Научная статья на тему 'Теория и методы кластерного подхода в аспекте разработки электронной образовательной среды'

Теория и методы кластерного подхода в аспекте разработки электронной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СОЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / CLUSTER APPROACH / CLUSTER ANALYSIS / CLUSTER MODEL / EDUCATIONAL CLUSTER / SOCIAL EDUCATIONAL NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич

В статье рассматриваются теория и методы кластерного подхода в аспекте разработки электронной системы сетевого взаимодействия образовательных организаций социальной образовательной сети. Раскрываются основные положения кластерного подхода к изучению экономических и образовательных систем общее понятие кластера, особенности кластерных моделей в экономике и образовании, характеристики взаимодействия организаций в условиях кластера. Делается вывод о том, что кластерный подход представляет собой совокупность способов и методов решения научных и практических задач на основе выделения в изучаемом объекте кластерной структуры, предполагающей разделение элементов на однородные группы. Критериями однородности могут выступать схожесть характеристик, а также общность деятельности. Обосновывается, что управление кластерной структурой и ее развитие реализуется через систему неформальных центров (ядро кластера), а кластерный подход позволяет изучать и конструировать сетевые системы со многими центрами управления. На основе указанных результатов формулируются требования к построению кластерной модели социальной образовательной сети как системы со многими центрами управления, добровольностью, взаимовыгодностью и открытостью участия. При этом техническая реализация системы должна предполагать наличие инструментов разграничения пространства взаимодействия участников социальной образовательной сети, относящихся к разным центрам кластера, а также средств объединения разрозненных участников в единые кластеры. Кластерная структура социальной образовательной сети позволит реализовать ресурсы для школ с различным уровнем информатизации, а в совокупности с социальным характером партнерства и условия целенаправленного развития школ в условиях информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND METHODS OF CLUSTER APPROACH IN ASPECT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT

The article deals with the theory and methods of the cluster approach in the aspect of elaboration of the electronic system of network collaboration of educational institutions social educational networking service. It represents the basic ideas of the cluster approach to studying the economic and educational systems the general notion of cluster, features of cluster models in economics and education, features of collaboration of organizations in the conditions of cluster. The conclusion is made that the cluster approach is the unity of ways and methods to solve the scientific and practical tasks based on the cluster structure in the object under consideration, which presupposes dividing the elements into similar groups. The criteria of similarity are equal characteristics, as well as solidarity of actions. It is proved that management of the cluster structure and its development is implemented through the system of informal centers (cluster nuclear), and the cluster approach allows studying and constructing networking systems with many administrative centers. Based on these results the requirements to the cluster model of the social educational system as the system with many administrative centers, voluntary nature, mutual benefit and openness for participation are determined. The technical implementation of the system must presuppose the instruments of space differentiation for the participants of the social educational networking service relating to various cluster centers, as well as the means to unite the participants into united clusters. The cluster structure of the social educational network is going to let the school with various level of informatization implement the resources, and together with the social nature of partnership the conditions for purposeful development of schools in the process of informatization

Текст научной работы на тему «Теория и методы кластерного подхода в аспекте разработки электронной образовательной среды»

