А. А. Моштаков
(Санкт-Петербург)
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
В статье показано, что тенденции развития современной экономики в быстро меняющихся рыночных условиях выявили проблему поиска инновационных кластерных подходов и механизмов управления образованием для обеспечения высокого качества образовательных услуг.
Социально-экономические преобразования обусловили радикальное изменение горизонтальных и вертикальных связей, существовавших традиционно в образовательной системе, организацию инновационных форм её функционирования, развитие рынка образовательных услуг. Речь идёт о создании качественно иной образовательной парадигмы. В решении проблем образования сегодня заинтересованы многие, однако пока ещё не существует механизмов, которые позволили бы объединить потенциал, идеи, возможности всех заинтересованных сторон. Взаимодействие образовательных, управленческих, научных, общественных и бизнес-структур может привести к эффективному и оптимальному решению проблем в образовании. Для организации такого взаимодействия целесообразно использовать кластерный подход к развитию образования.
В настоящее время решение большинства экономических и социальных проблем переходит на уровень субъектов федерации, в которых формируется и воспроизводится ресурсный потенциал государства. Ответственность за комплексное социально-экономическое развитие территорий, развитие производственно-образовательных кластеров и достижение их эффективной структуры лежит на региональных органах управления.
Общие тенденции мировой экономики свидетельствуют, что инновации и знания становятся главными факторами, определяющими конкурентоспособность региона. Кластеризация - это не только формальное объединение ресурсов различных субъектов, но и нахождение форм их органичного взаимодействия для достижения обозначенных задач.
В ряде исследований рассмотрены отдельные стороны применения кластерного подхода в образовании. Это касается развития по-
знавательного интереса обучающихся на основе кластерного подхода (И. А. Киселёва], организации проектной и исследовательской деятельности в условиях кластера (Н. В. Малышева], управления качеством общего и дополнительного образования региона на основе кластерного подхода (М. В. Горемыко).
Анализ позволил выявить социально-образовательный потенциал применения кластерного подхода в образовании, выражающийся в повышении компетентности субъектов профессиональной подготовки специалистов (Е. А. Афонина], интеграции ресурсов и образовательных результатов (В. А. Горяй-нов], расширении социального и профессионального партнёрства (О. Е. Яворский], оптимизации управления и его соответствия общим целям (Н. В. Екимова].
Анализируя литературу, посвящённую вопросам интеграции, проблемам кластеризации, мы столкнулись с трудностями различного характера. К примеру, большинство авторов не придаёт значения такому важному свойству кластера, как его специфичность, которая проявляется в том, что объединение фирм и организаций в кластеры позволяет каждому из участников получать выгоды от эффекта синергии, который возникает в процессе объединения усилий участников этой агломерации, взаимного обмена опытом, знаниями и компетенциями. Специфичность кластера обусловлена характером взаимодействия между субъектами. Каждый кластер уникален, абсолютно идентичных не существует. В каждом кластере особый или специфичный набор участников, который объясняется внешними условиями и внутренними особенностями. Свободный обмен информацией и диссеминация инноваций по каналам кластера ведут к диверсификации социальной среды взаимодействия, освоению новых
путей достижения успеха в конкурентной борьбе и обусловливают новые возможности, которые немыслимы для отдельно работающих организаций.
В Западной Европе кластерные проекты, которые обеспечивают рост взаимодействия предприятий разного профиля и разных образовательных организаций относят к элементам инфраструктуры прикладных исследований, направленных на содействие инновациям.
Основоположником концепции кластеров является М. Портер, который в своих трудах (The Competitive Advantage of Nations, 1990; On Competition, 1998) раскрывает прямую зависимость между кластерным партнерством и конкурентоспособностью предприятий и промышленных отраслей. При этом кластер определяется как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».
Однако следует отметить, что в настоящее время в науке нет однозначного и строгого определения кластера, что связано со становящимся характером теории и неполнотой концепции М. Портера. Можно выделить три наиболее широко известных определения кластера.
К кластерам первого вида можно отнести территориально (регионально) ограниченные формы активности (экономической, социальной и т.д.), действующие внутри определенных секторов (технологических, атомной энергетики и т.п.). Как правило, кластеры данного вида привязаны к учреждениям, близким по индустрии знаний (научно-исследовательские институты, университетам). Региональный кластер можно определить как пространственную агломерацию схожей и связанной экономической деятельности, формирующей базу среды территории, способствующей перетеканию и интеграции знаний и стимулирующей многообразные формы адаптации и обучения. В кластеры такого вида входят малые и средние предприятия, центральный элемент успеха которых заключается в объединении социального капитала,
географической близости, меньшей зависимости фирм друг от друга (в отличие от промышленных кластеров].
