Научная статья на тему 'Теоретические аспекты выбора активных форм и интерактивных методов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей географии'

Теоретические аспекты выбора активных форм и интерактивных методов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF GEOGRAPHY / INFORMATION TECHNOLOGY / ACTIVE EDUCATION / INTERACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикина Ю. Ю.

В статье раскрываются методические особенности выбора активных форм организации занятий во время подготовки будущих учителей географии. Автор обосновывает актуальность обогащения формами и методами активизации мыслительной деятельности студентов в процессе преподавания географических дисциплин. Проводится анализ интерактивных методов организации лекционных и практических занятий с использованием информационных технологий для нового качества передачи и усвоения географами системы знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикина Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the methodological characteristics of the active forms of organization with the useof information technology in the preparation of the future teachers of geography. The author proves the relevance of geographers enrichment with the forms and methods of mental activity enhancing in the educational process. There is the analysis of interactive metods of lectures and practical organization with the use of information technology for the new transmission quality and acquiring the system of geographical knowledge and skills by students.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты выбора активных форм и интерактивных методов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей географии»

УДК 378.011.3 - 051:911: 044

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА АКТИВНЫХ ФОРМ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

THEORETICAL ASPECTS OF THE CHOICE OF ACTIVE FORMS AND INTERACTIVE METODS IN THE CONTEXT OF GEOGRAPHY TEACHERS'

PROFESSIONAL TRAINING

Ю.Ю. Чикина Yu.Yu. Chikina

Луганский университет имени Тараса Шевченко Lugansk Taras Shevchenko University

E-mail: juliya-julchik @mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются методические особенности выбора активных форм организации занятий во время подготовки будущих учителей географии. Автор обосновывает актуальность обогащения формами и методами активизации мыслительной деятельности студентов в процессе преподавания географических дисциплин. Проводится анализ интерактивных методов организации лекционных и практических занятий с использованием информационных технологий для нового качества передачи и усвоения географами системы знаний и умений.

Abstract. The article describes the methodological characteristics of the active forms of organization with the use of information technology in the preparation of the future teachers of geography. The author proves the relevance of geographers enrichment with the forms and methods of mental activity enhancing in the educational process. There is the analysis of interactive metods of lectures and practical organization with the use of information technology for the new transmission quality and acquiring the system of geographical knowledge and skills by students.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих учителей географии, информационные технологии, активное обучение, интерактивные методы.

Keywords: professional training of future teachers of geography, information technology, active education, interactive methods.

Введение

Сегодня изменения в высшем образовании предопределены направлением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы, необходимостью использования творческого потенциала будущих учителей для профессиональной деятельности в информационном обществе. При этом на первый план выходит необходимость перехода от традиционных форм и методов обучения к активным, поиск возможностей соединения теоретических знаний географов с их практическими потребностями. Поэтому при подготовке учителей географии стоит организовать преподавание в вузе физико- и экономико-географических дисциплин, с учетом наиболее оптимального взаимодействия преподавателей и студентов, где географы становятся активными участниками учебного процесса. Именно использование активных форм и интерактивных методов обучения позволяет направить внимание студентов не на изучение отдельных географических процессов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с различной информацией, формирование аргументированной позиции, развитие познавaтельной самостоятельности, интересa к изучению географических дисциплин, творческому подходу в обучении и будущей профессиональной деятельности. Это будет способствовать активности специалистов и создаст условия для самостоятельного овладения новыми знаниями [9, с. 141; 10, с. 205].

Необходимо отметить, что в современных условиях информатизации образования учебный процесс требует постоянного совершенствования. Мы считаем, что современный учитель географии должен:

- иметь профессиональную компетентность и мобильность;

- ориентироваться в использовании информационно-коммуникационных технологий;

- быть способным к постоянному поиску и обновлению знаний. Все это гарантировало бы реализацию способностей личности, подготовку специалистов к профессиональной деятельности в информационном обществе. Считаем, что современная ситуация в профессиональной подготовке учителей географии требует преобразования особенностей организации обучения в высшем учебном заведении.

Особенности использования активных форм и методов обучения в подготовке специалистов

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время является превалирующей в вузовской практике подготовка будущих учителей по традиционной системе. Необходимо отметить, что такая организация обучения нуждается в переориентировке ее с нацеленности от запоминание готовых знаний к формированию личностных качеств специалиста, умений творчески мыслить, применять знания в профессиональной деятельность в условиях информационного общества.

