Научная статья на тему 'Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов в условиях целостного учебно-воспитательного процесса'

Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов в условиях целостного учебно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / INTEGRITY / MOTIVATION / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / DYNAMICS OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / SELF-IMPROVEMENT / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбаков Александр Михайлович, Чудина Елена Ефимовна

Показана учебно-познавательная деятельность будущих педагогов в целостном педагогическом процессе, обусловливающем динамику мотивации учебно-познавательной деятельности в виде последовательности этапов. Выделены и апробированы инвариантные условия, способствующие развитию мотивации учебно-познавательной деятельности будущих учителей. Показаны значимые мотивы учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки, определяющие особенности приемов, форм, методов организации занятий по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбаков Александр Михайлович, Чудина Елена Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the educational and cognitive activity of future teachers in a holistic educational process, determining the dynamics of motivation of educational and cognitive activity as the sequence of stages. The invariant conditions that favour the development of motivation of educational and cognitive activity of future teachers are marked and tested. The significant motives of educational and cognitive activity in the training process definingthe features of the techniques, forms, methods of pedagogy class organization are described in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов в условиях целостного учебно-воспитательного процесса»

А.М. БАЙБАКОВ, Е.Е. ЧУДИНА (Волгоград)

развитие мотивации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов в условиях целостного учебно-воспитательного процесса

Показана учебно-познавательная деятельность будущих педагогов в целостном педагогическом процессе, обусловливающем динамику мотивации учебно-познавательной деятельности в виде последовательности этапов. Выделены и апробированы инвариантные условия, способствующие развитию мотивации учебно-познавательной деятельности будущих учителей. Показаны значимые мотивы учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки, определяющие особенности приемов, форм, методов организации занятий по педагогике.

Ключевые слова: целостность, мотивация, учебно-познавательная деятельность, динамика мотивации учебно-познавательной деятельности, самосовершенствование, саморазвитие, профессиональный интерес.

Современная парадигма образования ориентируется на целостное развитие человека как активного субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей адаптации в быстроменяющемся мире (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев). Концепция непрерывного образования нацеливает на формирование у выпускников вузов стремления к приобретению знаний как способу жизни, воспитание постоянного стремления к приобретению новых знаний, овладение методологической и рефлексивной культурой, формирование личностных качеств, способствующих построению жизненной траектории и интеллектуального самосовершенствования.

Современная учебно-познавательная деятельность в профессиональном образовании направлена на выработку у студентов высокой мобильности, способности оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, самостоятельности в выборе сферы деятельности и принятии решения. Достижение таких результатов в целостном педагогическом процессе связано с познавательной активностью, в которой проявляется отношение студентов к содержанию, характеру учебно-позна-

О Байбаков А.М., Чудина Е.Е., 2017

кие науки -

вательной деятельности и стремление мобилизовать свои волевые усилия в условиях, формирующих устойчивые познавательные интересы и мотивы.

Мотивация учебно-познавательной деятельности будущих педагогов обеспечивает качество современного учебно-воспитательного процесса в вузе, ориентированное на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в результаты освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Однако при этом у незнания есть (может присутствовать) знание. Знание это - интуитивное, чувственное, субъективное, они могут «знать», но при этом не понимать (т.е. не могут объяснить), откуда им это известно, как отмечает А.Н. Максимов [5, с. 109]. Эта идея представляется нам значимой в восприятии «студента - будущего педагога» преподавателем. В этом восприятии преподавателю главное понять, что из этого «знания» значимо для студента.

Согласно выводам М.Н. Скаткина, мотивация относится к внутреннему аспекту познавательной активности личности и связана с потребностями, интересами, убеждениями. внешний аспект познавательной активности (цель, объект действия, результат) позволяет характеризовать уровни учебной деятельности (воспроизводящий, интерпретирующий, творческий). И.А. Боброва подчеркивает, что развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза включает в себя следующие особенности: создание положительного эмоционального отношения к познанию; организацию учебно-познавательной деятельности поискового, продуктивного характера, организованной таким образом, чтобы в ней возникала «ненасыщаемостъ» знаний [2].

Таким образом, более высокий уровень учебно-познавательной деятельности обусловливает необходимость актуализации у студента более широкого спектра мотивов в педагогическом процессе. Состояние этого спектра зависит от самого студента, но когда он непосредственно находится в педагогическом про-

известия вгпу

цессе, то их устойчивость связана с созданием условий достижения им позитивных результатов в своей познавательной деятельности. Необходимо также, чтобы содержание, формы и методы обучения компенсировали недостатки умений в осуществлении познавательной деятельности. Актуализация спектра мотивов студентов связана с субъективным переживанием успешности и эффективности реализуемых ими своих познавательных усилий.

Существенно важным с точки зрения поддержания высокого уровня мотивации учения у студентов является создание условий для достижения позитивных результатов в учебной деятельности. Для этого надо, чтобы структура, содержание, формы и методы обучения студентов компенсировали недостатки в уровне сформированности их учебной деятельности.