УДК 303.01, ББК 65в6 О А.Н. Сергеев

А.Н. Сергеев

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В АСПЕКТЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются теория и методы кластерного подхода в аспекте разработки электронной системы сетевого взаимодействия образовательных организаций - социальной образовательной сети. Раскрываются основные положения кластерного подхода к изучению экономических и образовательных систем - общее понятие кластера, особенности кластерных моделей в экономике и образовании, характеристики взаимодействия организаций в условиях кластера. Делается вывод о том, что кластерный подход представляет собой совокупность способов и методов решения научных и практических задач на основе выделения в изучаемом объекте кластерной структуры, предполагающей разделение элементов на однородные группы. Критериями однородности могут выступать схожесть характеристик, а также общность деятельности. Обосновывается, что управление кластерной структурой и ее развитие реализуется через систему неформальных центров (ядро кластера), а кластерный подход позволяет изучать и конструировать сетевые системы со многими центрами управления. На основе указанных результатов формулируются требования к построению кластерной модели социальной образовательной сети как системы со многими центрами управления, добровольностью, взаимовыгодностью и открытостью участия. При этом техническая реализация системы должна предполагать наличие инструментов разграничения пространства взаимодействия участников социальной образовательной сети, относящихся к разным центрам кластера, а также средств объединения разрозненных участников в единые кластеры. Кластерная структура социальной образовательной сети позволит реализовать ресурсы для школ с различным уровнем информатизации, а в совокупности с социальным характером партнерства - и условия целенаправленного развития школ в условиях информатизации.

Ключевые слова: кластерный подход, кластерный анализ, кластерная модель, образовательный кластер, социальная образовательная сеть.

■ современной науке происходит г^С постоянный поиск методологической И базы, методов и подходов, позволяющих адекватно описать изучаемые явления и объекты, получить достоверные и обоснованные научные результаты. В науках, нацеленных на практическое решение технических и социальных проблем в последние десятилетияопределенное признание получил кластерный подход, позволяющий вести анализ, а также строить модели различных объектов, состоящих из групп каких-либо взаимосвязанных элементов. В данной статье анализируется теоретическая база кластерного подхода, выбранного нами в качестве одного из оснований разработки концепции социальной образовательной сети.

В общенаучном понимании кластер - это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Как указывает К.Ю. Кулаков, понятие кластера впервые было определено в статистике, где существуют потребности выделения из общего множества, изучения и описания совокупностей однородных элементов [7]. Многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы, получила название кластерного анализа [8].

По мнению К.Ю. Кулакова кластерный анализ является одним из аспектов системного анализа, его

эффективное применение возможно только при соблюдении принципов системного подхода [7]. В рамках кластерного анализа решаются задачи классификации, исследования концептуальных схем группирования объектов, постановки и проверки гипотез. Этапами кластерного анализа при этом являются: 1) отбор выборки для кластеризации; 2) определение множества переменных, по которым будут оцениваться объекты в выборке; 3) вычисление значений той или иной меры сходства между объектами; 4) применение метода кластерного анализа для создания групп сходных объектов; 5) проверка достоверности результатов кластерного решения [3].

Кластерный анализ находит свое применение в социологии, психологии, филологии, биологии, химии, медицине и многих других науках. В аспекте информатизации образования глубокую проработку данный подход получил в работах А.Ю. Уварова, который обосновал кластерный характер модели, определяющей пространство возможных состояний общеобразовательных школ в процессе их преобразований в условиях информатизации [14].

Кластерная модель, согласно А.Ю. Уварову, опирается на представление о том, что каждое образовательное учреждение в процессе информатизации последовательно переходит из одного состояния в другое. В кластерной модели состояние информатизации школы представляется как точка в соответствующем пространстве, а похожие школы - как сгущения точек в определенной части этого пространства. При этом к набору

факторов, используемых в качестве параметров информатизации школы, позволяющих объединять школы в единые структуры, относятся: 1) использование вариативных форм учебной работы, поддержанных средствами ИКТ; 2) развитие цифровой образовательной среды школы; 3) организационное обеспечение процессов

информатизации школы; 4) доступность аппаратных средств; 5) использование ИКТ для решения задач управления школой; 6) педагогическая ИКТ-компетентность работников школы; 7) использование Интернета в учебной работе [15].

А.Ю. Уваровым обосновано, что в пространстве информатизации школы существуют группы близких друг другу состояний. Образовательные учреждения, которые находятся в этих состояниях, решают схожие задачи. При этом процесс информатизации развивается в школах неравномерно, поэтому в реальности наблюдаются все устойчивые состояния информатизации школы из множества возможных, а пространство информатизации российской школы имеет кластерную структуру. При этом а пространстве информатизации существуют и устойчивые (типичные) переходы, которые отражают характерные для многих школ направления преобразований в условиях информатизации образования [14].

