ГРОШЕВА Е. П., ИСАЙКИН Д. Ю., КИРДЯШКИН И. В.
СТИМУЛ КАК КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования мотивации к учебной деятельности студентов через стимулирование их познавательной активности. Конкретизированы определения понятий «мотивация», «познавательная активность» и их компоненты. Выделены виды стимулирования и показана системная взаимосвязь между участниками процесса обучения.
Ключевы слова: мотивация, потребность, мотив, интерес, стимул, познавательная активность, учебная деятельность, внутренняя и внешняя активность.
GROSHEVA E. P., ISAIKIN D. Y., KIRDYASHKIN I. V.
INCENTIVE AS A COMPONENT OF UNIVERSITY STUDENTS MOTIVATION FOR LEARNING Abstract. The article considers the ways of motivating university students for learning by stimulating their cognitive activity. The authors clarify the definitions of motivation, cognitive activity and their components. The types of cognitive activity stimulation are presented and the relationship between the participants of the learning process are demonstrated.
Keywords: motivation, need, motive, interest, incentive, cognitive activity, learning activity, internal and external activity.
Основное требование рыночной экономики - конкурентоспособность. Это требование относится к субъектам деятельности: государству, предприятию, личности. Личностное профессиональное становление субъекта деятельности зависит от обладания им совокупностью существенных отличительных признаков, к которым можно отнести компетентность в профессии и в инновационной деятельности. Основой такого становления является образование, главным компонентом которого выступает обучение. Важно, когда студенты заинтересованы в процессе и результатах своего обучения, а достойными они будут только в том случае, если присутствует сознательная целевая установка и сформированая мотивация к обучению. В связи с этим мотивацию к учебной деятельности мы рассматриваем как необходимый элемент системы обучения, управляющий прогрессивными изменениями в подготовке студентов к профессиональной деятельности. Однако организующей и управляющей процессом обучения остается роль педагога. Чтобы все этапы процесса обучения с использованием форм, подходов, технологий и методов оказались действенными, ему необходимо начинать с формирования мотивации студентов к обучению. Одним из
побуждающих к любой деятельности факторов считается стимулирование. Влияние педагогического стимулирования на формирование мотивации студентов к обучению первыми из отечественных ученых стали изучать Л. Ю. Гордин [3], 3. И. Равкин [8], Г. И. Щукина [10]. Применение стимулирования как элемента системы современного обучения, влияющего на развитие потребностно-мотивационной сферы, исследовались Ю. К. Бабанским [1], А. Н. Леонтьевым [5], В. Г. Пряниковой [6], М. Г. Яновской [7] и др.
В связи с вышесказанным, человеческую деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Основными характеристиками любого вида деятельности (общения, игры, учения, труда) являются мотивация, цель, предмет, структура, средства; психическими ее компонентами -восприятие, внимание, воображение, память, речь; автоматизированными компонентами -умения, навыки, привычки [4]. Деятельность начинается с мотивации к ней, которая имеет определяющее значение и играет решающую роль в преодолении инертности субъектов, ее выполняющих. Определим мотивацию к учебной деятельности как совокупность побуждений, вызывающую активность субъекта обучения в процессе получения образования.
Взаимосвязанные элементы такой совокупности можно представить потребностью, побуждающей к целенаправленной деятельности, ее удовлетворяющей; мотивом, объясняющим причину выбора направленности поведения, преобразующей деятельности и интересом, как побудительным механизмом познания и деятельности, подталкивающим данного субъекта к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере действительности, объясняющимся субъективными переживаниями и установками в поведении, стимулом - сознательным воздействием на деятельность. Но сложность заключается в формировании мотивации у современных студентов к учебной деятельности.
Если для учеников начальной школы потребность проявляется в форме желания общения со сверстниками, мотивом может служить одобрение родителей и учителей, более интересными предметами оказываются те, на которых позволительно поиграть, стимулом выступает похвала и «заработанный» подарок. И здесь важно соблюсти баланс, не допустить крен в какую-либо сторону.
