Научная статья на тему 'Взаимодействие с региональным рынком труда как инновационный ориентир развития современного колледжа'

Взаимодействие с региональным рынком труда как инновационный ориентир развития современного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕДЖА / MODERN COLLEGE DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / REGIONAL LABOR MARKET / ТУРИНСКИЙ ПРОЦЕСС / TURIN PROCESS / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL TRAINING / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / CLUSTER MODEL / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / NETWORK MODEL / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / INTERACTION WITH EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермошкина Ираида Германовна, Иштерякова Татьяна Ивановна

Статья посвящена проблеме подготовки высококвалифицированных кадров в профессиональном колледже. Взаимодействие с региональным рынком труда рассматривается как инновационный ориентир развития современного колледжа и определяется авторами как интеграция действий колледжа с конкретными работодателями, функциональная координация их следствий, т.е. организованная, целенаправленная система действий колледжа и региональных работодателей. Авторы обращают внимание на конвенцию Туринский процесс, которая является вектором развития профессионального образования во всем мире. Согласно указанной конвенции рассматриваются преимущества практикоориентированной модели образования в форме дуального обучения, а также современные модели управления профессиональным образованием: сетевая модель, кластерная модель и государственно-частное партнерство. Направлением развития системы профессионального образования России, указанным в национальном докладе по Туринскому процессу, является движение WorldSkills Russia (WSR), в статье отражен региональный опыт данного движения. Приведены результаты анкетирования работодателей и партнеров колледжа, целью которого было определение стратегий взаимоотношений колледжа с региональным рынком труда. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости разработки научно-методического обоснования, разработанного для среднего профессионального образования, учитывающего современные тенденции и нововведения в вопросе сотрудничества с региональным рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермошкина Ираида Германовна, Иштерякова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH THE REGIONAL LABOR MARKET AS AN INNOVATIVE BENCHMARK FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN COLLEGE

The article is focused on the problem of training highly qualified personnel in a professional college. Interaction with the regional labor market is considered as an innovative benchmark for the development of a modern college and is defined by the authors as integration of college activities with certain employers, the functional coordination of the consequences, i.e. organized, purposeful system of actions of the college and regional employers. The authors draw attention to the Convention of the Turin Process, which defines the way vocational education is developing in the world. According to this convention, the advantages of a practical-oriented model of education in the form of dual training, as well as modern models of professional education management are considered: network model, cluster model and public-private partnership. The development of the system of professional education in Russia, as indicated in the national report on the Turin process, is defined by the movement WorldSkills Russia (WSR); the article reflects the regional experience of this movement. The results of a survey of employers and partners of the college are given, the purpose of which was to determine the strategies for the relationship between a college and regional labor market. Based on the results of the study, it was concluded that it is necessary to formulate a scientific and methodological justification developed for secondary vocational education that considers current trends and innovations in the subject of cooperation with the regional labor market.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с региональным рынком труда как инновационный ориентир развития современного колледжа»

Ермошкина Ираида Германовна, Иштерякова Татьяна Ивановна взаимодеиствие с региональным рынком труда ..

УДК 377.6

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ ТРУДА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕДЖА

© 2017

Ермошкина Ираида Германовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Техническая механика»

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет)

имени И.М.Губкина

(119415, Россия, Москва, Ленинский проспект , д.65, e-mail: ermoshkina.ig@gmail.com) Иштерякова Татьяна Ивановна, аспирант Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, дом 13, e-mail: Tanya_ishter@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки высококвалифицированных кадров в профессиональном колледже. Взаимодействие с региональным рынком труда рассматривается как инновационный ориентир развития современного колледжа и определяется авторами как интеграция действий колледжа с конкретными работодателями, функциональная координация их следствий, т.е. организованная, целенаправленная система действий колледжа и региональных работодателей. Авторы обращают внимание на конвенцию Туринский процесс, которая является вектором развития профессионального образования во всем мире. Согласно указанной конвенции рассматриваются преимущества практикоориентированной модели образования в форме дуального обучения, а также современные модели управления профессиональным образованием: сетевая модель, кластерная модель и государственно-частное партнерство. Направлением развития системы профессионального образования России, указанным в национальном докладе по Туринскому процессу, является движение WorldSkills Russia (WSR), в статье отражен региональный опыт данного движения. Приведены результаты анкетирования работодателей и партнеров колледжа, целью которого было определение стратегий взаимоотношений колледжа с региональным рынком труда. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости разработки научно-методического обоснования, разработанного для среднего профессионального образования, учитывающего современные тенденции и нововведения в вопросе сотрудничества с региональным рынком труда.