С иных позиций кластерный подход раскрывается в рамках различных экономических теорий, также нашедших свое продолжение в образовании. Основу теорий кластерного развития экономики заложил М. Портер, занимавшийся исследованием проблем конкурентоспособности [10, 11].Согласно М. Портеру, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [11].

Кластерный подход, разработанный М. Портером,был применен к решению широкого круга исследовательских и практических задач.Как указывает A.B. Сапунов, этот подход стал применяться:

- при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

- как основа общегосударственной промышленной политики;

- при разработке программ регионального развития;

- как основа стимулирования инновационной деятельности;

- как основа взаимодействия большого и малого бизнеса [12].

Е.Г. Егоров и И.Е. Егорова отмечают, что в экономике понятие «кластер» является сложным и разнообразным, так как кластеры возникают в различных экономических системах, их рождение или создание - это многофакторный и

многостадийный сложный процесс.

Кластерныйподход в этом случае определяется как совокупность методологических и методических положений, способов и механизмов, с помощью которых обеспечивается формирование и развитие экономических кластеров, характеризующихся сравнительно высокой устойчивостью,

эффективностью и конкурентоспособностью на региональном, национальном и мировом рынках [6].

Различные исследователи, обращаясь к кластерному подходу для изучения и моделирования экономических систем, отмечают многие преимущества, которые возникают в случае кластерного метода управления экономикой. Так, среди аргументов в пользу кластерного подхода указываются эффективное обеспечение

функционирования межотраслевых связей; распространение технологий, навыков и информации; минимизация затрат на внедрение инноваций; возможность эффективного обмена идеями между специалистами [12, 13].

Особым образом исследователи отмечают синергический эффект кластерных экономических моделей, заключающийся в том, что суммирующий эффект элементов кластера существенно превосходит эффект каждого отдельного элемента в виде их простой суммы. Так, Т.Н. Сюсина, изучая организацию инновационной деятельности на основе кластерного подхода, пишет, что формирование конкурентоспособных преимуществ экономического кластера достигается за счет суммирования уникальных факторов производства, расположенных в пределах определенной территории. Значимость этих ресурсов как некоего целого, должна превышать сумму всех составных частей [13].

По мнению С.А. Щанкина, синергетический эффект определяется как результат деятельности кластера относительно суммы результатов его составляющих. Он возникает за счет объединения ресурсов и деятельности (объединение научно-исследовательских разработок, закупок,

производства, маркетинговых программ и др.), использования достижений в отдельных субъектах кластера другими предприятиями группы, использования знаний схожих отраслей, общего имиджа [20].

Идеи кластерного подхода предполагают, что элементами кластера могут быть разнородные структуры, взаимодополняющие друг друга. Применительно к экономическим кластерам - это большие и малые фирмы, поставщики, научно-исследовательские центры и другие организации, характеризующиеся общностью деятельности. Вместе с тем многие авторы указывают на то, что ключевые позиции в кластере занимает организация-лидер, которая определяет долговременную стратегию всей экономической системы, включающую хозяйственную, инновационную и иные составляющие [4, 16].По мнению P.A. Джумаева организации-лидеры образуют ядро

кластера. При этом, если таких организаций в кластере несколько, то в случае схожести производственных технологий между ними сохраняются конкурентные отношения [5].

Идеи кластерного подхода в экономике были перенесены на систему образования. Так, A.A. Моштаковпишет, что организационная структура образовательного кластера

предусматривает концентрацию и объединение образовательных, опытно-экспериментальных и производственных компонентов кластера. По его мнению, кластерный подход в системе формирования профессиональной компетентности основан на конструировании взаимодействия нового типа: между образовательным учреждением, учебно-

производственным и опытно-экспериментальным предприятиями и работодателями [9].Данный аспект разработки образовательных кластеров согласуется и с экономическими теориями, где в структуре производственных кластеров рассматриваются научно-исследовательские и образовательные организации.

