РАЗДЕЛ III. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 378.147
Снеткова Т. А., Маркарьян С. Э.
АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОНОМИСТА
Аннотация
Целью статьи является разработка и внедрение в учебный процесс новых форм и методов подготовки специалистов в области экономики. Авторами разработаны и предлагаются к внедрению в процессе формирования профессиональных умений и навыков студентов такие интерактивные методы обучения, как деловые игры, тренинги, кейс-методы, круглый стол. Особенностью интерактивных методов обучения является высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Использование в процессе обучения предлагаемых методов позволит слушателям идентифицировать себя с учебным материалом, включиться в изучаемую ситуацию, что побудит их к активным действиям и соответственно мотивирует формирование профессиональных навыков и умений экономистов.
Ключевые слова
Профессиональные умения, интерактивные методы, учебный процесс, подготовка специалистов, экономист, деловая игра, главный бухгалтер, бухгалтерский учет.
JEL: I23
Snetkova T. A., Markaryan S. E.
ACTUAL TRAINING METHODS
FOR FORMING PROFESSIONAL SKILLS AND SKILLS OF ECONOMIST
Annotation
Purpose of article is to develop and introduce in educational process new forms and methods of training specialists in field of economics. Authors have developed and they are proposing interactive methods of teaching such as business games, trainings, case studies, and a round table in process of forming professional skills of students. Feature of interactive teaching methods is a high level of mutually directed activity of subjects of interaction, emotional, spiritual unification of participants. Use of proposed methods in learning process will allow students to identify themselves with training material, to join the studied situation, which will prompt them to take active action and accordingly motivate the formation of professional skills and skills of economists.
Keywords
Professional skills, interactive methods, educational process, training of specialists, economist, business game, chief accountant, accounting.
В настоящее время достаточно четко проявилась необходимость подготовки и формирования экономистов нового типа - специалистов с новым творческим
мышлением в сфере различных отраслей экономики, с развитыми познавательными и творческими подходами.
Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса по подготовке и переподготовке специалистов в экономических вузах. Одной из главных задач совершенствования системы вузовского образования является создание условий для самореализации и развития специалистов в области экономики с помощью инновационных форм и методов обучения [1].
В процессе обучения необходимо использовать, прежде всего, те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают такие интерактивные методы обучения, как дискуссия, деловые игры, тренинги, кейс-методы, мозговой штурм [2].
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между обучающимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом [3].
Методика исследования. В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим
из того, что интерактивное обучение -это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим - частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать [4].
Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции.
Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и реагировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников [5].
В ходе диалогового обучения слушатели учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы [6].
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех слушателей группы без исключения. Совмест-
ная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
В системе подготовки кадров сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и слушателей: пассивные методы; активные методы и интерактивные методы.
Пассивный метод - форма взаимодействия преподавателя и обучаемого, где преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а слушатели выступают в роли пассивных элементов, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со слушателями на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных или контрольных работ, тестирования.
Активный метод проведения занятий - это форма взаимодействия слушателей и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучаемые здесь не пассивные слушатели, а активные участники, специалисты и преподаватель находятся на равных правах.
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие слушателей не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности специалистов в процессе обучения.
Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между слушателем и преподавателем, между самими обучаемыми.
Результаты исследования. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы [7].
Интерактивное выступление как метод обучения предлагается использовать во время лекций посредством применения элементов диалога, задавая аудитории вопросы и получая ответы. Например, слушатели в роли главного бухгалтера рассказывают о своих действиях по организации документооборота на предприятии. Это вызывает интерес и привлекает внимание слушателей к исследуемой теме. При даче ответов слушатели используют имеющийся у них теоретический и практический опыт. Данная форма общения позволяет преподавателю и всей аудитории оценить способность специалистов адаптировать полученные знания и навыки в области экономики к конкретным условиям организации бухгалтерского учета экономического субъекта.