Ключевые слова: профессиональное образование, развитие современного колледжа, региональный рынок труда, Туринский процесс, дуальное обучение, государственно-частное партнерство, кластерная модель, сетевая модель, взаимодействие с работодателями.

INTERACTION WITH THE REGIONAL LABOR MARKET AS AN INNOVATIVE BENCHMARK FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN COLLEGE

© 2017

Ermoshkina Iraida Germanovna, Ph.D., Associate Professor, Department of Engineering Mechanics Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) (119415, Russia, Moscow, Leninsky Prospect, 65, e-mail: ermoshkina.ig@gmail.com) Ishterakova Tatyana Ivanovna, post-graduate student Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Avenue Pobeda, 13, e-mail: Tanya_ishter@mail.ru)

Abstract. The article is focused on the problem of training highly qualified personnel in a professional college. Interaction with the regional labor market is considered as an innovative benchmark for the development of a modern college and is defined by the authors as integration of college activities with certain employers, the functional coordination of the consequences, i.e. organized, purposeful system of actions of the college and regional employers. The authors draw attention to the Convention of the Turin Process, which defines the way vocational education is developing in the world. According to this convention, the advantages of a practical-oriented model of education in the form of dual training, as well as modern models of professional education management are considered: network model, cluster model and public-private partnership. The development of the system of professional education in Russia, as indicated in the national report on the Turin process, is defined by the movement WorldSkills Russia (WSR); the article reflects the regional experience of this movement. The results of a survey of employers and partners of the college are given, the purpose of which was to determine the strategies for the relationship between a college and regional labor market. Based on the results of the study, it was concluded that it is necessary to formulate a scientific and methodological justification developed for secondary vocational education that considers current trends and innovations in the subject of cooperation with the regional labor market.

Keywords: professional education, modern college development, regional labor market, Turin process, dual training, public-private partnership, cluster model, network model, interaction with employers.

Современная геополитическая ситуация в стране благоприятствует развитию производства, бизнеса, предпринимательства, способствует ее экономическому росту. Вместе с тем сложились определенные, непредвиденные проблемы и затруднения, сдерживающие темп развития многоотраслевого производства. Одним из остро проявившихся именно в последние годы является дефицит высококвалифицированных профессиональных кадров, способных не только адаптироваться к изменившимся условиям, но и к рынку труда, его технологическим изменениям и обновлению. Соответственно, запросы работодателей адресованы преимущественно к профессиональным образовательным организациям, обеспечивающим рынок труда квалифицированными кадрами.

Учреждения профессионального образования определяют ожидаемые ориентиры и пути своего развития таким образом, чтобы максимально учитывать как современные тенденции государственной экономики, так

и ее региональные особенности и запросы. По мнению ученых Г.В. Мухаметзяновой и Г.И. Ибрагимова среднее профессиональное образование всегда регионально ориентировано, то есть призвано решать проблемы кадрового обеспечения производства и сферы услуг конкретного региона[1].Таким образом, выстраивая взаимоотношения с рынком труда, необходимо учитывать региональную специфику и на ее основе определять возможные проблемные и перспективные ситуации, составляющие векторы развития колледжа.

Обратимся к научной трактовке основных понятий: «взаимодействие», «рынок труда», «региональный рынок труда». В философском словаре под «взаимодействием» понимается категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого [2]. В социологии «взаимодействие» - система взаимообусловленных социальных действий, связанных ци-

Ермошкина Ираида Германовна, Иштерякова Татьяна Ивановна взаимодействие с региональным рынком труда ...

клическои зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов[3]. Рынок труда понимается как сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Региональный рынок труда -это локализованный сегмент общенационального рынка труда, на котором складываются в соответствии с региональными условиями уровни спроса, предложения и равновесных цен [4].Опираясь на изложенные характеристики, взаимодействие колледжа с региональным рынком труда нам представляется как интеграция действий колледжа с конкретными работодателями, функциональная координация их следствий, т.е. организованная, целенаправленная система действий колледжа и региональных работодателей. При этом в структуре взаимодействия колледжа и рынка труда можно выделить определенные компоненты.

