Научная статья на тему 'Факторы и региональные стратегии развития кластерных образовательных систем'

Факторы и региональные стратегии развития кластерных образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
30
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА / REGIONAL POLICY / CLUSTER APPROACH / EDUCATIONAL-AND-INDUSTRIAL CLUSTER / CLUSTER DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моштаков Антон Анатольевич

В статье показано, что стратегии развития кластерных систем связываются с проблемами региональной политики, запросами рынка труда и ресурсами образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and regional strategies of cluster educational systems development

The article shows that the strategies of development of cluster systems are connected with the problems of regional policy, labor market demands and resources of educational organization

Текст научной работы на тему «Факторы и региональные стратегии развития кластерных образовательных систем»

А. А. Моштаков

(Санкт-Петербург)

Факторы и региональные стратегии развития кластерных

образовательных систем

В статье показано, что стратегии развития кластерных систем связываются с проблемами региональной политики, запросами рынка труда и ресурсами образовательной организации.

В современных социально-экономических условиях остро ставится проблема развития кадрового потенциала российских регионов, что требует новых нетрадиционных подходов к организации образовательных систем.

Это особо касается нового специфического вида объединения - образовательно-производственного кластера (далее - кластер], созданного на базе профессионального колледжа. Субъектами такого кластера являются руководители учреждений СПО и их структурных подразделений, преподаватели, студенты, работодатели и т. д. Такой кластер объединяет кадровые, материально-технические, информационные, научные ресурсы для достижения большей эффективности и качества образовательного процесса, подготовки компетентного и конкурентоспособного специалиста [3, 5].

Рассматривая образовательно-производственный кластер как сложную систему, в качестве объекта исследования представим его в виде многообразия так называемых функциональных систем, в состав которых могут входить инженерные или интеллектуальные объекты, взаимодействующие со средой, и жизнедеятельность которых в локально организованной среде кластера обуславливается их целесообразным поведением или процессами приспособления к ней.

Наличие интеллектуальных объектов (человека] в сложных системах определяет ряд новых по сравнению с «простыми» инженерными свойств:

- взаимодействие с внешней средой осуществляется не только в границах целесообразного или приспособленческого поведения, но и по всем возможным направлениям жизнедеятельности человека в этой среде;

- приспособляемость сложной системы к эпизодическим и периодическим событиям этой среды;

- избирательность защиты от этой среды и общения с ней;

- обучаемость сложной системы как формирование однотипных реакций на однотипные воздействия, ситуации и обстоятельства жизнедеятельности;

- сложная система осуществляет опережающее отражение действительности (внешней среды] [5].

Важной научной проблемой являются создание системы управления становлением образовательно-производственного кластера, поддержка его функционирования и развития в современных, достаточно сложных, социально-экономических условиях. Долгосрочные отношения связывают региональную власть и научные и образовательные учреждения территории. Они строятся в рамках разработки и реализации региональной политики в сфере науки и образования - одной из важнейших отраслей социальной сферы региона. В настоящее время довольно активно формируются взаимоотношения между региональной властью и кластерами при реализации промышленной политики регионов, а также программ поддержки малого и среднего бизнеса.

Наиболее успешной в настоящее время является деятельность участников региональной научно-образовательной системы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для предприятий и организаций кластера. Общая система интересов всех участников взаимодействия «регион -научно-образовательная система - кластер» представлена в таблице.

Представленный широкий спектр преимуществ кластера (таблица, с. 42] обуславливает выбор инновационных стратегий управления таким сложным образованием, понимаемых как рассмотрение миссии и направленности развития организации, которая преду-

Таблица

Совокупность интересов участников системы «регион - научно-образовательная система - кластер»

Интересы региона Интересы учреждений научно-образовательной системы Интересы предприятий и организаций кластера

- повышение образовательного и культурного потенциалов населения региона; - гарантии профессиональной переподготовки и повышения квалификации как основа роста конкурентоспособности трудовых ресурсов региона; - смягчение проблем регионального рынка труда и повышение доходов как основа роста качества жизни населения. - повышение эффективности и качества образовательного процесса на основе установления долгосрочных партнерских связей с работодателями региона; - получение доступа к современной лабораторной и экспериментальной базам предприятий и организаций кластера для реализации научно-исследовательских и опытно-экспериментальных проектов; - привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития из внебюджетных источников; - решение проблем трудоустройства выпускников, повышение уровня их востребованности. - получение доступа к сквозным образовательным программам по родственным специальностям начального, среднего и высшего профессионального образования; - более тесное организационное,научное и информационное взаимодействие предприятий и организаций кластера - обеспечение приверженным персоналом с требуемыми знаниями и навыками как основа роста производительности труда и прибыли предприятий и организаций кластера, экономия средств на «доучивание» персонала на рабочих местах.

