Научная статья на тему 'Движение WorldSkills в кадровой политике как условие экономического развития региона'

Движение WorldSkills в кадровой политике как условие экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS / КОМПЕТЕНТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашихмина Елена Анатольевна, Ашихмин Сергей Анатольевич, Фридман Михаил Феликсович

В данной статье рассмотрена проблема достижения темпов экономического роста выше мировых, которые позволят войти России в число пяти крупнейших экономик мира. Одним из путей решения данной проблемы, как считают авторы, является налаживание механизмов кадрово-экономической политики регионов, важным звеном которой является развитие молодежного движения соревнований по рабочим профессиям WorldSkills. В статье дан анализ состояния и определены проблемы кадрово-экономической политики регионов, рассмотрены текущие результаты внедрения Регионального стандарта в пилотных регионах, рассмотрен опыт развития соревнований по рабочим профессиям WorldSkills. Автором предложены уточнения кадровой политики региона, а именно нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические механизмы решения проблемы повышения конкурентоспособности России на региональном уровне, консолидации предприятий-работодателей и системы среднего профессионального образования, развития движения WorldSkills, которое является важным звеном кадрово-экономической политики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ашихмина Елена Анатольевна, Ашихмин Сергей Анатольевич, Фридман Михаил Феликсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDSKILLS MOVEMENT IN HUMAN RESOURCES POLICY AS A CONDITION OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

This article deals with the problem of achieving world’s highest economic growth rates for Russia to enter the top five largest economies in the world. One of the ways to solve this problem is the establishment of mechanisms of personnel and economic policy of the regions, an important link of which is the development of the youth movement of competitions in working professions WorldSkills. The article analyzes the current state and problems of personnel and economic policy of the regions, considers the current results of the implementation of the Regional standard in the pilot regions, considers the experience of the demonstration exam of professional skills according to WorldSkills standards. The authors proposed to clarify the personnel policy of the region, namely the organizational, regulatory, financial and economic mechanisms to solve the problem of increasing the competitiveness of Russia at the regional level, the consolidation of employers and the system of secondary vocational education, the development of the WorldSkills movement as an important element of human resources policy.

Текст научной работы на тему «Движение WorldSkills в кадровой политике как условие экономического развития региона»

УДК 338.2

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-46-57

движение worldskílls в кадровой политике как условие экономического развития региона

Ашихмина Е. А.1, Ашихмин С. А.2, Фридман М. Ф.3

подмосковный колледж Энергия

143969, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 58, Российская Федерация 2Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23 107023, г. Москва, Малая Семёновская ул., д. 15, Российская Федерация 3Международный научно-образовательный центр имени А. А. Зиновьева Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема достижения темпов экономического роста выше мировых, которые позволят войти России в число пяти крупнейших экономик мира. Одним из путей решения данной проблемы, как считают авторы, является налаживание механизмов кадрово-экономической политики регионов, важным звеном которой является развитие молодежного движения соревнований по рабочим профессиям WorldSkills. В статье дан анализ состояния и определены проблемы кадрово-экономической политики регионов, рассмотрены текущие результаты внедрения Регионального стандарта в пилотных регионах, рассмотрен опыт развития соревнований по рабочим профессиям WorldSkills. Автором предложены уточнения кадровой политики региона, а именно нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические механизмы решения проблемы повышения конкурентоспособности России на региональном уровне, консолидации предприятий-работодателей и системы среднего профессионального образования, развития движения WorldSkills, которое является важным звеном кадрово-экономической политики регионов.

Ключевые слова: кадровая политика, высокотехнологичные секторы экономики, стратегическое партнёрство, профессиональное мастерство, движение WorldSkills, компетентные профессиональные кадры.

worldskílls movement ín human resources poucy as a condítíon of economíc development of the regíon

E. Ashikhmina1, S. Ashikhmin2, M. Fridman3

1 Moscow College "Energy"

58, Jubilee ave, Reutov, Moscow Region, 143969, Russian Federation

2College of Hospitality and Management № 23

15,Malaya Semenovskaya st., Moscow, 107023, Russian Federation

3International Scientific and Educational Center named after A.A. Zinoviev at Lomonosov

Moscow State University

© CC BY Ашихмина Е. А., Ашихмин С. А., Фридман М. Ф., 2018.

