Научная статья на тему 'К вопросу об использовании кластерного подхода к развитию современных образовательных систем'

К вопросу об использовании кластерного подхода к развитию современных образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ВИДЫ КЛАСТЕРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / CLUSTER APPROACH / TYPES OF CLUSTERS / EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL CLUSTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моштаков Антон Анатольевич

В статье показано, что тенденции развития современной экономики в быстро меняющихся рыночных условиях выявили проблему поиска инновационных кластерных подходов и механизмов управления образованием для обеспечения высокого качества образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of using the cluster approach to development of modern educational systems

The article shows that the trend of modern economic development in rapidly changing market conditions have revealed the problem of finding innovative approaches and mechanisms of cluster management education for ensuring high quality educational services

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании кластерного подхода к развитию современных образовательных систем»

А. А. Моштаков

(Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В статье показано, что тенденции развития современной экономики в быстро меняющихся рыночных условиях выявили проблему поиска инновационных кластерных подходов и механизмов управления образованием для обеспечения высокого качества образовательных услуг.

Социально-экономические преобразования обусловили радикальное изменение горизонтальных и вертикальных связей, существовавших традиционно в образовательной системе, организацию инновационных форм её функционирования, развитие рынка образовательных услуг. Речь идёт о создании качественно иной образовательной парадигмы. В решении проблем образования сегодня заинтересованы многие, однако пока ещё не существует механизмов, которые позволили бы объединить потенциал, идеи, возможности всех заинтересованных сторон. Взаимодействие образовательных, управленческих, научных, общественных и бизнес-структур может привести к эффективному и оптимальному решению проблем в образовании. Для организации такого взаимодействия целесообразно использовать кластерный подход к развитию образования.

В настоящее время решение большинства экономических и социальных проблем переходит на уровень субъектов федерации, в которых формируется и воспроизводится ресурсный потенциал государства. Ответственность за комплексное социально-экономическое развитие территорий, развитие производственно-образовательных кластеров и достижение их эффективной структуры лежит на региональных органах управления.

Общие тенденции мировой экономики свидетельствуют, что инновации и знания становятся главными факторами, определяющими конкурентоспособность региона. Кластеризация - это не только формальное объединение ресурсов различных субъектов, но и нахождение форм их органичного взаимодействия для достижения обозначенных задач.

В ряде исследований рассмотрены отдельные стороны применения кластерного подхода в образовании. Это касается развития по-

знавательного интереса обучающихся на основе кластерного подхода (И. А. Киселёва], организации проектной и исследовательской деятельности в условиях кластера (Н. В. Малышева], управления качеством общего и дополнительного образования региона на основе кластерного подхода (М. В. Горемыко).

Анализ позволил выявить социально-образовательный потенциал применения кластерного подхода в образовании, выражающийся в повышении компетентности субъектов профессиональной подготовки специалистов (Е. А. Афонина], интеграции ресурсов и образовательных результатов (В. А. Горяй-нов], расширении социального и профессионального партнёрства (О. Е. Яворский], оптимизации управления и его соответствия общим целям (Н. В. Екимова].

Анализируя литературу, посвящённую вопросам интеграции, проблемам кластеризации, мы столкнулись с трудностями различного характера. К примеру, большинство авторов не придаёт значения такому важному свойству кластера, как его специфичность, которая проявляется в том, что объединение фирм и организаций в кластеры позволяет каждому из участников получать выгоды от эффекта синергии, который возникает в процессе объединения усилий участников этой агломерации, взаимного обмена опытом, знаниями и компетенциями. Специфичность кластера обусловлена характером взаимодействия между субъектами. Каждый кластер уникален, абсолютно идентичных не существует. В каждом кластере особый или специфичный набор участников, который объясняется внешними условиями и внутренними особенностями. Свободный обмен информацией и диссеминация инноваций по каналам кластера ведут к диверсификации социальной среды взаимодействия, освоению новых

путей достижения успеха в конкурентной борьбе и обусловливают новые возможности, которые немыслимы для отдельно работающих организаций.

В Западной Европе кластерные проекты, которые обеспечивают рост взаимодействия предприятий разного профиля и разных образовательных организаций относят к элементам инфраструктуры прикладных исследований, направленных на содействие инновациям.

Основоположником концепции кластеров является М. Портер, который в своих трудах (The Competitive Advantage of Nations, 1990; On Competition, 1998) раскрывает прямую зависимость между кластерным партнерством и конкурентоспособностью предприятий и промышленных отраслей. При этом кластер определяется как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».

Однако следует отметить, что в настоящее время в науке нет однозначного и строгого определения кластера, что связано со становящимся характером теории и неполнотой концепции М. Портера. Можно выделить три наиболее широко известных определения кластера.

