Научная статья на тему 'Интегративные процессы как условие формирования универсальных компетенций специалиста в профессиональном образовании'

Интегративные процессы как условие формирования универсальных компетенций специалиста в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЦЕСС / INTEGRATIVE MODELS / TRAINING / VOCATIONAL EDUCATION / UNIVERSAL COMPETENCIES / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моштаков Антон Анатольевич

В статье рассматривается факт, что знание универсальных компетенций является определя-ющим фактором развития научно-технического прогресса и, соответственно, усиливает кон-солидацию потенциала образования, науки и производства на основе образовательно-производ-ственной интеграции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моштаков Антон Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES AS A CONDITION FOR DEVELOPING UNIVERSAL COMPETENCIES OF A SPECIALIST IN VOCATIONAL EDUCATION

The article considers the fact that the knowledge of universal competences is a determining factor in the development of scientific and technical progress and, accordingly, strengthens the consolidation of the potential of education, science and production on the basis of educational and production integration.

Текст научной работы на тему «Интегративные процессы как условие формирования универсальных компетенций специалиста в профессиональном образовании»

А.А. Моштаков

(Санкт-Петербург)

интегративные процессы как условие формирования универсальных компетенций специалиста в профессиональном образовании

integration processes as a condition for developing universal competencies of a specialist in vocational education

В статье рассматривается факт, что знание универсальных компетенций является определяющим фактором развития научно-технического прогресса и, соответственно, усиливает консолидацию потенциала образования, науки и производства на основе образовательно-производственной интеграции.

Ключевые слова: интегративные модели, обучение, профессиональное образование, универсальные компетенции, процесс.

The article considers the fact that the knowledge of universal competences is a determining factor in the development of scientific and technical progress and, accordingly, strengthens the consolidation of the potential of education, science and production on the basis of educational and production integration. Keywords: integrative models, training, vocational education, universal competencies, process.

В условиях современного развития социально-экономической сферы, происходящего во всех отраслях, профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров становится одним из важнейших приоритетов государственной политики. Поэтому повышение качества и эффективности профессионального образования является одной из актуальных проблем современного общества.

Потребность в совершенствовании технологий профессионального образования осознаётся как своевременное реагирование профессионального сообщества заинтересованных субъектов на высокие требования к качеству подготовки студентов, предъявляемые рынком труда, социумом, производством и работодателями. Рост количества неконкурентоспособных российских вузов и

вместе с тем наблюдающийся острый недостаток инициативных, готовых полноценно трудиться с первого рабочего дня специалистов в регионах и отраслях экономики вызвали необходимость внесения в концепцию модернизации профессионального образования новых форм и технологий подготовки рабочих кадров и дальнейшего внедрения их в практику. На удовлетворение этих требований направлены активные формы обучения, призванные ликвидировать разрыв между теоретической и практической подготовкой выпускников профессиональных образовательных организаций. В настоящее время основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности национальной экономики играют инте-гративные практикоориентированные формы и технологии подготовки конкурентоспособных специалистов.

Сложившаяся сегодня в России социально-экономическая обстановка заставляет систему профессионального образования учитывать тот факт, что именно интегративные модели обучения делают выпускника востребованным на рынке труда, открывают перед ним широкие профессиональные возможности, что, в свою очередь, повышает его конкурентоспособность на рынке труда. Важными аспектами построения современной системы профессионального образования, соответствующей развитию социума и требованиям к образованию, предъявляемым уровнем развития науки, техники и производства является широкое понимание интегра-тивного подхода. В сфере образования интеграция является ведущим показателем модернизации социокультурной деятельности общества.

Совершенствование профессионального образования является важной стратегией общества, при этом СПО призвано осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров, специалистов, обладающих профессионально значимыми личностными качествами, владеющих универсальными компетенциями (планировать и реализовы-вать собственное профессиональное и личностное развитие; использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере и т.д.).

С точки зрения практики можно рассматривать интеграцию как углубление процесса сотрудничества в сфере образования и производства на основе объединения образовательно-производственных систем для повышения качества образования в стране. В свою очередь, интеграционные процессы в самой системе современного профессионального образования подразделяются на внешние (интеграция образования, науки и производства) и внутренние (интеграция различных педагогических систем и интеграция подсистем образования внутри образовательных организаций).

Важно помнить, что дискретно-дисциплинарная модель освоения содержания обучения на протяжении продолжительного периода обеспечивала подготовку поколений квалифицированных специалистов. Однако формальная разобщенность родственных дисциплин в учебных планах, неоправданные различия в понятийно-терминологическом аппарате, недостаточное использование межпредметных связей в учебном процессе не способствуют целенаправленному формированию целостной системы знаний обучающегося, усвоению способов познания, общих для многих учебных дисциплин. При этом междис-циплинарно-интегративный характер деятельности специалистов технического профиля требует формирования у обучающихся умения интегрировать знания из различных научно-дисциплинарных областей и применять их комплексно, во взаимосвязи [2].