Второй вид кластеров (фокусные кластеры] представляет собой вертикальные производственные цепочки, состоящие из довольно узко определенных секторов, когда ядром кластера являются смежные этапы производственного процесса. Типичной схемой кластера такого вида является цепочка «поставщик-сборщик-сбытовик-клиент». Сюда можно отнести сети, которые формируются вокруг головной фирмы.
Третий вид кластера представляет собой целые отрасли промышленности или объединение секторов (например, агропромышленный кластер]. Определим промышленный кластер как географически локализованное объединение инновационных активных субъектов с высокой мотивацией и стабильными кооперационными отношениями, образующими непрерывную цепочку получения, освоения, выпуска и реализации конкретного продукта в данном отраслевом секторе. Данный вид кластера обычно не привязан пространственно к какой-нибудь урбанизированной области. В отличие от регионального кластера, он имеет тенденцию к расширению границ, к охвату всего региона или страны.
Анализируя все известные определения кластера, можно выделить две фундаментальные характеристики этого понятия. Во-первых, промышленные предприятия в кластере связаны между собой определенными связями, которые бывают вертикальными (цепи покупок и продаж] или горизонтальными (дополнительные услуги и изделия, применение специализированных затрат, технологий или институтов и др.]. Во-вторых, кластеры географически близкие группы взаимосвязанных предприятий. Совместное местоположение предприятий способствует росту преимуществ, которые влияют на стоимость и являются результатом сетевого взаимодействия между предприятиями.
Следует отметить, что процессы образования кластеров и взаимообмен отраслей в кластере идут более активно при наличии географической концентрации. Географическая близость объединяет все разрозненные влияния детерминантов конкурентного преимущества страны в целом. Территориальная близость составляющих кластера способствует увеличению концентрации информации и
ускоряет обмен ею в кластерном пространстве. Взаимообмен информацией обеспечивает оптимизацию процессов и взаимоотношений в цепочке «производитель - потребитель». Предприятия легче получают информацию об изменении характеристик потребностей, а соответственно быстрее и адекватнее реагируют. Возрастает скорость информационных потоков и темпы диффузии инноваций в рамках всей отрасли.
Учитывая то значение, которое придается роли университета в кластере, можно выделить еще один тип кластеров - образовательный кластер.
Образовательный кластер рассматривается как система взаимодействия нового типа социального партнерства и социального диалога.
Сегодня под образовательным кластером мы понимаем совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, которые объединены по отраслевому признаку и связаны партнерскими отношениями с предприятиями данной отрасли. Отличительными чертами такого кластера считаем: формирование условий для обучения специалистов с разным уровнем профессионального образования; объединение образования, науки и производства; повышение престижа высококвалифицированных рабочих профессий.
Следует отметить, что в состав образовательного кластера (помимо предприятий и прочих элементов кластера] входят учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования.
Образовательный кластер, представляя собой инновационную форму социального партнерства, нуждается в разработке нового механизма участия региональных органов управления профессиональным образованием от процесса формирования до разработки и реализации его стратегии развития. Основной задачей образовательного кластера является повышение привлекательности взаимодействия территориальных образовательных учреждений профессионального образования и предприятий отрасли. Эта задача может быть эффективно решена путем формирования внутри кластера связей, дающих мультипликативный эффект распространению инновационных технологий конкретной отрасли в профессиональном образовании, и через повышение конкурентоспособности внутри-
кластерных учебных учреждений за счет продуктивности конкуренции в области технологий и знаний, повышения качества специализированного сервиса и телекоммуникационной инфраструктуры; роста профессиональной компетентности преподавателей.
Нами рассматривается новый специфический вид объединения - образовательно-производственный кластер, субъектами которого являются руководители учреждений СПО и структурных подразделений, преподаватели, студенты, работодатели и т. д. Они объединяют ресурсы для достижения большей эффективности и качества образовательного процесса, подготовки компетентного и конкурентоспособного специалиста.
Образовательно-производственный кластер рассматривается как совокупность взаимосвязанных учреждений образования, их структурных элементов, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями. Преимуществами этой организационной формы является координация и интеграция заинтересованных стороны для личностного и профессионального развития его субъектов.