У учащихся средней школы появляется соревновательная потребность, желание превзойти своих одноклассников, мотивом может служить понимание, чаще внушаемое родителями, что среднее образование открывает дорогу к дальнейшему выбору профессии, социальному и профессиональному становлению. Интерес к урокам определяется часто личностью преподавателя, стимулом может служить разрешение желаемого общения с
ровесниками, получения в подарок новой модной вещи. В таком случае существует опасность, что при неудачах у школьника может развиться комплекс неполноценности, это может привести к нежеланию получать знания. Важным становится доведение до сознания подростка, что не важно стать лучше кого-то, важно каждый день становиться лучше и образованнее себя вчерашнего.
Со студентами все иначе. Они уже не дети и не испытывают татального контроля со стороны взрослых, получая некую свободу, но еще и не взрослые люди, за которыми стоит ответственность не только за себя, но и окружающих. И следует осозновать, что полученная свобода не есть вседозволенность, а есть свобода выбора собственного пути развития. Развитие происходит в процессе деятельности для достижения поставленной цели. Осуществить деятельность и достичь цели можно имея мотивацию к этой деятельности. Компоненты мотивации к учебной деятельности студентов должны выглядеть так: потребность в совершенствовании и самореализации, мотив в обеспечении конкурентоспособности на рынке труда, интерес в знаниях, полученных в результате собственной исследовательской, поисковой, творческой учебной и профессиональной деятельности, стимул в виде повышенной или специальной стипендии, уважения и вознаграждение за участие и победу в конкурсах, олимпиадах и т. п. Формирование мотивации - взаимное развитие субъектов деятельности (учебной, трудовой) и среды, их окружающей. Педагоги в своих исследованиях и непосредственной учебной деятельности разрабатывают и применяют различные способы и средства, положительно действующие на формирование мотивации.
Если мотивация студентов к учебной деятельности - это совокупность побуждений внутренних (потребности, мотива, интереса) и внешних (стимулов), то предлагаемые исследования посвящены внешним побуждениям к учебной деятельности через стимулирование педагогом познавательной активности. Познавательная активность учащихся выступает важным условием достижения цели обучения. Она основана на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового, является свидетельством правильной организации учебного процесса, а ее отсутствие - показателем серьезных недостатков в организации обучения [1].
В педагогической литературе можно встретить различные определения сущности познавательной активности. Она рассматривается как готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях предметам и явлениям (Л.П. Аристова [5]), как волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности (Р.А. Низамов [6]), как проявление потребности жизненных сил обучаемого (Г.И. Щукина [10]), как качество
деятельности, в котором проявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей (Т.И. Шамова [9]) .
Активность может выражаться физическими действиями в процессе учебного труда, когда соединяются активность мысли с активностью рук; активность глазодвигательная и познавательная управляют процессом решения наглядной мыслительной задачи. Но активностью может быть и молчаливое сосредоточение на своих мыслях, или наблюдение за демонстрируемым опытом, несмотря на отсутствие внешних проявлений активности со стороны учащегося. Активность субъекта проявляется внешне и внутренне. Внешняя активность легко определяется по внешним признакам - студент пишет, выполняет практические задания или, имея сосредоточенный вид, внимательно изучает демонстрируемый преподавателем объект, но его внутренняя активность может быть направлена при этом на совершенно посторонние вопросы. Поэтому, активизируя познавательную активность студентов, важно задействовать как внешнюю, так и внутреннюю его активность.
Содержание темы изучаемой дисциплины будет усваиваться, а не просто восприниматься как информация при условии проявления студентами внутренней и внешней активности, для чего необходимы мобилизация умственных способностей, активизация мышления, сосредоточение на главном, операционная последовательность выполнения мыслительных действий - анализа, синтеза, сравнения, обобщения; проявление интереса к изучаемой теме, разрешаемой учебной проблеме и потребности в ее разрешении, направленность внутренней и внешней активности на понимание изучаемого материала. Результативность учебной деятельности студентов во многом зависит от условий для проявления их активности. Если их учебная деятельность организована на основе использования информационных методов изложения содержания дисциплин, подробных инструкции и указаний для выполнения лабораторно-практических работ, готовых способов решения учебных задач с требованием правильного выполнения этапов решения по известному алгоритму и точного запоминания изучаемой информации, то будут развиваются только репродуктивные способности, позволяющие студентам осуществлять исполнительскую деятельность, но не творческую.
