фактором социально-экономического развития территории и повышения качества жизни ее населения. Основной проблемой является то, что в нашей стране не налажено трехстороннее взаимодействие региональных властей, кластеров и научно-образовательных учреждений.
Другой важнейший фактор развития кластеров - их финансовая поддержка, состоящая в предоставлении предприятиям и организациям регионального кластера на конкурсной основе субсидий за счет средств регионального бюджета. Еще одним источником средств может стать софинансирование проектов, реализуемых предприятиями и организациями кластера, способствующих развитию экономики и социальной сферы региона. Указанные мероприятия реализуются в рамках постановления Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские] хозяйства».
Реализация указанных стратегий в сочетании с вышеперечисленными факторами формирует новое направление - региональную политику, направленную на стимулирование интеграции региональных образовательно-производственных кластеров с научно-образовательной системой региона.
Имеющийся позитивный опыт реализации данных стратегий позволяет и далее развивать это инновационное направление. Такое развитие способствует модернизации российского образования и имеет безусловный социально-экономический эффект в целом.
Литература
1. Выступление Директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России А. Е. Шадрина на совещании по вопросам проведения конкурсного отбора программ развития инновационных территориальных кластеров 29 марта 2012 г. // Министерство экономического развития РФ : [официальный сайт]. - URL: http://www. economy.gov.ru/
2. Ицкович Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии : пер. с англ. / под ред. А. Ф. Уварова. - Томск : Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.
3. Куценко Е. С. Основы кластерной политики государства // Официальный сайт Подкомитета по развитию субконтракции и кластерных технологий Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ. - URL: http://promcluster.ru/
4. Колошин А. Б. Реализация государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг.: Формирование инновационно-образовательных кластеров. Основные организационные подходы : материалы Департамента образования города Москвы.
5. Моштаков А. А. Кластерный подход к формированию профессиональной компетентности преподавателей учреждения среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Великий Новгород, 2014.
6. Сорокина Н. Ю., Бабкин П. С. Организация взаимодействия региональных кластеров и научно-образовательной системы региона // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 6-13.
7. Ткач Н. Ф., Шишов С. В. Стратегическое управление в образовании. - Мурманск ; Хельсинки : НИЦ «ПИЦ «Пазори», 2000. - 352 с.
-^-