Глубокая проработка теории обучения в условиях образовательного кластера была проведена коллективом ученых Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.Кластерный подход в рамках данного исследования рассматривается в аспекте создания системы образования, которая способна создать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления инновационных преобразований в экономике и социальной сфере регионов. Согласно идеям коллектива ученых, главной целью университета должно стать формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентноспособной продукции. Эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности студентов в специально развитой инфраструктуре [21].

Развивая идею подготовки специалистов в условиях образовательного кластера, М.С. Чванова, П.В. Малышева, И.А. Киселева рассматривают кластерный подход с позиций реализации совместных проектов образовательных учреждений (вуза, школы, колледжа) с различными предприятиями и организациями региона. При этом механизмом реализации кластерного подхода в проектной деятельности, по их мнению, является социальное партнерство. Такое партнерство инициирует сама система образования, оно является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования [17].В общем контексте под социальным партнерством понимают совместную, коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и

разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам [1].

По мнению М.С. Чвановой, Н.В. Малышевой и И.А. Киселевой, в образовательной сфере социальное партнерство способно обеспечить интеграцию образовательных учреждений различных типов и уровней, преподавателей, студентов, школьников, родителей, научных организаций с интересами различных общественных слоев и социальных групп. При этом социальное партнерство позволяет не только аккумулировать ресурсы общества ради решения проектных задач, но и дает возможность каждому из партнеров получить импульс, направленный на свое собственное развитие [17].

Важной особенностью образовательных кластеров является то, что линейность соподчиненности различных этажей иерархии системы образования заменяется формированием неформальных центров, консолидирующих различные образовательные структуры, независимо от их организационно-правовой формы и схемы финансирования, в единый организм, связанный общностью целей и сбалансированной реализацией интересов каждого [18]. При этом принципами, лежащими в основе отношений партнерства, являются: 1) взаимовыгодность; 2) добровольность; 3) открытость (открытость информации об условиях взаимодействия, а также возможность каждому желающему присоединиться к совместной деятельности); 4) законность (установление общеобязательных правил, ясное представление о взаимной ответственности); 5) множественность технологий [2].

Таким образом, кластерный подход - это совокупность способов и методов решения научных и практических задач на основе выделения в изучаемом объекте кластерной структуры, предполагающей разделение всех элементов объекта на однородные группы. Критериями однородности могут выступать схожесть характеристик (кластерный анализ), а также общность деятельности (построение кластерных моделей). Кластерный анализ позволяет изучать сложные многомерные структуры, содержащие множество схожих и различающихся объектов. Кластерные модели раскрывают систему взаимодействия разнообразных организаций, действующих в определенной сфере и взаимно дополняющих друг друга. Как правило, такие организации характеризуются своей географической концентрацией, специализацией, множественностью и разнообразием, кооперацией и конкуренцией.

Важным аспектом реализации кластерных моделей является то, что управление кластерной структурой и ее развитие реализуется через систему неформальных центров - организаций-лидеров, образующих ядро кластера. Кластерный подход, таким образом, позволяет изучать и конструировать сетевые системы со многими центрами управления. Такие центры, объединяя ресурсы и координируя деятельность непосредственно связанных с ними

организаций, сами находятся в открытом сетевом взаимодействии, позволяют эффективно решать задачи обеспечения долговременных связей, распространения передовых идей и технологий.

Планируя разработку электронной системы, обеспечивающей сетевое взаимодействие и информационную поддержку образовательных учреждений, можно утверждать, что такая система (социальная образовательная сеть) должна иметь кластерную структуру, адекватную характеру деятельности партнерских образовательных организаций. Кластерный характер системы взаимодействия образовательных учреждений должен предполагать добровольность,

взаимовыгодность и открытость участия. Он обеспечит устойчивость создаваемой системы, эффективный обмен информацией между участниками кластера, минимизацию затрат, получение более высокого результата за счет синергического эффекта.