Abstract. This article deals with the problem of achieving world's highest economic growth rates for Russia to enter the top five largest economies in the world. One of the ways to solve this problem is the establishment of mechanisms of personnel and economic policy of the regions, an important link of which is the development of the youth movement of competitions in working professions WorldSkills. The article analyzes the current state and problems of personnel and economic policy of the regions, considers the current results of the implementation of the Regional standard in the pilot regions, considers the experience of the demonstration exam of professional skills according to WorldSkills standards. The authors proposed to clarify the personnel policy of the region, namely the organizational, regulatory, financial and economic mechanisms to solve the problem of increasing the competitiveness of Russia at the regional level, the consolidation of employers and the system of secondary vocational education, the development of the WorldSkills movement as an important element of human resources policy.

Key words: human resources policy, high-tech sectors of economy, strategic partnership, professional skills, WorldSkills movement, competent professional staff.

Современное общество сегодня представляет собой сложную систему политических, экономических, социальных отношений, в которых важно занимать лидерские позиции, для чего России не просто нужно поднять экономику на должный уровень, но необходимо осуществить прорыв научно-технологического и социально-экономического развития. Такая задача была поставлена в указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в мае 2018 г. [15].

Указом Президента РФ В. В. Путина № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. установлена высокая планка требований - вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира при условии достижения темпов экономического роста выше мировых.

Для этого российской экономике необходимо совершить качественно новый структурный манёвр.

Инновации и технологии, наука и образование, являющееся поставщиком кадрового обеспечения, должны стать одним из ключевых инструментов решения проблем социально-экономического развития страны.

Вопросы кадрового обеспечения, в том числе и регионального уровня, исследованы во многих работах отечественных и зарубежных учёных и практиков П. Друкера, А. Н. Ильюшенкова, О. В. Козловой, И. Н. Корабейникова, Л. Г. Ми-ляевой, С. А. Никитина, А. Ф. Суховей, В. Е. Чиркина и др., но, несмотря на это, на сегодняшний момент имеется немало дискуссионных и нерешённых теоретических и практических проблем кадрового обеспечения, вызванных стремительным темпом развития высокотехнологичных производств.

Актуальность, многоаспектность проблемы и востребованность теоретических и методических разработок в направлении кадрового обеспечения регионов определяют тему, цель и задачи нашего исследования.

Целью данного исследования является уточнение кадровой политики региона, определяющей в конечном итоге конкурентоспособность России на мировом

уровне, важным звеном которой является развитие молодёжного движения соревнований по рабочим профессиям ШотЫБкйЪ.

Для достижения цели мы ставим следующие задачи:

- осуществление анализа состояния кадрово-экономической политики регионов;

- определение проблем кадрово-экономической ситуации в регионе;

- налаживание нормативно-правовых механизмов кадрово-экономиче-ской политики регионов;

- налаживание организационно-деятельностных механизмов;

- налаживание финансово-экономических механизмов кадрово-экономи-ческой политики;

- обоснование предложений по налаживанию механизмов кадрово-эконо-мической политики региона.

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в интервью главному редактору «АиФ» Игорю Черняку отмечает, что сегодня роль локомотивов в экономике выполняют отрасли стратегической промышленности: транспортное машиностроение, производство колёсных транспортных средств, автомобилестроение, станкостроение и др. В рамках госпрограммы планируется финансовая поддержка в создании отечественных технологий, оборудования и конструкционных материалов для строительства [2].

Такая модернизация современных отраслей малого и среднего бизнеса, в которую вступила Россия, приводит к необходимости создания новых высокотехнологичных рабочих мест, 25 миллионов которых В. В. Путин в 2012 г. своим указом «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. поручил создать в стране органам исполнительной власти в течение шести лет. Для реализации таких государственных проектов и удовлетворения потребностей бизнеса становится необходимым обеспечение рынка труда высококвалифицированными профессиональными кадрами, преимущественно по техническим специальностям.

Директор Агентства стратегических инициатив по направлению «Молодые профессионалы» Д. Н. Песков по вопросу о подготовке рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей, также отмечает, что в России есть национальная технологическая инициатива: вырастить новые сильные собственные компании на новых рынках, которые дадут развитие капитала для страны, но для этого сначала надо решить вопрос кадрового обеспечения. Острота проблемы нехватки компетентных рабочих кадров зачастую становится определяющим фактором ограничения экономического роста [6]. Это точка национального консенсуса.