К проблеме взаимодействия профессионального образования и современного рынка труда, учитывая ее особую значимость, обращены взгляды социологов, экономистов, педагогов, в частности к научным исследованиям Драницыной Т.Ю., Лабунской Н.А., Панкратовой Т.Б., Старовой Н.М.,Степанова Ю.В., Копытова М.А., Кошкиной Н.Б., Шашковой С.Н. Поиск эффективных способов взаимодействия профессионального образования и рынка труда - это современная тенденция, которая характерна не только для России, она активно исследуется в мире. В частности, конкретные решения появились в последние годы в доктрине, называемой Туринским процессом. Он стал международным проектом изучения опыта профессионального образования, а инициирован был в 2009 году Европейским фондом образования. В соответствии с установленными им правилами, страны-участницы проекта предоставляют данные о состоянии профессионального образования в стране, которые форматируют круг вопросов и проблем, называемый «аналитической рамкой». Таким образом формируется обобщенная ситуация, которая демонстрирует приоритеты и стратегии предпочтительного развития профессионального образования для этих стран.

Следует особо отметить, что Туринский процесс не только практикоориентированная конвенция, он характеризуется единством принципов определяющих его реализацию. Особое внимание обращено на один из базовых принципов, который предполагает взаимодействие широкого круга участников заинтересованных сторон в качественном профессиональном образовании. Мировой опыт подтверждает высокий результат, когда профессиональные образовательные организации взаимодействуют и сотрудничают с отраслевыми ведомствами. Важно, что в Туринском процессе границы сотрудничества определяются не только в результатах, но и в выявлении проблем, их актуализации, в поиске лучших вариантов альтернативных решений. Таким образом, профессиональное образование становится частью экономического развития страны наряду с производством и бизнесом. В результате анализа основных направлений совершенствования системы подготовки кадров, соотнесенными с принципами Туринского процесса, в России на государственном и региональном уровнях разработаны комплекс мер, нормативных документов, законопроектов в совокупности определяющих политику в области профессионального образования и обучения на качественно новом уровне. Данная тенденция пронизывает деятельность конкретных профессиональных образовательных организаций на муниципальном уровне.

В национальном докладе Российской Федерации по Туринскому процессу 2016-2017 в числе наиболее существенных изменений 2015-2016г.г. годов отмечено развитие форм обучения на рабочем месте, региональных моделей практикоориентированного профессионального образования [5, с.6]. Одной из популярных моделей практикоориентированного профессионального обучения во многих странах Европейского союза считается

дуальное обучение. В 2016г. закончился эксперимент по внедрению дуального обучения в нашей стране, который проходил в 13 регионах под эгидой Агентства стратегических инициатив и Минобрнауки России. В результате появились отработанные модели практикоори-ентированного обучения и Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в нашей стране. Таким образом, учреждения профессионального образования в любом регионе страны имеют обобщенный маршрут реализации дуального обучения.

Одним из приоритетов в сфере развития профессионального образования России отмечено также продолжение деятельности всех заинтересованных сторон по внедрению и развитию механизмов государственно-частного партнерства на федеральном, региональном, институциональном уровнях [5]. Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс государства и бизнеса в целях реализации общественно значимых инвестиционных проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг [6]. К слову, 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Партнерское сотрудничество в рамках данного закона открывает новые возможности для взаимодействия профессионального образования и рынка труда, что положительно влияет на качество образования. В современных условиях государственно-частное партнерство с его широким спектром возможностей для взаимодействия может обеспечить синергию образования и производственной сферы или сферы услуг.

Отметим, что наиболее эффективно используют потенциал государственно-частного партнерства децентрализованные модели управления системой профессионального образования, к которым относятся кластерная и сетевая модели. В педагогической практике со времени создания А.И. Адамским образовательной сети «Эврика» сетевое взаимодействие образовательных учреждений становится все более популярным. Признание актуальности сетевого взаимодействия образования и социально-производственной сферы подтверждается в ст. 15, п.1 нового закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [7]. Объединение предприятий и образовательных учреждений в сетевые структуры позволяет на более высоком уровне реали-зовывать образовательные программы, организовывать современный процесс обучения и обеспечивать плодотворное взаимодействие субъектов, включенных в сеть.