При этом социальная образовательная сеть, имеющая кластерную структуру, должна создаваться как сеть со многими центрами управления. Техническая реализация социальной образовательной

сети должна предполагать наличие инструментов разграничения пространства взаимодействия участников социальной образовательной сети, относящихся к разным центрам кластера, а также средств объединения разрозненных участников в единые кластеры.

Социальный характер партнерства участников социальной образовательной сети позволяет вести речь не только об объединении ресурсов для создания электронных материалов, но и о развитии самих образовательных учреждений - участников сети. Учитывая кластерный характер пространства информатизации школ, кластерная структура социальной образовательной сети позволит реализовать ресурсы для школ с различным уровнем информатизации, а также создать условия целенаправленного преобразования школ в условиях информатизации образования.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-47-340969 «Разработка концепции социальной образовательной сети малокомплектных сельских школ на основе кластерного подхода».

Библиографический список

1. Авво, Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.-96 с.

2. Болуж, Е.В. Общественно-активная школа: опыт построения социального партнерства[Текст] / Е.В. Болуж, И.В. Валюшицкая, Е.Ю. Фомина, Е.М. Шайхутдинов.- Красноярск, 2005. - 108 с.

3. Бритвихин, В.А. Использование кластерного анализа для типологизации признаков [Текст] /

B.А. Бритвихин, Ф.А. Красина, С.Н. Симонцев// Социологические исследования. - 1994. - № 2. - С. 100-105.

4. Бурмистрова, A.A. Использование кластерного подхода в решении проблем развития сельских территорий [Текст] / A.A. Бурмистрова, И.С. Кондрашова, Н.К. Родионова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 2 (48). - С. 39^14.

5. Джумаева, P.A. Использование кластерного подхода для решения задач модернизации региональной экономики на примере республики Татарстан[Текст] / P.A. Джумаева// Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. -2011.-№1.-С. 56-59.

6. Егоров, Е.Г. О кластерном подходе к развитию экономики [Текст] / Е.Г. Егоров, И.Е. Егорова // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 5. - С. 10-16.

7. Кулаков, К.Ю. Методологические проблемы применения кластерного анализа в экспертизе и управлении недвижимостью [Текст] / К.Ю. Кулаков //Недвижимость: экономика, управление. - 2008. - №2-3. -

C. 16-19.

8. Мандель, И.Д. Кластерный анализ [Текст] / И. Д. Мандель. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 176 с.

9. Моштаков, A.A. Формирование профессиональной компетентности преподавателей колледжа на основе кластерного подхода [Текст] / А. А. Моштаков// Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 132-135.

10. Портер, М. Конкурентные преимущества наций[Текст] / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

11. Портер, М. Конкуренция[Текст] / М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. - 608 с.

12. Сапунов, A.B. Обоснование использования кластерного подхода в управлении развитием региональных социально-экономических систем [Текст] / А. В. Сапунов // Новые технологии. - 2006. - № 1. -С. 107-109.

13. Сюсина, Т.Н. Организация инновационной деятельности на основе кластерного подхода [Текст] / Т.Н. Сюсина // Транспортное дело России. - 2011. - № 12. - С. 225-227.

14. Уваров, А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования [Текст] / А. Ю. Уваров. - М.: МИОО, 2008. - 380 с.

15. Уваров, А.Ю. Моделирование развития школы в условиях информатизации образования [Текст] / А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2007. - №2. - С. 41-51.

16. Ферова, И.С. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия [Текст] / И.С. Ферова// Экономические проблемы и решения. - 2004. - № 2. - С. 52-64.