Интегративность рассматривается как определенный тип экономической и социальной организации со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, как особый тип обустройства всей общественной жизни. В плане управления эта форма социального взаимодействия важна, поскольку формирует договорные отношения между всеми заинтересованными субъектами. В условиях данного принципа возможно создавать разные структуры, зарабатывать на социальные нужды, финансировать науку, культуру, образование [6].

Опора на данный подход, как показали результаты проведенных мониторинговых исследований «Интеграционные процессы развития региональной системы профессионального образования, повышение эффективности взаимодействия с работодателями» [7], означает, что должно быть обеспечено выполнение ряда правил, в том числе:

> законодательное нормативное определение и регламентация используемых процедур на различных уровнях;

> цикличность, преемственность и согласованность;

> поиск приемлемого баланса полномочий и ответственности;

> формирование доверия участников социального партнерства.

Проанализируем возможные формы и технологии реализации интегратив-ного подхода в развитии системы профессионального образования.

Участие специалиста в освоении профессии в условиях дуального образования. Дуальная система позволяет совместить в обучении теоретическую и практическую подготовку. Одновременно с учебой обучающиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть обучаются сразу в двух местах: от одного до двух дней в образовательной организации, остальное время на предприятии. В образовательной организации обучающийся получает теоретические знания, изучая как специальные дисциплины по направлению своей подготовки, так и общеобразовательные (русский язык и культуру речи, иностранный язык, математику, психологию предпринимательской деятельности). Мастера на предприятии помогают ему приобрести практические навыки, обучают особенностям профессии (специальности). Программа может быть рассчитана на разные сроки обучения в зависимости от выбранных компетенций и завершается демонстрационным экзаменом, который принимает комиссия из преподавателей и представителей предприятия. Успешно пройдя экзаменационные испытания, выпускник получает документ, подтверждающий его квалификацию, дающий право выполнять свои профессиональные задачи. Наиболее перспективны принципы реализации дуальной системы образования: системности, постепенности, непрерывности, корпоративности.

Для предприятий форма дуального образования - это возможность подготовить для себя специалистов, обеспечивая их максимальное соответствие

всем своим требованиям, экономя на расходах, поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. Всё это в совокупности способствует закреплению и уменьшению рисков [4].

Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатками информации и слабой практической подготовкой. Оно не только позволяет научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. По мнению участников дуальной системы, ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение. Прежде всего это означает, что частный бизнес вкладывает средства в подготовку специалистов нужного профиля.

Примечательно, что прогноз потребностей в рабочей силе коммерческие организации составляют заранее, и свой путь к профессии выпускник такой формы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора вуза, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если соискатель успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение. Основы профессии закладываются в специально созданных для этого центрах компетенций, теоретические знания осваиваются в профессиональных образовательных организациях, практический опыт приобретается на предприятиях. Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые, помимо этого, имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности.

Сетевые взаимодействия и участие специалиста в разработке комплексных программ и их реализации. Сетевым называется устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образо-

вательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы профессионального образования, оптимизации используемых ресурсов и достижения качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям потребителей и заказчиков профессионального образования.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций может быть организовано в следующих форматах: посредством формирования единой поддерживающей инфраструктуры системы образования, в том числе информационных сервисов, используемой совместно всеми (большинством) единицами сети; путем реализации сетевых образовательных программ, в которых содержание образования осваивается обучающимися в нескольких образовательных учреждениях (не менее двух) на основе единого (сетевого) учебного плана.

Наличие общих сервисов коллективного пользования, обеспечивает реализацию отдельных (как правило, непрофильных для учебных заведений) видов деятельности.

В деятельности любой сети образовательных организаций всегда присутствуют инвариантные, то есть общие для всех единиц сети функции. К таковым можно отнести большую часть непрофильных для учебных организаций ПО функций: медицинское обслуживание обучающихся, обеспечение их куль-турно-досуговой деятельностью, в том числе использованием дорогостоящих физкультурно-спортивных и рекреационных сооружений, организация питания, повышение квалификации педагогического персонала и т.д. В рационально организованных сетях такие функции реализуются сервисными службами коллективного пользования или передаются в аутсорсинг специализированным структурам и службам [1].

Аутсорсинг (анг. outsourcing) - привлечение внешних ресурсов. Термин

обозначает ситуацию, когда организация-заказчик «нанимает» внешние специализированные организации для выполнения каких-либо работ, которые являются частью её основной деятельности. При этом заказчик только формирует задачи перед поставщиком услуг; право контроля, определения способа решения задач, ответственность за достигнутый результат ложатся на поставщика услуг аутсорсинга. Использование механизмов аутсорсинга, по оценкам специалистов, повышает экономическую эффектность сети. Системообразующим компонентом в процессе организации сетевого взаимодействия в региональной системе ПО выступает развитие консолидированных информационных сервисов образовательных организаций, которые обеспечивают их информационный обмен внутри системы и с субъектами внешней среды. Масштабы и содержание информационных потоков в сети образовательных организаций зависят от пользователей и потребителей информации.