Подобно сетевой, популярной в образовании становится кластерная модель. Кластерная теория была заимствована педагогической наукой из экономики. Ее основоположником является М. Портер, считающий, что рассматривать конкурентоспособность страны необходимо через призму кластеров, а не через отдельно взятые предприятия. Портер дает следующее определение «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и ха-растеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [8, с. 207]. В педагогической науке кластер определяется как специально организованная культурно-образовательная система, иерархи-

Ермошкина Ираида Германовна, Иштерякова Татьяна Ивановна педагогические

взаимодействие с региональным рынком труда ... науки

чески выстроенная совокупность взаимосвязанных образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных, конструкторских, технологических, производственных учреждений, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними [9, с.9]. Образовательные учреждения профессионального образования как составляющие кластера становятся основными поставщиками квалифицированных кадров для предприятий, входящих в кластерное образование. Обеспечение производства высококвалифицированными кадрами способствует улучшению производительности труда, повышению инновационной составляющей и соответственно росту конкурентоспособности на глобальном рынке всего кластера в целом [10, с.77]. Ученые С.В. Кривых и А.В. Кирпичникова считают, что кластерный подход призван ответить на вызовы современности и рассматривается как инструмент реализации социального диалога со сферой труда [11, с.43]. В итоге отметим, что взаимодействие предприятий и колледжа в кластере существенно повышает уровень подготовки профессиональных кадров, что ведет к созданию благоприятной социальной среды на территории региона.

Наконец, направлением развития системы профессионального образования России, указанным в национальном докладе по Туринскому процессу, является движение WorldSkills Russia (WSR). Это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [12]. За небольшой период действия движения WSR многие учреждения среднего профессионального образования представили команды для участия в конкурсе. Региональный опыт участия в данном движении подтверждается многими колледжами Оренбуржья, а именно ГАПОУ «Колледж сервиса»,ГАПОУ «Оренбургский колледж экономики и информатики», ГАПОУ «Оренбургский автотранспортный колледж им. В.Н. Бевзюка», ГАПОУ «Оренбургский государственный колледж». Молодые оренбургские профессионалы становятся участниками национальных сборных и добиваются права принять участие в финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia. Наличие победителей и обладателей призовых мест в указанном чемпионате становится показателем качества образования современного колледжа

В данной статье нам предстоит обратиться к опыту Университетского колледжа ОГУ, поскольку на его базе нами проводились определенные исследования, о которых пойдет речь дальше. Студенты и преподаватели Университетского колледжа ОГУ активно принимают участие в движении WorldSkillsRussia по следующим компетенциям: веб-разработка, токарные работы на станках с ЧПУ, сетевое и системное администрирование. В соответствии с ними разработан и включен в образовательный процесс колледжа внутренний чемпионат профессионального мастерства UniversityCollegeSkills. Колледжем зарегистрирована до 31.12.2020г. научно-методическая тема «Система подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики и стандартов WorldSkills в условиях среднего профессионального образования». Как уже отмечалось, деятельность колледжа в движении WorldSkillsRussia направлена на профессиональное воспитание будущих рабочих (специалистов) и презентацию достижений и возможностей высококвалифицированных кадров в экономическом росте и самореализации. В свою очередь профессиональные достижения создают реальные предпосылки для укрепления региональной экономики и рынка труда.

Для определения стратегий взаимоотношения с региональным рынком труда нами на базе Университетского колледжа ОГУ было проведено анкетирование всех за-66

интересованных субъектов (партнеров). В нем приняли участие 26 работодателей и партнеров колледжа, которые являются представителями предприятий, фирм и государственных учреждений Оренбургской области в различных секторах экономики региона. Для того, чтобы выяснить их мнение о необходимости взаимодействия с образовательными учреждениями, был задан вопрос «Необходимо ли, на Ваш взгляд, партнерское взаимодействие рынка труда (производства) и колледжа». Ответы распределились следующим образом: 86% ответили «да, безусловно»; 14% респондентов ответили «да, в отдельных случаях»;отрицательный ответ остался без выбора. Отрадно отметить, что в условиях непростой экономической ситуации для некоторых предприятий абсолютно все представители рынка труда понимают необходимость взаимодействия с образовательными структурами.

Для выяснения положительных аспектов взаимодействия колледжа с региональным рынком труда мы задали вопрос: «Какие преимущества возможны при регионализации спроса рынка труда в деятельности колледжа». В числе наиболее значимых преимуществ работодатели выбрали: увеличение количества трудоустроенных выпускников (54,5%), повышение уровня готовности выпускников к труду (51,9%), реализация профессионального потенциала студента (40,9%), повышение престижа колледжа на региональном рынке труда (31,8%). Таким образом, работодатели и партнеры колледжа не только понимают необходимость взаимодействия с колледжем, но и отмечают в сотрудничестве перспективы, которые способны усилить экономический потенциал региона.