Опираясь на идею И.А. Бобровой о том, что уровень познавательной активности студентов определяется возможностью интеграции учебной информации в личный и профессиональный опыт индивида [2, с. 10], мы отмечаем, что целостность педагогического процесса, обусловливающего динамику мотивации учебно-познавательной деятельности, можно представить в виде обобщенной динамической модели ее этапов: от создания положительного эмоционального отношения к познанию через организацию (воспроизводящей, поисковой, творческой) деятельности к демонстрации преподавателем и осознанию студентами «ненасыщаемости» знаний. Целостность педагогического процесса сохраняется, если главное в начале активной деятельности - это желание студента решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить, а не вынужденность. целостность - это определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности, в его способе существования, в его специфическом качестве [4]. С учетом всего вышеизложенного мы выделили и апробировали инвариантные условия, способствующие развитию мотивации учебно-познавательной деятельности будущих учителей.

Профессиональный интерес - главный мотив активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Наша практика показывает, что студенты демонстрируют иронию и скепсис к таким ситуациям, если они надуманные, и не проявляют активность при обсуждении проблемы, которая к ним не имеет никакого отношения [1, с. 73]. И

наоборот, интерес резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые студентам приходилось встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Здесь познавательная активность будущего учителя обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта ее решения. Именно поэтому на лекциях и семинарских занятиях по педагогике изложение теоретических вопросов мы иллюстрируем примерами реального учебно-воспитательного процесса школы, отражающими различные аспекты современного урока, учебно-исследовательской, проектной деятельности, воспитательного взаимодействия. Использование системы методов и приемов организации учебной деятельности студентов направлено на выработку навыков критического оценивания различных методологических подходов, умения самооценки и самоанализа, приобретение опыта работы в команде, стимулирование систематической творческой работы по развитию компонентов профессиональной культуры будущего педагога.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности. однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется ударить в грязь лицом перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Как показывает наш опыт, состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Примерами являются деловая игра-вертушка «Система работы классного руководителя», игра-защита «Личная профессиональная позиция педагога», игра-дискуссия «Решение педагогических ситуаций», которые проводятся при изучении разделов «Теория воспитания», «Теория обучения», «Практическая педагогика». Такая организация занятий предполагает создание микрогрупп, каждая из которых предлагает собственный вариант решения проблемы в процессе состязания между микрогруппами и оценку выполнения задания по микрогруппам.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития как процесса качественного, целенаправленного сознательного изменения лич-

- педагогические науки -

спектр значимых мотивов учебно-познавательной деятельности будущих педагогов, соответствующий структурным компонентам познавательной активности студентов

Содержательно-операционный Эмоционально-волевой Рефлексивно-оценочный

Совпадение «своего» интереса с темой занятия Желание понять истоки «всеобъемлемости знаний учителя» Осознание непосредственности своего интереса

Потребность в высшем образовании Наличие в занятии «живого общения», «примеров из книг» Соотнесение внешней оценки со своей уверенностью

Соотнесение себя с профессиональной ролью Возможность на занятии привести «зарисовку своей школьной жизни» фиксация связи изученного материала с «жизнью»

Поиск ответов на «вопросы жизни» «Недосказанность преподавателем примера из практики (оставить специально на потом...) Открытость и регулярность рейтинга («себя показать, на других посмотреть»)

Призыв-девиз «Знание - сила» Отсутствие конфликтов на почве предвзятости Озвучивание «сильных сторон» студентов

Ощущение доверия, агитация тем, что можно выйти за рамки предмета (видение предмета в дальнейшем) Перевод сложного материала в простой через ассоциации (расшифровка «непонятных» заданий) Понимание своего уровня, места, роли в группе

Опора на чувство достоинства(превосходства) ТСО (мотивирует целостностью) Возможность задать «каверзные» вопросы

УМКД дает ориентир возможностей Соперничество в групповых заданиях Оказаться на практике и увидеть себя в другой обстановке

«Автомат» на экзамене - «раньше дома окажусь» Интерактивность на занятии (с постоянством состава микрогрупп) Требования к уровню знаний студентов согласуются со степенью владения предметом преподавателем и устоявшимися отношениями

Озвучивание и удержание требований и границ взаимодействия Строгость логики изложения лекции

Увлеченность преподавателя своим предметом

ностной сферы будущего педагога, что является неотъемлемым условием становления субъ-ектности участников педагогического взаимодействия (педагога и воспитанника) [7, с. 11]. любая познавательная игра побуждает своего участника к разнообразию учебных действий, непосредственно связанных с выполнением профессиональных задач предстоящей педагогической деятельности. В условиях реализации компетентностного подхода используемые педагогические технологии ориентированы на «эффективную коммуникацию и самостоятельность обучающихся» [3, с. 11]. Применение интерактивных форм в образовательной практике способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, дает возможность использовать разные формы деятельности обучающихся, переключать внимание на ключевые вопросы обсуждаемых тем.

Выполнение творческих заданий в процессе изучения педагогики может выглядеть следующим образом.