сматривает программу или проект действий, пошагового принятия управленческих решений, соответствующих указанной миссии, критериям, приоритетам организации [7].

Охарактеризуем ведущие стратегии становления и развития образовательно-производственного кластера.

1. Регионально-целевая стратегия, ориентированная на запросы определенной территории и сообщества работодателей. В рамках этой стратегии регион осуществляет информационную поддержку процессов формирования и развития кластеров. Ее наиболее распространенными формами являются: участие региона в продвижении бренда кластера на межрегиональном и международном уровнях; формирование положительного имиджа кластера; осуществление мониторинга развития кластеров в регионе.

Реализация инфраструктурных проектов способствует более глубокой интеграции кластеров в региональную экономику. Регион может осуществлять преимущественную поддержку (вплоть до лоббирования] проектов, реализация которых будет способствовать достижению следующих целей: привлечение

предприятий и организаций в кластер, содействие передаче инноваций и технологий между организациями внутри кластера, развитие отношений частно-государственного партнерства между регионом и кластером [1].

2. Стратегия государственно-частного партнерства. Другим успешно развивающимся направлением региональной поддержки развития кластеров является разработка и реализация программ государственно-частного партнерства, призванных обеспечить ресурсную основу проектов, связанных с развитием и эксплуатацией инфраструктуры территории, прежде всего социальной, с привлечением внебюджетных источников. Приоритетным направлением развития государственно-частного партнерства сегодня в России является участие бизнеса в создании университетских комплексов, объединяющих образовательные, научные и исследовательские возможности учреждений научно-образовательной системы региона. Создание подобных комплексов позволит, с одной стороны, повысить эффективность образовательного процесса на основе расширения присутствия в нем бизнеса и более пол-

ного учета регионального интереса, с другой - максимально эффективно использовать интеллектуальные, информационные и человеческие ресурсы научно-образовательной системы региона в целях подготовки высококвалифицированных специалистов для региональной экономики, проведения научно-практических исследований, разработки инновационных проектов [4].

3. Стратегия развития многоуровневого и непрерывного профессионального образования. Организация взаимодействия членов кластера обеспечивает непрерывность и мно-гоуровневость профессионального образования, совершенствование материально-технической базы учебных заведений; способствует отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера; стимулирует профессиональный рост преподавательского состава образовательных учреждений; гарантирует выпускникам учреждений профессионального образования трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, способствует формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности; обеспечивает учреждениям профессионального образования гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития экспериментально-учебной базы, повышения уровня и диверсификации предоставляемого образования [2].

4. Стратегия развития кадрового потенциала. Основные качества преподавателя, которые характеризуют его как менеджера обучения в рамках образовательного кластера, -практичность ума, общительность, активность, инициативность, настойчивость, работоспособность, организованность, самостоятельность и способность работать автономно.

Профессионализм преподавателя и качественная профессиональная педагогическая работа характеризуют его компетентность как способность и возможность качественно выполнять свои функции.

Сегодня преподавателю учреждения СПО необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы готовить студентов и ориентировать не столько на получение определенной суммы знаний, умений и навыков, сколько на формирование познавательных, коммуникационных, организационных спо-

собностей, развитие личностных качеств и компетентностей.

В нашей работе компетентность рассматривается как интегральное качество личности, проявляющееся в ее общей способности и готовности к деятельности. Данное качество основано на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации личности. Оно ориентирует на самостоятельное и успешное применение полученных знаний в практике.

Анализ показывает, что для формирования профессиональной компетентности преподавателя в рамках образовательных кластеров требуется целый ряд необходимых условий:

- выполнение функций лидера, определяющего долговременную инновационную стратегию кластера;

- совокупность образовательных ресурсов (кадровых, нормативных, информационных, финансовых и материально-технических и др.] для получения конечного продукта профессионального образования - компетентного специалиста;

- создание атмосферы доверия и творчества, являющейся следствием взаимных преимуществ учреждений образования, расположенных на кластере.

Учитывая особенности деятельности в образовательном кластере, профессиональную компетентность преподавателя в нем можно представить как профессиональное качество специалиста как менеджера-профессионала, сочетающего творческую направленность деятельности, практические умения в решении профессиональных задач, а также личностные профессионально важные качества, позволяющие добиваться высоких результатов в деятельности любого кластера.