В решении данной проблемы можно выделить ряд факторов:

- Производительность труда среди рабочих специальностей в России по ряду передовых отраслей по сравнению с наиболее развитыми странами мира ниже более чем на четверть.

- Регионы с низко компетентным кадровым потенциалом получают отказы со стороны инвесторов.

- Качество подготовки рабочих кадров в профессиональном образовании не даёт должного уровеня получения практических навыков и не обеспечивает рынок труда компетентными кадрами.

- Оторванность образования от работодателя.

Это те некоторые факты, которые подтверждают, что в России сформировались социально-экономические условия, требующие диверсифицирования политики стратегических сфер экономики и политики кадрового потенциала, которые с федерального уровня проецируются на региональный.

Рассмотрим основные проблемы кадрового обеспечения регионов.

Главная проблема заключается в недоработанности нормативно-правовых механизмов региональной кадровой политики. Необходимо понимание стратегических направлений развития профессионального образования, ориентированного на особенности развития экономики в направлении высокотехологич-ных и наукоёмких технологий, потребности работодателя на профессионально компетентного специалиста.

Кроме того, как считает Н. А. Каменских, в области нормативно-правовой базы необходима отработка механизмов стратегического партнёрства заказчика (работодателя) и исполнителя (образовательной организации) [8], синхронизации профессиональных и образовательных стандартов и компетенций МБ.

Для развития системы кадрового обеспечения промышленного роста в регионах в 2015 г. в соответствии с поручением Правительственной комиссии по импортозамещению был разработан Кадровый стандарт, который представляет собой систему управленческих мер регионами, направленную на обеспечение промышленности (экономики) компетентными кадрами, способными к эффективной деятельности в заданной предметной области, т. к. профессионально подобранный и компетентный состав кадров имеет огромный потенциал и легко воспринимает передовые тенденции инновационного становления экономики, что отмечает и И. Н. Корабейников [10].

Стандарт призван произвести форсирование регионов в территории развития, решить вопрос взаимодействия системы образования и рынка труда, вопрос обеспечения работодателя компетентными кадрами, а молодых специалистов - профессиональными конкурентоспособными навыками [1].

На уровне регионов, например в Московской области, министр образования М. Б. Захарова ставит задачу увеличения процента контрактно-целевых договоров с 5% в 2014 г. до 50% к 2018 г. [5], что соответствует указаниям губернатора Московской области Андрея Воробьева в очередном ежегодном обращении к жителям Московской области в доме правительства Подмосковья 3 февраля 2015 г., где он утверждает, что каждая профессиональная организация должна иметь стратегического партнёра на производстве. В области управления развитием кадровых ресурсов в соответствии с постановлением «О внесении изменений в государственную программу Московской области "Образование Подмосковья" на 2017-2025 годы» предполагается развитие аутсорсинга, грантов, внедрение бизнес-проектов [4].

Надо сказать, что внедрение Регионального стандарта в регионах, вступивших в пилотные проекты, сегодня набирает обороты. На начало 2018 г. в проекте задействовано 20 регионов Российской Федерации, 367 предприятий, 242 образовательных организации, в которых задействовано 13 907 студентов и выпускников [13], но проблем, которые необходимо ещё решить, много.

В плане реализации проблемы кадров в Московской области уже заключено более 270 соглашений о сотрудничестве [5], созданы учебные полигоны, терминалы, лаборатории. Примерами могут служить московский аэропорт Домодедово и колледж «Московия», международный аэропорт Шереметьево, Объединённая авиастроительная корпорация и Московская объединенная электросетевая компания.

В частности, 8 февраля 2018 г. в г. Реутове Московской области также состоялся круглый стол на тему «Развитие наукограда - города Реутова», одним из основных вопросов которого было создание образовательного кластера для подготовки кадров для градообразующего предприятия АО «ВПК "НПО машиностроения''». В мероприятии приняли участие председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике В. Б. Крымов, глава города Реутова С. А. Каторов, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В. М. Кононов, генеральный директор АО «ВПК "НПО машиностроения"» А. Г. Леонов, представители образовательного и бизнес-сообщества. Основной вопрос, рассматриваемый на мероприятии - это вопрос качественного улучшения подготовки кадров для предприятия АО «ВПК "НПО машиностроения''».