При проведении занятий эффективным методом обучения является проведение деловой игры. Это связано с тем, что деловая игра является одним из основных методов активного обучения, т. е. обучение через действие. В ней аккумулируются все существующие интерактивные методы обучения.
При обучении в деловой игре успешно реализуются такие педагогические функции, как: формирование у
специалистов представления о профессиональной деятельности в ее динамике; приобретение как профессионального, так и социального опыта, в том числе и опыта принятия решений; развитие профессионального теоретического и практического мышления.
В учебном процессе подготовки специалистов предлагаются следующие деловые игры: взаимодействие главных бухгалтеров (бухгалтеров) и менеджеров предприятия; взаимодействие непосредственных составителей отчетности и аудиторов; взаимодействие непосредственных составителей отчетности и программистов (представителей компаний, создающих программное обеспечение процесса учета и формирования отчетности) [8].
В первой игре интересными, на наш взгляд, сценариями будут такие, как подготовка пользователями информации вопросов по отчетности предприятия; разработка критических замечаний по формированию отчетности (с соответствующим обоснованием и примерами из практики); подготовка ответов составителей отчетности на эту критику [9].
Во второй игре можно предложить следующие сценарии: проверка аудиторами информации, использованной предприятием для установления справедливой стоимости объектов, выполнение требований стандартов в отношении раскрытия информации; правильность изменения учетной политики и отражение в отчетности этих изменений, выявление внутренними аудиторами методических ошибок, допущенных составителями отчетности, обсуждение этих ошибок и мер по их предупреждению с составителями отчетности; совместная разработка внутренними аудиторами и составителями отчетности предложений по установлению и изменению учетной политики предприятия; проверка внутренними аудиторами правильности вынесения составителями отчетности профессиональных суждений [10].
К сценариям третьей игры могут быть отнесены такие, как разработка требований составителями отчетности в отношении учета внутренних операций между компаниями группы; разработка программ для трансформации отчетности; предложения программистов по совершенствованию учетного процесса.
Использование в учебном процессе ролевых и имитационных игр предполагает распределение слушателей на подгруппы (4-5 человек) и выбор индивидуального варианта задания. Внутри каждой подгруппы «главный бухгалтер» назначается на «должность» преподавателем, распределение должностных обязанностей между «подчиненными бухгалтерами» - остальными участниками подгруппы осуществляется назначенным главным бухгалтером. Слушатели самостоятельно выполняют задания по исходным данным, разработанным к каждому заданию по изучаемым темам дисциплины [11].
В качестве наглядных пособий используются материалы налоговых проверок, графики документооборота, учетная политика и др. Для демонстрации наглядных пособий используются технические возможности компьютерных технологий. Использование наглядных пособий направлено на повышение эффективности проводимых занятий [12].
Правовой статус главного бухгалтера определен спецификой его трудовой деятельности. Должность главного бухгалтера относится к категории руководителей финансово-экономических и административных подразделений организации. В должностных обязанностях главного бухгалтера преобладают административно-управленческие функции: планирование, организация, координация и контроль процесса формирования документированной систематизированной информации в системе бухгалтерского учета, распределение обязанностей между работниками бухгалтерской службы, контроль исполне-
ния внутренних стандартов организации [13].
Административная деятельность главного бухгалтера организации реализуется посредством исполнения основных принципов управления: полномочия и ответственность. Полномочия главного бухгалтера в системе управления ресурсами экономического субъекта объективно определяют характер и границы его ответственности за организацию и ведение бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер участвует в разработке внутренних организационно-распорядительных стандартов организации, в том числе формирует учетную политику экономического субъекта, оценивает возможные последствия ее изменений и их влияние на дальнейшую деятельность организации. Профессионально разработанные правила документооборота обеспечивают опосредованное администрирование технологии принятия управленческих решений и контроля их реализации в организации [14].