5. Стратегия конкурентных преимуществ кластерной системы. Образовательно-производственный кластер для обеспечения конкурентоспособности и действительно инновационного развития должен отличаться от кластеров в других сферах. Здесь можно выделить, по меньшей мере, три достаточно существенных момента:

- во-первых, соответствие между интересами образовательного учреждения (учреждений], составляющими основу такого кластера, и интересами потенциальных работодателей, которые заинтересованы в выпускниках этих образовательных структур. При этом

партнёрство должно быть равноправным и взаимовыгодным. Любой отход от этих принципов неминуемо разрушит инноватику в процессе подготовки выпускников образовательного учреждения;

- во-вторых, учебная база образовательных учреждений, входящих в кластер, должна подвергаться модернизации в той же степени, что и материально-техническая база тех предприятий, на которых планируется будущая работа выпускников. Кроме того, в ряде случаев необходима качественно новая система практик и стажировок как для учащихся, так и для преподавателей;

- в-третьих, должен очень серьёзно быть изменён подход к качественному составу преподавательских кадров. Необходимо, чтобы квалификация преподавателей оценивалась не только по формальным признакам (например, наличие учёной степени], но и по тому реальному вкладу, который данный педагог вносит в учебный процесс. К сожалению, в последние годы стремление ввести как можно больше параметров, отражающих научный, методический и практический уровень в деятельности педагога, далеко не всегда приводит к действительно продуктивным результатам [3].

Анализ рассмотренных стратегий показывает, что создание кластеров в системе профессионального образования не является процессом, который проходит одинаково эффективно для всех сегментов образовательного пространства (как это происходит и с кластерами в других отраслях]. Он предполагает учет стратегий регионального развития, стратегии государственно-частного партнерства, развития кадрового потенциала и специфических преимуществ данного вида кластера.

Выделение стратегий региональной политики поддержки кластеров обусловлено особой ролью научных и образовательных учреждений в процессе их формирования и развития. Автор концепции «тройной спирали»

профессор Стэндфордского университета Генри Ицковица [2] утверждает, что «пространство знаний», сегодня представляемое научно-образовательной системой региона, обеспечивает интеграцию деятельности государства, бизнеса и научного сообщества и становится важным фактором социально-экономического развития территории и повышения качества жизни ее населения. Основной проблемой является то, что в нашей стране не налажено трехстороннее взаимодействие региональных властей, кластеров и научно-образовательных учреждений.

Другой важнейший фактор развития кластеров - их финансовая поддержка, состоящая в предоставлении предприятиям и организациям регионального кластера на конкурсной основе субсидий за счет средств регионального бюджета. Еще одним источником средств может стать софинансирование проектов, реализуемых предприятиями и организациями кластера, способствующих развитию экономики и социальной сферы региона. Указанные мероприятия реализуются в рамках постановления Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские] хозяйства».

Реализация указанных стратегий в сочетании с вышеперечисленными факторами формирует новое направление - региональную политику, направленную на стимулирование интеграции региональных образовательно-производственных кластеров с научно-образовательной системой региона.

Имеющийся позитивный опыт реализации данных стратегий позволяет и далее развивать это инновационное направление. Такое развитие способствует модернизации российского образования и имеет безусловный социально-экономический эффект в целом.

Литература

1. Выступление Директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России А. Е. Шадрина на совещании по вопросам проведения конкурсного отбора программ развития инновационных территориальных кластеров 29 марта 2012 г. // Министерство экономического развития РФ : [официальный сайт]. - URL: http://www. economy.gov.ru/

2. Ицкович Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии : пер. с англ. / под ред. А. Ф. Уварова. - Томск : Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.

3. Куценко Е. С. Основы кластерной политики государства // Официальный сайт Подкомитета по развитию субконтракции и кластерных технологий Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ. - URL: http://promcluster.ru/

4. Колошин А. Б. Реализация государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг.: Формирование инновационно-образовательных кластеров. Основные организационные подходы : материалы Департамента образования города Москвы.

5. Моштаков А. А. Кластерный подход к формированию профессиональной компетентности преподавателей учреждения среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Великий Новгород, 2014.

6. Сорокина Н. Ю., Бабкин П. С. Организация взаимодействия региональных кластеров и научно-образовательной системы региона // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 6-13.

7. Ткач Н. Ф., Шишов С. В. Стратегическое управление в образовании. - Мурманск ; Хельсинки : НИЦ «ПИЦ «Пазори», 2000. - 352 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.