Другое направление решения проблемы - налаживание организационо-дея-тельностных механизмов. Сегодня отсутствует логически выстроенная взаимосвязь социального партнёрства образовательных организаций - производителей профессиональных кадров и работодателей. Необходимо решить вопрос соответствия между возможностями профессионального образования и потребностями рынка труда.

Для этого надо отладить механизмы взаимодействия, в которых должуз быть, как считает и В. М. Колпаков [9]: 1) заказчик, определяющий характеристики квалификации на определённый вид профессиональной деятельности; 2) руководящее лицо, принимающее решение по разработке и реализации и контролю реализации кадровой политики; 3) корпоративное пространство для дискути-рования, согласования и решения проблем, кооперирования организационных систем в единое пространство кадровой деятельности; 4) пространство исполнительской деятельности для реализации предметной деятельности.

Для этого в разработке концепции кадровой политики Московской области прежде всего должно быть совместное участие органов регионального управления, представителей предприятий-работодателей и представителей образовательной системы. Кадровая политика региона должна способствовать формированию промышленных объединений с образовательными организациями (образовательно-промышленные кластеры), как считает и исследователь Н. С. Рычихина [13], инновационных международных проектов (так, к приме-

vsoy

ру, ГБПОУ МО «Щёлковский колледж» уже участвует в проекте дуального обучения "VETnet" Российско-Германской внешнеторговой палаты) поддержке партнёрства образовательных организаций с частно-предпринимательским бизнесом, разработке принципов работы СПО под заказ работодателей, развитию дуального обучения, разработке тренинговых программ по развитию профессиональных компетенций для школьников, студентов и работающих кадров, практикоориентированных тренингов для педагогов на предприятии и прохождению практики студентов внутри производства, инкорпорированию консенсу-ального участия инвесторов и работодателей в решении ключевых вопросов образования, использованию передовых технологий подготовки и переподготовки кадров в соответствии с актуальными потребностями экономики [7].

Проведение своевременного статистического анализа и прогнозирования потребности в кадрах в соответствии с востребованными профессиями и уточнение соответствующей стратегии кадрового обеспечения.

Производство компетентных кадров - это развитие в регионе электронного обучения для профессионального образования во исполнение распоряжения Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"», в соответствии с которым уже оборудовано более 40 классов и задействовано более 48 профессий [5].

Следующий важный шаг в кадровой политике - это развитие практико-ориентированного (дуального) обучения: в сущности, это подготовка кадров с учётом заказа предприятий-работодателей, в которую в в 2016 г. было вложено 28 млн руб. бюджетных денежных средств Московской области и вовлечено 675 студентов [3].

Одним из направлений решения вопроса развития высокотехнологичного кадрового потенциала является молодёжное движение WorldSkills (WS), которое представляет собой международные соревнования по рабочим профессиям и специальностям. В апреле 2012 г., когда Россия вошла в состав международного движения Worldskills International (WSI), по результатам первого своего участия во всемирном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills International 2013, проходившем в Германии в Лейпциге, она оказалась далека от лидерских позиций. Проявленные на соревнованиях низкий уровень организации, производительности труда, а также недостаточный уровень подготовки компетентности кадров для высокотехнологичных и современных производств был следствием отставания экономической, образовательной и кадровой политики страны от мирового уровня.

Уже в следующем мировом первенстве WorldSkills Competition 2015 в Сан-Паулу (Бразилия) Сборная команда России показала более достойный результат, завоевав 14 место в общем зачёте, поднявшись сразу на 27 позиций в мировом рейтинге и завоевав шесть медалей "за высшее мастерство", обойдя Данию, Италию, Швецию, Канаду, США и многие другие передовые страны, и была выбрана страной для проведения международного чемпионата 2019 г., который состоится в Казани. В голосовании за место проведения этого чемпионата мира Worldskills Competition 2019 принимали участие официальные делегаты из

57 стран-участниц движения Worldskills Internetional, где было три города-претендента - Париж (Франция), Шарлеруа (Бельгия) и Казань. По итогам жёсткой конкурентной борьбы Казань получила право на проведение международных соревнований по профессиональному мастерству WorldSkills Competition в 2019 г. Теперь вопрос стоит в серьёзной подготовке к мировому чемпионату, для чего в России активно развивается это движение внутри страны на национальных, региональных корпоративных чемпионатах (WSR). Качественная подготовка каждого региона к успешному участию России в движения Worldskills Internetional Competition - это весомый вклад в решение вопроса экономического развития региона и повышения конкурентоспособности страны.