17. Чванова, М.С. Применение механизмов социального партнерства для реализации кластерного подхода в проектной деятельности студентов и школьников [Текст] / М.С. Чванова, Н.В. Малышева, И.А. Киселева // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 1-2 (23-24). - С. 374-376.

18. Чванова, М.С. Проектная деятельность студентов и школьников на основе кластерного подхода [Текст] / М.С. Чванова, Н.В. Малышева, И. А. Киселева, В. М. Передков, А. В. Самохвалов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 9 (77). - С. 240-253.

19. Черников, Е.А. Использование кластерного подхода при реализации региональной политики [Текст] / Е.А. Черников // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 1 (136). - С. 37.

20. Щанкин, С.А. Региональная политика развития инновационных кластеров как инструмент реализации инновационной стратегии России [Текст] / С.А. Щанкин// Региональная экономика: теория и практика. - 2012. -№ 11.-С. 12-14.

21. Юрьев, В. М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера [Текст] / В.М. Юрьев, М.С. Чванова, В.М. Передков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарныенауки. - 2007. - № 5 (49). - С. 7-12.

References

1. Avvo В. V. Sotsial'noe partnerstvo v usloviyakh profil'nogo obucheniya: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya administratsii i uchiteley obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Social Partnership in the conditions of profile training]. SPb.: KARO, 2005. 96 p.

2. Boluzh E. V., Valyushitskaya I. V., Fomina E. Yu., Shaykhutdinov E. M. Obshchestvenno-a.ktivna.ya. shkola: opyt postroeniya. sotsial'nogo partnerstva [Community schools: the experience of building social partnership]. Krasnoyarsk, 2005. 108 p.

3. Britvikhin V. A. Ispol'zovanie klasternogo analiza dlya tipologizatsii priznakov [The use of cluster analysis for the typology of signs] // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1994. № 2. P. 100-105.

4. Burmistrova A. A., Kondrashova I. S., Rodionova N. K. Ispol'zovanie klasternogo podkhoda. v reshenii problem razvitiya. sel'skikh territoriy [Using the cluster approach in solving the problems of rural areas development] // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2013. №2 (48). P. 39-44.

5. Dzhumaeva R. A. Ispol'zovanie klasternogo podkhoda dlya resheniya zadach modernizatsii regional'noy ekonomiki na. primere respubliki Tatarstan [The use of the cluster approach to address the problems of modernization of the regional economy on the example of the Republic of Tatarstan] // Vestnik IzhGTU im. M. T. Kalashnikova. 2011. № 1. P. 56-59.

6. Egorov E. G., Egorova I. E. O klasternom podkhode k razvitiyu ekonomiki [On the cluster approach to economic development] // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2013. № 5. P. 10-16.

7. Kulakov K. Yu. Metodologicheskie problemy primeneniya klasternogo analiza v ekspertize i upravlenii nedvizhimost'yu [Methodological problems in the application of cluster analysis in the examination and management of real estate] //Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie. 2008. №2-3. P. 16-19.

8. Mandel I. D. Klasternyy analiz [Cluster analysis]. M.: Finansy i statistika, 1988. 176 p.

9. Moshtakov A. A. Formirovanie professional'noy kompetentnosti prepodavateley kolledzha na osnove klasternogo podkhoda. [Formation of professional competence of teachers of college on the basis of cluster approach] // Chelovek i obrazovanie. 2013. № 2 (35). P. 132-135.

10. Porter M. Konkurentnyepreimushchestva. natsiy [Competitive Advantage of Nations]. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993. 896 p.

11. Porter M. Konkurentsiya. [Competition]. M.: Vilyams, 2005. 608 p.

12. Sapunov A. V. Obosnovanie ispol'zovaniya klasternogo podkhoda v upravlenii razvitiem regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem [Rationale for the use of the cluster approach in the management of the development of regional socio-economic systems] //Novye tekhnologii. 2006. № 1. P. 107-109.