Руководитель бухгалтерской
службы разрабатывает формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы внутренней бухгалтерской (финансовой) отчетности и технологию обработки учетной информации, составляет график документооборота экономического субъекта и организует делопроизводство в своей службе. Главный бухгалтер возглавляет работу по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта и пояснений к ней, обеспечивает представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки. Он уполномочен координировать действия работников бухгалтерской службы во взаимоотношениях с представителями внешней и внутренней среды экономического субъекта.
Главный бухгалтер определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской
службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах. Разделение труда предполагает дифференциацию и специализацию профессиональной деятельности бухгалтера в рамках организационной структуры бухгалтерской службы экономического субъекта [15]. Организационно-правовое положение работника учетно-экономической службы, его обязанности, права, ответственность и предъявляемые к нему квалификационные требования регламентируются в должностных инструкциях.
Главный бухгалтер разрабатывает должностные инструкции для каждого сегмента бухгалтерского дела в экономическом субъекте. К профессионально составленной инструкции предъявляются ключевые требования однозначности формулировок положений, их понимания и исполнения. Данный подход гарантирует возможность адекватного исполнения и обеспечивает контроль реализации требований всеми заинтересованными участниками. Этот административный инструментарий используется при анализе и оценке результатов работы экономического субъекта, определении причин допущенных отклонений и установлении виновных лиц. Конструктивное значение детализации и регламентации профессиональных полномочий бухгалтера, изложенных в инструкции, заключается в том, чтобы исключить возможность неисполнения приведенных в ней положений [16].
Сфера администрирования главного бухгалтера определяется диапазоном контроля руководителя за поведением и деятельностью подчиненных, их численностью и функциональными обязанностями исполнителей. Главный бухгалтер руководит профессионально компетентным коллективом людей с разными личностными характеристиками и темпераментом. Руководитель обязан объективно оценивать уровень профессиональных знаний и умений работников бух-
галтерской службы, планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации своих сотрудников.
Одним из самых популярных методов обучения и групповой работы на занятии является мозговой штурм. Мозговой штурм состоит из двух этапов. Целью первого этапа является предложение как можно большего количества вариантов ответов на поставленный вопрос. На данном этапе, как правило, не проводятся обсуждение, критика и оценка предложений. Второй этап заключается в обсуждении, классификации, отборе перспективных предложений [17]. Завершающим этапом подготовки специалистов является проведение круглого стола.
Основной целью проведения круглого стола является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Круглый стол целесообразно организовать следующим образом. Преподавателем формулируются вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему [18]. Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки. Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист). В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности. Основную часть круглого стола по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.
Тренинг - это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на до-
стижение наработки и развития требуемого навыка. Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого - это залог успеха деятельности всей группы. В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории, а другой - практическому обучению самой теории [19]. Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции.
Метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной профессиональной деятельности. При изучении конкретной ситуации и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоя-
тельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Результативность используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым студентом. Так как анализ конкретной ситуации -групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий [20]. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Это позволяет студентам развивать умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому специалисту, особенно в современной рыночной экономике. Особенностью метода является то, что, перенося условия проведения занятия на производство или предприятие, интерактивный метод не теряет своей актуальности.
Таким образом, интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности слушателей и преподавателя. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерак-
тивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.
Основные методические инновации в учебном процессе связаны сегодня с применением именно интерактивных форм и методов обучения. Интерактивные методы обучения нацелены на совместную образовательную деятельность при активном взаимодействии преподавателя и слушателей.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.
Библиографический список
1. Ивашкевич, В. Б. Новое в содержании и преподавании учетных дисциплин в экономических вузах и факультетах // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 5. - С. 366-367.
2. Kaspina, R. G., Plotnikova, L. A. Interactive form of training bachelors: case study and challenges // Procedia - Social and Behavioral Sciences // ERPA International Congress on Education. - 2014. -Vol. 152. - P. 278-283.