Творчество - это такой уровень развития субъекта, который предполагает рефлексию собственных действий. Творческая активность, как правило, результативна. Ее результатом является овладение необходимой информацией, преобразование ее в формы (новые знания, новые идеи, новые приемы и методы преодоления затруднений, решения проблем), обеспечивающие развитие субъекта. Посредством творческой деятельности личность
получает возможность проявления своей индивидуальности как закономерности и необходимости ее становления и развития. Таким образом, обнаружение и осознание субъектом новой потребности является поводом осуществления творческой активности. Условия для проявления и развития творческих способностей, творческой активности создать сложнее, но тем важнее возможность получения результата. И здесь значимая роль отводится стимулированию [2].
Стимулирование студентов к учебной деятельности - это совокупность методов, средств, применяемых руководством и преподавателями вуза, влияющая на создание благоприятной среды для процесса обучения. Педагогические условия стимулирования учебной деятельности студентов надо строить с включением в него личностного подхода (выявление и учет индивидуально-психологических особенностей личности студента); организации позитивной эмоциональной атмосферы в процессе обучения, снимающей психологическую инерцию; активных и интерактивных субъект-субъектных отношений; комплекса активизирующих педагогических стимулов. Стимулирование познавательной активности представляет собой целенаправленное внешнее влияние на формирование мотивации студентов к учебной деятельности. посредством специально подобранных педагогом стимулов с целью преобразования педагогического воздействия в активное взаимодействие.
Стимулы можно разделить на несколько видов: 1) стимулы оценивания на основе рефлексии студентами своих действий; 2) стимулы эмоционального настроя на восприятие учебной информации и сотрудничество; 2) стимулы проблемного обучения и активизации учебной деятельности; 3) стимулы проявления творчества в ходе выполняемой деятельности.
К стимулирующим побуждениям можно отнести метод рейтингования когда для диагностики результатов обучения используются не просто оценки, например по пяти-бальной шкале, но и балы рейтинговых шкале В этом случае студент зарабатывает своей учебной деятельностью не просто оценку, а определенное количество балов, соответствующее уровню его подготовки. Высшие строчки врейтинге поднимают авторит студента в глазах окружающих, повышают его самооценку. Высокие результаты мотивируют к дальнейшему совершенствованию.
Ориентация на результат стимулирует учебную деятельность. Для некоторых студентов оценка их учебной деятельности не является важной. Для других, наоборот, оценка - самоцель, они прикладывают значительные усилия для получения хорошей оценки. В этом смысле лучшим решением будут безоценочные технологии диагностики успеваемости, например, такие шкалы, с помощью которых студенты сами смогли бы определить уровень своего развития и профессиональной подготовки. Настрой на будущий результат,
сформированность необходимых для овладения профессией компетенций, развитие личностных качеств должны служить мерилом успеваемости. Перечень требований предприятий, компетенций по ФГОС, основные определения, объясняющие компоненты компетентности должны быть доступны студентам и понимаемы ими.
Различные виды поощрения. Наряду с давно существовавшими такими видами поощрения как: вручение почетных грамот на общих собраниях, объявление благодарности, создание доски почёта, возникли новые: денежные вознаграждения, различные грант, которые стали стимулом, своего рода способами поддержания материального положения. Потребности человека в самореализации, его амбициозность, самолюбие в хорошем смысле этих слов, направленные на поощряемый результат, могут служить также хорошим стимулом для активизации студентов в учебной деятельности.
Одобрение - один из самых действенных способов стимулирования. Его применение приводит к осуществлению чувства уверенности в себе, в своих способностях, в правильности своего выбора, в своем будущем, снимает психологическое напряжение и выступает гарантом некоторого равновесия.