Региональная политика должна способствовать развитию конкурсного движения профессионального мастерства по заказу субъектов РФ, проведению национального, региональных и внутрикорпоративных конкурсов, внутрироссий-ских чемпионатов WSR, а именно подготовке команды Московской области к Национальным чемпионатам WS для получения высоких результатов и выхода на международный уровень соревнований, проведению апробации демонстрационного экзамена (ДЭ)1 по стандартам WorldSkills Russia [12], который позволяет демонстрировать экзаменующемуся свои профессиональные навыки в реальном времени в специально организованных модельных условиях. По данным Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста № 2, разработанного в соответствии с п. 16 р. I протокола заседания Правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г., в данном пилотном проекте на начало 2018 г. приняло участие 20 регионов России, 367 предприятий, 242 образовательных организации по 73 компетенциям WorldSkills.

Анализ данных по Московской области в этом направлении по итогам зимней сессии пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia 2017 г. показал, что регион находится на третьем месте по количеству участников ДЭ от субъекта РФ и по количеству компетенций, в которых участвовали. По доли участников ДЭ от субъекта РФ, набравших балл выше среднего по компетенции, Московская область находится на 6 из 7 мест и - значит, здесь есть над чем работать.

Для решения вопроса по обеспечению региона компетентными кадрами в экономическом направлении необходимо решить вопрос трудоустройства и личной заинтересованности кадрового потенциала.

Промышленные предприятия Московской области испытывают дефицит компетентных кадров, особенно среди рабочих специальностей высокотехнологичных секторов экономики. Так, к примеру, по результатам портала SuperJob, вакансий от прямых работодателей в Москве и Московской области по работе в промышленности и производстве - 2 680 рабочих мест, работа в сфере ремонта, сервисного обслуживания - 1 304 вакансии, в отличие от потребностей топ-персонала - 518 вакансий, курьеров - 30 вакансий, в сфере искусства, культуры,

1 Демонстрационный экзамен - это проведение государственной итоговой аттестации в виде демонстрации в реальном времени в специально организованных модельных условиях уровня освоения образовательной программы.

развлечений - 33 вакансии. Поэтому необходимо увеличить личную заинтересованность рабочих кадров? как материальную, так и по условиям труда, в высокотехнологичных секторах производства, отработать механизмы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций Московской области на ведущие предприятия в области.

В области финансово-экономической политики региона необходимо развитие механизмов финансовой консолидации региональных бюджетных денежных средств, ресурсов бизнеса и профессиональных образовательных организаций, спонсорского инвестирования средств на социальные проектов и для поддержания национальной сборной профессионального мастерства; привлечении бизнес-средств для обеспечения профобразования современным материально-техническим оснащением. Дополнительное финансирование образовательно-промышленных кластеров предприятий и образовательных организаций, предоставление субсидий на переподготовку преподавательского состава, предоставление ссуд на развитие бизнес-проектов, предоставление грантов передовым образовательно-промышленным кластерам и победителям соревнований профессионального мастерства.

Щёлковский колледж и подмосковный колледж «Энергия» с представителями крупных социальных партнёров, таких как Компания «Май», Robert Bosch GmbH, ООО «Промтехдизайн», НПО «Машиностроение», решают финансовые вопросы прохождения студентами оплачиваемой производственной практики.

Дальнейшее формирование финансовой базы кадровой политики состоит в проведении оценки активов предприятия и возможных средств, которые будут направлены на реализацию кадровой политики региона [11]. Так, например, Московскому региону необходимо правильно выстроить финансирование на развитие движения WorldSkills в соответствии с федеральным, на которое Ми-нобрнауки увеличит финансирование почти на один миллиард рублей и составит миллиард 128 миллионов ежегодно на 2017-2019 гг., по словам директора департамента финансов Минобрнауки Андрея Зарубина, согласно данным РИА Новости от 28 октября 2018 г.

В результате данного исследования можно сказать, что решение вопроса кадровой политики в направлении развития движения WorldSkills путём создания образовательных кластеров будет способствовать:

- концентрации профессионально-кадрового потенциала в регионе; привлечению кадровых ресурсов из других регионов, в том числе и зарубежных;

- повышение статуса региона как крупного центра по предоставлению качественных образовательных услуг и финансово благополучного и надёжного региона;

- качественному росту наукоёмких технологий;

- расширению производственного сектора;

- росту инвестиционных потоков;

- улучшению экономических позиций региона.