На наш взгляд, для повышения уровня эффективности, а также качества подготовки географов, необходима организация учебного процесса, когда в процессе приобретения знаний, умений и навыков важна активная позиция студентов. Это создает творческие условия в обучении и способствует самостоятельности в получении знаний по географическим дисциплинам. Необходимо отметить, что успех в достижении этой цели зависит от того, какие знания и как усваиваются будущими учителями географии:

- индивидуально или коллективно;

- опираясь на восприятие, внимание и память или на весь потенциал личности студента;

- при помощи репродуктивных или активных методов обучения [9, с. 144].

Обобщив разнообразные подходы к понятию «активное обучение», можем под ним понимать переход от алгоритмизированных, программных методов и форм организации учебного процесса к развивающим, исследовательским и проблемным.

Активное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, который направлен на разноплановую активизацию учебной деятельности географов с помощью комплексного использования дидактических и организационно-управленческих средств, а также различных методов активизации. Мы считаем, это будут способствовать появлению познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, творчеству в обучении. А значит, необходима организация процесса подготовки студентов-географов, при которой обеспечивается вынужденная активность студентов. Ей можно управлять, оценивать и сравнивать с активностью преподавателя [10, с. 206].

В исследовании мы исходили из того, что активные формы проведения занятий по географическим дисциплинам способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению и усвоению географических вопросов, активному взаимодействию студентов с преподавателем и обмену мнениями, направленными на поиск верного понимания предложенной проблемы и способов ее реализации. Именно в активной деятельности студенты приобретают профессиональные знания для будущей деятельности [3, с. 72]. Следует обратить внимание, что в основе активных методов лежит диалогичное общение, в процессе которого развиваются коммуникационные способности, умения решать проблемы коллективно.

Методы активизации мышления позволяют решить одновременно несколько учебно-организационных задач: подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; обеспечить активное участие в учебной работе всех без исключения географов; установить непрерывный контроль над процессом усвоения материала. Отметим, что активные формы и методы взаимосвязаны между собой. С их помощью можно создать определенный вид занятий, осуществлять активизацию образовательного процесса, что будет способствовать повышению его эффективности. На наш взгляд, в условиях развития информационного общества, в подготовке будущих учителей географии можно использовать как имитационные (деловая игра, «мозговая атака», «круглый стол», решение конкретных ситуаций, блиц-игры и др.) и неимитационные методы обучения для которых не характерны определенные модели [1, с. 23; 5, с. 265].

Было установлено, что активные формы проведения занятий по географическим дисциплинам имеют целый спектр методологических преимуществ перед традиционным обучением, которые основываются на активном общении всех студентов друг с другом и педагогом:

- полученные на занятии знания, как правило, поискового характера;

- активность географов на протяжении всего занятия с обязательной активизацией мышления;

- взаимодействие участников учебного процесса, который представлен как взаимосвязанные ситуации, происходит посредством прямых и обратных связей;

- при рассмотрении различных учебных ситуаций обязательна совместная творческая выработка решений;

- включение студентов в ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, именно при таком обучении студенты-географы активно участвуют в

процессе приобретения знаний, умений и навыков, выполняя проблемные и творческие задания. Среди положительных моментов данного процесса выступает значительная степень самостоятельности и инициативности, развития социальных навыков, сформированность умений получать знания и использовать их на практике.

Применение активных форм и методов обучения в процессе подготовки

студентов-географов

Внедрение интерактивных и активных методов - одно из важнейших направлений подготовки географов в современном вузе и обязательное условие реализации компетентностного и деятельностного подходов. В процессе преподавания физико- и экономико-географических дисциплин активные формы и методы, подкрепленные информационными технологиями в подготовке будущего учителя географии необходимо использовать:

- во время изучения и закрепления нового материала, что будет способствовать лучшему усвоению информации и даст возможность разностороннего рассмотрения географических процессов и явлений;

- во время проведения практических работ - как средство для поиска и изучения необходимого материала, отработки навыков и умений самостоятельного решения задания, с помощью использования программ PowerPoint, Corel, AdobePhotoshop и др.;

- во время проведения Интернет конференций для обмена идеями по актуальным темам (общие проекты и др.) [2, с. 70; 6, с. 52; 7, с. 127].