13. Syusina T. N. Organizatsiya innovatsionnoy deyatel'nosti na osnove klasternogo podkhoda [Organization of innovative activity on the basis of cluster approach] // Transportnoe delo Rossii. 2011. № 12. P. 225-227.

14. Uvarov A. Yu. Klasternaya model'preobrazovaniy shkoly v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [Cluster model of school reform in the education informatization conditions]. M.: MIOO, 2008. 380 p.

15. Uvarov A. Yu. Modelirovanie razvitiya shkoly v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [Simulation of school development in the conditions of informatization of education] 11 Informatika i obrazovanie. 2007. №2. P. 4151.

16. Ferova I. S. Klasternye printsipy organizatsii proizvodstvennogo vzaimodeystviya [Cluster principles of industrial cooperation] // Ekonomicheskie problemy i resheniya. 2004. № 2. P. 52-64.

17. Chvanova M. S., Malysheva N. V., Kiseleva I. A. Primenenie mekhanizmov sotsial'nogo partnerstva dlya realizatsii klasternogo podkhoda v proektnoy deyatel'nosti studentov i shkol'nikov [The use of social partnership

mechanisms for the implementation of the cluster approach in the design activity of students and pupils] // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2011. № 1-2 (23-24). P. 374-376.

18. Chvanova M. S., Malysheva N. V., Kiseleva I. A., Peredkov V. M., Samokhvalov A. V. Proektnaya deyatel'nost' studentov i shkol'nikov na osnove klasternogo podkhoda [Project activities of students and pupils on the basis of cluster approach] 11 Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2009. № 9 (77). P. 240253.

19. Chernikov E. A. Ispol'zovanie klasternogo podkhoda pri realizatsii regional'noy politiki [Using the cluster approach in the implementation of regional policy] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2010. № 1 (136). P. 37.

20. Shchankin S. A. Regional'naya politika razvitiya innovatsionnykh klasterov kak instrument realizatsii innovatsionnoy strategii Rossii [The regional policy development of innovation clusters as an instrument of Russian innovation strategy University of VM as a center of innovation and educational cluster] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2012. № 11. P. 12-14.

21. Yur'ev V. M., Chvanova M. S., Peredkov V. M. Universitet kak tsentr innovatsionno-obrazovatel'nogo klastera [University as a center of innovation and educational cluster] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2007. № 5 (49). P. 7-12.

THEORY AND METHODS OF CLUSTER APPROACH IN ASPECT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL

ENVIRONMENT DEVELOPMENT

Alexey N. Sergeev,

professor, Volgograd State Socio-Pedagogical University

Abstract. The article deals with the theory and methods of the cluster approach in the aspect of elaboration of the electronic system of network collaboration of educational institutions - social educational networking service. It represents the basic ideas of the cluster approach to studying the economic and educational systems - the general notion of cluster, features of cluster models in economics and education, features of collaboration of organizations in the conditions of cluster. The conclusion is made that the cluster approach is the unity of ways and methods to solve the scientific and practical tasks based on the cluster structure in the object under consideration, which presupposes dividing the elements into similar groups. The criteria of similarity are equal characteristics, as well as solidarity of actions. It is proved that management of the cluster structure and its development is implemented through the system of informal centers (cluster nuclear), and the cluster approach allows studying and constructing networking systems with many administrative centers. Based on these results the requirements to the cluster model of the social educational system as the system with many administrative centers, voluntary nature, mutual benefit and openness for participation are determined. The technical implementation of the system must presuppose the instruments of space differentiation for the participants of the social educational networking service relating to various cluster centers, as well as the means to unite the participants into united clusters. The cluster structure of the social educational network is going to let the school with various level of informatization implement the resources, and together with the social nature of partnership - the conditions for purposeful development of schools in the process of informatization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: cluster approach, cluster analysis, cluster model, educational cluster, social educational network.

Сведения об авторе:

Сергеев Алексей Николаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и методики преподавания информатики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д.27.), e-mail: alexey-sergeev@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 14.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.