Проведение уточнения кадровой политики региона, в которой одним из важных направлений является профессиональное движение Worldskills, несомнен-

но, будет способствовать экономическому развитию регионов и выходу России

на лидерские позиции мирового уровня.

Статья поступила в редакцию: 04.10.2018 г.

литература

1. Антошина Н. М., Сороко Н. М. Государственная служба и кадровая политика: региональный аспект: монография / под ред. И. Н. Барцица. Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2010. 220 с.

2. Денис Мантуров: санкции дали нашей промышленности только плюс // Аргументы и Факты. 2018. 17 янв.

3. Закон Московской области № 213/2015-03 «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» [Электронный ресурс] // Московская областная Дума: [сайт]. URL: http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_ Moskovskoj_oblasti/item/51678 (дата обращения: 17.11.2018).

4. Закон Московской области от 27.07.2013 № 94/2013-03 «Об образовании» Ст. 12. Экономическая политика Московской области в сфере образования [Электронный ресурс] // Московская областная Дума: [сайт]. URL: http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/ Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/10241 (дата обращения: 17.11.2018).

5. Захарова М. Б. Опыт модернизации региональной системы среднего профессионального образования на примере Московской области [Электронный ресурс] // ГИНФО: [сайт]. [21.01.2016] http://moodle.ginfo-edu.org:7777/MANAGEMENT/D6/6/2-zaharova. pdf (дата обращения: 17.11.2018).

6. Кадры для промышленного роста. Дуальное обучение. Лучшие практики развития квалификаций. Чем делать? Бизнес и экономика / под ред. Ю. Ханьшиной, Ж. Кады-левой. Т. 9. Серия 03. Екатеринбург: Издательские решения, 2017. 462 с.

7. Каменских Н. А. Концептуальные основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования в условиях инновационной экономики // Вестник Академии права и управления. 2013. № 33. С. 50-56.

8. Каменских Н. А. Методика оценки стратегического партнёрства на муниципальном уровне в условиях инновационного развития экономики России: монография. Орехово-Зуево: Научное издание. МГОГИ, 2014.

9. Колпаков В. М., Дмитренко Г. А. Стратегический кадровый менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. К.: МАУП, 2005. 752 с.

10. Корабейников И. Н., Счастьева Л. М., Токарева Ю. С., Корецкая И. М. Факторы, влияющие на эффективное функционирование регионального производственного комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 4 (98). С. 53-59.

11. Коробейникова К. А. Разработка эффективной кадровой политики предприятия (организации) // Молодой учёный. 2018. № 42. С. 208-210.

12. Приказ от 20.02.2018 № по-54/2018 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия для главных экспертов» [Электронный ресурс] // Wourld Skills Russia: [сайт]. URL: https://worldskills. ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/documents (дата обращения: 17.11.2018).

13. Рычихина Н. С Образовательный кластер как стратегия развития сферы образования // Профессиональное образование. Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 19 (346). С. 39-46.

14. Текущие результаты внедрения Регионального стандарта в пилотных регионах автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» // Регстандарт. 2016. 20 сент.

15. Указ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. http://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 17.11.2018).

1. Antoshina N. M., Soroko N. M. Gosudarstvennaya sluzhba i kadrovaya politika: regional'nyi

aspekt [Civil Service and Personnel Policy: Regional Aspect]. N. Novgorod; Publishing House of Volga-Vyatka Academy of State Service, 2010. 220 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. [Denis Manturov: sanctions have only boosted our industry]. In: Argumenty i Fakty, 2018,

January 17.

3. [The Law of Moscow Region no. 213/2015-0Z "On the Budget of the Moscow Region in 2016 and the Planning Period of 2017 and 2018"]. In:Moskovskaya oblastnaya Duma [The Moscow Regional Duma]. Available at:http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_ Moskovskoj_oblasti/item/51678 (accessed:17.11.2018).

4. [The Law of Moscow Region dated 27.07.2013 no. 94/2013-0Z "On Education", art. 12. The Economic Policy of the Moscow Region in the Sphere of Education]. In:Moskovskaya oblastnaya Duma [The Moscow Regional Duma]. Available at:http://www.mosoblduma.ru/ Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/10241 (accessed:17.11.2018).