К кластерам первого вида можно отнести территориально (регионально) ограниченные формы активности (экономической, социальной и т.д.), действующие внутри определенных секторов (технологических, атомной энергетики и т.п.). Как правило, кластеры данного вида привязаны к учреждениям, близким по индустрии знаний (научно-исследовательские институты, университетам). Региональный кластер можно определить как пространственную агломерацию схожей и связанной экономической деятельности, формирующей базу среды территории, способствующей перетеканию и интеграции знаний и стимулирующей многообразные формы адаптации и обучения. В кластеры такого вида входят малые и средние предприятия, центральный элемент успеха которых заключается в объединении социального капитала,

географической близости, меньшей зависимости фирм друг от друга (в отличие от промышленных кластеров].

Второй вид кластеров (фокусные кластеры] представляет собой вертикальные производственные цепочки, состоящие из довольно узко определенных секторов, когда ядром кластера являются смежные этапы производственного процесса. Типичной схемой кластера такого вида является цепочка «поставщик-сборщик-сбытовик-клиент». Сюда можно отнести сети, которые формируются вокруг головной фирмы.

Третий вид кластера представляет собой целые отрасли промышленности или объединение секторов (например, агропромышленный кластер]. Определим промышленный кластер как географически локализованное объединение инновационных активных субъектов с высокой мотивацией и стабильными кооперационными отношениями, образующими непрерывную цепочку получения, освоения, выпуска и реализации конкретного продукта в данном отраслевом секторе. Данный вид кластера обычно не привязан пространственно к какой-нибудь урбанизированной области. В отличие от регионального кластера, он имеет тенденцию к расширению границ, к охвату всего региона или страны.

Анализируя все известные определения кластера, можно выделить две фундаментальные характеристики этого понятия. Во-первых, промышленные предприятия в кластере связаны между собой определенными связями, которые бывают вертикальными (цепи покупок и продаж] или горизонтальными (дополнительные услуги и изделия, применение специализированных затрат, технологий или институтов и др.]. Во-вторых, кластеры географически близкие группы взаимосвязанных предприятий. Совместное местоположение предприятий способствует росту преимуществ, которые влияют на стоимость и являются результатом сетевого взаимодействия между предприятиями.

Следует отметить, что процессы образования кластеров и взаимообмен отраслей в кластере идут более активно при наличии географической концентрации. Географическая близость объединяет все разрозненные влияния детерминантов конкурентного преимущества страны в целом. Территориальная близость составляющих кластера способствует увеличению концентрации информации и

ускоряет обмен ею в кластерном пространстве. Взаимообмен информацией обеспечивает оптимизацию процессов и взаимоотношений в цепочке «производитель - потребитель». Предприятия легче получают информацию об изменении характеристик потребностей, а соответственно быстрее и адекватнее реагируют. Возрастает скорость информационных потоков и темпы диффузии инноваций в рамках всей отрасли.

Учитывая то значение, которое придается роли университета в кластере, можно выделить еще один тип кластеров - образовательный кластер.

Образовательный кластер рассматривается как система взаимодействия нового типа социального партнерства и социального диалога.

Сегодня под образовательным кластером мы понимаем совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, которые объединены по отраслевому признаку и связаны партнерскими отношениями с предприятиями данной отрасли. Отличительными чертами такого кластера считаем: формирование условий для обучения специалистов с разным уровнем профессионального образования; объединение образования, науки и производства; повышение престижа высококвалифицированных рабочих профессий.

Следует отметить, что в состав образовательного кластера (помимо предприятий и прочих элементов кластера] входят учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования.

Образовательный кластер, представляя собой инновационную форму социального партнерства, нуждается в разработке нового механизма участия региональных органов управления профессиональным образованием от процесса формирования до разработки и реализации его стратегии развития. Основной задачей образовательного кластера является повышение привлекательности взаимодействия территориальных образовательных учреждений профессионального образования и предприятий отрасли. Эта задача может быть эффективно решена путем формирования внутри кластера связей, дающих мультипликативный эффект распространению инновационных технологий конкретной отрасли в профессиональном образовании, и через повышение конкурентоспособности внутри-

кластерных учебных учреждений за счет продуктивности конкуренции в области технологий и знаний, повышения качества специализированного сервиса и телекоммуникационной инфраструктуры; роста профессиональной компетентности преподавателей.

Нами рассматривается новый специфический вид объединения - образовательно-производственный кластер, субъектами которого являются руководители учреждений СПО и структурных подразделений, преподаватели, студенты, работодатели и т. д. Они объединяют ресурсы для достижения большей эффективности и качества образовательного процесса, подготовки компетентного и конкурентоспособного специалиста.

Образовательно-производственный кластер рассматривается как совокупность взаимосвязанных учреждений образования, их структурных элементов, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями. Преимуществами этой организационной формы является координация и интеграция заинтересованных стороны для личностного и профессионального развития его субъектов.