Известно, что взаимодействие колледжа и работодателей не всегда эффективно, существуют определенные различия в требованиях к специалистам, отсутствует нормативно-правовая база отношений. Соответственно выявление в опросе работодателей проблем во взаимодействии с колледжем было актуально. На вопрос: «С чем связаны, по Вашему мнению, трудности взаимодействия колледжа и регионального рынка труда» около половины респондентов (45,5%) выбрали вариант ответа «отсутствие программы взаимодействия колледжа с работодателями»; «незаинтересованность работодателей» отметили 36,4%; «низкий уровень мотивации студентов» отметили 27,3% респондентов, а «несоответствие уровня подготовки выпускников требованиям работодателей» зафиксировали 18,3% опрошенных.

Подобный вопрос, но с другой целевой ориентацией был задан работодателям в следующей форме: «Какие факторы, на Ваш взгляд, затрудняют регионализацию спроса рынка труда в системе работы колледжа». Ответы распределились следующим образом: «отсутствие согласованности в действиях колледжа и работодателей» (81,8%); «отсутствие заинтересованности в сотрудничестве у работодателей» (59,1%); «несоответствующая квалификация преподавательского состава» (18,2%); «незаинтересованность органов местной власти» (9,1%).

Выявляется явное противоречие: все работодатели понимают необходимость сотрудничества с колледжем и вместе с тем значительная часть опрошенных отмечает отсутствие заинтересованности во взаимодействии. Анализируя результаты ответа на два последних вопроса, мы приходим к выводу, что наибольшая трудность, по мнению работодателей, проявляется в отсутствие программы взаимодействия, в которой описаны согласованные действия колледжа и конкретного работодателя.

Таким образом, исследование подтвердило, что работодатели понимают необходимость взаимодействия с профессиональным колледжем, видят в нем преимущества. Региональный рынок труда важен в процессе обучения, т.к. практическое воплощение приобретенных знаний осуществляется преимущественно на местных предприятиях и фирмах, при прохождении студентами практик и стажировок. Сегодня в нашем регионе активно приступили к решению поставленных проблем АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

во взаимодействии профессионального образования и рынка труда: работодатели охотно согласовывают образовательные программы, разработанные с учетом новых профессиональных стандартов; представлен прогноз потребностей регионального рынка труда в кадрах на 2017-2021г.г.; сформирован список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда новых, перспективных профессий, для которых необходимо среднее профессиональное образование. Однако научно-методическое обоснование включения нововведений в деятельность, разработанное для среднего профессионального образования отсутствует.

Таким образом, актуальными инновационными ориентирами, основанными на новых достижениях педагогической науки и соответствующими экономической стратегии развития страны, для современного колледжа является эффективное взаимодействие системы среднего профессионального образования с рынком труда. Для его реализации колледж обязан решать следующие задачи: вести подготовку по специальностям, пользующимся спросом на региональном рынке труда; предоставлять качественное образование, позволяющее выпускникам адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда; содействовать трудоустройству выпускников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мухаметзянова Г. В., Ибрагимов Г. И. Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда // КПЖ. 2012. №2 (92). URL: http://cyberleninka. m/article/n/problemy-i-osnovnye-napravleniya-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-izmenya yuschegosya-rynka-truda (дата обращения: 04. 03. 2017).

2. Философский энциклопедический словарь / ред._ сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА_М, 2000. - 576 с.

3. Словарь ключевых социологических терминов. М., 1999.

4. Экономический словарь терминов. (режим доступа http://www.economicportal.ru/index.html)

5. Национальный доклад Туринский процесс 20162017 Российская Федерация

6. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных отраслей. Режим доступа http://innovative_activities. academic.ru/

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года

8. Портер М. Международная конкуренция /Перевод с англ./ Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - С. 679

9. Трушников, Д.Ю. Проектирование системы воспитания в университетском комплексе на основе кластерного подхода. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

- С. 9

10. Айтуганов И.М., Дьячков Ю.А., Корчагин Е.А., Матухин E.JL, Сафин Р.С., Сучкова Т.В. Научные основы взаимосвязи профессионального образования и производства : Монография / Под общей редакцией доктора педагогических наук Г.В. Мухаметзяновой. Казань: КГАСУ, 2009.- 250 с.

11. Кривых С.В., Кирпичникова А.В. Кластерный подход в профессиональном образовании: монография.

- СПб.: ИНОВ, 2015. - 140 с.

12. Официальный сайт Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) (Режим доступа: http:// worldskills.ru/)

Статья поступила в редакцию 04.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

Ермошкина Ираида Германовна, Иштерякова Татьяна Ивановна

взаимодействие с региональным рынком труда ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.