3. Плотникова, Л. А. Современные подходы к процессу обучения // Профессиональное образование: исторические традиции и современность : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. И. Абакарова. -Махачкала : Инноватика. 2016. - С. 50-54.
4. Маркарьян, С. Э., Снеткова, Т. А. Интерактивные формы и методы обучения в преподавании экономической дисциплины «Деловое администрирование в бухгалтерском учете»// Евразийское Научное Объединение. -2015. - № 7 (7). - Т. 1. - С. 71-73.
5. Lopukhova, N. V., Bezvidnaya, O. S. Way a student selects a specialisation in economic higher education institution //
ERPA international congress on education. -2014. - Vol. 152. - Р. 1087-1090.
6. Miroshnichenko, O., Gaivoron-skaya, Y., Samusenko, T. Competencebased approach in modern Juridical education experience of eastern Federal University // World Applied Sciences Journal. - 2014. -Vol. 30. - Iss. 1. - P. 4. - P. 116-119.
7. Виноградов, С. Учитель и карьера учеников // Обучение и карьера. -2006. - № 1.
8. Астраханцева, Е. А., Снетко-ва, Т. А. Значимость главного бухгалтера в обеспечении экономической безопасности предприятия // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. -№ 4. - С. 12-14
9. Kulikova, L. I., Grigoryeva, L. L., Gubaidullina, A. R. interrelation between professional judgment of accountant and the quality of financial reporting // Mediterranean Journal of Social Sciences. -2014. - Vol. 5 (24). - Р. 61-64.
10. Морданова, А. М., Гошуно-ва, А. В. Учетная политика как средство воздействия на финансовые результаты деятельности организации // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сб. науч. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. -Севастополь, 2017. - С. 365-367.
11. Маркарьян, С. Э., Снетко-ва, Т. А. Особенности организации бухгалтерского учета при нормировании труда учетного персонала // Казанский экономический вестник. - 2016. -№ 6 (26). - С. 124-129
12. Куликова, Л. И., Ветошки-на, Е. Ю. Организация участвует в судебном процессе: что должен знать бухгалтер // Бухгалтерский учет. - 2007. -№ 24. - С. 14-20.
13. Markaryan, S. E., Snetkova, T. A. Purpose and application peculiarities of management accounting in insurance companies // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - Iss. 153. -Р. 375-378.
14. Ивашкевич, В. Б. Управленческий учет как профессия // Международный бухгалтерский учет. - 2017. -№ 3 (417). - Т. 20. - С. 124-134.
15. Cnеткова, Т. А. Учетные аспекты стратегического развития страховой деятельности // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация : сб. трудов XVIII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. / отв. ред. Е. В. Злобин, Р. Т. Юлдашев. -Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. - Т. 2. - С. 172-175.
16. Куликова, Л. И. Реформирование бухгалтерского учета в современной России // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. - 2006. - № 3. - С. 8-11.
17. Курбиев, Б. А., Снеткова, Т. А. Учетно-аналитические аспекты планирования отложенных налогов // Казанская наука. - 2017. - № 5. - С. 64-66.
18. Нутфуллина, Д. И., Гошуно-ва, А. В., Мозафаров, А. Н., Коган, М. Е. Бухгалтерский учет в XXI веке // Экономический форум «Экономика в меняющемся мире» : сб. науч. ст. - М., 2017. - С. 39-42
19. Kulikova, L. I., Goshunova, A. V. Science of balance preparation: Substance and stages of development in Russia // Mediterranean Journal of Social Sciences. -2014. - Vol. 5 (24). - Р. 49-51.
20. Kulikova, L. I. Balance sheet as information model / A. G. Garyncev, G. M. Gafieva // Procedia Economics and Finance. - 2015. - № 24. - Р. 339-343.
Bobliographic list
1. Ivashkevich, V. B. New in content and teaching of accounting disciplines in economic universities and faculties // Audit and financial analysis. - 2010. - № 5. -Р. 366-367.