На наш взгляд, учебная деятельность будущих учителей географии будет тогда происходить эффективно, когда она обогащена формами и методами активизации мыслительной деятельности студентов с комплексным, оправданным и систематическим использованием информационных технологий [9, с. 143].

При подготовке будущих учителей географии применение активных форм и методов помогает преподавателям активизировать мышление студентов, тем самым, вынуждая их самостоятельно принимать эмоциональные, творческие и обоснованные решения, а также развивать партнерские отношения между собой. Использование активных форм и методов обучения повышает его результативность не за счет увеличения объема информации, а скорости ее переработки и глубины. Это приводит к активной дискуссии, а также эффективной деятельности будущих специалистов.

Основной акцент при подготовке географов следует делать на систематическом и комплексном использовании информационных технологий, которые соединены с активными формами и методами проведения лекционных занятий. Они необходимы для активизации познавательной деятельности студентов, а также развития творческой личности. Это помогло создать устойчивую схему учебного процесса при использовании традиционных и современных средств обучения, а также различных форм организации лекционных занятий, что способствует новому качеству передачи и усвоению будущими учителями географии системы знаний и умений.

Отметим, что это способствовало активной познавательной деятельности будущих географов, а также повышению мотивации для использования современных средств. Это приводит к развитию у студентов мыслительных и творческих способностей, формированию у них умений к самостоятельной познавательной деятельности, а также активной жизненной позиции в информационной среде. При подготовке будущих учителей географии комплексное использование различных средств информационных технологий позволило методически обогатить, индивидуализировать учебно-воспитательный процесс. Применение информационных технологий повысило результативность обучения, помогло всесторонне раскрыть познавательный потенциал специалистов и ориентировать его на творческую, совместную деятельность преподавателей и студентов.

Необходимо обратить внимание, что изменения следует внести в проведение практических занятий и организацию деятельности студентов. Это поможет развитию творческого мышления будущего учителя, будет способствовать усовершенствованию умения находить необходимую информацию, интерпретировать ее творчески и применять в конкретных условиях. Все это даст возможность формировать коммуникативные умения и обеспечить практическую подготовку географов к активной профессиональной деятельности в изменяющейся информационной среде [9; 10].

Применение активных форм и методов обучения, обогащение ими практических занятий по географическим дисциплинам, которые подкреплены комплексным использованием компьютеров, мультимедийных технологий и сети Интернет: во-первых, позволило

активизировать мышление студентов, во-вторых, помогло им в принятии творческих решений, в-третьих, способствовало активности в овладении материалом, в-четвертых, повысило эффективность деятельности географов. Это дало возможность будущим учителям географии получить практику в формулировании своей точки зрения, осмыслении системы аргументации, что превращает информацию в знания, а знания - в убеждения и взгляды.

Все это способствовало:

- развитию познавательных, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления;

- умению самостоятельно конструировать собственные знания и ориентироваться в информационной среде, работать в команде;

- созданию условий для развития личности каждого специалиста;

- повышению уровня самостоятельности, творческой активности и желания самосовершенствоваться.

Важно подчеркнуть необходимость организации учебного процесса в профессиональной подготовке учителей географии на более высоком качественном уровне с использованием информационных технологий при оптимальном взаимодействии преподавателей и студентов. Будущий географ должен стать активным участником в понимании важности полученных знаний, умений и возможностей эффективного использования различных средств в профессиональной деятельности. К активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения географическим материалом будущих учителей побуждают активные методы обучения. Это дает возможность направить внимание географов на овладение способами работы с географической информацией, а также развитие познавательной самостоятельности, интереса к изучению физико-, экономико-географических дисциплин [9; 10].

Использование интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке учителей географии

Суть интерактивных методов обучения, основывается на выполнении будущими учителями географии тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками необходимыми на занятии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в профессиональной подготовке географов, определялся целями и задачами образовательной программы, особенностями контингента, содержанием географических дисциплин и составлял не менее определенного процента от объема занятий [8, с. 14].