Способ стимулирования к деятельности личным примером - один из самых действенных. Педагог, увлеченный своим предметом, передает положительный эмоциональный настрой своим студентам. Обладать педагогическими способностями любить студентов, постоянно иметь желание совершенствоваться, искать новую информацию и делиться ею; быть новатором и инноватором - разрабатывать новые методы и технологии обучения, основанные на студентоцентрированности, гуманистических идеях, творчестве; применять современную технику и технологии как средства обучения и т. д. - это далеко не все, что позволит педагогу вести за собой студентов.
Расширение функциональных обязанностей студентов, т.е. возможность проявить себя в той области, которая им более близка. Применяются такие методы обучения как: 1) «изучение через обучение», когда студент готовит и представляет к изучению тему, соответствующую содержанию изучаемой дисциплины, позволяет дополнительно узнать себя, свои способности, в том числе педагогические, коммуникативные, продемонстрировать их; 2) ролевые деловые игры, когда студент имеет возможность взглянуть на изучаемый материал с точки зрения «занимаемой» должности и заинтересоваться им; 3) активные и интерактивные методы обучения, позволяющие студентам почувствовать себя партнерами в команде, выделяющей и решающей проблемы.
Использование проблемного обучения с целью создания условий для формирования мотивации к учебной деятельности через стимулирование познавательной активности. Это могут быть проблемные лекции, проблемные практические задания, научно-
исследовательские и прикладные исследования и т. п. Проблемное обучение позволяет развивать различные способности: логические и творческие, научно-исследовательские и прикладные исследовательские, позволяющие освоить методы постановки задач к разрешению, информационного поиска, анализа и использования информации, трансформирования информации в знания и применения знаний в деятельности. Кроме того, проблемное обучение способствует плавному переходу от решения учебных проблем к решению проблем научных или прикладных и как следствие - формированию положительного отношения к процессу обучения.
Если рассматривать систему обучения как совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенную для выполнения определенных функций, то ее элементами можно считать субъекты учебной деятельности - педагогов, студентов, инфраструктуру учебного заведения, ее обеспечивающую, и объекты учебной (и в целом образовательной) деятельности -высокообразованных выпускников, компетентных в инновационной профессиональной деятельности, которые также являются целью образовательного процесса. Чтобы система была работоспособной, все ее элементы должны эффективно работать и взаимосвязано действовать для достижения цели. Стимулирование выступает как ресурс педагога, способствует формированию мотивации к учебной деятельности у студентов, что развивает их познавательную активность. При этом привлекаются ресурсы самого обучающегося -потенциальные и специфические способности, навыки самоорганизации, самовоспитания, самообучения, самореализации.
Итак, стимулирование учебной деятельности студентов необходимо, при этом важно сохранить направленность на творческую личность, обладающую компетентностью профессиональной, компетентностью в инновационной деятельности, нравственным сознанием, широким кругозором, что обеспечит каждому из них конкурентоспособность в условиях современного рынка труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю. К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Советская педагогика. - 1980. - № 3. - С. 99-106.
2. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч. Том 3. - М., 1984. - С. 2930.
3. Гордин Л. Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования. - // Советская педагогика. - № 12. - 1979. - С. 72-79.
4. Грошева Е. П., Наумкин Н. И., Кондратьева Г. А. Особенности проектирования и проведения педагогической практики магистрантов // Международный журнал
экспериментального образования. - № 11 (часть 2). - 2015. - С. 169-172 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.expeducation.ru/ru.
5. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Купряшкин В. Ф. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности в процессе обучения техническому творчеству / под ред. П. В. Сенина, Ю. Л. Хотунцева; Моск. пед. гос. ун-т. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 120 с.
6. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Шекшаева Н. Н., Купряшкин В. Ф., Панюшкина Е. Н. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического практического обучения этой деятельности. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2014. - 140 с.
7. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Шекшаева Н. Н., Купряшкин В. Ф., Панюшкина Е. Н. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности // Международный журнал экспериментального обучения. -№ 5 (ч. 1). - 2015. - С. 206-207 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.expeducation.ru.
8. Равкин З. И. Стимулирование как педагогический процесс // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы / под ред. 3. И. Равкина. - Йошкар-Ола: МГПИ, 1972. - 121 с.
9. Шамова Т. И. Активизация обучения студентов. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
10. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
- М.: Просвещение, 1989. - 160 с.