2. Kaspina, R. G., Plotnikova, L. A. Interactive form of training bachelors: case study and challenges // Procedia - Social and Behavioral Sciences. ERPA Interna-
tional Congress on Education. - 2014. -Vol. 152. - P. 278-283.
3. Plotnikova, L. A. Modern approaches to teaching and training of specialists in accounting // Vocational Education: historical tradition and the present: Materials of International scientific practical conf. / ed. by M. I. Abakarov. - Makhachkala : Innovation, 2016. - P. 50-54.
4. Markaryan, S. E., Snetkova, T. A. Interactive forms and methods of teaching in economic discipline «Business Administration in Accounting» // Eurasian Scientific Association. - 2015. - Iss.1. - № 7 (7). - P. 71-73.
5. Lopukhova N.V, Bezvidnaya O.S. Way a student selects a specialisation in economic higher education institution // ERPA international congress on education. -2014. - Vol.152. - P.1087-1090.
6. Miroshnichenko, O., Gaivor-onskaya, Y., Samusenko, T. Competence-based approach in modern Juridical education experience of Far Eastern Federal University // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 30. - Iss. 1. - P. 4. -P.116-119.
7. Vinogradov, S. Teacher and student career // Education and Career Journal. - 2006. - № 1.
8. Astrakhanceva, E. A., Snetko-va, T. A. Importance of chief accountant in providing economic security of enterprise // Review of Economy, Law and Sociology. -2016. - № 4. - P. 12-14.
9. Kulikova, L. I., Grigoryeva, L. L., Gubaidullina, A. R. Interrelation between professional judgment of accountant and quality of financial reporting // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2014. -Vol. 5 (24). - P. 61-64.
10. Mordanova, A. M., Goshuno-va, A. V. Accounting policy as a means of influencing the financial performance of the organization's activities // National economic systems in context of formation of global economic space : collection of scientific papers of III International Scientific and Practical Conference. - Sevastopol, 2017. - P. 365-367.
11. Markaryan, S. E., Snetkova, T. A. Features of accounting organization of labor norms on accounting personnel // Kazan economic vestnik. - 2016. - № 6 (26). -P.124-129.
12. Kulikova, L. I., Vetoshkina, E. Yu. Organization participates in legal process: what accountant should know // Accounting. -2007. - № 24. - P. 14-20.
13. Markaryan, S. E., Snetkova, T. A. Purpose and application peculiarities of management accounting in insurance companies // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - Iss. 153. -P. 375-378.
14. Ivashkevich, V. B. Management accounting as a profession // International accounting. - 2017. - № 3 (417). - Iss. 20. -P.124-134.
15. Snetkova, Т. А. Accounting aspects of strategic development of insurance activity // Insurance in system of financial services in Russia: place, problems, transformation: a collection of works of XVIII International Scientific and Practical Conference : in 2 vol. - Kostroma, 2017. -Vol. 2. - P. 172-175.
16. Kulikova, L. I. Reforming of accounting in modern Russia // Vestnik of Kazan State Financial and Economic Institute. - 2006. - № 3. - P. 8-11.
17. Kurbiev, B. A., Snetkova, T. A. Accounting and analytical aspects of planning for deferred taxes // Kazan Science. -2017. - № 5. - P. 64-66.
18. Nutfullina, D. I., Goshunova, A. V., Mozafarov, A. N., Kogan, M. E. Accounting in XXI century // Economic Forum «Economics in a Changing World» : collection of scientific articles. - M., 2017. -P. 39-42.
19. Kulikova, L. I., Goshunova, A. V. Science of balance preparation: Substance and stages of development in Russia // Mediterranean Journal of Social Sciences. -2014. - Vol. 5 (24). - P. 49-51.
20. Kulikova, L. I. Balance sheet as information model / A. G. Garyncev, G. M. Gafieva // Procedia Economics and Finance. - 2015. - № 24. - P. 339-343.