Заметим, что интерактивные методы, в сравнении с другими, направлены на взаимодействие студентов между собой и с педагогом, с преимущественной активностью географов в процессе обучения. Было установлено, что задачей преподавателя становится создание условий для инициативы будущих учителей: регулирование учебного процесса, общая его организация, контроль времени и порядка выполнения задания, консультирование и помощь.

Учебный процесс преподавания физико- и экономико-географических дисциплин был усовершенствован использованием интерактивных методов, с обязательным привлечением в работу всех студентов на занятии. Именно в такой работе идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В процессе подготовки будущих учителей географии была организована работа с различными источниками информации, использовалась проектная работа. Таким образом, интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности студентов в группе и включают обязательную обратную связь. Следует обратить внимание, что была создана открытая среда для общения с полным взаимодействием всех участников учебного процесса, равенством их аргументов, а также с возможностью взаимной оценки.

В современных условиях подготовки учителя географии акцент в проведении географических дисциплин можно сделать на использовании как игровых (деловая учебная игра), так и неигровых (анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, групповые дискуссии) интерактивных методов обучения [4, с. 12; 8, с. 25]. На наш взгляд, в процессе профессиональной подготовки учителей географии следует активно использовать следующие интерактивные методы обучения:

- интерактивная лекция, которая объединяет в себе элементы традиционной лекции и тренинговой игры. Однако такой формат лекции следует использовать в тех случаях, когда носителем информации является педагог (или другой эксперт) и когда время и другие информационные источники ограничены (проблемная лекция, лекция пресс-конференция, лекция вдвоем, лекция-дисскусия, лекция-беседа, лекция-провокация, лекция-визуализация, лекция-исследование и др.);

- ролевая игра применяется для решения комплексных задач в процессе усвоения нового материала и формирования общеучебных умений, закрепления и развития творческих

способностей будущих специалистов, а также дает возможность студентам понять и изучить материал с различных позиций;

- мозговой штурм позволяет найти решения предложенных проблем с помощью специальных правил обсуждения;

- анализ конкретных учебных ситуаций следует использовать для совершенствования навыков и получения опыта в решении различных проблем, а также осмысления основных акцентов, описанных в ситуации, для работы с предположениями и заключениями;

- метод дискуссии, как базовый среди интерактивных методов обучения, предполагает коллективное обсуждение проблемы, сопоставление различных позиций, идей, мнений и предложений и был включен в каждый из них как необходимая составляющая.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения в процессе преподавания физико- и экономико-географических дисциплин позволило сделать акцент не только на усвоении будущими учителями знаний, но и на развитии творческих и коммуникативных способностей.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что основным условием качественной и эффективной подготовки будущих учителей географии считаем обогащение географических дисциплин активными формами и интерактивными методами обучения. Более того, на современном этапе развития образования необходимым является комплексное, систематическое использование информационных технологий, подкрепленных активными формами и методами проведения занятий. Все это способствовало активизации мышления географов к принятию творческих решений, активности в овладении материалом, а также повышению эффективной деятельности будущих учителей географии. Использование на занятиях активных форм и интерактивных методов, подкрепленных информационными технологиями, способствовало развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей, критического мышления географов, формированию умений самостоятельно ориентироваться в информационной среде, работать в группе, создало условия для развития личности каждого студента, повысило уровень творческой активности и желания самосовершенствоваться.

Литература

Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М. : Высш. Шк., 1991. - 207 с.

Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - С. 92.

Зеер, Э.Ф. Инновации в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков. -Екатеринбург: РГППУ, 2007. - 368 с.

Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. № 7. - С.32.

Коленченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Коленченко. - СПб. : КАРО, 2006. -

С. 497.

Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Академия, 2007. - 176 с.

Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М. : Академия, 2007. - 368 с.

Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза / Е. А. Реутова. - Новосибирск : НГАУ, 2012. - 58 с.

Чикина, Ю.Ю. Особенности использования активных методов обучения с применением компьютерно-информационных технологий в процессе профессиональной подготовки учителей географии / Ю.Ю. Чикина // Научные ведомости Белгородского государственного университета: серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 26 (197). - С. 140 - 145.

Чикина, Ю.Ю. Особенности использования активных форм организации лекционных занятий с внедрением информационных технологий / Ю.Ю. Чикина // Научные ведомости Белгородского государственного университета: серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 27 (170). - С. 204 - 210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.