5. Zakharova M. B. [The Experience of Modernization of Regional Systems of Vocational

Education by Example of Moscow Region].In: GINFO (21.01.2016).Available at:http://www. moodle.ginfo-edu.org:7777/MANAGEMENT/D6/6/2-zaharova.pdf (accessed:17.11.2018).

6. Khan'shina Yu. , Kadyleva Zh. eds. Kadry dlya promyshlennogo rosta.Dual'noe obuchenie. Luchshie praktiki razvitiya kvalifikatsii.Chem delat'?Biznes i ekonomika T. 9. Seriya 03 [Human resources for industrial growth. Dual training. Best practices for the development of qualifications. To do with the help of what? Business and Economy Vol. 9. Ser. 03]. Ekaterinburg, Publishing Solutions Publ., 2017. 462 p.

7. Kamenskikh N. A. [Conceptual bases of management of socio-economic development of

municipal education in innovative economy]. In: Vestnik Akademii prava i upravleniya [Bulletin of the Academy of Law and Management], 2013, no. 33, pp. 50-56.

8. Kamenskikh N. A. Metodika otsenki strategicheskogo partnerstva na munitsipal'nom urovne v

usloviyakh innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii [Methods of Evaluation of Strategic Partnerships at the Municipal Level in the Conditions of Innovative Development of the Russian Economy]. Orekhovo-Zuyevo: Scientific Publication of Moscow State Regional Humanitarian Institute Publ., 2014.

9. Kolpakov V. M. Dmitrenko G. A. Strategicheskii kadrovyi menedzhment [Strategic Human

Resource Management]. Kiev, MAUP Publ., 2005. 752 p.

10.Korabeinikov I. N., Schast'eva L. M., Tokareva Yu. S., Koretskaya I. M. [Factors influencing the effective functioning of the regional industrial complex]. In: Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2009, no. 4 (98), pp. 53-59.

11. Korobeinikova K. A. [The development of effective personnel policy of the enterprise]. In: Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2018, no. 42, pp. 208-210.

12. [Order dated 20.02.2018 no. 54/2018 "On Approval of the Instruction for Top Experts on Preparation and Conducting the Demonstration Variant of Test Standards of Worldskills Russia"]. In: Wourld Skills Russia. Available at: http://www.worldskills.ru/nashi-proektyi/ demonstraczionnyij-ekzamen/documents (accessed:17.11.2018).

13. Rychikhina N. S. [Educational cluster as a development strategy in the sphere of education]. In:Professional'noe obrazovanie. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Professional Education. Regional Economy: Theory and Practice], 2014, 19 (346), pp. 39-46

references

14.[The current results of the implementation of the Regional standard in the pilot regions of the autonomous nonprofit organization "Agency for Strategic Initiatives to Promote New Projects"]. In: Regstandart, 2016. September 20.

15.[The Decree "On the National Goals and Strategic Objectives Development of the Russian Federation for the Period up to 2024"]. In: Garant. Available at:http://www.base.garant. ru/71937200 (accessed:17.11.2018).

информация об авторах

Ашихмина Елена Анатольевна - преподаватель подмосковного колледжа «Энергия»; e-mail: [email protected]

Ашихмин Сергей Анатольевич - преподаватель Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента № 23; e-mail: [email protected]

Фридман Михаил Феликсович - кандидат педагогических наук, научный консультант Международного научно-образовательного центра имени А. А. Зиновьева Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академик Международной академии информатизации в генеральном консультативном статусе ООН; e-mail: [email protected]

information about the authors

Elena A. Ashikhmina -lecturer, Moscow Region College "Energy"; e-mail: [email protected]

Sergey A. Ashikhmin - lecturer, College of Hospitality and Management № 23; e-mail: [email protected]

Mikhail F. Fridman - scientific œnsultant of the International Scientific and Educational Center named after Л.Л. Zinoviev at Lomonosov Moscow State University, Academician of the International Academy of Informatization in UN General Consultative Status;

e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Ашихмина Е. А., Ашихмин С. А., Фридман М. Ф. Движение WorldskШs в кадровой политике как условие экономического развития региона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 46-57.

БО!: 10.18384/2310-6646-2018-4-46-57

FOR CITATION

Ashikhmina E. A., Ashikhmin S. A., Fridman M. F. Worldskills Movement in Human Resources Policy as a Condition of Economic Development of the Region. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 4, pp. 46-57. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-46-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.