Организация взаимодействия членов кластера на основе этих принципов реализует непрерывность и многоуровневость профессионального образования, улучшает материально-техническую базу учебных учреждений; помогает в выборе, структурировании и обновлении содержания профессионального образования с учетом запросов и потребностей всех субъектов образовательного кластера; мотивирует профессиональный рост преподавателей; повышает конкурентоспособность выпускников СПО на рынке труда с ясной перспективой карьерного роста, способствует гарантированному оплачиваемому заказу на подготовку специалистов для учреждений профессионального образования, развивает экспериментально- учебную базу.

Цели создания кластера:

- повышение качества подготовки специалистов, социально и профессионально мобильных и конкурентоспособных на рынке труда;

- обеспечение инновационного характера развития образовательной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности профессиональных учебных заведений, предприятий и организаций региона;

- интеграция образования, науки и производства;

- развитие учебной, материальной, методической и производственной базы учебных заведений научно-образовательного кластера.

Создание и развитие кластеров в сфере образования и производства дает возможность реализовать переход от количественного к новому качественному развитию, что обеспечит конкурентоспособность его субъектов в будущем, определит долгосрочную стратегию развития предприятий и региона. Образовательно-производственные кластеры предоставляют возможность для региона в целом и для производства в частности развиваться устойчиво, не по инерции.

Ограниченность ресурсов, как материальных, так и кадровых, как считают ведущие современные экономисты, приводит к тому, что эффекты от совместного использования ресурсов выше суммы эффектов от использования этих же ресурсов по отдельности (эффект синергизма]. На территории региона такие кластеры могут исполнять роль точек роста внутреннего рынка и являются определяющим фактором повышения конкурентоспособности, региональной экономики [6].

Образовательно-производственные кластеры создают интеграционные связи с целью уменьшения рисков, связанных со спецификой деятельности: сильная зависимость от внешних и внутренних условий, необходимость повышения конкурентоспособности стихийность рынка услуг.

В рамках нашей работы целесообразно введение в научный оборот понятия «региональный образовательно-производственный кластер», под которым нами понимается пространственный комплекс образовательных учреждений, предприятий, инфраструктурных организаций, функционирующих в сфере услуг и локализованных на территории региона, интегрированных с целью приращения собственных конкурентных преимуществ для достижения положительной динамики основных результирующих социально-экономических показателей развития и обеспечения комфортной среды обитания в регионе.

Формирование и развитие различных интеграционных форм образовательных услуг должно осуществляться с учетом следующих условий: возможности и способы объединения ресурсов; централизация или координация управления (в том числе отдельных функций - экономических, организационных, технологических, маркетинговых, финансовых и др.]; необходимое преобразование (реорганизация, реструктуризация] отдельных подразделений и связей между ними; развитие партнерства между участниками кластера; рост инновационного потенциала и активизация инвестиционной деятельности.

Вместе с тем отмечается, что науке управления образованием еще предстоит на основе аксиологии разработать собственную смысловую структурно-логическую систему управленческих ценностей, в частности в условиях кластера.

В конечном итоге формирование кластера как инновационной агломерации позволит более эффективно внедрять современные технологии стратегического менеджмента, менеджмента качества и бюджетирования, усилит конкурентные начала в системе отбора и подготовки кадров, будет способствовать развитию корпоративной культуры, атмосферы доверия и благожелательности. Сегодня в сфере образования, в решении его проблем требуются партнёры, сопричастные к его делам, имеющие свою точку зрения и умеющие свободно высказывать и отстаивать ее. Для этого нужны равноправие сторон, открытость, прозрачность отношений, умение вести открытый диалог.

Таким образом, развивающиеся в нашей стране интеграционные процессы, а также системная трансформация экономических и образовательных процессов увеличивают потребность в создании инновационных управленческих моделей по реализации кластерного подхода к решению региональных социально-экономических задач, к стимулированию устойчивого развития территориальных производственно-хозяйственных систем и повышению уровня жизнедеятельности населения.

Литература

1. Боуш Г. Д. Эволюционные аспекты кластеров предприятий // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1(33). - С. 160-166.

2. Дворцов В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом. -2008. - № 2. - С. 61-69.

3. Моштаков А. А. Развитие интегративных процессов при подготовке специалистов на основе образовательного кластера // Образование: ресурсы развития. (Вестник ЛОИРО). - 2013. - № 1. -С. 93-96.

4. Осипов В. А., Горобец Я. В. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур в целях инновационного развития экономики Приморского края // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2012. - № 4 (64). - С. 12-21.

5. Портер М. Международная конкуренция : Конкурент. преимущества стран : пер с англ. / предисл. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

6. Шнякина Ю. Р. Организационно-экономический механизм управления региональным сервисным кластером // Вопросы управления. - 2011. - № 15. - С. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.