1. Установите соответствие между принципами обучения и русскими пословицами и поговорками. Творческое задание предла-

гается в процессе изучения раздела дидактики, способствует актуализации творческого потенциала будущего учителя, осмыслению сущности принципов дидактики, развивает познавательный интерес к проблемам современного процесса обучения.

2. Педагогическое эссе «Мой идеальный педагог» студенты выполняют в ходе изучения раздела «введение в педагогическую деятельность», показывают в эссе ключевые ценности педагогической профессии, отражающие собственные идеальные представления будущих педагогов о профессии и требования к ней.

3. разработка моральных дилемм с вопросами для обсуждения предлагается будущим педагогам в процессе изучения раздела «Теория воспитания». Такие задания способствуют активизации компонентов профессионально-личностного саморазвития будущего учителя в процессе педагогического взаимодействия.

Мы провели опрос 168 студентов 2-4-х курсов факультета естественно-научного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности и выявили значимые мотивы в их учебно-познавательной деятель-

известия вгпу

ности в процессе профессиональной подготовки, соответствующие этапам организации учебно-познавательной деятельности в развитии познавательной активности студентов.

Представление о мотивах будущих учителей на каждом этапе учебно-познавательной деятельности дает возможность с учетом выделенных условий отбирать приемы, формы, методы проведения занятий по разделам педагогики, которые в наибольшей мере способствуют активизации учебно-познавательной деятельности, вызывают интерес к содержанию занятия, осознанное участие будущих педагогов на занятии, своевременную предварительную подготовку с элементами микропреподавания, ориентированную на предстоящую педагогическую деятельность. Актуализация мотивов профессиональной деятельности и самореализации способствует формированию самооценки, определяющей осознание личностной значимости смысла деятельности будущего учителя [7, с. 12].

Таким образом, полученное знание о специфике спектра значимых мотивов учебно-познавательной деятельности будущих педагогов позволяет выстраивать целостный учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие познавательной активности будущих педагогов, заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в эффективности обучения.

Литература

1. Байбаков А.М., Головач М.В., Корочин-ская С.В. [и др.]. Сопровождение познавательной деятельности в целостном педагогическом процессе открытыми образовательными ресурсами: практический опыт реализации в школе // Тьюторские практики: от философии до технологии: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. 16-18 окт. 2012 г. Волгоград: Изд-во ВГАПК и ПРО, 2012. С. 70-77.

2. Боброва И.А. развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.

3. Ибрагимов Г.И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетент-ностного подхода // Инновации в образовании. 2011. № 4. С. 4-14.

4. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // целостный подход в учебно-воспитательном процессе: сб. науч. тр. Волгоград, 1984.

5. Максимов А.Н. Как не стать врагом своему ребенку. СПб.: Питер, 2014.

6. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.

7. Чудина Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед.

наук. Волгоград, 2002.

* * *

1. Bajbakov A.M., Golovach M.V., Korochin-skaja S.V. [i dr.]. Soprovozhdenie poznavatel'noj dejatel'nosti v celostnom pedagogicheskom processe otkrytymi obrazovatel'nymi resursami: prakticheskij opyt realizacii v shkole // T'jutorskie praktiki: ot filosofii do tehnologii: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 16-18 okt. 2012 g. Volgograd: Izd-vo VGAPK i PRO, 2012. S. 70-77.

2. Bobrova I.A. Razvitie poznavatel'noj aktivno-sti studentov v obrazovatel'nom processe pedagogiche-skogo vuza: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. SPb., 2008.

3. Ibragimov G.I. Innovacionnye tehnologii obuchenija v uslovijah realizacii kompetentnostnogo podhoda // Innovacii v obrazovanii. 2011. № 4. S. 4-14.

4. Il'in V.S. Celostnyj process formirovanija vse-storonne razvitoj garmonichnoj lichnosti, ego stroenie // Celostnyj podhod v uchebno-vospitatel'nom processe: sb. nauch. tr. Volgograd, 1984.

5. Maksimov A.N. Kak ne stat' vragom svoemu rebenku. SPb.: Piter, 2014.

6. Skatkin M.N. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja v obuchenii. M., 1965.

7. Chudina E.E. Didakticheskie uslovija stanov-lenija professional'no-lichnostnogo samorazvitija bu-dushhego uchitelja na nachal'nom jetape pedago-gicheskoj podgotovki v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2002.

Development of motivation of educational and cognitive activity of future teachers in conditions of holistic educational process

The article deals with the educational and cognitive activity of future teachers in a holistic educational process, determining the dynamics of motivation of educational and cognitive activity as the sequence of stages. The invariant conditions that favour the development of motivation of educational and cognitive activity of future teachers are marked and tested. The significant motives of educational and cognitive activity in the training process definingthe features of the techniques, forms, methods of pedagogy class organization are described in the article.

Key words: integrity, motivation, educational and cognitive activity, dynamics of motivation of educational and cognitive activity, self-improvement, self-development, professional interest.

(Статья поступила в редакцию 27.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.