Развитие личностно-профессиональ-ных качеств обучающегося - будущего специалиста в деятельности образовательно-производственного кластера. Кластерный подход основан на конструировании взаимодействия нового типа социального диалога и партнерства.

Кластером является структура, созданная на основе объединения и состоящая, как правило, из равноправных компонентов либо профессиональных партнеров, позволяющая сохранить функциональную работоспособность всего кластера при выходе из строя его составляющих компонентов. Одной из эффективных форм партнерских связей учреждения ПО, предприятия, экономики и профессиональных партнеров является образовательно-производственный кластер.

Под образовательным кластером понимается организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в достижении единой цели. От того, насколько согласованы и объединены

цели субъектов образовательного процесса (педагогов, студентов, родителей, профессиональных партнеров) в одну, зависит успешность стратегии в деятельности кластера.

В структуре кластера можно выделить несколько основных ключевых моментов: наличие общей цели; правовой основы совместной деятельности субъектов; механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер; оптимального механизма управления и его соответствия общим целям; управленческие и экономические основы оптимального применения кластера в процессе повышения качества профессионального образования. К ним относятся: системно-кластерный подход, технологии повышения качества образовательной подготовки специалистов, особенности дистанционного образования и др. Особенности данных аспектов являются актуальными для профессионального образования в современных социально-экономических условиях [5].

Развитие специалиста на основе социального партнерства. При постоянном совершенствовании, так же как и при радикальном проектировании, основным объектом, на который направлены изменения, являются процессы социального партнерства. Это совершенствование представляет собой поэтапную реорганизацию существующей системы управленческой деятельности с включением в неё необходимых новейших средств информационной техники. Речь идет о проектировании социотехнических систем, в которых параллельно существуют хозяйственные структуры и системы информационно-вычислительной техники, то есть о радикальном изменении организационных структур, а не просто оснащении их информационно-вычислительной техникой [6].

В отличие от радикального проектирования, при котором осуществляются фундаментальные и радикальные процессы социального партнерства и достигаются существенные результаты от 50%

и более, в постоянном совершенствовании заложен принцип постепенности, предполагающий создание планомерной и систематичной работы, основанной на идее развития субъекта самоопределения. Поэтому технологии постоянного совершенствования предлагают небольшие изменения и небольшие улучшения показателей от 5 до 20%. Это обусловливает необходимость совместной деятельности всех субъектов социального партнерства по ее реализации.

В отличие от радикального проектирования, которое представляет из себя разовый скоротечный проект, постоянное совершенствование никогда не заканчивается. Оно непрерывно и длится столько, сколько живет сама структура социального партнерства. Для его поддержания в организации должно быть создано постоянное структурное подразделение - служба постоянного совершенствования, которая в современных компаниях находит воплощение в таких отделах, как отделы организационного развития, отделы технологий, отделы мониторинга бизнес-процессов, службы качества и т.д.

Профессиональное развитие молодых профессионалов в новых условиях соревновательного движения «Ворлдскиллс». Новая философия организации подготовки специалистов. Международная некоммерческая ассоциация «Ворлдскиллс» создана в 1946 году с целью повышения статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Сейчас основной деятельностью «Ворлдскиллс» является проведение Чемпионатов профессионального мастерства в странах-членах ассоциации.

Для того чтобы оказаться в сборной РФ, студенты и выпускники профессиональных образовательных организаций должны пройти несколько отборочных этапов: на уровне образовательной организации, на уровне региона и на уровне РФ.

Эта деятельность направлена на повышение качества образования, расши-

рение доступа студентов к современным технологиям и предоставление возможности выбора профилей подготовки и специализации. Создание соревновательной среды обучения позволяет углубить процесс формирования профессиональных и универсальных компетенций будущего специалиста.

Таким образом, активные интеграционные процессы являются результатом

установления связей и взаимозависимости в таких сферах, как наука, образование, экономика, производство, они позволят эффективно формировать у будущих специалистов совокупность универсальных компетенций, которые помогут им достичь успешной реализации в современном обществе.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Архипенко М. А. Педагогическая интеграция как фактор повышения конкурентоспособности будущего специалиста в условиях обучения в высшей школе: на примере дисциплины «Иностранный язык»: дис. ... к.п.н. - Орёл: ГОУ ВПО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации», 2007. - 204 с.

3. Воробьева И.М. Опыт дуального образования как возможный путь повышения эффективности профориентации будущих абитуриентов и профессиональной подготовки студентов технических вузов // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1310-1313.

4. Материалы мониторинговых исследований в системе профессионального образования (в рамках реализации государственной программы «Современное образование Ленинградской области») / под общ. ред. В.П. Топоровского. - СПб.: ЛОИРО, 2017. - 217 с.

5. Моштаков А.А. Интеграционные системы профессионального образования // Человек и образование. - 2017. - №1. - С. 94-98.

6. Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций / отв. ред. В.М. Розин. -М. : ИФРАН, 2008. - 272 с.

7. Ковальчук О.В. Современная образовательная организация в муниципальной социальной системе: учеб. пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, методических служб. -СПб.: ЛОИРО, 2016. - 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.