Организация взаимодействия членов кластера на основе этих принципов реализует непрерывность и многоуровневость профессионального образования, улучшает материально-техническую базу учебных учреждений; помогает в выборе, структурировании и обновлении содержания профессионального образования с учетом запросов и потребностей всех субъектов образовательного кластера; мотивирует профессиональный рост преподавателей; повышает конкурентоспособность выпускников СПО на рынке труда с ясной перспективой карьерного роста, способствует гарантированному оплачиваемому заказу на подготовку специалистов для учреждений профессионального образования, развивает экспериментально- учебную базу.
Цели создания кластера:
- повышение качества подготовки специалистов, социально и профессионально мобильных и конкурентоспособных на рынке труда;
- обеспечение инновационного характера развития образовательной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности профессиональных учебных заведений, предприятий и организаций региона;
- интеграция образования, науки и производства;
- развитие учебной, материальной, методической и производственной базы учебных заведений научно-образовательного кластера.
Создание и развитие кластеров в сфере образования и производства дает возможность реализовать переход от количественного к новому качественному развитию, что обеспечит конкурентоспособность его субъектов в будущем, определит долгосрочную стратегию развития предприятий и региона. Образовательно-производственные кластеры предоставляют возможность для региона в целом и для производства в частности развиваться устойчиво, не по инерции.
Ограниченность ресурсов, как материальных, так и кадровых, как считают ведущие современные экономисты, приводит к тому, что эффекты от совместного использования ресурсов выше суммы эффектов от использования этих же ресурсов по отдельности (эффект синергизма]. На территории региона такие кластеры могут исполнять роль точек роста внутреннего рынка и являются определяющим фактором повышения конкурентоспособности, региональной экономики [6].
Образовательно-производственные кластеры создают интеграционные связи с целью уменьшения рисков, связанных со спецификой деятельности: сильная зависимость от внешних и внутренних условий, необходимость повышения конкурентоспособности стихийность рынка услуг.
В рамках нашей работы целесообразно введение в научный оборот понятия «региональный образовательно-производственный кластер», под которым нами понимается пространственный комплекс образовательных учреждений, предприятий, инфраструктурных организаций, функционирующих в сфере услуг и локализованных на территории региона, интегрированных с целью приращения собственных конкурентных преимуществ для достижения положительной динамики основных результирующих социально-экономических показателей развития и обеспечения комфортной среды обитания в регионе.
Формирование и развитие различных интеграционных форм образовательных услуг должно осуществляться с учетом следующих условий: возможности и способы объединения ресурсов; централизация или координация управления (в том числе отдельных функций - экономических, организационных, технологических, маркетинговых, финансовых и др.]; необходимое преобразование (реорганизация, реструктуризация] отдельных подразделений и связей между ними; развитие партнерства между участниками кластера; рост инновационного потенциала и активизация инвестиционной деятельности.
Вместе с тем отмечается, что науке управления образованием еще предстоит на основе аксиологии разработать собственную смысловую структурно-логическую систему управленческих ценностей, в частности в условиях кластера.
В конечном итоге формирование кластера как инновационной агломерации позволит более эффективно внедрять современные технологии стратегического менеджмента, менеджмента качества и бюджетирования, усилит конкурентные начала в системе отбора и подготовки кадров, будет способствовать развитию корпоративной культуры, атмосферы доверия и благожелательности. Сегодня в сфере образования, в решении его проблем требуются партнёры, сопричастные к его делам, имеющие свою точку зрения и умеющие свободно высказывать и отстаивать ее. Для этого нужны равноправие сторон, открытость, прозрачность отношений, умение вести открытый диалог.
Таким образом, развивающиеся в нашей стране интеграционные процессы, а также системная трансформация экономических и образовательных процессов увеличивают потребность в создании инновационных управленческих моделей по реализации кластерного подхода к решению региональных социально-экономических задач, к стимулированию устойчивого развития территориальных производственно-хозяйственных систем и повышению уровня жизнедеятельности населения.
Литература
1. Боуш Г. Д. Эволюционные аспекты кластеров предприятий // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1(33). - С. 160-166.
2. Дворцов В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом. -2008. - № 2. - С. 61-69.
3. Моштаков А. А. Развитие интегративных процессов при подготовке специалистов на основе образовательного кластера // Образование: ресурсы развития. (Вестник ЛОИРО). - 2013. - № 1. -С. 93-96.
4. Осипов В. А., Горобец Я. В. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур в целях инновационного развития экономики Приморского края // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2012. - № 4 (64). - С. 12-21.
5. Портер М. Международная конкуренция : Конкурент. преимущества стран : пер с англ. / предисл. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
6. Шнякина Ю. Р. Организационно-экономический механизм управления региональным сервисным кластером // Вопросы управления. - 2011. - № 15. - С. 101-107.